Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научное познание. Его уровни, методы и формы.



Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.
С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания, наука включает в себя четыре необходимых компонента.
Субъект науки – ключевой элемент научного познания отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив, в конечном счете общество в целом.
Объект науки – предметная область научного познания, то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя.
Предмет науки в широком смысле это некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности, либо конкретный объект, вещь в совокупности своих сторон, свойств и отношений.
Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов.
Язык науки – специфическая знаковая система как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).
Уровни научного познания. Как развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования. В эмпирическом исследовании применяются такие средства, как описание, сравнение, измерение, анализ, индукция. Важнейшим элементом эмпирического исследования и формой научного знания является факт.
Факт (от лат. factum сделанное, свершившееся): а) синоним понятия «истина», реальное событие, результат - в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне научного познания преобладает чувственное познание как живое созерцание.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания понятий, теорий, законов и других форм мышления.
Рассматривая теоретическое исследование как высшую и наиболее развитую форму научного знания, можно выделить следующие его структурные компоненты - проблему, гипотезу, теорию.
Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой выступает то, что еще не познано человеком.
Гипотеза – форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
Теория является наиболее развитой и сложной формой научного знания. Специфика теории по сравнению с другими формами научного знания заключается в том, что она дает целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности объекта данной теории.
Методы научного познания. Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов.
Метод (от греч. metodos путь исследования или познания) совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Одновременно наблюдение, измерение, практический экспе­римент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являютсятеоретическими методами. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие направлены на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия, мысленный эксперимент).
Итак, научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент); тео­ретическое исследование (проблема, гипотеза, теория).

 

32. субъект и объект познания. Роль практики в процессе познания

Познание – это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Важной чертой познавательной деятельности является её осознанность. Познание – форма активного отношения человека к действительности. Субъект и объект познания являются сторонами познавательной деятельности. Чтобы определиться с сущностью познавательной деятельности, необходимо обратиться к содержанию понятий «субъект» и «объект» познания.

Современная трактовка понятия «субъект» впервые была представлена Декартом и связана с противопоставлением субъекта и объекта. При этом субъект познания трактуется как активное начало в познавательном процессе. Объект познания – это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта (в терминологии И. Канта – «вещь в себе»). Субъектом познания может выступать отдельный человек, научно-исследовательский коллектив, в определённом смысле общество выступает субъектом познания по отношению к природе. Объект познания является предельно общим понятием, включающим в себя явления природы, других людей с их сознанием, собственное тело человека вплоть до продуктов его духовной жизнедеятельности.

Необходимо различать объект и предмет познания. Человек как объект исследования является общим для значительной части естественных и всех общественных наук. Но предметы познания у биологии и медицины – физическое строение человека, физиологические процессы, происходящие в его организме, в определённой степени психические процессы, поскольку они связаны со здоровьем человека в целом. В общественных науках человек является предметом познания как социальное существо, и каждая из этих наук изучает человека, и тем самым людей, под определённым углом зрения.

Становление субъекта познания предполагает формулирование познавательной задачи, выбор средств и методов познания.

Разработка учения о субъекте познания обусловила необходимость рассматривать познание в тесной связи с практикой. В истории философии категория практики длительное время разрабатывалась вне рамок учения о познании. Наиболее обстоятельная разработка связи познания с практикой получила развитие в марксизме. Маркс характеризовал практику как специфически человеческую, сознательную, целеполагающую, целесообразную, материальную (чувственную, предметную) деятельность людей по изменению мира.

Итак, хотя практика – это материальная деятельность, но она является целеполагающей, в ней материальные и духовные моменты находятся в единстве. Духовный момент деятельности обеспечивает материальную деятельность, но не является ведущей стороной практики. Практика материальна в силу своих предпосылок, средств и конечных результатов.

Виды практики многообразны, к ним относят материальное производство, социальную практику, у которой имеется большое число её разновидностей. Социальная практика – это деятельность по установлению, воспроизводству и преобразованию общественных отношений: экономических, политических, правовых, нравственных, национальных, межгосударственных, бытовых, брачно-семейных и т. д. Особым видом практики является техническая деятельность, включающая в качестве её элементов конструкторскую и проектную (инженерную) деятельность людей. Техническая деятельность направлена на преобразование созданных людьми различных устройств, с помощью которых изменяется окружающая среда. В наши дни существенно видоизменяется соотношение между различными видами практики, при этом специальный её вид – научная практика (научный эксперимент) занимает более важное место.

Рассмотрение познания в единстве с практикой позволяет объяснить, почему познание является не абсолютно самостоятельным видом деятельности, а процессом, детерминированным потребностями практики. Именно запросы практики стимулируют познавательную деятельность. Развиваясь под воздействием практических потребностей жизни общества, познание совершенствуется вместе с развитием общественной практики.

Практика рассматривается также как основа познания. Этим положением иллюстрируется то обстоятельство, что познание формируется на основе всей общественной деятельности людей.

Практика является также источником познания. Она обеспечивает познавательный процесс необходимым фактическим материалом, который систематизируется, обобщается, обрабатывается, а также – оборудованием и техническими средствами.

Полученные усилиями познания данные используются на практике. Именно практика является областью применения выработанных знаний, сферой воплощения их в конкретные замыслы. Это позволяет говорить о том, что практика выступает как цель познания. Практика в процессе познания выполняет также роль критерия истины, проверяя достоверность полученных знаний.

Сознание и его сущность

Сознание - это наиболее общая категория философии, которая соотносится с такой же всеобщей категорией как материя. Они выражаются друг через друга в пределах основного вопроса философии.

Какова же сущность сознания? Каково его происхождение? Этот вопрос такой же давний, как и сама философия. Выведение существенных характеристик сознания происходило в течение всей истории философии. Разные философы в разные эпохи по-разному толковали сознание.

В античной философии еще Гераклит, говоря о трудностях познания, выражал мнение о темной и светлой его стороны, о чувственном и умственном познании.

Демокрит, как и Гераклит, говорил о двух видах познания. И он первым осуществил попытку создать науку о понятиях как формах мышления - логику.

У Платона знание - это припоминание.

Аристотель первым разработал логику как науку о правильном мышлении, у него это учение о категориях как мыслимом отображении действительности.

Древнегреческая философия толковала сознание как невещественный феномен и преимущественно через нравственность. Но в учениях представителей натурфилософии (Фалеса, Анаксимена, Гераклита), а позже у Демокрита, Эпикура и Лукреция, душа толковалась как порожденная материальными стихиями. Ей приписывались некоторые характеристики ума. Сократ поставил вопрос о необходимости формирования понятийного мышления, которое, как он доказывал, является познанием противоречий. Вместе с тем, Сократ подчеркивал функциональность сознания как блага, когда душа владеет истиной. Платон толковал душу как такую, которая владеет объективной истиной, а последняя носит вечный и неизменный характер и диктует человеку определенную “линию поведения”. По Аристотелю, душу нельзя рассматривать независимо от тела, она является “внутренней формой живого тела” и реализует его сущность. Аристотель анализирует возможность души чувствовать, представлять и мыслить.

В средневековой христианской философии сознание толкуется как “душа”, в которой вера должна совмещаться с аргументами ума, но познание Бога является мистическим, иррациональным. Фома Аквинский обосновал возможность души выходить за пределы тела. Тем самым обосновывалась идея воскресения.

В эпоху Возрождения Дж. Бруно толкует душу как такое свойство мира, которое восходит к Мыслящему духу. Мировая душа, по Бруно, находится не вне границ мира, а в нем самом как его собственная внутренняя форма.

В философии Нового времени большинство философов исходят из независимости разума от веры и науки и от религии. Сознание впервые становится предметом научного познания. Учение Ф.Бэкона об идолах является развитием учения о сущности сознания: сознанию свойственнызаблуждения, от которых нужно избавляться. Бэкон выделял три способности сознания: память (на нее опирается история), воображение (имеет важдноезначение для поэзии), рассудок (который лежит в основе философии, математики и естествознания). Д. Локк выводит сознание из чувственности и утверждает: “нет ничего в уме, чего бы не было в ощущении”. Гоббс впервые связал мышление и язык. Достоверное знание возможно лишь благодаря языку. Особенное значение для последующего развития философии имеет концепция Спинозы об идеальном, которое толкуется как атрибут - неотъемлемое свойство субстанции.

Философы французского Просвещения, оставаясь механицистами в толковании происхождения сознания, в силу того, что философия этого периода характеризуется направленностью на решение социальных проблем, рассматривают сознание на уровне соотношения общественного бытия и общественного сознания.

В немецкой классической философии философы-идеалисты обосновали сознание и мышление через универсальные законы и категории. Кант толковал разум как априорную форму мышления, которая дана от рождения, тогда как рассудок формируется в практическом опыте. У Гегеля сознание - это состояние саморазвития абсолютной идеи. Тем не менее и здесь не была раскрыта социальная, социокультурная сущность сознания. Вульгарный материализм примитивно толковал происхождение мышления: мозг производит мысль так, как печень продуцирует желчь.

Марксистская философия, использовав теоретические принципы этих идеалистических систем и опираясь на данные естествознания и диалектический метод, разработала диалектико-материалистическое учение о происхождении сознания, вывела материалистические основания его происхождения. Сознание - вторично, но не потому, что его когда-то не было, а потому, что оно является продуктом высокоорганизованной материи - человеческого мозга. Оно не дано от рождения, а производится человеком в процессе жизнедеятельности и бытия в культуре, активного усвоения достояний культуры.

Противопоставлять материю и сознание невозможно. Биологическая форма жизни - лишь предпосылка появления сознания. Сознание существует реально, но это субъективная реальность. Сущность сознания - идеальна, но ее источник материален.

Сознание - это высшая, свойственная лишь общественному человеку функция головного мозга, сущность которой заключается в целеустремленном психическом отображении объективного мира и творческом формировании идеальных объектов, аналогов которых еще нет в природе. Она основывается на воображении и фантазии. По физиологическим свойствам сознание является рефлекторным процессом. Но сознание не сводится лишь к физиологичному свойству. Основой его возникновения являются общественные процессы: трудовая деятельность, разные формы общения людей, язык, чувства, эмоции.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь