Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИЛОСОВСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ КАК ОСНОВА АТЕИЗМА ДИДРО



Введение

В современной идеологической борьбе особое место занимает религия. Современные богословы и буржуазные религиоведы пытаются обосновать тезис, что не свободомыслие, а именно религия играла решающую роль в истории духовной культуры тех или иных народов. В этих попытках заложена цель доказать, что марксистско-ленинский атеизм не имеет исторических оснований и, следовательно, теоретически не состоятелен. На самом деле, как раз атеистическая традиция создала и питает среду дня прогрессивных социальных теорий и общественных движений.

Обращение к атеистическому наследию прошлого способствует укреплению наших идейных позиций, позволяет актуализировать тот огромный исторический опыт, который накопила философия. Решая эту задачу марксистско-ленинский атеизм вносит свой особый вклад в разрешение проблем, выдвинутых на передний план практикой коммунистического строительства и развития науки. Без обращения к историческому опыту, без четких представлений о том, как ставились и обсуждались в конкретных исторических условиях философско-атеистические проблемы, динамике философско-атеистической мысли и истоках современных философско-атеистических идей нельзя крепить ту связь философии и жизни, на принципиальную значимость которой указывает ХХYIIсъезд КПСС[1].

В связи с этим научный анализ критики религии в творчестве крупного мыслителя и общественного деятеля, пламенного пропагандиста атеизма Дени Дидро является важным и актуальным. Философское, публицистическое и литературно-художественное наследие мыслителя в силу богатства его идейного содержания, многоплановости рассматриваемых проблем, широты охвата и глубины их исследования содержит огромный атеистический потенциал, который может эффективно служить делу борьбы с религиозными пережитками в сознании людей, формированию научно-материалистического мировоззрения. В этом смысле ленинское указание изучать, издавать ииспользовать бойкую, живую, талантливую, остроумно иоткрыто нападающую на господствующую поповщину публицистику старше атеистов ХYIII[2] века в полной мере относится к атеистическому наследию Дани Дидро.

Принятые в нашей, философской литературе оценки материализма ХYIII века зачастую излишне акцентируют внимание на метафизическом характере этого философского течения и, таким образом, упускают из поля зрения положение классиков марксизма о том, что " французское Просвещение ХYIII века и в особенности французский материализм были борьбой не только против существующих политических учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но и открытой, ясно выраженной борьбой против метафизики ХYIII века и против всякой метафизики, особенно против метафизики Декарта, Мальбранша, Спинозы и Лейбница" [3].

Первыми научно обоснованную оценку философии французских ма­териалистов ХYIII века дали К.Маркс и Ф.Энгельс, которые отметили, что развитие капитализма и его идеологии в этот исторический период шло по восходящей линии, рассматривали материализм ХYIII века как определенный этап в борьбе против религиозно-феодального мировоззрения.

Учение В.И.Ленина о диалектическом характере исторического развития познания и науки позволило по-новому взглянуть на разные формы материализма. В.И.Ленин подчеркивал, что французский материализм является важным этапом в развитии человеческой мысли[4]. По его определению, материалистические идеи развивались от материализма Дидро, Гольбаха, Гельвеция к материализму Фейербаха и от него к диалектическому материализму Маркса иЭнгельса.

В работе " От какого наследства мы отказываемся? " В.И.Ленин, критикуя субъективно-идеалистические взгляды на наследие прошлого, сравнивал теоретическое наследие русских просветителей 40-60-х годов XIX века с наследием французских просветителей ХYIII века[5]. «В течение всей новейшей истории Европы, иособенно в конце ХYIII века, во Франции, - отмечал В.И.Ленин, - … материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т.п.»[6]. В.И.Ленин раскрыл историческую взаимосвязь французского материализма ХYIII века с диалектическим материализмом Маркса и Энгельса[7]. Этот анализ В.И.Ленина ив современных условиях имеет важное методологическое значение для изучения теоретического и атеистического наследия французских материалистов ХYIII века и его оценки на современном этапе идеологической борьбы.

Исходя из сформулированных классиками марксизма-ленинизма методологических оснований, касающихся анализа и оценки философии французского материализма вообще и Д.Дидро как одного из наиболее ярких представителей этого философского течения в частности, а также принимая во внимание результаты исследований философии французского материализма, осуществленных советскими философами за последние годы, в настоящей диссертации анализируется философское наследие Д.Дидро в том его аспекте, который относится к критике религии и церкви.

Дени Дидро был центральной фигурой философской и антирелигиозной мысли ХYIII века во Франции. Его сочинения — наиболее яркое и последовательное выражение Философских, атеистических и эстетических идей всего французского материализма. Материалистические идеи Дидро, его аргументы против религии и идеализма бескомпромиссны и актуальны в современной идеологической борьбе. Отмечая положительное значение воззрений и деятельности Дидро, Ф. Энгельс писал: " Если кто-нибудь посвятил всю свою жизнь " служению истине иправу" — в хорошем смысле этих слов — то таким человеком был, например, Дидро" [8].

Для марксистов борьба против буржуазной идеологии подчинена общим законам борьбы за освобождение трудящихся от социального и духовного гнета Наследие Дидро необходимо рассматривать в тесной связи с задачами» стоящими перед человечеством в каждую конкретную эпоху. Кроме того, в условиях современной идеологической борьбы изучение теоретического наследия Дидро представляет не только научный, но и практический интерес (что может служить еще одним свидетельством актуальности темы диссертации).

В работах по истории материализма иатеизма таких буржуазных авторов, как Ф.Ланге, Ф.Маутнер, Ф.Фагэ, Ф.Рокэн, П.Ланфрей» К.Ро~ зенкранц, Г.Леравинье, философия французских материалистов подвергнута фальсификации и искажениям. Ф.Фагэ, например, утверждал, что " французская философия ХYIII века, откровенно говоря, довольно слабая, находилась до некоторой степени в подчинении философии английской" [9]. К.Розенкранц обвинял Дидро в агностицизме[10]. Идеологи буржуазии пытались завуалировать и даже отрицать атеизм Дидро[11].П.Ланфрей, извращая мировоззрение Дидро и его единомышленников, утверждал, что французские материалисты продолжали и развивали христианскую мораль, что между моралью, проповедуемой христианской церковью и моралью французских материалистов нет противоречий, а наоборот, имеется связь и гармония[12].

Из прогрессивных зарубежных авторов необходимо отметить работу Люка, посвященную Дидро. Оценивая материализм Дидро он писал: " Вселенная Дидро является миром без бога" [13]. Однако не верна его мысль, что советский философ И.К.Луппол преувеличивал атеизм Дидро[14]. Положительное значение имеет работа Сигети Й., написанная на основе марксистского научного метода[15].

Степень разработанности темы. Советские исследователи А.А.Акимова, Т.Э.Барская, В.Н. Богуславский, В.П.Волгин, Л.К.Гришанов, А.Деборин, Т.В.Длугач, А.В.Залманович, И.А.Казарин, В.Н.Кузнецов, Г.С.Кучеренко, Х.Н.Момджян, И.С.Нарский, Г.М.Лившиц, И.К. Луппол, Ю.П.Францев, К.Е.Ям[16] и другие внесли значительный вклад в раскрытие сущности французского материализма иатеизма ХYIII века, в разработку принципов исследования. Работы этих авторов в определенной мере способствовали освещению интересующих нас вопросов. Атеистическим взглядам Дидро уделяет внимание Г.С.Исмагилов в своей диссертации " Атеизм французских материалистов ХYIII века". Однако он в общих чертах показал место и историческое значение атеизма мыслителя.

В отечественной литературе накоплен ценный опыт марксистского подхода к анализу развития французского материализма и атеизма. Основное здесь состоит в следующем. Развитие материалистической Философии ХYIII века в первую очередь было обусловлено социально-экономическими условиями западноевропейского общества. Характерная закономерность философского развития ХYIII века — борьба материализма и идеализма как основных направлений в философии. Однако философское развитие ХYIII века не следует понимать как самостоятельное развертывание двух параллельных линий — материализма иидеализма с тенденцией направленности последнего в сторону религии. Философское развитие — процесс сложный, противоречивый, но единый. Возникновение материализма и атеизма ХYIII века было обусловлено кризисом феодального общества, новыми общественно-экономическими и идеологическими потребностями утверждающейся буржуазии. Материализм и атеизм в идейном плане явились частичным итогом и продолжением предшествующего философского развития. Материализм и атеизм ХYIII века должны рассматриваться как историческое звено в общей цепи развивающихся Форм мировоззрения, как звено, исторически обусловленное и ограниченное.

Несмотря на значительные успехи в выяснении происхождения и сущности материализма и атеизма ХYIII века, в отечественной литературе почти нет исследований, посвященных собственно гносеологическим, психологическим и историческим корням религиозных верований в представлении Дидро. В оригинальной работе В.Н.Кузнецова (Французский материализм ХYIII века. – М., 1981) содержится много интересных наблюдений по поводу становления идеологии французского материализма, ее истоков. Но при этом главная задача автора состояла в том, чтобы показать формирование материалистической философии ХYIII века, обобщить представления французских материалистов о природе, их концепции сознания, понимания человека и общества. Не выделяются вопросы критики религии и атеизма во французском материализме, не рассматривается проблема собственно психологических, исторических и гносеологических корней религиозных верований в трудах Дидро[17]. В монографии Х.Н.Момджяна (Французское Просвещение ХYIII века: Очерки. – М., 1983) особое внимание уделяется радикальному философскому направлению во французском просветительстве — материализму и атеизму, показана роль французского материализма ХYIII века в идейной подготовке утопического социализма и коммунизма XIX столетия[18]. В книге Т.Б.Длугач (Дидро. - М., 1986) рассматриваются взгляды Дидро на природу, познание, общество, его этические и эстетические воззрения[19]. Представляет интерес работа польского ученого М.Скжипека (Дидро. - Варшава, 1982)[20], в которой анализируются социально-политические и идеологические предпосылки философии Дидро.

Анализ существующей литературы о Дидро показывает» что наиболее полно исследованы философско-материалистические взгляды и гораздо меньше — атеистические воззрения философа. Можно утверждать, что в советской философско-атеистической литературе наблюдается тенденция к рассмотрению философских аспектов критики религии в произведениях Дидро. Все же в этой проблематике есть вопросы, нуждающиеся в уточнении и дальнейшем изучении. Еще недостаточно раскрыта связь философского наследия Дидро, его атеистических идей с системой политических, нравственных и эстетических потребностей французского общества накануне буржуазной революции ХYIII века.

Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является попытка реконструкций системы атеистических воззрений, базирующихся на философском материализме и раскрывающей корни религиозных верований и реакционную социальную роль религии и церкви.

Главная задала состоит в том, чтобы в исследовании уделить больше внимания анализу и разбору собственно атеистического учений Дидро, показать значение научно-атеистических воззрений в системе мировоззрения философа, обратив особое внимание на выявление характерных особенностей и своеобразия атеизма мыслителя, на антирелигиозный характер его философской системы в целом, на раскрытие сути тех атеистических положений, которые логически вытекают из материалистического учения философа. Все это позволяет по-новому взглянуть на атеистическое наследие Дидро.

Осуществление главной задачи достигается посредством решения ряда конкретных задач:

- на основе анализа произведений Дидро, имеющейся критической литературы уточняется философские предпосылки формирования и развития мировоззрения Дидро, характеризуется его атеистическая система взглядов, выявляется то ценное и прогрессивное, что содержат его материалистические, атеистические, этические социально-политические взгляды, показывается значение духовного наследия Дидро в борьбе против современной буржуазной идеологии и клерикализма;

- выясняется, как особенности общефилософских взглядов мыслителя влияли на становление его атеистической позиции;

- раскрывается богатство идейного содержания атеистического наследия, суть его суждений по важнейшим проблемам религиоведения;

- показывается воинствующий характер атеизма Дидро, гуманистическая направленность, органическая связь борьбы философа против религии и церкви с борьбой за освобождение народных масс от политического и социально-экономического угнетения;

- показывается актуальность многих положений и выводов, оценок Дидро по вопросам религии и атеизма для современного этапа атеистического воспитания, борьбы с религиозной идеологией;

- вскрывается духовная связь атеизма французского мыслителя с нашим временем, его теоретическая значимость для современности.

Теоретико-методологическая и источниковедческая база исследования. Теоретической базой исследования является философия марксизма-ленинизма. Решение поставленных задач осуществляется на основе применения методологических принципов анализа общественно-исторических явлений, историко-философского процесса, разработанных классиками марксизма-ленинизма, а также в соответствии с материалами ХХУП съезда КПСС, партийными документами по вопросам атеистического воспитания и борьбы с религиозной идеологией.

В качестве важнейшего методологического принципа настоящего исследования используется диалектико-материалистический принцип историзма, в соответствии с которым, развитие тех или иных идей следует анализировать поэтапно, от зарождения и вплоть до их ассимиляций в рассматриваемой идеологии.

Исследователь, стремящийся понять факты с марксистских позиций, должен следовать партийно-классовому принципу, который, благодаря совпадению учения марксизма с объективным ходом истории, позволяет наиболее адекватно осмыслить социальные процессы иих историческую динамику. Поэтому вторым важнейшим методологическим принципом данного исследования выступает принцип марксистско-ленинской партийности.

Исторической основой диссертации являются тексты произведений Дидро. При анализе текстов учитывался также характер их интерпретации в отечественной и зарубежной литературе.

Научная новизна. Определенной новизной обладают следующие положения диссертации:

o впервые предпринимается попытка дать целостный анализ места и роли атеистического наследия Дидро в общественно-политической мысли Франции ХYIIIвека. Посредством выявления специфических черт и особенностей атеизма Дидро, обобщения его воззрений на сущность и функция религии, осуществляется реконструкция системы его атеистических взглядов;

- выявление специфики подхода Дидро к проблеме психологических иисторических корней религиозных верований и решение этой проблемы в общем контексте проявления их специфики в различных исторических условиях, включая уточнение их смысла;

- анализ гносеологических предпосылок возникновения религиозных верований. Этот анализ позволяет сделать вывод о том, что Дидро рассматривая гносеологические предпосылки в их связи с определенным уровнем развития сознания человека, с развитием способности человека к обобщению, абстрагированию, с умением образовывать общие понятия;

- выявленная в результате анализа специфика трактовки Дидро таких важнейших философских проблем религии, как происхождение ре­лигиозных верований9 сущности и специфики религии как формы обще­ственного сознания, социальной роли религии в истории общества, социально-классовой сущности религиозной морали, реакционной роли религии в отношении искусства;

- исследование понимания Дидро взаимодействия религии как формы общественного сознания с политикой, нравственностью и искусством;

- предлагаемые Дидро меры политического и экономического характера для преодоления могущества церкви. Идея отделения церкви от государства как средство разоблачения церковнослужителей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование и развитие атеистических воззрений Дидро на основе общефилософской материалистической позиции, отразили их особенности, характерные черты.

2. Атеистическое учение Дидро представляет собой высший уровень развития атеистической мысли з рамках материалистической философии ХYIII века. Его идеи образуют целостную концепцию, где раскрывается сущность и функции религиозных представлений.

3. Дидро, принимая в целом в качестве методологического основания исследования психологических и исторических причин возникновения религиозных верований традиционную концепцию страха, сознательного обмана и невежества, вместе с тем впервые высказывал догадки о роли социального угнетения в возникновении религии.

4. Одновременно с выяснением гносеологических предпосылок возникновения религиозных верований Дидро рассматривал их в связи с соответствующий уровнем развития сознания человека, его способности к абстрактному мышлению.

5. Осуществленный Дидро анализ причин исторической эволюции и изменения религиозных верований дал ему возможность подойти к материалистическому решению вопроса о социальной сущности и санкциях религии, выявить социально-классовую сущность религиозной морали и реакционную роль религии в отношений искусства. Кроме того, его идеи об исторической и социально-политической детерминации единобожия приближают его к адекватному пониманию религиозного сознания.

6. Теоретические основания критики Дидро реакционной роли церкви и клерикализма в общественной жизни, морали и искусстве.

Теоретическая и практическая ценность диссертации. Диссертация дополняет марксистские исследования философско-атеистического наследия Дани Дидро. Материалы и выводы диссертации вносят определенный вклад в современную идеологическую борьбус идеалистическими фальсификациями места и роли материализма и атеизма Дидро в истории философии, с превратным пониманием сути историко-философского процесса французского просвещения и его отношения к происхождениюрелигии.

Результаты и выводы исследования могут бить использованы в работе по атеистическому воспитанию населения, в процессе преподавания истории итеории атеизма, основ научного атеизма, истории философии, марксистско-ленинской этики в высших учебных заведениях, при разработке соответствующих спецкурсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах диссертанта. Результаты исследования в определенной мере нашли отражение в соответствующих разделах лекционного курса основ научного атеизма, читаемых автором диссертации для студентов Белорусского государственного университета имени В.И.Ленина. Диссертация обсуждалась на кафедре марксистско-ленинской этики, эстетики и научного атеизма Белгосуниверситета имени В.И.Ленина, в отделе истории философии Института философии и права АН БССР.

ГЛАВА I.

ГЛАВА II.

ГЛАВА III.

РОЛИ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалистические и атеистические взгляды Дидро являются теоретическим выражением классовой борьбы революционной тогда буржуазии против всех сил старого режима, среди которых в условиях Франции одна из главных мест принадлежало католической церкви и религии. Дидро был одним из тех, кто решительно выступил против религии.

Проведенный анализ основных моментов содержания системы ма­териалистических и атеистических воззрений Дидро, условий и специфики их исторического становления и эвристических функций в научно-атеистическом знании позволяет сделать следующие выводы.

Исследование основных атеистических идей дает возможность обосновать вывод о том, что атеизм Дидро формировался на основе материалистической философии и представляет собой логическое продолжение взглядов мыслителя на материю как основу окружающего мира, о возможности познания этого мира.

Атеистические взгляды Дидро выступают в виде сложной совокупности понятий. Наиболее существенными и инвариантными элементами атеистических взглядов Дидро являются следующие понятия:

- социально-психологические истоки возникновения религиозных верований;

- исторические предпосылки религии и культа;

- гносеологические корни формирования религиозных представлений;

- понятие гносеологических корней приводит к понятию элементов, формирующих религиозную картину мира таких, как абстракция, субъективизм, фантазия.

Это наиболее фундаментальные, базисные понятия системы ате­истических идей и взглядов Дидро.

Одной из задач настоящего исследования являлся анализ взглядов Дидро на возникновение религиозных представлений и его критики религии. Исходное начало критики религии для Дидро — взаимо­отношение человека с природой. Он стремился выявить условия, способствующие становлению религиозного сознания. Он не был согласен с тем, что-религия носит случайный характер. Большое внимание философ уделял критике религий в эстетическо-эмоциональном плане. Дидро ясно представлял психологические условия, при которых появилась религиозная Фантазия. Он стремился выявить те побуждения и переживания, на основе которых возникло религиозное сознание. Под социально-психологическими истоками религиозных верований Дидро понимал практическое отношение человека к объек­тивному миру. Первоосновой религиозных верований, по мнению Дид­ро, были материальные факторы такие, как природа и человек. Он отвергал богословские и идеалистические теории происхождения ре­лигии, обосновывал положение о том, что в основе религиозных ве­рований лежат не абстрактные и идеальные мотивы, а факторы мате­риального порядка. Система чувств и переживаний, которые возникают у человека вследствие его контакта с окружающим материальным миром, является, по мнению Дидро, психологической основой религиозных верований. Дидро подходил вплотную и к идее зависимости человека от социальных условий жизни, которые способствовали формированию религиозных убеждений.

Дидро рассматривал возникновение религии как результат того, что человек не был в состоянии удовлетворять свои желания и потребности в достижении счастья естественным путем. Чувство зависимости человека от естественных сил природы превращалось его фантазией в зависимость от сверхъестественных сил. Однако истинных причин этой зависимости и неудовлетворенности Дидро не сумел понять. Дидро показал, что проявлением чувства зависимости является страх человека перед стихийными силами природы. Концепция страха, как одного из источников религии, которой придерживался Дидро, присущи новые элементы. Отличительным моментом было то, что, объясняя происхождение религии, он рассматривал не только негативные мотивы, но и позитивные чувства.

В своих трудах Дидро обосновывал взаимосвязь религиозных чувств и религиозных действий. Он анализирует причины и мотивы религиозного пульта. Под религиозным культом он понимал комплекс религиозных образов и действий, с помощью которых верующий чело­век обращается к богу с целью воздействия на него. Религиозный культ, по мнению Дидро, — это практическое выражение религиоз­ного чувства. Религиозный культ, правильно считает Дидро, это отражение реальной практической деятельности, прообразом которой является отношение человека к окружающей действительности, а также отношения людей друг к другу.

У Дидро прослеживается стремление объяснить культ не только с точки зрения его эмоционального воздействия, но и с позиций социального и политического опыта.

Дидро рассматривает такие формы культа, как молитва и жертво­приношения. Он подчеркивает преемственность христианского вероучения и культа с первобытными религиозными верованиями. Правильно понимая психологические аспекты и практический смысл религиозного культа, Дидро не дает анализа его общественных и классовых оснований. Он выводил психические акты, в том числе и чувство страха, из натуралистически понятой природы человека, мало уделял внимания социальным основам этих психических явлений.

На чувство страха, как эмоциональную предпосылку возникновения религии, указывали и другие французские материалисты. Но у Дидро этот аспект ставится во главу угла всех его рассуждений по проблеме возникновения религии. Отметим, что это тот новый момент, который он вносит в исследование данной проблемы. Можно сказать, что анализ эмоциональных основ религии у него заменяет анализ классовых корней религии, дальше отдельных предположений о социально-экономической обусловленности религии он не идет.

Тем не менее его критика эмоциональных предпосылок религии подготовила марксистское понимание социально-классовых основ религии.

Анализ связи религии с экономическими и политическими основами государства, проведенный Дидро, позволяет нам считать, что он был убежден в необходимости решать проблему происхождения религии, исходя из традиционной концепции, которая объясняла возникновение религии обманом правящей верхушки и легковерием народа. Однако у Дидро есть интересные мысли и идеи, которые свидетельствуют о его стремлении подойти к религии с социально-исторических позиций.

По мнению Дидро, в монистических религиях, в том числе и в христианстве, идолопоклонство не устраняется, а утверждается его новая форма — политическое идолопоклонство, которое соответствует сложившимся условиям жизни. Идея единого бога возникает в том случае, когда земной государь начинает представляться высшим су­ществом. Идеи Дидро об исторической и социально-политической де­терминации единобожия приближают его к верному пониманию религиозного сознания.

Дидро очень четко осознавал влияние языческих представлений на формирование христианства. Он подчеркивал, что обожествление Иисуса Христа мало чем отличается от наделения божественными чертами исторических личностей после их смерти. Таким образом, в этом плане христианство мало чем отличалось от многобожия языческих культов. Дидро отвергает " чистое" первоначальное христианство. Связь Фундаментальных принципов христианства и язычества, установленная Дидро, является важной и несомненной заслугой мыслителя.

Дидро стоял у истоков новой методологии исследования христианства, содержанием которой была уверенность в несостоятельности теистической, рационалистической концепции первоначального христианства. Особенно важно подчеркнуть в атеизме философа попытки изучать исторические условия и идейно-теоретические предпосылки возникновения христианской религии. Социально направленные мысли Дидро о происхождении религии являются тем новым, что он вносит в эту проблему по сравнению со своими соратниками, так как такой взгляд был мало распространен даже среди них.

Критика религии и церкви в трудах Дидро основывалась на учении об объективности существующего материального мира. Решая проблему о природе мира, Дидро преодолел деистические взгляды, которые имел в пору своего становления как философа. Несомненной заслугой Дидро является то, что материю он понимал, как единственную в мире субстанцию. В неразрывной связи с вопросом о материи рассматривал он и проблему движения. Учение о материи и движении стало теоретической основой его воинствующего атеизма. Дидро нащупал диалектическую идею единства материи и движения, говоря о движении как атрибуте материи. Он уже видел внутренний источник движения материи во взаимодействии противоположностей.

Дидро правильно утверждал, что материя существует в пространстве и во времени, которые неотделимы от нее. Он был убежден в объективности пространства и времени.

Из признания первичности материи и вторичности сознания он делал последовательные атеистические выводы. Признание материальности мира у него непосредственно связано с отрицанием существования бога. Мысль Дидро об изначальной активности материи, ее бесконечности и вечности не только опровергала идею божественного первотолчка, но и вообще элиминировала бога из материального мира, делала его лишним и ненужным.

Признание атрибутивного характера движения материи неразрывно связано с признанием несотворимости и неуничтожимости материального мира.

Основным пунктом теоретико-познавательных идей Дидро и вытекающих из них атеистических следствий является существование объективного, независимого от сознания материального мира. Процесс познания, по мнению Дидро, начинается с ощущений, затем через ощущения — к восприятию и далее — к рациональному осмыслению данных органов чувств. Разум синтезирует полученное, образуя мысли и суждения. Дидро правильно считает, что процесс познания есть специфический акт отражения в сознании человека окружающей материальной действительности.

Из материалистической теории познания Дидро логически вытекают его взгляды на гносеологические истоки религии. Анализ гносеологических предпосылок религии дополняет его идеи о психологических истоках религии. Он показал, что в результате особенностей познавательной деятельности человека, в силу абстрактного мышления, отражение объективного мира в голове человека может принять фантастическую религиозную форму.

Дидро видит гносеологический исток религии в отрыве мышления от бытия. Философ приближается к пониманию того, что в самом процессе абстрактного мышления имеется возможность искажения объективной реальности.

Рассматривая гносеологические предпосылки возникновения ре­лигиозных верований, Дидро совершенно справедливо не обходил стороной и субъективные моменты в познавательной деятельности, которые могут способствовать искажению объективной действительности. Такую возможность он усматривает в природе мышления и языка.

Однако к объяснению причин этих явлений Дидро подходит од­носторонне, считая, что они детерминированы неполнотой знаний человека. Он не увидел, что ограниченность человека имеет не теоретический, а классовый характер, что возможность искажения реальной картины мира в процессе познания используется эксплуататорскими классами для сохранения религиозного мировоззрения.

Дидро правильно считал, что человеческая Фантазия и воображение были теми причинами, которые способствовали Формированию религиозной картины мира. Он обратил внимание на связь религиозной фантазии с невежеством. Однако он не стремился, как другие французские материалисты, вычленять невежество в качестве основного элемента религиозных представлений. Недостаток атеизма Дидро заключается в том, что он не видел обусловленности невежества социальными причинами. Анализ теоретико-гносеологических взглядов Дидро на происхождение религии позволяет утверждать, что его видение проблемы было определенным шагом вперед по сравнению с другими материалистами ХYIII века, которые приходили к предположению, что любая извращенная Форма восприятия действительности является результатом сознательного обмана.

Дидро боролся с религией во имя счастья человека. Он проанализировал и проследил негативное влияние религии на общественную жизнь людей, политику, нормы нравственности, культуру общества, искусство и т.д. В этих вопросах его критика религии приобретает социальное звучание. Французский Философ приближается к пониманию религии как социального тормоза общественного прогресса, как одного из истоков социальных бедствий, вражды и ненависти между различными народами. Хотя Дидро не видел классовых корней религии, он сумел показать реакционную роль религии и церкви в жизни общества. Считая критику религии одним из основных дел жизни, Дидро не довольствовался критикой отдельных ее сторон.

Вопрос о происхождении религии, являющийся основным для по­нимания ее сущности, не оставался без внимания Дидро. Известно, что причины возникновения религии Французские материалисты видели в страхе и беспомощности людей, в их невежестве, преднамеренном политическом обмане со стороны власть имущих. И Дидро в основном оставался на этих позициях.

Однако анализ многочисленных произведений, реконструкция идей и мыслей Философа позволяют нам утверждать, что у него есть элементы критики религии как мировоззрения. У Дидро имеются попытки вычленить наиболее общие, существенные истоки религии. В основе рассуждений Дидро стоит человек, его взаимоотношения с природой, поэтому интересен анализ мыслителем различных чувств, которые возникают у человека при его контакте с природой и способствуют возникновению религиозных представлений. Мысли, идеи об эмоциональных источниках религии являются оригинальными и отличают Дидро от других французских материалистов.

Мыможем найти у Дидро попытки дать анализ механизма воз­никновения религиозных представлений, идей в процессе познавательной деятельности человека. Это также отличает Дидро от других французских материалистов. Но эти отдельные догадки не смогли привести Дидро к материалистическому взгляду на общество, поэтому он остался в границах традиционных просветительских форм борьбы с религией.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - T.I. - С.414-429.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.З. - С.1-4.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и Компании// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.2. - С.3-230.

4. Маркс К., Энгельс Ф.Гогенцоллерновский общий план реформ// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.6. - С.369-374.

5. Энгельс Ф. Введение к английскому изданию " Развития социализма от утопии к науке" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.22. - С.294-320.

6. Энгельс Ф. Письмо Марксу от 18 октября 1846 г.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.27. - С.5З-59.

7. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.20. - С.5-338.

8. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - T.2I. - С.23-176.

9. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.21. - С.269-317.

10. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.20. - С.339-626.

11. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - T.I9. - С.306-314.

12. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.22. - С.467-492.

13. Энгельс Ф. Положение в Англии. Тоте Карлейль. " Прошлое и настоящее" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - T.I. - С.572-597.

14. Ленин В.И. К вопросу о диалектике// Полн.собр.соч. - Т.29. - С.316-322.

15. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн.собр. соч. - T.I3. - С.7-384.

16. Ленин В.И. Философские тетради// Полн. собр. соч. - Т.29.- С.1-620.

17. Ленин В. И. Что такое " друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? // Поли.собр.соч. - T.I. - C.I25-346.

18. Ле


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь