Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение биологического и социального в ч-ке.



Родовая сущность человека.

 

Человек, как продукт природы, зависит от нее, зависит от естественной среды обитания. Но по мере развития производственных сил общества, по мере создаваемой человеком опосредованной, «второй природы», человек повышал свою защищенность от стихийного " буйства природы".

С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятельство, что взаимодействие общества и природы носит исторический характер, что формы, масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития.

 

Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой (в том числе определённой конкретно-исторически) социальной общности.

Признаки сущности человека:

1. сущность человека имеет родовой характер

Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода.

Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности.

 

2. сущность человека носит деятельный характер

3. общественный характер.

4. конкретно-исторический изменчивый характер.

Однако понятие «человечество» выражает идею единства, целостности, планетарной общности, которая называется «род человеческий» (или «род человека»).

Родовая жизнь у человека, так и животного физически состоит в том, что человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет. Подобно тому, как в теоретическом отношении растения, животные, камни, воздух, свет и т. д. являются частью человеческого сознания, отчасти в качестве объектов естествознания, отчасти в качестве объектов искусства, является его духовной неорганической природой, духовной пищей, которую он предварительно должен приготовить, чтобы ее можно было вкусить и переварить, — так и в практическом отношении они составляют часть человеческой жизни и человеческой деятельности. Физически человек живет только этими продуктами природы, будь то в форме пищи, отопления, одежды, жилища и т. д. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление то жизни—даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо более особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью.

Как родовое сознание, человек утверждает свою реальную общественную жизнь и только повторяет в мышлении свое реальное бытие, как и наоборот, родовое бытие утверждает себя в родовом сознании и в своей всеобщности существует для себя как мыслящее существо.

Поэтому, если человек есть некоторый особенный индивид и именно его особенность делает из него индивида и действительное индивидуальное общественное существо, то он в такой же мере есть также и тотальность, субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого общества, подобно тому, как и в действительности он существует, с одной стороны, как созерцание общественного бытия и действительное пользование им, с другой стороны — как тотальность человеческого проявления жизни.

Таким образом, хотя мышление и бытие и отличны друг от друга, но в то же время они находятся в единстве друг с другом.

Смерть кажется жестокой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их единству, но определенный индивид есть лишь некое определенное родовое существо и как таковое смертен.

 

Соотношение биологического и социального в ч-ке.

Человеческая жизнь складывается (существует), благодаря взаимодействию двух групп факторов:

1. биологических

2. социальных

Как существо биологическое человек обладает:

1) совокупностью видовых признаков, каждый из которых у различных индивидов может изменяться в очень широких пределах. Роль биологических предпосылок в развитии человека велика – в частности, в генотипе человека заложены элементарные психические процессы. По мнению ряда учёных, генетически предопределены:

альтруизм

одарённость к определённым видам деятельности.

2) помимо видовых признаков как биологическое существо человек характеризуется расовыми особенностями.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке сводится к двум вопросам:

1. какое из этих двух начал (социальное или биологическое) доминирует в процессе формирования способностей, характера и поведения человека?

2. как осуществляется взаимовлияние биологического и социального в человеке; какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между отдельными людьми и группами людей?

В зависимости от принципиальной позиции, занимаемой по данным вопросам, все концепции делятся на 2 группы:

1. биологизаторские

Определяющим в человеке является биологическое начало.

Примеры: расово-антропологические (расистские) теории, социал-дарвинизм, социобиология (основатель – Уилсон).

2. социологизаторские

Эти концепции имеют свой источник: частично в христианской традиции част-но в вульгаризированном марксизме.

Общие особенности этих концепций:

1. социальное начало в человеке противостоит природному началу как главное – второстепенному, как высшее, облагороженное – низшему, примитивному.

2. биологическое начало в человеке является сырым материалом, которым можно безгранично манипулировать во имя достижения заранее заданного социально значимого результата.

Эти концепции сыграли значительную роль в формировании тоталитарных идеологий.

 

Содержание объективной диалектики.

Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.

По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития.

Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы:

1. фундаментальные принципы:

? принцип системности

? принцип всеобщности противоречия

? принцип всеобщности развития

? принцип всеобщей универсальной взаимосвязи.

2. законы:

? закон единства и борьбы противоположностей

(этот закон характеризует источник развития)

? закон перехода количественных изменений в качественные

(характеризует механизм процесса развития)

? закон отрицания отрицания

(характеризует направление (форму) развития).

3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания.

В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее).

Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику

? объективную и

? субъективную.

Объективная диалектика (диалектика природы) – это

1) в первом смысле это понятие, применяемое для обозначения диалектического характера процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире

2) во втором смысле это общая теория развития объективного мира.

 

Законы развития.

Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием. Развитие характеризуется рядом фундаментальных черт: всеобщность, необратимость, направленность изменений (даже случайные изменения с неизбежностью приводят к др. изменениям). Развитие изучает диалектика. – это вид изм-ия движения. (прогресс и регресс)

Гегель сформулировал основные законы диалектики и говорил об их органическом единстве:

1. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза): в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны отрицанием предшествующей(то есть отрицаются какие-либо элементы, свойства, качества старой системы), а с другой стороны –отрицанием этого отрицания(то есть преемственность-сохранение генетической связи с предшествующими явлениями и предметами) Данный закон характеризует развитие как преемственный, направленный и бесконечный процесс(Гегель: истинная бесконечность- явление или предмет изменяются, а его словесное определение остается тем же)

2. Закон перехода количества в качество. Качество - внутренняя определенность предмета, совокупность свойств, без которых предмет - не предмет. Количество - внешняя определенность. Качество и количество суть лишь ступени развития. На определенном уровне каждой ступени в предмете накапливаются количественные изменения, после определенной совокупности которых рождается новый предмет

3. Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. Количественные изменения накапливаются до тех пор, пока не начинаются какие-либо противоречия в предмете. Путей решения данных противоположностей много, на каждом таком пути образуется новый предмет, который имеет новые противоположности. Так вновь доказывается бесконечность развития.

 

Сознание и язык.

 

Под языком понимается любая система знаков, служащая человеку для получения, хранения и переработки информации. Первичным является естественный человеческий язык, исторически сложившаяся речь, система слов, служащая для мышления и общения.

Предпосылками человеческого языка были сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе перехода от животных предков к человеку формируется речевая сигнальная система; звуки и средства выражения эмоций и побудителя к действиям становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, служат для преднамеренного сообщения.

Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, его сознания. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Одна из интересных проблем – проблема соотношения сознания и языка. Существует мнение, что человек может мыслить без слов и лишь когда он желает передать свои мысли кому – нибудь, он облекает их в слова. В некоторых случаях человек испытывает затруднения в передаче своих мыслей, ему кажется, что у него четкая мысль и трудность лишь в том, что не находятся подходящие слова и фразы. Некоторые люди считают, что не только можно мыслить без языка, но что именно такое мышление и есть настоящее мышление. Однако, с такой точкой зрения согласиться нельзя.

Сознание с самого своего возникновения существует в материальной оболочке языка, через язык оно становится действительным, доступным для восприятия другими людьми.

Мысль облекается в материальную словесную форму не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и когда мы думаем. В мозгу существует специфический речевой центр. Процесс мышления связан с сигналами, которые идут в этот центр от органов речи, слуха, зрения и так далее.

 

Проблема бессознательного.

Фрейд рассматривает бессознательное как лоно возникновения и развития культуры: с его точки зрения культура, технологии рождаются в результате сублимации сексуальной энергии в несексуальные, символические виды деятельности, приобретающие в материальной культуре объективно – вещественное выражение.

Последователь – Юнг, создал модель исторического развития, в которой коллективное бессознательное – почва, а культура – это крона дерева, уходящего корнями в почву коллективного бессознательного. Перегной как бы образуется за счет листьев, падающих с кроны (листья – это метафора вытесненных из культуры проявлений бессознательного: каннибализм, инцеста и др.). Однако, любой из вытесненных феноменов может вернуться в крону и произвести разрушение.

Эрик Фролем выделил в обществе 2 тенденции (биофилийную и некрофилийную) и их носителей – биофилов и некрофилов.

Биофилы – любящие жизнь и ее проявление, позитивно настроенные люди. Некрофилы – любовь или влечение к смерти и ее атрибуты, люди садистических наклонностей.

Все последователи Фрейда использовали так или иначе понятие бессознательного для исследования социальных процессов прошлого, настоящего, будущего.

Роль бессознательного в социальных процессах.

Категория «бессознательное» имеет большое методологическое значение в социально – гуманитарных науках 20 -21 вв.

Методологическое значит способное послужить основанием получения нового знания и его эффективного практического использования.

Методология – часть научного знания и научной деятельности, в которой возникают, распространяются и совершенствуются способы, методы научного познания. Метод научный – это универсальная мыслительная форма (понятие), которое может использоваться в научных исследованиях достаточно независимо от их конкретного содержания, проблематики.

 

Гносеология И. Канта.

Иммануил кант (1724-1804) Его творчество принято делить на два периода

1 период на нач 1770гг осн сочинение «всеобщая естественная история и теория неба» этот период (докритический) связан с исслед-м ест-научн проблем, с убежденностью Канта в способ-ти чел-го ума познать скрытую сущность мира.

 

Снег бел – аналитическое суждение.

Сегодня снег белый – синтетическое суждение.

Кант ставил проблему: откуда берется содержание предиката в синтетических суждениях.

В апостериорных (т.е. основанных на опыте) суждениях содержание предиката извлекается из опыта. В априорных (доопытных) суждениях совершенно непонятно откуда (Бог всемогущ, всеблаг и всеведущ).

Априорны те суждения, которые нельзя почерпнуть из опыта. В основе синтетических суждений лежат априорные представления, которые даны человеку изначально. Кант называет их априоризмами.

Кант выделяет у человека 3 познавательные способности:

1. чувственность – для нее Кант выделил специальные априоризмы:

- пространство

- время

Кант считал их присущими субъекту способностями упорядочивания впечатлений. Объективно по Канту пространство и время не существуют, т.к. это способы человеческого восприятия. Кант считает человека субъектом, который наделяет мир пространственно-временными характеристиками.

Так же еще 2 интеллектуальные познавательные способности:

- рассудок

- разум

Низшая способность – рассудок – способность действовать по правилам. Высшая интеллектуальная творческая способность – разум – способность создавать правила для рассудка. Кант выделял для рассудка 12 априоризмов, а для разума – 3 априоризма: душа, мир, Бог.

Каждый человек имеет эти 3 априоризма, в частности, наличие тела и души, существование мира и Бога. Очевидно, что все эти априоризмы, имеющиеся у каждого человека, в различные времена, в различных культурах наполняются разным содержанием. Априоризм Бога есть у всех народов всегда. С т.з. Канта (и Юма тоже) невозможно рационально решить вопрос о бытии Бога, нельзя его решить и на уровне конкретного опыта. Кант относит проблему бытия Бога к антиномиям чистого разума.

Антиномии – равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом (Бог есть, Бога нет; мир конечен, мир бесконечен; в мире есть свобода, в мире нет свободы).

Априоризм – доопытное, изначально данное человеку представление, обладающее необходимостью и всеобщностью.

Априорный – синоним понятия «трансцендентальная познавательная способность». исследование этих способностей – предмет философской рефлексии.

 

39 Теории познания или гносеология, -

раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Т. п. исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания Формы познания. Ступени

Чувственное и рациональное позн-е. первый связан с деятельностью наших органов чувств. Второй подразум-ет работу разума – абстрактно-понятийное мышление чел-ка.

Основные формы чувств. познания: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – этоэлем-ый психический проц-с, сост. в запечатлении отд. свойств предметов и явлений в момент их непосредств-го воздействия на наши органы чувств.

Восприятие – целостоне отр. в сознании предметов и явлений при их непоср-ом воздействии на органы чувств. Наиб. важн. особ-ти восприятия: предметность, целостность и структурность

Представление – сохр. памятью образы предметов. когда-то возд на наши органы чувств.

Рациональное познание:

В осн. свод. к понятийному, абстрактному мышлению.

Понятие – мысленное образование, в кот. обобщаются предметы некот. класса по опред. сов-ти признаков.

Суждение - форма мысли, в кот. посредствам связи понятий что-либо утв. или отриц-ся

Умозаключение – рассужд., в хоте кот. из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логич. следующее из первых.

Гипотеза

Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема — это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания — ее постановку и решение.

Гипотеза — выраженное в понятиях предположение, имеющее целью дать предварительное объяснение какому_ либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию.

Теория — высшая форма организации научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Научная теория – одна из наиболее устойчивых форм научного знания.

Научная картина мира – это система научных теорий, описывающая реальность.Процесс познания:

1эмпирич факт

2наблюдение

3научный факт

4эксперимент

5фиксация рез-ов

6Эмпирическое обобщении

7Исп имеющ. теор. знания.

8Формир-е гипотезы

9Проверка гипотезы

 

Формы научного знания.

Научное познание—развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня — эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, в которых выражаются внутренние отношения. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных действий». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.

Далее, необходимо рассмотреть те основные компоненты, в которых выражается структура теоретического познания как высшей и наиболее развитой формы научного познания. К их числу относятся проблема, гипотеза и теория.

Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема — это не застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных этапа движения познания — ее постановку и решение.

Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер, и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат. Решающей проверкой истинности гипоте-зы является практика во всех своих формах, но вспомогательную роль здесь играет и логический (теоретический) критерий истины.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

1) Исходные основания — первичные фундаментальные понятия, принципы, законы

2) Идеализированный объект данной теории — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов.

3) Логика теории, нацеленная на прояснение структуры и развития знания, содержащая определенные правила вывода и способы доказательства. 4) Совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой момент теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов. 5) Философско-методологические установки и ценностные факторы

Язык науки.

 

Поговорим вначале о языке вообще. Достаточно ясно, что язык может использоваться при достижении многих, весьма разнообразных, целей. Поэт требует от языка выразительности, то есть способности ярко передать мысль или чувство; политик хочет максимальной эмоциональности при минимальной информационной нагрузке; ученому нужны точность и ясность.

 

Главное требование к языку науки - это ясность, не зависящая от личного опыта разных исследователей. Наука добивается ясности путем использования терминологии. В отличие от слов естественного языка, термин всегда описывает строго определенное, единое для всех, множество материальных объектов или их взаимодействий и отношений. Такое единство достигается благодаря тому, что каждый термин имеет строгое определение, и для понимания термина необходимо знать как его собственное определение, так и определения всех терминов, использованных в его определении, вплоть до базовых, неопределяемых, понятий. Вместе с тем, для понимания термина, необходимо представлять себе ту физическую реальность, которая за ним стоит. Если за термином не стоит никакая физическая реальность, он лишен смысла. И наконец - в науке допустимо только использование ее терминов. Если какое-то отношение или взаимодействие в данной науке не определено, то пользоваться им нельзя. Но ничто не мешает вначале дать определение, а потом использовать полученный таким образом новый термин. Благодаря этой возможности научная терминология не является чем-то застывшим, но развивается вместе с наукой.

ЯЗЫК НАУКИ - это система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, выражения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Я.н. отличается точностью и ясностью своих выражений. Даже те понятия, которые заимствуются наукой из повседневного языка, напр., «сила», «скорость», «тяжесть», «звезда», «стоимость» и т.п., получают гораздо более точное и порой даже парадоксальное с т.зр. здравого смысла значение. Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере более глубокого проникновения в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к новым открываемым явлениям, их свойствам и связям. Таковы, напр., названия элементарных частиц, их свойств и взаимосвязей; химических элементов; понятия электродинамики и т.д. В целом Я.н. возникает и развивается как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания.

Я.н. стараются строить т.о., чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов; расплывчатости и неопределенности их содержания; двусмысленности выражений; семантической замкнутости и т.п. Это обеспечивает ясность, точность и понятность выражений Я.н.

 

 

Истина как процесс.

Объективной истиной является такое содержание человеческих представлений, которое не

зависит ни от человека, ни от человечества, истина как таковая – это внутреннее противоречивый процесс, это движение от ограниченного, приблизительного знания ко все более глубокому и полному знанию об объекте.

Любое конкретное знание как результат познания относительно. В каждой относительной истине (поскольку она объективна) содержится зерно абсолютного знания. Относительная истина содержит в себе момент заблуждения. Абсолютная истина – это такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Безусловных абсолютных истин не существует. Достижение абсолютной истины – это идеал познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин.

Самый общий критерий истины заключается в практике, практика в качестве критерия истины:

а) относительна;

б) д. браться во всем своем объеме, т.е.:

-как исторический процесс;

-системно, как общечеловеческая практика.

Однако существуют вторичные критерии:

1.логический – непротиворечивость знания;

2.критерий простоты;

3.критерий красоты.

Общество и его структура.

Понятие «общество» можно трактовать в широком и узком смысле.

В широком смысле: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, к-ая развивается на основе объективных социальных законов, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.

В узком смысле: Общество – определённый исторический тип общности людей ( например: буржуазное общество); отдельный социальный организм.

Общество – это специфическая система; основные сферы жизнедеятельности общества его подсистемы следующие:

1.материально – производственная;

2. социальная;

3. политико-управленческая;

4. духовная.

К.Маркс: Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений в которых индивиды находятся друг к другу.

Элементы общества как системы:

1.общественные отношения – многообразные связи, возникающие между соц. группами, а также внутри них между индивидами в процессе их экономической, социальной, политической, духовной жизни.

По типу связи с деятельностью все обществен. отношения принято делить на 2 большие группы:

а) первичные (базисные, материальные, производственные) – эти отношения воспроизводятся как незапланированный, но объективно обусловленный результат деят-ти с необходимостью возникающий помимо сознательной воли людей данного общества.

б) вторичные (надстроичные или идеологические сюда же относятся правовые, моральные и др. отношения) – эти отношения складываются на базе материальных и в своём формировании зависят от сознательной воли людей. Соц. группы и соц. институты (в лице конкретных людей) ставят своей специальной целью формирование таких надстроичных отношений, в кот-ых они заинтересованы.

2. социальные институты – исторические формы организации и регулирования общественной жизни; это совокупность соц.норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального действия. ( например экономический институт: разделение труда, воспитательные институты, институты в сфере духовной культуры)

3. общество – это не только отношения, это также производственные силы (разработано Марксом).

В основе любого общества лежит производство непосредственной жизни, производство своей жизни путём производства материальных благ и системы общественных отношений.

Родовая сущность человека.

 

Человек, как продукт природы, зависит от нее, зависит от естественной среды обитания. Но по мере развития производственных сил общества, по мере создаваемой человеком опосредованной, «второй природы», человек повышал свою защищенность от стихийного " буйства природы".

С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятельство, что взаимодействие общества и природы носит исторический характер, что формы, масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития.

 

Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как представителю определённой (в том числе определённой конкретно-исторически) социальной общности.

Признаки сущности человека:

1. сущность человека имеет родовой характер

Сущность человека выражает своеобразие рода «человек», которое так или иначе представлено в каждом единичном экземпляре этого рода.

Сущность человека включает совокупность черт, позволяющих судить о том, чем род «человек» отличается от прочих родов сущих, т.е. вещей или существ. Сущность присуща только роду. Носителем сущности является род, но не каждый экземпляр рода в отдельности.

 

2. сущность человека носит деятельный характер

3. общественный характер.

4. конкретно-исторический изменчивый характер.

Однако понятие «человечество» выражает идею единства, целостности, планетарной общности, которая называется «род человеческий» (или «род человека»).

Родовая жизнь у человека, так и животного физически состоит в том, что человек (как и животное) живет неорганической природой, и чем универсальнее человек по сравнению с животным, тем универсальнее сфера той неорганической природы, которой он живет. Подобно тому, как в теоретическом отношении растения, животные, камни, воздух, свет и т. д. являются частью человеческого сознания, отчасти в качестве объектов естествознания, отчасти в качестве объектов искусства, является его духовной неорганической природой, духовной пищей, которую он предварительно должен приготовить, чтобы ее можно было вкусить и переварить, — так и в практическом отношении они составляют часть человеческой жизни и человеческой деятельности. Физически человек живет только этими продуктами природы, будь то в форме пищи, отопления, одежды, жилища и т. д. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление то жизни—даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и родовая жизнь человека не являются чем-то различным, хотя по необходимости способ существования индивидуальной жизни бывает либо более особенным, либо более всеобщим проявлением родовой жизни, а родовая жизнь бывает либо более особенной, либо всеобщей индивидуальной жизнью.

Как родовое сознание, человек утверждает свою реальную общественную жизнь и только повторяет в мышлении свое реальное бытие, как и наоборот, родовое бытие утверждает себя в родовом сознании и в своей всеобщности существует для себя как мыслящее существо.

Поэтому, если человек есть некоторый особенный индивид и именно его особенность делает из него индивида и действительное индивидуальное общественное существо, то он в такой же мере есть также и тотальность, субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого общества, подобно тому, как и в действительности он существует, с одной стороны, как созерцание общественного бытия и действительное пользование им, с другой стороны — как тотальность человеческого проявления жизни.

Таким образом, хотя мышление и бытие и отличны друг от друга, но в то же время они находятся в единстве друг с другом.

Смерть кажется жестокой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их единству, но определенный индивид есть лишь некое определенное родовое существо и как таковое смертен.

 

Соотношение биологического и социального в ч-ке.

Человеческая жизнь складывается (существует), благодаря взаимодействию двух групп факторов:

1. биологических

2. социальных

Как существо биологическое человек обладает:

1) совокупностью видовых признаков, каждый из которых у различных индивидов может изменяться в очень широких пределах. Роль биологических предпосылок в развитии человека велика – в частности, в генотипе человека заложены элементарные психические процессы. По мнению ряда учёных, генетически предопределены:

альтруизм

одарённость к определённым видам деятельности.

2) помимо видовых признаков как биологическое существо человек характеризуется расовыми особенностями.

Проблема соотношения биологического и социального в человеке сводится к двум вопросам:

1. какое из этих двух начал (социальное или биологическое) доминирует в процессе формирования способностей, характера и поведения человека?

2. как осуществляется взаимовлияние биологического и социального в человеке; какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между отдельными людьми и группами людей?

В зависимости от принципиальной позиции, занимаемой по данным вопросам, все концепции делятся на 2 группы:

1. биологизаторские

Определяющим в человеке является биологическое начало.

Примеры: расово-антропологические (расистские) теории, социал-дарвинизм, социобиология (основатель – Уилсон).

2. социологизаторские

Эти концепции имеют свой источник: частично в христианской традиции част-но в вульгаризированном марксизме.

Общие особенности этих концепций:

1. социальное начало в человеке противостоит природному началу как главное – второстепенному, как высшее, облагороженное – низшему, примитивному.

2. биологическое начало в человеке является сырым материалом, которым можно безгранично манипулировать во имя достижения заранее заданного социально значимого результата.

Эти концепции сыграли значительную роль в формировании тоталитарных идеологий.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.126 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь