Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сознание как способ выражения отношения к миру. Сущность сознания.
Философия, опирающаяся на современное естествознание, в объяснении сущности сознания исходит из трех основных принципов: а) сознание есть функция мозга; б) сознание — отражение действительности, субъективный образ объективного мира; в) сознание — продукт общественного развития. Согласно первому принципу единственным органом в организме человека, вырабатывающим сознание, мышление, является головной мозг человека. У человека нет других органов, способных мыслить, чувствовать, переживать, т. е. производить духовное. Все ссылки на то, что сердце тоже что-то чувствует, даже предсказывает («Ведь чуяло же сердце, что не надо было так поступать», — говорят иногда при экстремальных ситуациях), не соответствуют данным естествознания. Оно «чувствует» так же, как кончики пальцев, любая часть тела, где есть рецепторы. Сердце — очень важный орган в организме человека, но оно выполняет другие функции. Второй принцип объяснения сознания исходит из концепции, согласно которой оно представляет собой идеальную форму материального мира, т. е. воспроизведение объекта в мозгу человека в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, воззрений и т. д. Иначе говоря, по содержанию сознание есть субъективный образ объективного мира: оно представляет собой идеальную форму материального мира, т. е. не имеет ни цвета, ни размера, ни вкуса, ни запаха, ни массы, ни конфигурации. Вместе с тем оно носит индивидуальный характер: у каждого человека собственное сознание — взгляды, представления, ощущения, ценностные ориентации и т. п. Нет двух людей, которые абсолютно тождественно воспринимали бы один и тот же объект, особенно сложные процессы природной и социальной действительности, ибо у людей неодинаковой жизненный опыт, уровень образования, различные, иногда противоположные интересы, ценностные ориентации, социальные позиции и т. п. Субъективность образа означает также неполноту отражения, ибо ощущения, представления и т. п. никогда не охватывают, не исчерпывают того или иного свойства объекта. Они отражают особенности, признаки вещей, процессов лишь с большей или меньшей степенью приближения. Третий принцип означает, что сознание есть продукт конкретно-исторической эпохи, социального времени. По сути оно носит социально обусловленный характер, являясь отражением условий жизни людей, их общественного бытия, жизненных обстоятельств. Каково общественное бытие людей, таково и по содержа нию их сознание. Одновременно социальность сознания означает, что оно возникает, формируется только в обществе, общении с людьми. Если новорождённого изолировать от общения, сознание не возникает — оно остается лишь на уровне психического отражения. В реальной жизни таких «экспериментов» было немало. Итак, сознание — философская категория, обозначающая отражение действительности в идеальной форме в виде идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, переживаний и т. п. Оно представляет собой внутренний мир мыслей, эмоций, других духовных образований человека, которые непосредственно не воспринимаются и не могут стать объектами предметно-практической деятельности. Существование сознания в философии выражается понятиями «субъективная реальность», «идеальное». На первых этапах развития философской мысли духовные образования обозначались понятием «душа», которая рассматривалась как некое безличное духовное начало, лишенное индивидуальной неповторимости. Высказывались суждения о том, что сознание выступает как элемент в структуре души, в которой имеется глубинный слой, лежащий за пределами знания и не подчиняющийся ему: интуитивное, бессознательное, инстинктивное. До сих пор соотношение понятий «сознание» и «душа» вызывает разные суждения. Некоторые утверждают, что они существуют отдельно друг от друга, не связаны между собой. Что такое душа и существует ли она отдельно от сознания? Понятие души (греч. psyche, лат. anima) восходит к древним религиозным верованиям о наличии в теле человека или животного активного духовного начала, которое оживляет, одушевляет его, определяя его интеллектуальные способности и жизненную позицию. В новой европейской философии понятие души стало употребляться преимущественно для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. В психологии душа отождествляется с психикой, некоторые философы рассматривают сознание как лишь осознанное (рационализированное) отражение действительности, куда психическое как эмоциональное не входит. На наш взгляд, отделить душу от сознания недопустимо и представить ее существование отдельно от сознания невозможно, ибо душа есть не что иное, как определенная направленность сознания, его конкретное состояние, аспектная характеристика. Для сравнения: душевный человек — это человек, способный к сопереживанию, сочувствию, умеющий понять другого, поставить себя на его место. И наоборот, бездушный человек — это не человек без души, а просто черствый, эгоистичный, равнодушный, сухой, холодный, безучастный.
Структура общественного сознания Общественное сознание изучается с двух сторон - гносеологической п социологической. Гносеология рассматривает его как отражение объективной действительности и оценивает с точки зрения того, в какой степени верно, полно и глубоко общественное сознание п его формы передают реальную социальную действительность. Социология обращается к нему как к социальному явлению, моменту, выражению деятельности людей, общественно-исторической практики, которая неразрывно связана с экономической и социальной жизнью. Она учитывает также, как и что отражается в общественном сознании из изменившихся и изменяющихся условий жизни, каково его содержание в определенный момент и какие социальные функции оно выполняет. В социологическом аспекте общественное сознание подразделяется на сферы и формы.
Политическое сознание Политическое сознание включает не только политические учения и теории, но и политические программы и платформы, политическую стратегию и тактику, которые вырабатывают определенную линию поведения на длительную перспективу н в той или пион конкретной обстановке. Оно формирует также отношение' к вопросам войны и мира.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1246; Нарушение авторского права страницы