Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 25. Схоластика: Решение проблемы универсалий в номинализме и реализме.



Схоластика – изучение текста и уяснения его смысла (толкование текста)

Одна из основных проблем схоластики: отношение общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существует ли общее вне человеческого ума само по себе или нет?

В связи с решением данного вопроса выделяют 2 течения: Реализм и Номинализм.

Реализм. Существование универсалий в нашем мире реально.

Реализм крайний:

Универсалии существуют до вещей, в высшем и недоступном для нашего восприятия мире, а все вещи – это лишь производные от них сущности (восходил к учению Платона об идее - учения о двух мирах – мира «ейдосов», то есть прообразов вещей, и мира вещей, или форм).

Теоретики: Ансельм Кентерберийский, последователь Августина.

Единый и, в то же самое время, отдельный от природы бог обладает в своем уме теми понятиями или идеями (вневременными мыслями), в которых содержится бесконечное многообразие вещей, созданных им. Истина имеет место не только в разуме, но и является реально чем-то самостоятельно существующим. Данный вид Р. Был отвергнут церковью. Точка зрения церкви была таковой, что Бог возвышался над созданной им материальной и нематериальной природой как отдельная личность, а в соответствии с учением крайнего реализма бог «растворялся» в природе и занимал тот же уровень, что и универсалии.

Реализм умеренный:

Провозглашал троякое существование универсалий: в уме Бога, в вещах, сотворенных богом, а также в уме человека, который их познает. Универсалии существуют в самих вещах. Они являются неизменными и определяющими основаниями для всех вещей. Во всех вещах содержится идеальная сущность (сама универсалия), которая из абсолютно бесформенной материи и делает нормальные вещи (восходил к идеям Аристотеля, что сущности вещей существуют в них самих).

Теоретики: Фома Аквинский, ученик Альберта Великого.

Универсалии существуют «до вещей» (как идеи в божественном разуме), «в вещах» (как неотъемлемые формы единичного) и «после вещей» (как понятия в человеческом разуме в результате абстрактного мышления)

Номинализм. Универсалии – это имена, и существуют они лишь в человеческом сознании как понятия и термины, а реально существуют лишь конкретные, единичные предметы.

Крайний Номинализм:

Общие понятия, согласно этому учению, являются абсолютно бессмысленными, так как реально они не существуют и являются лишь пустым звуком. Каждая вещь – это единичный конкретный предмет реальности, который в себе ничего общего не содержит.

Теоретики: Росцелин. Вещь – ровно столько, сколько в ней есть – то есть единичный конкретный объект и ничего более, а понятие – сотрясание воздуха (flatus votic).

Номинализм умеренный:

Универсалии существуют после вещей. Они существуют в нашем сознании в виде обобщенных названий вещей – понятий. Эти понятия объективно не существуют, но они нужны нам чтобы ориентироваться и познавать действительность.

Теоретики:

Петр Абеляр. Универсалии являются не пустым звуком, а являются выражениями. Они принадлежат к речи, но являются более значимым элементом, чем обычные звуки. Позднее, его учение, выделившись из номинализма, было названо сермонизмом.

Уильям Оккам. Реальное бытие характерно лишь для единичных вещей, а универсалии – это умственные конструкции, и никаким реальным существованием не обладают, так как это лишь термины, существующие в уме, создаваемые разумом человека ( терминизм ).

Борьба реализма и номинализма завершилась победой номинализма.

 

 

Вопрос 26. Гуманизм и политическая утопия эпохи возрождения.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

— отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

— использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

— тесная связь с естествознанием;

— исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Гуманизм возрождения – обосновывает идею земной ценности человека, его конкретной действительной жизни.

Лоренцо Валла утверждает идею индивидуальности человека и ее абсолютную ценность.

-Индивидуальность формируется деятельностью человека.

-Исходно, в гуманизма возрождения утверждается антропоцентричная идея (антропоцентризм).

-Человек приобретает абсолютную значимость, утверждается идея творческой активности человека на условия саморазвития.

Данте Алигьери

Обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Человек - результат соединения природного и божественного начал. Человек - существо, принадлежащее двум мирам. Человеком руководят две цели: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Марсилио Фичино

Философия - ученая религия, открывающая разуму истины, содержащиеся в вере. Бытие имеет иерархическую структуру, состоящую из пяти ступеней, высшей из которых является Бог, а низшей - телесные качества. Единство и взаимосвязь ступеней бытия обеспечивается душой. Именно она придает жизнь и движение всему космосу. Фичино обожествляет человека, считая его самым прекрасным из творений. Главным признаком человека является его стремление к свободе.

Франческо Петрарка

Обращенность к внутреннему миру человека. Критика аскетизма. Гармония физического и духовного в человеке.

Эразм Роттердамский (северный гуманизм)

«Философия Христа». Уравнивание значимости христианской религии и античной философии. Пытался выявить моральное содержание христианства, систематически противопоставить дух христианского учения (раннего) и букву христианских догматов. Они не совпадают. Надо быть верным духу христианского учения. Обрядовая сторона церковной деятельности тоже подвергается критике. Эразм не согласен с идеей первородного греха - «осквернить идею Христа своими низменными представлениями о человеке». Первородного греха нет. Люди по природе все равны. Каким становится человек, зависит от воспитания и образования. Переводить Священное Писание на национальные языки, чтобы оно было доступно всем.

Спор Мартина Лютера и Эразма Роттердамского о свободе воли. Эразм Роттердамский - «О свободе воли», Мартин Лютер - «О рабстве воли». Мартин Лютер утверждает, что воля человека бессильна и все зависит от того, кто взнуздал эту волю - Бог или дьявол. Бог ведет человека к спасению. Дьявол - к вечной погибели после смерти. Эразм Роттрдамский утверждает, что отрицание свободы человека принижает человека. Он должен быть ответственен. Если нет ответственности (свободы), то какой смысл имеет наказание (воздаяние). Эразм Ротердамский исследует двойственную природу человека ( формируется просветительская идея)

Глупость – это невежество познания, нежелание знать.

(пребывание человека в своем невежестве)

Глупость – движимое начало саморазвития человека.

Политическая утопия ЭВ.

Томас Мор: «Утопия»

- Рабство. Рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы.Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей.

- Религия. Государство терпимо к вопросам религии. Свобода вероисповедания. Публичная агитация против религии запрещена. Священники выбираются народом. Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним.

- Власть. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Его могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.

Верховный орган государства – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.

- Семья. На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.

Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку. Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. Детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать. Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие по возрасту – старшим.

- Экономика. Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки.

- Война. Утопийцы решительно осуждают войну. Утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, " когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией" Кроме того, " утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно".

Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.

Разделения труда и возникающего из него сословного деления общества на Утопии, однако, полностью избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и т.н. «симфогранты», контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов – ни больше, ни меньше. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. А ведь это – чуть ли не главный стимул для любого человека. Общество в «Утопии» выступает безликой массой, лишенной индивидуальных различий.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1440; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь