Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первичные формы науки в античном мире



В античности и в Средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия “философия”, “наука”, “знание” фактически совпадали. Все знания существовали в рамках философии.

Многие ученые считают, что наука возникла в Античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации знания. В натурфилософии возникли первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птоломея и пр. первые натурфилософы были в большей степени учеными, чем философами, изучающими многообразные природные явления. Социально-политические условия в Древней Греции способствовали образованию самостоятельных городов-полисов с демократическими формами правления Греки чувствовали себя свободными людьми, любили во всем доискиваться до причин, рассуждать, доказывать. Кроме того, греки переходят к рациональному в отличие от мифа осмыслению действительности, создают теоретическое знание.

Греки заложили фундамент будущей науки, для появления науки они создали следующие условия:

1. Систематическое доказательство

2. Рациональное обоснование

3. Развили логическое мышление, особенно дедуктивное умозаключение

4. Использовали абстрактные объекты

5. Отказались от использования науки в материально-предметных действиях

6. Осуществили переход к созерцательному, умозаключительному постижению сущности, т.е. к идеализации (использование идеальных объектов, которые в реальном мире не существует, например, точка в математике)

7. Новый тип знания – “теория”, которая позволяла из эмпирических зависимостей получить некие теоретические постулаты.

Но в эпоху античности наука в современном значении этого слова не существовала: 1. Не был открыт эксперимент как метод 2. Не использовались математические методы 3. Отсутствовало научное естествознание

Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. В Античности большое внимание уделялось постижению истины, т. е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, переход от чувственного мышления к интеллекту, оперирующему абстракциями.

Первую систематизацию того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель – величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Он делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство). Изложенная Аристотелем логика господствовала более 2 тысяч лет. В ней классифицировались высказывания (общие, частные, отрицательные, утвердительные), выявлялась их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. Особое значение имело его учение об истинных и ложных суждениях и выводах. Аристотель разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания.

Говоря о Римской Империи необходимо заметить, что в ней не было философов и ученых, которые могли бы сравниться с Платоном, Аристотелем или Архимедом. Наука была подчинена практике, а все труды римских писателей носили компилятивно-энциклопедический характер.

Т. о., античная цивилизация характеризовалась наличием античной логики и математики, астрономии и механики, физиологии и медицины. Античная наука носила математико-механистический характер, первоначальной программой провозглашалось целостное осмысление природы, а также отделение науки от философии, вычисление особых предметных областей и методов.

 


6. Особенности средневековой науки. Проблема взаимоотношения веры и разума

В средние века (IV-XIV) первостепенное значение в общественной жизни получает религия. Однако она включает в себя в качестве необходимого компонента философию, которая рассматривалась как средство достижения необходимой аргументации в теологических спорах. Философия помогала строить целостную картину мира, но мира как творения Бога. В то же время не стоит воспринимать философию средневековья в роли исключительно «служанки богословия». В тот период приобретает широкое распространение идея «двух истин», т.е. истины философии, нуждающейся в доказательстве и истины веры, основанной на Откровении. Это положило начало постепенному обособлению философии от богословия. Как относительно самостоятельные дисциплины оформляются логика, теология, этика. Монастыри стали настоящими лабораториями новой европейской культуры и идеологии, процесс институализации церкви завершился образованием средневековых университетов, как учреждений образования и науки. В течение 12-13 в.в. возникли Болонский, Парижский, Оксфордский, Кэмбриджский, Падуанский и Неапольский университеты.

Важнейшая задача, которая решалась философами и богословами Средневековья – комментирование библейских текстов, определяемое, как встреча смыслов Божественного откровения и человеческого понимания. Доминирующий метод познания – герменевтика, поскольку источник знания ищут в текстах Священного писания.

Основным типом мышления был религиозный (догматический) тип мышления, основанный на переживаниях, а не явлениях внешнего мира. Однако, необратимый процесс роста знаний, новые изобретения, географические открытия все время совершенствовали роль разума в познании, что инициировало ускоренный переход к рациональному освоению мира, в итоге произошло оттеснение иррационального познания на второй план. Рационализацию средневекового знания можно было проследить по изменению некоторых установок средневековых мыслителей. Так, например, мыслитель раннего Средневековья Тертониан, живший на рубеже 2 – 3 вв. н.э. строил свои утверждения, будучи приверженцем веры в процессе познания. Его формула звучала так: «Верую, ибо абсурдно».

Спустя примерно 200 лет, основатель патристической философии Августин Блаженный (рубеж 4 – 5 вв.) занял в вопросе методов познания более гибкую позицию: «Верую, чтобы понимать». В своем труде " Исповедь" он формулирует основные принципы и задачи философии, приспособленные к нуждам религии и церкви. Предметом философии, по Августину, является постижение сущности порядка и единства универсума как творения Бога, а значит и постижение сущности Бога. А поскольку человек неизбежно вступает в отношения с Богом, то и познание человека, его сущности и его души, отыскание истинного пути человека к Богу также входит в предмет и задачу философии. Поэтому подлинное философствование заключается в постижении истины Бога, поскольку истина и есть Бог.

По религиозным догмам Бог является нам как откровение, которое нужно понять. Но сначала человек должен обнаружить Бога как реальность. Вера и есть тот инструмент, с помощью которого человек может обнаружить Бога, вне веры Бога для человека нет. Поэтому в религиозной философии Вера находится на первом месте. Но вера сама по себе еще не дает знания, она дает лишь объект для познания, а Божественную сущность нужно описать, объяснить и понять. Это цель достижима только посредством Разума, на основе деятельности которого мы получаем истинное знание о сущности Бога. Вера нуждается в разуме как в инструменте познания сущности Бога. Но Вера обязательно предшествует Разуму, потому что без Веры нет объекта познания: «Без Веры Разум пуст, а Вера без Разума слепа». Так в философии Августина констатируется проблема единства Веры и Разума.

В 11-14 веках в средневековой философии наступает период, называемый схоластическим. Схоластическая философия с помощью разума пыталась доказать незыблемость догматов веры и теологии. Но столкнувшись с вопросом «Каким образом Бог-универсум проявляет себя в реальности? », схоластическая философия раскололась на два течения: реализм и номинализм.

Реалистическое воззрение (победившее) считает, что подлинной реальностью обладают универсалии, а не единичные предметы и понимает универсалии самостоятельно существующими, определяющими конкретные вещи сущностями. Здесь реализуется принцип: чем общее, тем реальнее. Роды первичнее видов, виды первичнее индивидов. В соответствии с этим реалисты полагают, что природа Бога определяется его разумом. Именно божественный разум является творящей силой мира. И человеческое познание также по своей сути, цели и форме определяется разумом.

Номинализм – это учение, согласно которому подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи. Универсалии же не имеют онтологического статуса. Они лишь имена – «ноумены». Бог есть, прежде всего, творящая воля. Поэтому и предметом познания человека являются единичные вещи, представляющие нам многообразие творения. В познании бесспорен приоритет воли над разумом. Познание в своем истоке интуитивно. Именно интуитивное познание фиксирует реальное бытие вещей, и только затем наш ум путем абстрагирования признаков, общих для того, или другого класса эмпирических предметов, образует «имена», которые мы понимаем как общие понятия.

В 13 в. выдающийся мыслитель-схоласт Фома Аквинский обосновал теорию, в которой были использованы как рациональные, так и иррациональные методы освоения мира. Фома Аквинский попытался создать универсальную систему философии в рамках схоластики и религиозного мировоззрения. Он пытался найти основания для единства веры и разума, религии и философии, религии и науки, особенно в условиях возрастания значение науки и научного знания. И сделать это так, чтобы вера и религия оказались выше, не принижая позитивного значения философии и науки. Следует использовать оба этих метода:

— И вера, и разум познают одно и то же (объект);

— И та, и другая человеческие способности находятся не в отношении взаимоисключения, но и в отношении взаимодополнения;

— Обе эти человеческие способности созданы Богом и потому каждая из этих способностей имеет право на существование и применение (этой ориентации придерживаются и современные религиозные деятели).

Но все же Фома Аквинский как мыслитель приоритет отдавал религиозному познанию.

Еще один представитель схоластики Пьер Абеляр вообще стремился к четкому разграничению между верой и знанием, предлагая сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а уж затем судить, заслуживают ли они веры или нет. Ему принадлежит фраза: «понимать, чтобы верить».

В целом же, концепция возможности сочетания рационального и иррационального познания признается церковью до сих пор (католической, православной), что, в свою очередь, создает предпосылки для взаимодействия науки и религии.

7. Наука Возрождения

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV — начало XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Философия Возрождения характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к отдельной личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он становится творцом самого себя, в связи с чем уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой. Огромную значимость приобретает искусство, творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере. В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется. Именно это обстоятельство служило основанием для преследований некоторых ученых инквизицией. К слову, следует отметить, что именно в Эпоху Возрождения католическая церковь находится на пике своего могущества и агрессивно проникает во все сферы общественной и индивидуальной жизни.

В целом же в философии эпохи Возрождения можно выделить следующие основные направления:

— Гелиоцентризм. Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения.

— Герметизм - религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии.

— Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;

— Неоплатонизм - идеалистическое направление философии, соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.

— Секуляризм - антирелигиозная доктрина, согласно которой движение к лучшему обществу и возможные социальные и политические реформы должны основываться на идеологии без религиозности.

В целом, развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.

Основные представители науки и философии Возрождения: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Пико делла Мирандола, Мишель Монтень, Томас Мор, Джордано Бруно, Мартин Лютер и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1033; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь