Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность
Природу человека можно выразить след. важнейш. характеристиками: - чел. – земное творение; - входя в природу, чел. возвышается над ней; - как и высшие животные, чел. имеет психику; - он облад. разумом и ценностями, этич. и эстетическими качествами; - ему присуще противоречие м/у сознанием и бессознательным; - чел. – существо общительное, комм., символич.; - его бытие социально; - чел. творит мир культуры и в то же время совершенствует самого себя. С др. времен под сущностью чел-а полагалось единство духа, души и тела. В качестве всеобщих форм существования человека выступают социосозидание (и его составляющие творчество, свобода, нравственность, эстетичность и т.п.), смысло-ценностное самоутверждение, устремленность к идеалу. Социальное не тождественно наличным общественным отношением, а включает в себя бесконечность культурно-исторической памяти и устремленность в будущее. Духовное – не просто функция внешних условий, а особая самостоятельная реальность. Индивид – человеческая единица, представитель рода чел-кого и исторически определенного общества или группы. -- подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование. Индивидуальность - система унаследованных и приобретенных социальных свойств, присущих конкретному человеку, характеризующих его неповторимость, исключительность. Важнейшим признаком индивидуальности является универсализм, способность овладевать многими видами деятельности. Личность — рассмотрение человека как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении.- формируется под воздействием наследственности, социальной среды и собственных усилий человека. Важнейшими формами социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правовые нормы, язык.
Сознание – то, что делает его человеком = способность к осмыслению Философия сознания повторяет подходы к философскому анализу сознания, применявшиеся в истории европейской метафизики: - субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Декарт, Гегель): разум – субстанция мира, - функциональная модель (Гоббс, Локк, Ленин, : сознание – функция нервной системы и мозга, чувства – источник сознания; - экзистенциально-феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): сознание свободно конструируется индивидуальным Я из внешних и внутренних потоков мыслей, чувств, ассоциаций; - социокультурная парадигма (марксизм, ): сознание ‑ продукт общественных отношений, социальных взаимодействий, языка. Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру: – познание (одной из форм существования сознания является знание); – практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека; – ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально: – оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство; – оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним; – оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей; – оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир; – оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека. В жизни возникли и развились 2 сферы духовной жизни: – религия; – искусство. Сознание, с одной стороны, может создать возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии. Внутренняя структура сознания: - чувственно-эмоциональный уровень – содержит первичный материал, мало осознаваемый и вербализируемый; - абстрактно-дискурсивный уровень – является результатом логической обработки чувств, осознанных и вербализированных, но здесь многое не проверено, а лишь принято на веру; - интуитивно-волевой уровень – синтез чувственного с осознанным. Проекции сознания: - когнитивная – механизмы восприятия; - аксиологическая – ценностная матрица; - регулятивная – побуждения к поступкам. Но ВНИМАНИЕ: в реальном сознании все это целостно, тотально. Динамику сознания обеспечивают: память - внимание (в нем собраны прошлые знания и предвосхищения будущего) – воображение. Функциональное ядро сознания – мышление (интеллектуальное решение проблем), противопоставляемое «спонтанной активности сознания», то есть «потоку сознания». Результаты мышления репрезентированы в языке. Два типа мышления: образно-ассоциативное (первичней и значимей, но логике в принципиально доступно, хоть и богаче ее всегда) и абстрактно-логическое. Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта. Сознание – это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью Язык – наиболее дифф-ое и объемлющее сре-во выр-я, кот. обладает человек, и высшая форма проявления как субъект-ого, так и объективного духа. функции языка: – служить ср-ом общения; – служить орудием мышления. Речь – это процесс общения, осуществляющийся с помощью языка. Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. С пом. языка сознание выявляется, формируется. Сознание является отражением действительности, а язык – ее обозначением и выражением в мысли. Знаковые системы – это материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление; реализуются информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике. Среди неязыковых знаков выделяются: – знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.); – знаки-признаки (озноб – симптом болезни, туча – предвестник приближения дождя и т. п.); – знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.); – знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую гос-ность). Искусственный интеллект – прежде всего искусственная система, имитирующая решение человеком сложных задач в процессе жизнедеятельности. Исследования в области искусственного интеллекта прошли три этапа. Первый этап (1950-60-е гг.) – время стан. иссл-х программ искусственного интеллекта, создания методов и инструментов решения этих задач (языки программирования Лисп (Lisp), Пролог (Prolog) и др.). Второй этап (1960-70-е гг.) связан с приобретением искусственным интеллектом статуса «классической» научно-технической дисциплины.Третий этап (1980-90-е гг.) связан с практическим (коммерческим) использованием достижений искусственного интеллекта К основным программам искусственного интеллекта относят: –создание компьютеров, способных выполнять функции, традиционно относимые к области искусственного интеллектуальной деятельности человека; –попытки моделировать сам человеческий интеллект на основе моделирования мозгового субстрата (нейрокомпьютеры); –создание искусственных самообучающихся устройств, способных эволюционизировать (кибернетика). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы