Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ И ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО КУЛЬТУРЕ



 

Правовые условия поддержки и развития сферы куль­туры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством.

К международным документам по вопросам культуры относятся:

§ соответствующие позиции Устава ООН и ЮНЕСКО, Все­общей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6);

§ конвенции ЮНЕСКО: Флорентийское соглашение 17.06.1950 г. (о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие протоколы к соглашению; Гаагская конвенция (о за­щите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; Бейрутское соглашение 10.12.1948 г. (о содействии распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера); Конвенция о мерах, направ­ленных на запрещение и предупреждение незаконно­го ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвенция по охране всемирного культурного и природного насле­дия (16.11.1972 г.) и др.;

§ декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968 г.); Деклара­ция руководящих принципов по использованию ве­щания через спутники для свободного распростране­ния информации, развития образования и расшире­ния культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и междуна­родного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и подстрекатель­ства к войне (28.11.1978 г.) и др.;

§ рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяю­щие принципы международного регламента археоло­гических раскопок (05.12.1956 г.); Рекомендации, ка­сающиеся наиболее эффективных мер обеспечения об­щедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации

§ о сохранении красоты и характера пейзажей и мест­ностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направ­ленных на запрещение и предупреждение незаконно­го вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (19.11, 1964 г.); Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающих­ся опасности в результате проведения общественных и частных работ (19.11.1968 г.); Рекомендации об охране в национальном плане культурного и природного насле­дия (16.11.1972 г.); Рекомендации об участии и вкла­де народных масс в культурную жизнь (26.11.1976 г.); Рекомендации о международном обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.); Рекомендации о сохране­нии и современной роли исторических ансамблей (26.11.1976 г.); Рекомендации об охране движимых культурных ценностей (28.11.1976 г.); Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации об охране и сохранении движущихся изображений (27.10.1980 г.) и др.;

§ Всемирная конвенция об авторском праве (06.09, 1952 г.); Конвенция о международном обмене изданиями (03.12.1958 г.); Рекомендации о международной стан­дартизации статистики государственного финансиро­вания деятельности в области культуры (27.10.1980 г.);

§ документы ИКОМОС: Международная хартия по консер­вации и реставрации памятников и достопримечатель­ных мест («Венецианская хартия» 31.05.1964 г.); Хартия по культурному строительству (09.11.1974 г.); Хартия по охране исторических садов (21.05.1981 г.); Дрезден­ская декларация (18.11.1982. г.); Международная хар­тия по охране исторических городов (01.10.1987 г.); Хартия по охране и управлению археологическим на­следием (10.10.1990 г.); Международная хартия по на­родной архитектуре (Пловдивская хартия 1989 г.);

§ акты Совета Европы и Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: Европейская конвенция по куль­турному наследию (19.12.1954 г.); Европейская конвен­ция об охране археологического наследия (пересмотрен­ный вариант 16.01.1992 г.); Европейская хартия по ох­ране архитектурного наследия (26.09.1975 г.); Конвенция по охране архитектурного наследия Европы (03.10.1985 г.); Парижская хартия для новой Европы (1990 г.).

 

В этих документах культура понимается как опреде­ляющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманисти­ческий ориентир и критерий развития человека и циви­лизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и само­бытности. Вся совокупность явлений и продуктов матери­альной и духовной культуры народа составляет органич­ное единство, нарушение которого ведет к утрате гармо­ничной целостности всей национальной культуры.

Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина, поскольку человек — не толь­ко творец культуры, но и ее главное творение. Свободный Доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими по­литические, экономические и таможенные барьеры.

Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культур­ное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтни­ческих конфликтов, насилия и войн. Поэтому культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов.

Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обя­зательства перед прошлым, настоящим и будущим за со­хранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории. Государствен­ная политика в сфере культуры должна строиться на ува­жении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в куль­турной жизни и творчестве. Государство обеспечивает ра­венство возможностей и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культуры с учетом нацио­нальных традиций, уровня политического и экономиче­ского развития общества.

Как гарант сохранения и развития культурного на­следия государство обязано:

 

§ рассматривать в качестве приоритетной задачи сохра­нение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям;

§ содействовать формированию у граждан интереса, люб­ви и уважения к культурному наследию своего наро­да, к культуре других народов;

§ обеспечивать художественное и эстетическое воспита­ние подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты;

§ способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации;

§ брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации;

§ привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имею­щим культурно-историческую ценность;

§ выявлять, учитывать и охранять составляющие до­стояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности. Как субъект власти и права государство обязано:

§ обеспечивать законодательную базу поддержки и раз­вития культурной жизни и принимать администра­тивные меры по неукоснительному соблюдению меж­дународных и государственных норм в области куль­туры;

§ создавать систему социальных, экономических и пра­вовых гарантий свободного творчества и профессио­нальной деятельности в сфере культуры;

§ не допускать ущемления права граждан пользоваться своим родным языком;

§ обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации од­ного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потребле­нии культурных ценностей;

§ поддерживать негосударственные организации, способ­ствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия (включая налоговую политику) для развития благо­творительности в сфере культуры;

 

§ стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры;

§ осуществлять государственную политику по подготов­ке компетентных кадров, способных осуществлять орга­низационно-управленческую, консультативную, худо­жественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры;

§ способствовать установлению международных куль­турных контактов, связей и сотрудничества.

Эти и другие идеи и положения легли в основу проек­та «Декларации прав культуры», разработанной по ини­циативе. Почетного гражданина Санкт-Петербурга акаде­мика Д. С. Лихачева.

* * *

Правовые рамки поддержки и развития сферы куль­туры определяются действующим законодательством. В российских условиях это прежде всего Гражданский и Налоговый кодексы, а также «Основы законодательства РФ о культуре», принятые 09.10.1992 г. Целый ряд ста­тей этого закона ликвидирует монополию государства на управление культурной жизнью. Закон провозглашает обя­занности и оговаривает ответственность государственных органов за обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, доступность куль­турных благ для социально-ослабленных групп населе­ния. Государство берет на себя обязанности по ведению статистического учета, информационному и научно-мето­дическому обеспечению культурной деятельности, разви­тию меценатства, благотворительности, спонсорства по отношению к культуре.

Основными законодательными актами в этом плане являются «Основы законодательства о культуре», законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных организациях» и другие, ряд законодательных актов, ре­гулирующих вопросы авторского права, разгосударствле­ния имущества, охраны культурно-исторического насле­дия, ряд Указов Президента РФ.

Характеризуя организационно-экономические условия развития культурной жизни в России, можно констатиро­вать, что начиная с 1989 г. в них сложились и закреплены

 

последовавшим законодательством и нормативными ак­тами три основных компонента:

1. Юридическая самостоятельность учреждений куль­туры. В качестве их учредителей могут выступать органы государственного управления, общественные организации, предприятия, трудовые коллективы, группы граждан —. короче говоря, любые заинтересованные социальные силы. Основанием для начала работы является регистрация ус­тава в местных органах исполнительной власти. Содер7 жание, направления и формы работы определяются при­нятым уставом.

2. Хозяйственная самостоятельность учреждений куль­туры, вытекающая из правовой. Учреждения культуры могут принимать любую модель хозяйствования, включая финансирование, материальное обеспечение и организацию заработной платы и экономического стимулирования (штат­ные ставки, бригадный и индивидуальный подряд и т. д.).

3. Развитие программного бюджетного финансирова­ния, переход в государственном бюджетном финансиро­вании от финансирования сети учреждений к финансиро­ванию деятельности учреждений вне зависимости от их формы собственности (система социального заказа).

О конкретных технологиях реализации этих условий будет говориться в следующем разделе данного пособия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь