Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия: ее базовые характеристики.



Философия: ее базовые характеристики.

Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет решать те проблемы, которые вне ее не решаемы. На данный момент Ф. не может определить сама себя в силу следующих характеристик:

· универсальность

· предельная широта предмета;

· парадоксальность.

· подвергать сомнению все, что изучается;

· теоретичность

В отличие от сегодняшнего времени ранее советская Ф. себя определяла как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Сейчас же Ф. можно только описать, исходя из того, что она или наука, или мировоззрение, или учение, или исследование человеческой экзистенции. Ф. – это способность объяснять мир, проникать в сущность явлений, интерес к вечному. В древность Ф. определяли как любовь к мудрости, буквальный перевод Философии от греч. «Филио» – люблю и «софия» – мудрость. Мудрость в соответствии с мнением Демокрита дает нам способность хорошо мыслить, делать и говорить.

Философия порождает разделение знаний на следующие группы: обыденное (оно не дает мудрости), научное (оно дает интеллект, но не мудрость) и мировоззрение (способность оценивать и решать вечные вопросы). В частности мировоззрение, сформированное на основании Ф. дает пище для размышлений о смысле жизни, об истории, о смертности души и тела и т.п.

Носителем мудрости в разных странах мог быть старец, философ-мыслитель, духовный наставник. Смысл мудрости состоит в возвышении души, достижения экстаза. Начальный смысл мудрости – возвышение над обыденными знаниями о мире. Такой смысл мудрости сохраняется сейчас в традиционной индийской Ф. и религии. В Европе же смысл мудрости в понятии «София», которое не означает возвышение души, а означало творчество, воплощение идеи в действительность. Ф. не исчерпывает всей мудрости, она одна из частей мудрости. Иными гранями мудрости являются: теософия (мудрость бога) и этософия (нравственная, эстетическая мудрость). Теософия – абсолютное знание, приобщение человека к знаниям бога. Этософия составляет практический аспект, нравственная мудрость, благоразумие. Ф. – теоретическое, абстрактное знание человеком мудрости, явлений мира и сущности вещей. Ф. – вид сознания, который познает мир в его целостности и взаимодействии человека и космоса.

Ф. – вид теоретизирования, который позволяет работать над собой. Ф. – это вид мировоззрения. Ф. способна помочь человеку с обыденным сознанием формировать свое мировоззрение.

 

Термин «философия»: его появление и смысл в греческой, индийской, китайской культурах.

Обращаясь к истории философии, мы обнаруживаем, по крайней мере, три главных понятия философии. Первое можно назвать «староантичным», второе – «традиционным», третье – «современным». Первое понятие философии связано с историческим отделением совокупного научного знания от нефилософских воззрений – от мифологии (в античном мире) и от богословия (в эпоху Возрождения). Второе понятие – с историческим отграничением общего («теоретического») от частного (эмпирического) в границах самой науки.

В античной (древнегреческой) философии термин «философия» обозначал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом (а также искусство, этику) в противоположность вере. Аристотель подразделял философию на теоретическую (умозрительную), практическую и изобразительную (творческую).

В области «философии» в эту эпоху нередко относили искусство и знание об общих нормах поведения людей. «Эстетика» и «этика», подобно науке, постепенно отделялись от мифологии, религии и получали свою понятийно-рационалистическую трактовку в первоначальных материалистических и идеологических философских системах. Происходил процесс объединения науки, этики и эстетики в рамках единого знания, однако они заявили о своей несовместимости с верой. Значительно слабее в тот период было выражено противопоставление философии как общего знания прикладному знанию. В эпоху средневековья такое понятие философии сохранилось, несмотря на подчинение философии теологии.

«Староантичное», наиболее распространенное в науке того времени и в обыденном сознании, понимание философии представляло в сущности вовсе не философию в близком к нам значении.

 

Философские проблемы: их природа и вечность.

В современной философии существует целое течение – позитивизм, объявляющее проблемы философии бессмысленными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем в другой науке.

Основная проблема (или основной вопрос) мировозрения – отношение человека к миру в целом. Мировоззрение есть общая картина мира, т.е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также положение в этом мироздании такой его важнейшей части, как человечество; основной вопрос мировоззрения – это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого).

В книге А. Швейцера «Культура и этика» названы такие проблемы как: конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в жизни? Что такое счастье? В чем истина?

В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли сверхестественные силы? Конечен или бесконечен мир? Что такое человек и каково его место? Что такое добро и зло?

Итак важным источником мировоззрения и его проблем является бытие индивида, осмысление им своего существования, перспектив своего бытия.

Развитие общественных, гуманитарных наук рождает большое количество мировоззренческих проблем. Они неразрывно связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и деятельности человека. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблема добра и зла, проблема социальной справедливости и др.

Широким источником философских проблем является естествознание и НТП. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности пространства.

Особенность философских проблем в их вечности. В мировоззренческом знании преобладают проблемы «вечные», постоянные для всех времен. Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения человека и культуры и.т.д.

Вечность проблем философии не означает их принципиальной нерешаемости. Они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне научного знания, уровне развития общества, да и в зависимости от способностей других философов.

Своеобразие проблем философии дает повод для их противопоставления проблемам частных наук; наряду с этим существует мнение, будто философские и частнонаучные проблемы настолько взаимопроникают, что их нельзя сколько-нибудь четко отдифференцировать друг от друга.

Однако специфичность проблем философии не исключает, а предполагает их связь с проблемами частных наук.

 

Философия и мировоззрение: общее и специфическое.

 

В науке выделяют 3 вида мировоззрения:

· мифологическое

· Религиозное

· Философское

 

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Наиболее важной его чертой является вера в сверхъестественное и связь между сверхъестественным и реальным. Это сверхъестественное не подчиняется человеческому разуму и не управляется, оно не познаваемо и выпадает из цепи причинно-следственных связей. Со сверхъестественным связана и философия, в частности в Ф. существуют такие понятия, как мировая идея, абсолютная идея, мировой разум и т.п.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в его особом отношении к сверхъестественному. Это особое отношение и создает религиозную веру, которая также связана с эмоциями. Религия ставит вопросы о происхождении мира, смысле жизни, устройстве Вселенной и т.п. И дает последовательные ответы на эти вопросы в определенной системе. У религиозного мировоззрения есть свой понятийный аппарат, а также мораль, законы бытия и нормы. Появление таких норм и заповедей – это прогресс в познании мира и определенная позиция по поводу соотношения добра и зла и их роли.

МИФ И РЕЛИГИЯ

Миф – единственная и универсальная на определенном этапе форма общественного сознания, сформированная стихийно. Религия же формируется последовательно, ее разрабатывает специальная группа людей (жрецы, священнослужители). Они профессионально строят религиозную идеологию и вносят ее в массовое сознание. Данные заповеди контролируют всю жизнь человека и его поведение.

Религия, в отличие от мифа, удваивает мир: есть реальность и есть что-то высшее (сверхъестественное). Есть мир сакральный и профонический.

ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Ф. – это не стихийное мировоззрение, она сознательно ставит вопросы о человеке, его смысле и его душе и дает ответы на эти вопросы в систематической форме. Как и в религии, у Ф. есть свой понятийный аппарат. Ф. оперирует истинами относительными, но не догмами, хотя ссылки на вечные истины возможны. Догматично религиозное мировоззрение, т.к. там оперируют догматами – вечными истинами.

Ф. советского периода также была догматичной, т.к. она основывалась на диалектике.

Ф. как любой вид сознания существует на 2 уровнях: 1) систематичное теоретическое знание (производят философы-профессионалы); 2) жизненная Ф. как достояние разумного человека.

История философии

Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г.В.Ф. Гегеля (1770 – 1883) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по истории Философии».

Философия – история самосознания человеческой культуры – мировая история не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.

Типологию учений философии различают:

1) По принципу содержания:

А. материалистические – идеологические;

Б. диалектические – метафизические;

В. сциентические – антисциентические;

2) по отношению к науке;

3) по временному принципу и.т.д.

 

Эпоха накладывает отпечаток на личность философа, его понимание в роли общества, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи – свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.

Античность (IV в. до н.э. – III в.) Тип философствования – созерцательный. Главный философский интерес – космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса – умственный (абстрактно-духовный) труд.

Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное содержание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа – объясняющая.

Средневековье (IV – XIV вв.). Главный тип философствования – умозрительный, философский интерес Бог. Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но он еще не относится к отдельной личности. Источник блага, бытия и красоты – Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной религиозно-мистической.

Переход от Средневековья к Новому времени – Возрождение (XIV – XV вв.): возникновение городов – государств, становление национальных государств, церковные реформы – поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек – творец, художник. Антропоцентризм.

Новое время (XV – XIX вв.). Тип философствования – деятельностный, философский интерес – человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с 15 в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что ни одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая у власти монархов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом – идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек – автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.

Новейшее время (ХХ в.). Тип философствования – социально-экологический, философский интерес – язык.

 

Философия: ее базовые характеристики.

Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет решать те проблемы, которые вне ее не решаемы. На данный момент Ф. не может определить сама себя в силу следующих характеристик:

· универсальность

· предельная широта предмета;

· парадоксальность.

· подвергать сомнению все, что изучается;

· теоретичность

В отличие от сегодняшнего времени ранее советская Ф. себя определяла как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания. Сейчас же Ф. можно только описать, исходя из того, что она или наука, или мировоззрение, или учение, или исследование человеческой экзистенции. Ф. – это способность объяснять мир, проникать в сущность явлений, интерес к вечному. В древность Ф. определяли как любовь к мудрости, буквальный перевод Философии от греч. «Филио» – люблю и «софия» – мудрость. Мудрость в соответствии с мнением Демокрита дает нам способность хорошо мыслить, делать и говорить.

Философия порождает разделение знаний на следующие группы: обыденное (оно не дает мудрости), научное (оно дает интеллект, но не мудрость) и мировоззрение (способность оценивать и решать вечные вопросы). В частности мировоззрение, сформированное на основании Ф. дает пище для размышлений о смысле жизни, об истории, о смертности души и тела и т.п.

Носителем мудрости в разных странах мог быть старец, философ-мыслитель, духовный наставник. Смысл мудрости состоит в возвышении души, достижения экстаза. Начальный смысл мудрости – возвышение над обыденными знаниями о мире. Такой смысл мудрости сохраняется сейчас в традиционной индийской Ф. и религии. В Европе же смысл мудрости в понятии «София», которое не означает возвышение души, а означало творчество, воплощение идеи в действительность. Ф. не исчерпывает всей мудрости, она одна из частей мудрости. Иными гранями мудрости являются: теософия (мудрость бога) и этософия (нравственная, эстетическая мудрость). Теософия – абсолютное знание, приобщение человека к знаниям бога. Этософия составляет практический аспект, нравственная мудрость, благоразумие. Ф. – теоретическое, абстрактное знание человеком мудрости, явлений мира и сущности вещей. Ф. – вид сознания, который познает мир в его целостности и взаимодействии человека и космоса.

Ф. – вид теоретизирования, который позволяет работать над собой. Ф. – это вид мировоззрения. Ф. способна помочь человеку с обыденным сознанием формировать свое мировоззрение.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3935; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь