Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ф. Античности: проблемы, школы, эволюция.



1) Это Ф. свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке.

2) Она открывает новую область реальности и мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.

3) Эта Ф. поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге Ф. стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности.

Периодизация:

1) Досократики(раняя греч. ф-я) (физики, натур фил) (7 в. д. н.э.-5в. д. н.э.)

Школы: Милетская(Фалес, Анаксимандр), Гераклит Эфесский→ диалектики, Элейская школа(Зенон), Атомисты(Демокрит)→ метафизики, Пифагорейский союз(Пифагор, Филолай).

Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность. Характеристика античной философии – космоцентризм.В центре внимания досократиков проблемы природы.

Философы и первоначала: Фалес–вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Пифагор-число, Ксенофан-земля, Демокрит-атомы.

2) Классический (5-4 в. д. н.э.) Школы: Софисты(Протагор), Сократ, Платон, Аристотель

Аристотель выделяет четыре первоначала: материя, форма, действие, цель.

3) Эллинестический римский период( 4.д. н.э.-6 в. н. э) Школы: Скептицизм(Пирон, Эмпирик), Эпикуреизм, Стоицизм, Неоплатонизм

Для стоиков счастье и добродетель состоят в следовании судьбе (Сенека: «Покорных судьба ведет, непокорных тащит»), выступающей как основной закон существования космоса.

Согласно эпикурейцам, счастье и добродетель определяются через наслаждение, стремление к которому характеризует все живое. При этом должная безмятежность духа достигается через преодоление страхов, основной из которых - страх перед смертью (Эпикур: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»).

Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

Наиболее высокого развития Ф. мысль достигла в Древней Греции. Спецификой греческой Ф. является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно - материалистический и наивно диалектический характер. При этом древнегреческая Ф. была тесно связана с мифологией и религией.

 

Статус и функции философии в средневековой философской культуре

Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).

Периодизация:

1) Патристика (I – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.

а) Апологетика (I – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия.

б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства.

в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную.

Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок.

2) Схоластика (IX – XV в).

а) Ранняя схоластика (IX – XI в). Ансельм Кентерберийский

б) Зрелая схоластика (XI – XII в). Фома Аквинский

в) Поздняя схоластика (XII – XIII в). Уилья Оккам

3)Арабская ф-я(XII-XIVвв.) Авиценна(Ибн-Синна), Аверроэс(Ибн-Рушд). Авиценна базируется на ф-ии Аристотеля.Взаимодействие понятии и вещи –это пр-сс.Мир сотворён при помощи разума. У Аверроэса мир сотворён богом при помощи материи.Все формы изначально в материи и в пр-ссе развития они выкристаллизовываются.

Принципы средневекового философского мышления:

монотеизм - Бог является личностью, он един и уникален, вечен и бесконечен;

теоцентризм - Бог является высшей сущностью всего бытия;

креационизм - идея об акте свободного творения мира Богом из ничего;

символизм - существование любой вещи определено свыше: «вещи видимые» воспроизводят «вещи невидимые» (т.е. высшие сущности) и являются их символами;

провиденциализм (провидение) - история человечества понимается как осуществление Божественного замысла;

Проблемы средневековья: 1)соотношение веры и разума a)верую, ибо абурдно(Тертуллиан) б)верую, чтобы понимать(Августин) в)понимаю, чтобы веровать(Абеляр)

2)Универсалии(сущ общих понятий): a)реализм(радикальный(идеи до вещей(следовали Платону), умеренный(общее в вещах(Аристотелю))) б)номинализм (радикальный(общ. понятия-чистый, пустой звук, чел-я речь), умеренный(общее не в вещах, а понятие-результат познания)

Августин Б. Человеческий разум ослаблен в результате грехопадения А. и Е. В познании должно искать опору, и опора должна быть в вере. " верь, чтобы понимать". Необходимо понимать Библию, чтобы верить, и верить, чтобы понимать Библию.

Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.

a)реализм(радикальный(идеи до вещей(следовали Платону), умеренный(общее в вещах(Аристотелю)))

б)номинализм (радикальный(общ. понятия-чистый, пустой звук, чел-я речь), умеренный(общее не в вещах, а понятие-результат познания)

Реалисты – Ансельм Кентерберийский (1053–1109 гг.), Гильом из Шампо (1070–1121 гг.), Фома Аквинский (1221–1274 гг.) – были убеждены, что подлинным бытием обладает именно общее. Universalia ante rem - Общее предшествует вещам – такова краткая, ёмкая формула, выражающая эту позицию.

Номиналисты, – а среди них были, как, впрочем, и среди реалистов, крайние и умеренные, – Росцелин (1050–1120 гг.), Пьер Абеляр (1079–1142 гг.), Оккам (1280–1348 гг.), Буридан (XIV ст.) – наоборот, реальный бытийный статус приписывали лишь единичным вещам, а общее сводили к наименованиям (лат. nominalis – относящийся к названиям, именам), названиям, которым человек обозначает единичные вещи. У крайнего номиналиста Росцелина универсалии, общие понятия иногда истолковываются даже как «звучание голоса» (flatus vocis). При таком подходе подрывается главный христианский догмат о Единой и Нераздельной Троице, которая превращалась в троебожие.

Умеренный реалист Фома Аквинский утверждал о трояком существовании универсалий – « до вещей » они существуют в божественном интеллекте как предвечные мысли Бога, в соответствии с которыми и был сотворен мир; « в вещах », где они выступают как «субстанциальные формы» этих вещей; и « после вещей » – в человеческом интеллекте как его понятия, как результат абстрагирующей деятельности человека в ходе познания вещей природного мира.

Позже, в XIII в. Фома Аквинский сформировал ещё пять рациональных доказательств существования Бога, но эти доказательства не оригинальны, так как были выдвинуты в своё время ещё Аристотелем.
Фоме Аквинскому (1225–1274 гг.) принадлежит особое место в истории средневековой схоластики. Это место определяется прежде всего тем, что Фома переориентировал средневековую схоластику с августино-платоновского философского наследия на философию Аристотеля, переистолковав её в духе христианского богословия. Две линии понимания богословия:

а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, кот.понимается только в мистическом опыте.

б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо.

Философия эпохи возрождения

Гуманизм Ф. эп. Возрождения(Ренессанса). Натурфилософия.

XVв. Италия. Период формирования новых форм отношений – зарождение буржуазного общества. Период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период, когда человек - как цельное духовное существо. Идеологи Ренессанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма. Понтеизм – учение о неразрывности Бога и природы. Отвергает аскетизм(отказ от чувств. ориентации).

Идеал – гармоничный человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Осн. тенденция – гуманизм. В науке сделаны выдающиеся открытия(Коперник). Вел.философы эпохи–Бруно, Кузанский.

Кузанский выдвинул новые моменты трактовки Бога, был одним из разработчиков григорианского календаря. Бог – это бытие, в котором совпадают бесконечный максимум и бесконечный минимум. Бог для Кузанского есть все во всем и ничто из всего. Уподобление человека Богу базируется на его познании. Познавая мир, человек уподобляется Богу. Познание понимается как преодоление незнания.

Джордано Бруно учил о множественности миров: вселенная бесконечна, каждая звезда- аналог солнечной системы. В бесконечности теряется разница между точкой и телом, центром и периферией. Он преодолел средневековое разграничение реальности по степени ее совершенства. Мир однороден во всех направлениях, никаких привилегированных положений в мире не существует. Бруно считает человека и самым великим и самым малым во вселенной. Благодаря своей деятельности человек приобретает преимущество. Бруно – понтеист (понтеизм – Бог во всем). Бруно понимает вселенную как целостный организм. Монада – духовное первичное образование, из которого все состоит. Монада одушевлена, пронизана духом. Вселенная совершенна, хотя состоит из несовершенных систем.

Эпоха возрождения была прервана в Италии контрреформацией. Этот период характеризовался большими сдвигами в социальных отношениях. В этот период в Германии Лютер начал борьбу с римской церковной системой Þ протестантство. В Испании существовали борцы за реставрацию былого величия католицизма, поэтому там эпоха Возрождения была прервана контрреформацией. В 17 в. происходит решительный разрыв со средневековой философией

Натурфилософия

Уже не Бог, а природа оказывается в центре внимания философии.
Возрождается натурфилософия в двух вариантах. В первом случае природа истолковывается в понятиях и представлениях античной атомистики (Вала, Монтень, Галилей). Возрождённая атомистика завоёвывает в дальнейшем прочное место в европейской философии и науке. Второй вариант натурфилософии – пантеистический – развивали самые выдающиеся философы Возрождения Николай Кузанский (1401–1464 гг.) и Джордано Бруно (1548–1600 гг.). (Напомним, что пантеизм сближает, иногда до отождествления, природу и Бога).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь