Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура и функции этнического самосознания



С конца 1980-90-х годов с терминами «этнос» и «этническое самосознание» начинают активно конкурировать новые термины – «этничность» и «этническая идентичность», пришедшие в российскую науку вместе с работами зарубежных антропологов и социологов.

Этническое самосознание, по определению Садохина, - чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при сравнении с другими этносами. Другими словами, этническое самосознание – духовное отождествление человека со своим народом на основе представлений об общности происхождения, родственности исторических судеб своего народа, личного участия в исторических событиях, личностных оценках прошлого.

Считая этнос весьма условной категорией, ряд ученых предпочитают использовать понятия «этничность» и «этническая идентичность». Этническая идентичность, прежде всего является «продуктом» высших и внутренних типизаций. Это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов.

Таким образом, этническое самосознание с этнической идентичностью связывает то, что этническое самосознание – это представление о том, что этническая идентичность формируются на основе структурных оппозиций сознания: этнического противопоставления «мы – они».

Этническая идентификация – процесс осознания индивидом своей принадлежности к этнической группе.

Этническая идентичность – результат эмоционально-когнетивного процесса осознания этнической принадлежности, отождествление индивидом себя представителем своего этноса, а также глубоко личностное значимое переживание своей этнической принадлежности.

Этническое самосознание включает в себя важнейшие компоненты:

Ø Этноним

Ø Комплиментарность (противопоставление «мы – они»

Ø Этнические установки и ориентации

Ø Этнические авто- и гетеростереотипы

Ø Этнический нрав и темперамент

Ø Интересы

Ø Психологический настрой

Ø Этнические ценности

Комплиментарность тесно связана с понятием этнических стереотипов поведения. Стереотип поведения неизменно составляющая часть самосознания любого этноса. Этнический стереотип – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какого-либо этноса, с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Этнические образы и стереотипы поведения в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом на единственно возможный способ сосуществования с другими этносами.

В отличие от этнического стереотипа поведения, этнический образ – форма краткого описания, в которое выделяется какое-то одно типичное свойство и которое основывается на чувственном восприятии представлений других этносов.

Исторические закономерности формирования этнонимов

ЭТНОНИМЫ – названия народов, племен.

Долгое время все человечество делилось в глазах людей на 2 части: собственное племя и все остальное, причем «мы» - это люди, а «они» - все остальные племена без различия, были нелюди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний.

Важным этапом на пути формирования этнонимов служит перед словами «человек» или «люди» определения настоящий. Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, другой шаг в этом направлении – признание факта, что другие племена тоже составляют часть человеческого рода.

Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так имя предков осетин – аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг».

Есть имена, означающие «чужой» и «враг», именно это, например, означает имя коряков.

Очень давно народы стали получать имя по стране, в которой они живут. Страна же в свою очередь, получила это имя от другого, более древнего народа, когда-то живущего здесь. Так, давно нет народов виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полуострова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией.

Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» - «черные шапки». Иногда именем становятся названия занятия. Бхилы в Индии – лучники, тахтаджи в Турции – лесорубы.

Отражается в имени народа и характер местности, на котором он живет. Так появилось название одного из славянских племен – дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, болото»).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего выдающегося вождя.

Путей образования этнонимов очень много, но в любом случае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Этнолингвистическая классификация в этнологии.

Она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. Языковая принадлежность и этническое происхождение не одно и то же. За время своего существования этнос мог неоднократно поменять язык, что снижает подразделение этнического многообразия мира на языковые группы, но не по их современному состоянию, а по принципу исторического и генетического родства языков.

Компартивистика – наука, занимающаяся выявлением генетических связей между современными языками.

Различаются по уровню родства:

Праязык (языкооснова) – реально существовавшая общность диалектов племен, этнических групп.

Таксон – единица измерения уровня родства.

Языковая семья – группа языков, объединенных лингвистически, имеющих одного общего языка – предка (праязык).

Языковая семья состоит из языковых групп – подгруппы (диалекты).

v Индоевропейская семья

v Алтайская семья

v Уральско-юкагирская семья

v Чукотко-камчатская семья

v Северокавказская семья

Религиозная классификация в этнологии

Основной признак: религиозная принадлежность.

В религиозной классификации используется несколько критериев:

Ø Стадия развития

По этому критерию все религии разделены на 2 крупные историко-типологические группы – доклассовые и классовые.

Ø Иерархическая структура

Политеизм, монотеизм – религии откровения бога человеку.

Все божественные откровения записаны в священной книге.

Ø Соотношение этнической и религиозной принадлежности.

В рамках монотеистической религии. По этому признаку разделены религии на национальные и мировые.

Национальные религии: синтоизм, иудаизм, даосизм – Япония.

Мировые: буддизм, христианство, ислам.

Доклассовые р
классовые
монотеизм
политеизм
национальные
мировые

 

 

 


Уровень стадиального развития Форма религии пример
Доклассовый период Ранние формы религии. Их всего 15. Ранние формы религии существовали как стадия развития религиозного мировоззрения. В качестве атавизмов и элементов ранней формы религии можно назвать религиозные представления и обряды. Охотничьи промысловые культы, возникновении магии, фетишизм, анимализм.
Разложение рода и общины, начало классогенеза Многобожие (язычество). На основе развития разных форм религии. Пантеон складывается на основе развитых представлений, которые сложились еще в предыдущий период. Славянский политеизм, индуизм, скандинавский языческий пантеон
Классовое общество Монотеизм – религия развитого классового общества. Религии откровения Бога человеку через мессию. Христианство, буддизм, ислам, синтоизм.

 

РЕЛИГИЯ – мировоззрение и мироощущение, а также соответственное поведение специфичного действия, основывается на вере в реальное существование сверхъестественного.

КОНФЕССИЯ – вероисповедание, принадлежность к какой-либо религии, церкви, имеющее свое вероучение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь