Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблемы методологии науки (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).



Позитивизм - философское направление, сложившееся в 40-е годы XIX в., основоположником кото­рого является Огюст Конт. Классическому взгляду на фи­лософию позитивизм противопоставляет новый взгляд: фи­лософия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. По мнению О. Конта, прежняя философия представляет собой метафизику, т. е. спекулятивное и необъ­ективное знание о несуществующих вещах. Позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. Никаких философ­ских законов в мире нет.

По мнению О. Конта, философия не может претендо­вать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин - совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе философия, - таков основной тезис позитивизма. Любые науки, в том числе об обществе и человеке, должны строиться по образцу есте­ствознания, поскольку именно естественные науки являют­ся источником объективного знания о мире. Историю человеческого духа О. Конт делит на три стадии:

- теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью взаимодействия сверхъестественных сущностей;

- метафизическую, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции;

- позитивную, на которой человечество наконец-то приходит к объективным, научным объяснениям существу­ющих в природе закономерностей.

Позитивизм отождествил все существующее знание только с естественно-научным, тем самым не просто сузив сферу философского исследования, но уничтожив саму фи­лософию с ее мировоззренческими и смысложизненными вопросами. В парадигме позитивизма философия исчезает в качестве самостоятельной формы духовной активности человека. Позитивизм получил развитие в концепциях нео­позитивизма (Мо­рис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др.) и постпозитивизма XX в., продемонстриро­вавших противоречивость и ограниченность его исходных установок.

Основная проблематика неопозитивизма гно­сеологическая. Л. Витгенштейн - один из наиболее известных пред­ставителей неопозитивизма - предложил рассматривать философию как лингвистический анализ языка. По его мнению, все философские проблемы имеют языковый ха­рактер. Большинство вопросов возникают из неправильно­го употребления языка. Псевдопроблемы могут быть пре­одолены, если использовать в философии и науке строгий язык, понятия которого однозначно определены. Л. Витген­штейн предлагает идею создания универсального фило­софского и научного языка. На эту роль предлагается язык формальной логики. В поздних работах Л. Витгенштейн вводит понятие языковых игр, под которыми он понимает языки, соответствующие различным видам деятельности человека. В теории языковых игр Л. Витгенштейн отказы­вается от идеи построения строгого формального языка философии и науки и предлагает рассматривать язык в ес­тественной среде его функционирования.

Неопозитивизм, иначе называемый логическим позити­визмом, развивает верификационистскую концепцию знания и предлагает процедуру опытного подтверждения в качестве критерия отграничения научного знания от ненаучного. В логическом позитивизме философия превращается в узко понимаемую методологию научного познания, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Неопозитивизм, бы­стро обнаружив слабость и противоречивость своих исход­ных установок, был преодолен в различных постпозитивист­ских концепциях.

Постпозитивизм отказался от поиска формально-логического критерия отграничения научного знания от ненаучного и частично реабилитировал филосо­фию в ее мировоззренческой функции. Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Поль Фейерабенд.

Науке, считает К. Поппер, надо отказаться от принципа верификации, т. е. подтверждения истины чувственными, наблюдаемыми фактами. Будущее за принципом фальсификации, который философ называл «принципом опровержения неистинности», позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим. Суть его состоит в следующем: 1) если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; 2) лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность; 3) важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

Принцип фальсификации не просто антиверификационный принцип. Он не является способом проверки истинности знания на эмпирическом уровне. С его помощью К. Поппер стремится решить проблему критического пересмотра содержания научного знания. Он постоянно подчеркивает, что наука - это динамический процесс, сопровождающийся сменой теорий, которые взаимодействуют, но не «добавляют» друг друга.

Другим представителем постпозитивизма, одной из его школ - философии науки - является американский философ и историк науки Томас Кун (р. 1922). Огромную известность ему принесла книга «Структура научных революций». В этой книге Кун изложил свою концепцию философии науки. По его мнению, история науки - это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм. Под парадигмой Кун понимает модели теоретического мышления, приверженные различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки.

Обращение к парадигмальному характеру развития науки связано у Т. Куна с принципом фальсификации К. Поппера, т.е. с идеей утверждения в науке новых идей, а не поглощения старого новым.

Господство парадигмы - это период «нормальной науки», который всегда заканчивается «взрывом парадигмы изнутри». «Расшатывание» парадигмы начинается с появления проблем, которые в рамках данной парадигмы оказываются неразрешимыми. Именно с этого начинается кризис науки. Решение этого противоречия возможно, по Куну, лишь посредством революции в науке, которая сопровождается сменой парадигм.

Таким образом, в постпозитивизме постепенно вырабатывается новый образ науки, соответствующий реа­лиям современной культуры.

Феноменология Э. Гуссерля.

Феномен – это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Фе­номенология – это учение о сознании, о феноменах и их смыс­лах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль.

Феноменологию иногда характеризуют как разновид­ность интуитивизма, поскольку предметом философского познания Э. Гуссерль считает чистые сущности, интуитив­но усматриваемые в потоке сознания. Предшествующую философию немецкий философ называет наивной, ее ос­новные идеи складываются в результате естественной ус­тановки сознания, которая должна быть преодолена в феноменологии. Естественная установка - направленность сознания вовне, должна быть изменена на феноменологи­ческую, в результате которой сознание обратится к самому себе. Способом изменения естественной установки Э. Гус­серль считает особый метод - феноменологическую ре­дукцию. В результате феноменологической редукции со­знание освобождается от эмпирического, индивидуального содержания и обращается к собственным чистым структу­рам. Обнаруживаемое в результате феноменологической редукции чистое сознание конституирует мир смыслов.

Основным свойством чистого сознания Э. Гуссерль счи­тает интенциональность - направленность сознания на объект. Со­знание никогда не является «пустым», оно всегда есть «со­знание о чем-то». Не следует понимать интенциональность как направленность сознания на внешний мир и путать с естественной установкой. Интенциональными предметностями сознания выступают его собственные структуры, эти предметности идеальны, а не физичны.

В поздних работах Э. Гуссерль вводит понятие жизнен­ного мира - универсального поля дорефлексивных струк­тур, служащих фоном и почвой для чистого сознания и шире - предпосылкой любой культурной деятельности человека. Жизненный мир интерсубъективен, это бытие вместе с другими, первичное по отношению к самосозна­ющему чистому «я». В поздних работах Э. Гуссерля цент­ральной темой становится тема кризиса европейской науки и философии. Причиной кризиса немецкий философ называет отрыв философии от собственных основ, забвение своей мировоззренческой природы и неразрывной связи с ценностями. Следствием кризиса философии Э. Гуссерль считает кризис всей западноевропейской культуры.

Сегодня феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впе­чатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обед­ненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это про­исходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо по­нимаем само сознание. Забвение жизненного мира – это резуль­тат плохого философствования. Феноменология как раз и стре­мится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не об­ращают должного внимания на работу сознания. Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать заб­вения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

Феноменологический метод, предложенный Э. Гуссер­лем, стал одним из наиболее широко используемых не только в философии (экзистенциализм, герменевтика), но и в некоторых направлениях социологии, психологии и пси­хиатрии. Феноменология является последней философской системой XX в., после которой западное философствова­ние утратило систематичность.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь