Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные этапы психологической мысли в Античности.



1. Центральной областью познания в античной цивилизации явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. В этот период была предпринята первая попытка построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира.

2. Характерная черта античной науки в исследовании психологических явлений - ограниченность средств познания. Отсутствие объективных методов исследования обусловило стремление греков к созерцательности, философским размышлениям свойственным, подавляющему большинству научных концепций этой эпохи.

3. В античную эпоху утверждается принцип дуализма - различие между душой и телом, миром идей и реальным миром. Античные ученые расширили список противоположностей, положив их в основу решения психологических проблем: божественное и природное, телесное и духовное, биологическое и социальное.

4.Противоречие между " земной" деятельностью человека и обожествлением его духовной природы породило жестоко детерминистские концепции души. Так, душа в античной культуре представлена в качестве единственного источника движения тела. Однако античные ученые не только провозгласили идею полярности бытия, но и впервые попытались обосновать их соотношение. Например, между телесным и духовным в человеке, мышление и общением, личностным и социокультурным, разумным и иррациональным.

5. В античной психологии проблемы, с которыми человек сталкивается в познании природы, переносятся из веры и поэтики в интеллектуальную сферу. Одним из революционных направлений в развитии античной мысли стал гилозоизм (от греч. " жизнь" ), как путь познания природы психического. Согласно этому философскому направлению, материя не может существовать без духа и, соответственно, дух - без тела. Гилозоизм впервые утвердил постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы, подчинив душу (психику) общим законам бытия. 6. Общепризнанно, что древнегреческим мыслителям принадлежит роль " пионеров" науки о душе. Влияние этих идей оказало существенное значение на последующее развитие психологических знаний.

 

Психологические представления о досократовской философии.

Гилозоисту Гераклиту (конец VI – начало V века до н.э.) космос представлялся в виде " вечно живого огня", а душа (" психея" ) – в виде его искорки. Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет " вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

Он также впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка, так как, с его точки зрения, по мере взросления душа становится все более " сухой и горячей". Степень влажности души влияет на ее познавательные способности: " сухое сияние – душа мудрейшая и наилучшая", говорил Гераклит, а потому ребенок, у которого более влажная душа, мыслит хуже, чем взрослый человек. Точно так же " пьяный шатается и не замечает, куда он идет, ибо душа у него влажная". Так Логос, который правит круговоротом вещей в природе, управляет и развитием души и ее познавательных способностей. Термин " Логос", введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество смыслов, но для него самого он означал закон, по которому " все течет", явления переходят друг в друга.

Демокрит. Основу его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа. Демокрит считал, что душа находится в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), в печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, невидимыми глазу копия ми окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств. Эти копии отделяются (истекают) ото всех предметов внешнего мира (потому эта теория познания носит название " теория истечений" ). При соприкосновении эйдолов с атомами души происходит ощущение, и именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Таким образом, все наши ощущения (в том числе зрительные, слуховые) являются контактными. Обобщая данные не скольких органов чувств, человек открывает мир, переходя на следующий уровень – понятийный, который является результатом деятельности мышления. Другими словами, у Демокрита существует две ступени в познавательном процессе – ощущения и мышление. При этом он подчеркивал, что мышление дает нам больше знаний, чем ощущения.

 

Психологические аспекты философии Платона.

Центральной философской проблемой Платона, является учение об идеях. Идеи - это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно от чувственных вещей. В отличие от идей материя - это небытие, бесформенное, незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. По Платону, есть три начала человеческой души.

Первое - вожделеющее неразумное начало. Обладая им всякое живое существо (животные и растения) стремится удовлетворять свои телесные потребности: она составляет большую часть души каждого человека. Другое - разумное - начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье - яростный дух. Этой частью человек " вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого готов переносить голод, стужу и т.д.". Все стороны души должны находится в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.

 

Учение Аритстотеля о душе.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.»[5]

Таким образом, душа есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат.

Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Это и есть душа, то есть отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщённому представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.

Душа присуща всем живым организмам и подлежит опытному изучению. Она обладает различными способностями (или свойствами):

1, растительная душа - общая у растений, животных и человека, способна к питанию, росту, размножению;

2. животная душа - обладает свойством воспринимать образы, переживать аффекты и стремления, свойственна животным и человеку;

3. душа человека (умственная душа) - способна мыслить и формировать понятия, присуща только человеку; Субстанция души неоднородна, часть души связана с телом и она смертна, а другая часть души имеет божественную природу и жизнь ее циклична (схожесть с философией Платона).

 

Учение Античных врачей.

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (ок.460-ок.377 до н.э.) - " отец медицины", в философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. " И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное... удовольствия и тягость... От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы... а также сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее. или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием... А когда мозг находится в спокойном состоянии - тогда человекг здраво мыслит".

Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Преобладание крови - основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis - кровь), слизи - флегматического (от греч. phlegma - слизь), желтой желчи - холерического (от греч. chole - желчь), черной желчи - меланхолического (от греч. melaina chole - черная желчь). Гиппократ производит классификацию человеческих типов на соматической основе. И.П. Павлов отмечал, что Гиппократ " уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты", и ссылался на него в своем учении о типах высшей нервной деятельности.

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в Александрии. По оценке Энгельса, " начатки точного исследования природы стали развиваться впервые лишь у греков александрийского периода" 80. В Александрии некоторое время было разрешено вскрытие трупов " безродных" людей. Это способствовала важным открытиям, связанным с именами двух александрийских ученых-врачей - Герофила и Эразистрата. Ге-рофил, комментатор Гиппократа, врач Птолемея II,, впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, которым придавал главное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочкиг хрусталик. Эразистрат, выходец из Книдской школы,. подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин; мозговых полушарий у человека с его умственным превосходством над животными.

Все эти анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил римский врач Галев (II в. до н. э.), автор сводного сочинения по медицине,. анатомии и физиологии, которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга. Предприняв серию опытов с перерезкой нервов, снабжающих различные мускулы, Гален пришел к выводу: "...врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного* движения, называемого произвольным, и ни единого чувства" 81. Также экспериментально Гален установил функции спинного мозга. При поперечной перерезке спинного мозга уничтожалась произвольная подвижность и чувствительность всех частей тела, лежащих ниже перерезки, при этом паралич наступал от нарушения передних корешков, потеря чувствительности - задних. Таким образом, Гален различал по функции передние и задние корешки спинного мозга.

Ряд сочинений Гален посвятил головному мозгу. Критиковал аристотелевское понимание: мозг не является холодильником сердца, как думал Аристотель: он - седалище интеллекта и чувств. Гален развил учение о темпераментах Гиппократа. Он выделял четыре начала всех вещей - теплое, холодное, сухое, влажное и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 - некоторое отклонение от нормы. Римский врач Аэций (V в. н. э.) описал четыре темперамента, которые традиционно называют гиппократовскими.

К разделу естественнонаучных относятся также знания о зрительном восприятии. Их сводку дал Александр Афродисийский (198-211), перипатетик, преподаватель философии в Афинах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь