Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность и основные типы глобальных проблем. Тенденции и закономерности развития современной цивилизации.



Сам термин " глобальные проблемы " вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского " глобус", - то есть Земля. По своему характеру глобальные проблемы современности различны: от угрозы ядерной войны до экологической катастрофы, от растущего раскола мира на " богатые" и " бедные" страны и народы до перспективы истощения традиционных и необходимости поиска новых источников энергии. По различным подсчетам сейчас выделяют до трех десятков глобальные проблем различных типов.

Главные причины глобальных проблем - возрастание мощи технических ср-в ведения войны и воздействия на природу, исчерпание естественных природных ресурсов, анархия производства и неравноправные экономические отношения между странами, несоответствие полит. Мышления социально-полит. реалиям, девальвация общечеловеческих ценностей.

Глобальными являются проблемы, которые:

a. по своей сути, затрагивают интересы всего человечества;

b. приобретают всемирный характер, охватывая все основные регионы Земли;

c. создают реальную угрозу для будущего человечества;

d. требуют для своего решения международного сотрудничества в самом широком масштабе.

Эти критерии имеют важное значение для классификации глобальных проблем. Вместе с тем указанные критерии носят преимущественно количественный, а не качественный характер. Из них не совсем ясно, в чем причина возникновения глобальных проблем, их классовое содержание, отличие от социальных проблем, которые также встают перед человечеством и носят всеобщий характер (борьба против эксплуатации, угнетения и др.). Между тем термин " глобальный" имеет три значения:

1. повсеместный, характерный для земного шара в целом, для всех стран и народов;

2. значительный, масштабный;

3. общий, всеобъемлющий.

«Общемировые глобальные проблемы" или " интерсоциальные проблемы":

 

 Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.

 Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Здесь также имеется несколько частных проблем: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений и др.

 Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара. Из составляющих ее частных проблем можно выделить вопрос о ликвидации существующих диспропорций в мировой торговле и каких-либо ограничений несправедливого характера в международном экономическом обмене.

 Проблема управления развитием НТР ее гуманиститческой направленностью на глобальном уровне.

 

«Общечеловеческими" глобальными проблемами:

1. Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научнотехнического прогресса в интересах человека.

2. Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

3. Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации.

4. Проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности.

5. Проблема гарантий прав человека прежде всего права на жизнь, на существование в здоровой среде. Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Важно подчеркнуть, что предложенная формулировка трех групп глобальных проблем проблем имеет явно выраженную гуманистическую направленность, поэтому было неправильно относить эту характеристику только к третьему классу глобальных проблем.

Особенностью современного этапа развития человечества является, в частности, чрезвычайное обострение глобальных проблем. Обострение глобальных проблем создало принципиально новые условия для развития человечества, условия постоянной, реальной угрозы жизни на Земле.В объективной реальности мы имеем дело не с совокупностью, а с системой глобальных проблем. Характерной ее особенностью является то, что она обладает чрезвычайной сложностью и многофакторностью. И проявляется это прежде всего в том, что сущностной основой системы глобальных противоречий являются социальные взаимосвязи, определяемые фундаментальными закономерностями общественного развития. Чисто социальных и чисто социоприродных глобальных проблем нет. Все они выражают те или иные стороны единого процесса социоприродного развития. Характерной чертой глобальных проблем современности, является то, что они, возникнув по социальным причинам, ведут к последствиям более, чем социальным, затрагивают биологические и физические основы существования

 

 

Гегель и Фейербах.

Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием- принцип тождества бытия и мышления. Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит стадии:

логика - через неё раскрывается абсолютная идея в виде системы категорий;

природа - из природы возникает человек, вместе с ним - человеческий дух, который развивается сначала как субъективный дух, а затем как объективный дух.;

высшая форма самореализации абсолютной идеи - абсолютный дух.

Историческая заслуга – разработка диалектического метода. Гегель развил глубокие мысли о движении, о переходе количественных изменений в качественные и обратно, об отрицании, о развитии от низшего к высшему не по прямой, а по спирали. Он разработал и сформулировал основные законы диалектики.

 

Фейербах.

Первым с острой критикой Философии Гегеля выступил его соотечественник Людвиг Фейербах(1804-1872).

Труды Фейербаха «Основное положение философии будущего» (1841), «Сущность христианства» (1843) и другие. Выступая против идеализма Гегеля, Фейербах ставил вопрос о коренной реформе философии. Необходимость ее он пытался увязать с новыми задачами человечества, его потребностями. Подлинная философия, по Фейербаху, призвана носить антропологический характер. Предметом ее изучения должен стать человек. В отличие от последних он не сводил всякую реальность к механическому движению, а рассматривал природу как организм. Внимание философа было направлено не на отвлеченное понятие материи, а на человека, являвшего собой психофизическое единство души и тела.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная абстракция, существующая лишь в головах людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в зависимость от последнего. При обосновании материалистического мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие " материя". Вместо этого понятия он использует понятие " природа", т. е. его мировоззрение называется натурализмом. Природа существует вечно, она независима от Бога. В центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Именно человек является субъектом в системе Фейербаха. В решении конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма и лишь воспроизводит взгляды французских материалистов. Исходным пунктом познания является ощущение. Источник же ощущений заключается в самом мире, природе.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь