Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формационная и цивилизованная концепция общесвтенного развития



Термин «формация» Карл Маркс заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Экономические формации следуют друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общественному строю, построенному на началах равенства и справедливости.В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.Цивилизационная концепция общественного развития.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.В основе линейных концепций лежит идея внутреннего единства всемирной истории. Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» - это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

 

Будущее человечества Глобальные проблемы соверменности Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего

Различные аспекты проблемы будущего человечества рассматриваются в рамках футурологии и социального прогнозирования. Сама идея будущего интересовала человека на протяжении всей истории его существования, чаще всего имея форму эсхатологического учения. Научное осмысление будущего и возникновение сценариев перспективы человечества возникает лишь к середине ХХ века, когда общество осознает губительный характер технического прогресса в области вооружения. Одновременно с угрозой ядерной войны и разработкой сценариев по ее недопущению в будущем, выявляется глобальная проблема демографического кризиса, т.е. перенаселения земли в результате увеличения средней продолжительности жизни людей и приростом популяции, которая влечет за собой другую глобальную проблему - нехватку природных ресурсов (пресной воды, продуктов питания, природной энергии) и, как следствие выхода из последней путем наращивания технологий - экологическую проблему. В конце 60-х гг. ХХ века создается международная общественная организация «Римский клуб», призванная обсуждать и стимулировать исследования глобальных проблем, возникших в результате научно-технической революции и угрожающих в будущем существованию людей. Кроме того, во второй половине ХХ века начался очередной виток технологической революции, основанный на использовании электронно-вычислительных машин и информационных технологий. В экономически развитых стран мира идет интенсивный процесс интеллектуализации экономики. В наши дни рождается форма общества, которую уже нарекли «обществом знаний» (англ. knowledge society). В обществе будущего знание превратится в главный ресурс человеческой деятельности практически во всех ее сферах. Богатство общества уже сейчас во многом определяется не столько материальными ресурсами, которыми это общество располагает, сколько размерами его «интеллектуального капитала». Страны, которые по инерции или вследствие разных исторических обстоятельств продолжают жить за счет эксплуатации своих природных ресурсов, рабочей силы и классического, «материального» капитала, обречены историей на экономическое, и вообще социальное, отставание.

Понятие «глобальный» (от лат. — шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб». Термин «глобальный» стал использоваться для характеристики общепланетарных проблем.

Глобальные проблемыэто совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающий массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи;

в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений): 1. Отношения человека к природе порождают природно-социальныеглобальные проблемы: окружающей среды, нехватки ресурсов, энергетики, отсутствия продовольствия.Особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.2. Отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения привели к появлению социальных глобальных проблем: мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости бедных стран.3. Отношения между человеком и обществом породили антропосоциальные глобальные проблемы: роста народонаселения, научно-технического прогресса, образования и культуры, здравоохранения.

Ключевой проблемой, от решения которой зависят все остальные является проблема мирового социального и экономического развития. Ее содержание таково:

с одной стороны, неравномерность развития различных стран и регионов привела к социально-экономическому и политическому доминированию и диктату Западных государств, что ведет к несправедливому экономическому обмену в мировом масштабе и, следовательно, обнищанию менее развитых стран; с другой стороны, сейчас происходит формирование основ постиндустриального общества и их борьба с элементами старого индустриального и доиндустриального обществ. Эти два момента могут привести к необратимым последствиям — безнадежному отставанию большинства народов мира от стран Запада.Важнейшей проблемой является проблема войны и мира. Ее актуальность показал Н. Моисеев, обосновав возможность наступления «ядерной зимы» в результате конфликта с использованием современного оружия. Н. Моисеев также разрабатывал принцип коэволюции, согласно которому человечество способно выжить лишь в условиях совместного и согласованного существования общества и природы.

ГлобализацияПонятие «глобализация» имеет различные трактовки:

Глобализация — это растущая взаимозависимость различных стран и регионов, экономическая и культурная интеграция человечества.

Глобализация — это универсализация производительных сил, экономических отношений и способов общения.

Глобализация — это стратегия неолиберального капитализма по установлению своего господства в мировом масштабе на основе монетаризма и военно-политического гегемонизма.Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего: Будущее человечеств лежит в плоскости решения глобальных проблем по следующим сценариям: Первая версия — теория «золотого миллиарда». Неизбежным результатом борьбы между странами и цивилизациями за ресурсы будет образование в планетарном масштабе групп государств, принципиально отличающихся друг от друга качеством жизни (З. Бжезинский). Сценарий «столкновения цивилизаций» в XXI в. выдвинул С. Хантингтон.Вторая версия, фиксируя ту же реальность, исходит из гуманистических посылок и соображений. Надежды возлагаются на постиндустриальное развитие и становление информационного общества в планетарном масштабе. Постепенно уменьшается вещественно- энергетическое и возрастает информационное потребление. Становление общества духовных постматериальных ценностей приведет к формированию справедливых равноправных отношений между людьми, странами, народами.Третья версия: революционное перераспределение между всеми людьми ресурсов и средств производства и развертывание на основе новейших технологий планового социалистического хозяйства.Скорее всего, возможен путь, в котором проявятся в той или иной степени все три варианта. Самым желательным исходом стало бы появление конфедерации цивилизаций с устойчивым развитием, а затем через взаимное восприятие и обмен ценностями — единой планетарной цивилизации.Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.Концепция устойчивого развития разрабатывалась Римским клубом, основанным в 1968 г. и другими общественными организациями. Выдвинутая на Второй Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2), которая состоялась 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия), и опирающаяся на доклад Комиссии Брундтланд, концепция включает следующие основные положения: — В центре внимания — люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.— Охрана окружающей среды должна стать неотъемлемым компонентом процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.— Удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды должно распространяться не только на нынешнее, но и на будущие поколения.— Уменьшение разрыва в уровне жизни между странами, искоренение бедности и нищеты принадлежит к числу важнейших задач мирового сообщества.— Чтобы добиться устойчивого развития, государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления.Футурология — это специальная область исследований различных наук, которая занимается предвидением будущего человечества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь