Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 6. Природа как предмет философского осмысления.



1. Исторические формы отношения человека к природе.

2. Жизнь как ценность.

3. Современные экологические проблемы.

4. Идея ноосферы в концепции устойчивого и безопасного развития.

Литература

Основная ( 3. Гл. 2.5; 6. Разд. УП))

Дополнительная ( 8. Гл. 1Х; 23; 28. Лекция 1; 34; 43. Ч. 2, Гл. ХХ1)

Методические рекомендации

Природа - это совокупность естественных условий существования человечества. Человеческое общество и противостоит природе и включено в нее. Необходимо различать естественную и искусственную окружающую среду или, иначе - первую и вторую.

Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. Студент должен показать как исторически менялось отношение человека к природе, начиная с античности и кончая сегодняшним днем.

Различие между живой и неживой природой носит фундаментальный характер. Студент должен знать основные признаки живого. В результате эволюции Земли возникла биосфера, включающая в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Существование биосферы является непременным условием сохранения жизни на Земле. В связи с этим неплохо поразмышлять над, провозглашенным А. Швейцером, прниципом благоговения перед жизнью.

Современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее партнерских отношений. Во весь голос потребность в новой ценностной переориентации человечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности Римского клуба. Студенту желательно знать основные этапы становления этой международной общественной организации. Глобальный, планетарный характер экологических проблем рождает новые формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Студент должен ориентироваться в этом вопросе.

Представление о жизни как определенной стадии эволюции не только Земли, но и космоса формировалось в начале ХХ в представителями русского космизиа К. Циолковским, Ф. Вернадским, А. Чижевским. Эта идея наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернадского, который рассматривал в единстве природную( космическую) и человеческую ( социально-гуманитарную) реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Студенту следует знать основные ее характеристики.

Контрольные вопросы:

1. Как менялось отношение к природе в ходе исторического процесса?

2. В чем отличие живой природы от неживой?

3. Как Вы понимаете принцип благоговения перед жизнью?

4. С чем связано обострение противоречий в системе общество-природа в современную эпоху?

5. Охарактеризуйте основные идеи Римского клуба.

6. В чем актуальность идеи В. И. Вернадского о ноосфере?

7. Вычлените социально-философский и этико-гуманистический аспекты экологических проблем.

 

Тема 7. Общество как развивающаяся система.

1. Генезис историко-философских воззрений на общество.

2. Структура общества.

3. Субъекты и движущие силы исторического развития.

4. Философия истории.

Литература

Основная (2. Часть П, Гл. 9-10; 3. Гл. 2.4; 5. Гл. 13-15)

Дополнительная ( 8. Раздел 1-2; 28. Лекции 2-3; 30. Часть первая; 33. Раздел 1 – П; 34. Гл. 2, 8, 11)

Методические рекомендации

Общество - обособившаяся от природы исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. В истории философии существует многообразие воззрений на общество. В античности общество отождествлялась с государством и чаще всего рассматривалось как результат естественного неравенства людей. В Средневековье получила распространение эсхатологическая концепция, в которой природа и судьба общество объяснялись божественным проведением. В Новое время к анализу общества все более привлекают земные основания. Т. Гоббс выдвигает концепцию договорного возникновения государства, Ш. Монтескье дух народа и характер общественного развития связывает с климатом, почвой и другими естественными факторами. Важную роль в становлении социальной философии сыграл Гегель свой идей хитрого Разума. Гегель вводит в оборот понятие объективного закона общественного развития. Маркс гегелевской идее придает материалистический характер и выдвигает концепцию формационного развития общества. Студент должен знать основные понятия формационного подхода к анализу общества, так как она оказала существенное влияние на последующие концепции. Бесспорно влияние Маркса на концепцию индустриального развития общества, которая была весьма популярна в 60-е годы ХХ века. Постепенно она трансформировалась в концепцию постиндустриального общества, где решающая роль отводится науке. В наши дни она постепенно переросла в информационное общество.

Наряду с теориями в большей мере апеллирующие к материально-экономическим факторам общественного развития существуют концепции, опирающиеся на приоритетную роль духовного фактора в общественном развитии. В связи с этим заслуживают внимания идеи О. Шпенглера и А. Тойнби. Их культурно-цивилизационный подход реализует идею прерывности общественного развития, отсутствия кумулятивности в историческом процессе.

Уходящий ХХ век ознаменовался, с одной стороны, идеей конца истории ( Ф. Фукуяма), а, с другой стороны, провозглашением грядущего столкновения цивилизаций ( С. Хантингтон).

Студенту необходимо знать основные положения этих концепций и самостоятельно судить об их достоинствах и недостатках.

Анализ общества предполагает выделение его структуры. Это задача не вызывает особых трудностей у студентов. Следует обратить внимание на раскрытие специфических черт каждой из четырех сфер общества. При рассмотрении материально-производственной сферы общества надо уделить внимание науке как непосредственной производительной силы общества. При анализе социальной сферы определенные трудности встают в связи с определением нации. Политическая сфера затрагивает область властных отношений в связи с чем встает вопрос о соотношении социальной и политической сфер. Духовная сфера общества является совокупностью духовных явлений взятая в единстве с ее носителями, творцами, трансляторами. Главным элементом духовной сферы является общественное сознание. Следует уметь отделить общественное сознание от суммы индивидуальных сознаний и раскрыть структуру общественного сознания.

Ход исторического процесса зависит от объективных условий и субъективных факторов. Отсюда вырастает проблема движущих сил исторического развития. Уже анализ многообразия концепций общественного развития выявил различные подходы к вычленению тех сил, которые творят историю. Среди них доминирующее положение занимают народные массы и выдающиеся личности. Сложная диалектика их взаимодействия не должна остаться вне внимания студента.

Исторический процесс интересует философию с точки зрения своего смысла. Поэтому все концепции общественного развития вольно или невольно затрагивают эту тему. Студенту следует вычленить это содержание и попытаться ответить на вопрос о смысле истории.

Контрольныевопросы:

1. Что такое общество?

2. Охарактеризуйте основные воззрения на природу общества и закономерности его развития.

3. В чем различие формационной и цивилизационной концепций развития общества?

4. Как следует понимать утверждение, что наука становится непосредственной производительной силой общества?

5. Согласны ли Вы с мнением, что этнос есть нация?

6. Охарактеризуйтеосновных субъектов социальных отношений.

7. Назовите основные признаки государства.

8. Охарактеризуйте основные уровни общественного сознания.

9. Каковы отличительные признаки морали?

10. Что такое религия?

11. Имеет ли история смысл?

Тема 8. Личность. Проблема свободы и ответственности.

1. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Структура личности.

3. Закономерности формирования личности.

4. Свобода и ответственность личности.

Литература

Основная (2. Часть П, Гл. 1; 5. Гл. 10)

Дополнительная ( 16. Раздел « Так называемое зло. К естественной истории агрессии»; 28. Лекция 4; 36. Часть третья; 41)

Методические рекомендации

При всей близости понятий человек, индивид, личность, индивидуальность следует более строго различать их смысловые особенности. Человек - это родовое понятие, с помощью которого отличают людей от всех остальных видов живого. Индивид - элемент рода. Личность - конкретный человек в единстве его биологических, психологических и социальных характеристик. Индивидуальность - то особенное, что отличает каждого из нас. При рассмотрении человека встает проблема соотношения социального и биологического в нем. Но этот счет существует большое число версий. Часть из них дана в предложенном списке литературы. ( К. Лоренц, Э. Фромм и др.) Студент должен иметь о них представление и самостоятельно выбирать наиболее убедительную концепцию.

Проблема структуры личности также многовариантна. На этот счет существуют различные схемы. При всем их многообразии в структуре личности следует выделить биологическую и психологическую подструктуры, а также подструктуры выражающие уровень социализации личности и ее направленность. В единстве этих подструктур только и можно раскрыть суть личности. Возможно, студент на этот счет имеет собственное мнение и его представление о структуре личности иное. Здесь главное - обосновать свою позицию, так как в литературе существует большое число воззрений по этому вопросу. ( См. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. - М., 1999.)

Формирование личности начинается в семье. Семья играет важнейшую роль в формировании личности ребенка. Студент должен раскрыть многообразные функции семьи в воспитательном процессе. Формирование личности опосредована социальной средой. Важнейшее влияние оказывают различные социальные общности, среди которых заслуживают внимания первичные коллективы. В них проходит ограничение детского эгоизма и воспитывается способность к коллективистическому самоопределению личности ( В. А. Петровский). В этом случае сила механизмов социально-психологического воздействия не имеет самодавлеющего характера и личность развивается как свободный самодостаточный субъект социальных отношений. Естественно встает проблема свободы и ответственности личности. Свобода - это способность осуществлять такую самодетерминацию, которая ограничивает деструктивные проявления внешней детерминации и привносит в существующую реальность черты нового, конструктивного, отвечающие родовой сущности человека. Мерой свободы в таком случае выступает ответственность личности.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте соотношений понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

2. Каково соотношение биологического и социального в человеке?

3. Какова структура личности?

4. Раскройте роль биологической и психологической подструктур в судьбе личности.

5. Покажите роль семьи в воспитании детей.

6. Что такое коллективистическое самоопределение личности?

7. Как Вы понимаете свободу?

8. Бремя свободы. Феномен бегства от свободы.

9. В чем заключается проблема отчуждения человека?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь