Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Опричнина. Взятие Новгорода. Репрессии



 

Деятельность Ивана IV Грозного при поддержке Избранной рады в 50-е годы XVI в. в области внешней и внутренней политики оказала положительное влияние на укрепление позиций Русского централизованного государства, ликвидировав остатки удельной старины, положив конец сепаратизму и усобицам феодальной аристократии. Тем не менее его внутренняя политика сплотила московскую аристократию в лице Боярской думы, усилила ее удельный вес в политической жизни страны. Это привело к обострению отношений между провинциальным и столичным дворянством и боярами. Одновременно начали портиться отношения царя с Избранной радой.

Уже к 1560 г. в политике Ивана IV обозначился резкий поворот от политики реформ к мрачной эпохе тирании, террора, которая охватывала последующее царствование Ивана IV и была связана прежде всего с опричниной. Современники и историки XVIII – XIX вв. объясняют этот резкий поворот разными причинами, но главными факторами этого сдвига, по мнению большинства историков, являются следующие: постепенное накопление разногласий царя с его ближайшим окружением как по вопросам внутренней политики (Ивана IV хотел форсировать централизацию), так и внешней, члены Избранной рады возражали против продолжения Ливонской войны. После тяжелых поражений русской армии в 1564 г. под Оршей Иван IV обвинил группу воевод в “измене”. Распря между царем и боярами превратилась в жестокое гонение на бояр после бегства в Литву князя А.М. Курбского, одного из лучших полководцев и ближайших соратников царя. Для борьбы с боярско-княжеской оппозицией, которую царь считал основным препятствием к установлению самодержавной власти, Иван IV нашел средневековое средство – опричнину (1565-1572).

3 января 1565 г. Иван IV уехал на богомолье в Троице-Сергиевский монастырь и остановился в своей резиденции в Александровской слободе, откуда отправил в Москву два письма. В тексте, обращенном к боярам, духовенству, служилым и приказным людям, он повторял свои обвинения их в измене и разных злоупотреблениях и сообщал, что он должен был “оставить свое государство”; в другом письме, к купцам “и ко всему православному крестьянству града Москвы”, царь писал, “чтобы они себе никоторого сумления не держали, гневу на них и опалы никоторые нет”. Эти демагогические письма произвели действие, на которые царь рассчитывал. Москва, брошенная царем на произвол судьбы во время тяжелой и опасной войны, пришла в смятение и послала к царю многолюдную депутацию с “челобитьем”, чтобы он “своими государствы владел и правил, как ему, государю, годно”, что же касается наказания царских “изменников “и лиходеев”, “то все положили на государской воле”. После заключения этого своеобразного “общественного договора” царя с народом Иван Грозный возвратился в Москву (сохраняя, однако, себе особый двор в Александровской слободе) и принялся устраивать управление “как ему, государю, годно”. Государство было разделено на две части: опричнину (от слова опричь – “кроме” – “кроме” остальной земли) и земщину. Зачисленным в опричнину боярам и дворянам выделялись земли в опричных уездах, а земских переселяли в земщину, где им взамен утерянных земель (как правило, обустроенных) давались новые. По существу опричнина вылилась в перераспределение земельных владений среди господствующего сословия и в массовый террор. Для проведения опричнины Иван IV набрал себе войско сначала тысячу, а потом до 6000 “человек скверных и всякими злостьми исполненных” (по выражению князя Курбского); он обязал их страшными клятвами не знаться ни с кем и повиноваться исключительно ему. Он одел их в черную одежду, посадил на черных коней, а к седлу велел привязать символы их власти и деятельности — метлу и собачью голову, в знак того, что они грызут царских недругов и выметают измену из Русской земли. На содержание своего нового двора царь забрал в “опричнину” около 20 городов с уездами и отдельных волостей, преимущественно в центральных и северных областях государства.

Сразу после учреждения опричинины начался террор. Уже в феврале 1565 г. было казнено сразу 5 человек из высшей аристократии. Репрессии в отношении реальных и мнимых противников самодержавной власти Ивана Грозного превратились в составную часть политики опричнины. Кульминацией опричного террора стали события конца, 1569 — лета 1570 г. Царь воспользовался ложным доносом о том, что новгородцы хотят изменить ему и передаться Литве. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке. Погибло множество жителей. В январе 1570 г. начался погром в Новгороде, продолжавшийся больше месяца. Исследователь В.Б.Кобрин полагает, что число жертв доходило до 10-15 тыс. человек. Весной 1570 г. были обвинены в измене уже многие из руководителей опричнины. 15 июля 1570 г. состоялась публичная казнь более ста человек на Красной площади в Москве.

Опричнина ослабила силы русского народа, значительно разрушила экономическую мощь страны. Опричное войско оказалось малобоеспособным в борьбе с внешним врагом. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей совершил очередной набег на Русь. Большая часть опричников на службу не вышла. Девлет-Гирей сжег и разграбил Москву. Осенью 1572 г. Иван Грозный опричнину “отставил” (т.е. отменил). Наказанию подлежал тот, кто только осмелится произнести слово “опричнина”, которое превратилось в крамольное. Разорение и террор, сопровождавшие опричнину, вместе с последствиями неудачной Ливонской войны 1558-1583 гг. и эпидемией чумы начала 70-х гг. XVI в. привели к глубокому экономическому кризису. Необработанными оставались более половины земель. Разруха ускорила закрепощение крестьян, способствовала утверждению наиболее жестких форм крепостничества. В 1580-1581 гг. были введены “ заповедные лета ”, запрещавшие крестьянам покидать своих господ даже в Юрьев день. Опричный террор отразился на положении дворянства. При Иване IV, как писал известный российский историк В.Б. Кобрин, “завершилось превращение русских дворян в холопов самодержавия”. Экономическая разруха, закрепощение крестьян, противоречия в среде господствующего сословия, возникшие в годы опричнины, крайне осложнили социальные проблемы. А династический кризис конца XVI в. вместе с вышеуказанными факторами вызвал к жизни самый глубокий и всеобъемлющий кризис российского общества, получивший название Смуты или Смутного времени (1598-1613).

 

Культура Руси XVI в.

 

“Московское государство зарождалось в XIV в. под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV и XVI вв. среди упорной борьбы за свое существование на западе, юге и юго-востоке… Оно складывалось медленно и тяжело. Мы теперь едва ли можем понять и еще меньше можем почувствовать, – пишет выдающийся русский историк В.О.Ключевский – каких жертв стоил его склад народному благу, как он давил частное существование”.

Монголо-татарское иго нанесло колоссальный урон русской культуре, губительные последствия которого долго еще сказывались на ее развитии. Упадок русской культуры XIII — XIV вв. сменяется ее возрождением и дальнейшим развитием в XIV — XV вв. Хозяйственный подъем Руси, успешное объединение земель вокруг Москвы обусловили расцвет отечественной культуры во второй половине XIV — XV вв., формирование культуры русской народности. Открытую в 1563 г. типографию, возглавили выдающиеся деятели отечественной культуры XVI в. Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г. здесь была отпечатана первая книга — “Апостол”, в 1574, – первый русский букварь. Всего до XVII в. в России было издано около 20 книг. Во второй половине XVI в. была сделана попытка наладить в России собственное бумажное производство.

Широкое развитие в XVI в. получила политическая публицистика. Существенные изменения происходят в этот период в летописании. В XVI в. появляется знаменитый “Домострой” — свод практических указаний о ведении хозяйства, а также моральных норм. Созданный в церковных кругах (авторство его приписывают Сильвестру), “Домострой” является чисто светским произведением, свидетельствующим о растущем процессе “обмирщения” общественной мысли.

Политическое объединение земель создало благоприятные условия для развития художественной культуры, вызвав небывалый расцвет русского искусства. Крупнейшими центрами развития искусства были Новгород, Псков, Тверь и Москва. Формирование общерусской архитектуры было связано с перестройкой московского Кремля. В 1485 г. была начата постройка новых кремлевских стен, законченная в 1516 г. В конце 80-х гг. XV в. возводится Грановитая палата для приема послов. В самом начале XVI в. был построен Архангельский собор. В ходе новой застройки Кремля формировались основные черты общерусской архитектуры. XVI в. в истории русской архитектуры был ознаменован появлением чисто русской строительной формы — шатрового храма. Блестящее развитие шатрового зодчества началось строительством храма Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532). Опыт сооружения шатровых храмов подготовил появление Покровского собора на Красной площади (1561). Собор был возведен в честь победы над Казанским ханством. Создатели его — русские мастера Барма и Постник. Этот храм – высшая точка развития русского зодчества XVI в.

Живописное искусство XVI в. в большей степени, чем в предшествующую эпоху, было подчинено требованиям официальной религиозной идеологии. Высочайшие духовные традиции великого искусства в XVI в. начинают угасать, постепенно утрачиваются достижения русской иконописи конца XIV — XV вв. — обращенность к “внутреннему человеку”, связь с реальной жизнью; распространяются многофигурность и аллегоричность изображения.

Утверждение официального направления в живописи, усиление регламентации художественного творчества заставляло мастеров уходить в область технических поисков. К концу XVI в. в русском искусстве сложилась так называемая “строгановская школа”, получило распространение и другое художественное направление — “годуновская школа”, которая стремилась возродить утраченные традиции русской иконописи конца XV в. путем следования древнему иконописному канону. Обе школы, возникшие в конце XVI в., получили свое развитие уже в следующем столетии.

РОССИЯ в XVII в.

17) Борис Годунов. Смутное время. Самозванцы

 

После смерти Ивана IV трон перешел к его сыну Федору Ивановичу (1584-1598), который был практически не способен управлять государством, и постепенно вся власть сосредоточилась в руках боярина Бориса Годунова, на сестре которого был женат царь Федор Иванович. Продолжая политику Ивана Грозного, Годунов сурово расправлялся с враждебными ему представителями боярской знати. Его действия поддерживали широкие круги дворянства, богатые слои посадского населения, ближайшие сподвижники Ивана IV. Сильного союзника он приобрел в лице высшего духовенства. В 1589 г. Годунов использовал приезд в Россию Константинопольского патриарха, который по древнему обычаю считался главой русской церкви, и добился от него посвящения в патриархи своего сторонника — московского митрополита Иова. С учреждением патриаршества русская православная церковь становится равноправной с другими православными церквами.

В 1591 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб наследник русского престола царевич Дмитрий, младший сын Ивана IV, в его убийстве стали обвинять сторонников Бориса Годунова. В 1598 г. умирает царь Федор Иванович. Он не имел прямых наследников и таким образом с его смертью иссякла династия Рюриковичей. Россия оказалась перед лицом династического кризиса, который попытались разрешить небывалым в России образом — избрать царя на Земском соборе: в 1598 г. при большой поддержке служилого дворянства, им стал Борис Годунов (1598-1605). Новый московский государь стремился добиться социальной стабильности общества и упрочить свое положение, консолидировав весь класс землевладельцев, поддерживая посадское население, облегчая положение тех, кто занимался ремеслом и торговлей. Широкий размах в его правление получило строительство новых городов в Поволжье. Однако голод 1601-1603 гг. и неспособность власти справиться с ним вызвали недовольство всех слоев русского общества правлением Б.Годунова, которого еще и обвинили в убийстве царевича Дмитрия. Хозяйственная разруха, голод, рост социальной напряженности породили гражданскую войну, создали угрозу российской государственности и породили Смутное время. Период смуты (1598-1613) характеризуется слабостью государственной власти, частой сменяемостью царей, самозванством, мощными народными выступлениями. Внешний фактор так же играл свою роль в предпосылках смутного времени. Усилившиеся соседи: Речь Посполитая, Швеция, Крым, Турция стремились воспользоваться ослаблением России. Польские и литовские феодалы поддерживали связи с княжеско-боярской оппозицией Борису Годунову. Именно в Польше объявился первый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Осенью 1604 г. им было заявлено о намерении идти на Москву, добывать себе “прародительский престол”. Лжедмитрий с 40-тысячным отрядом польско-литовской шляхты, запорожских и донских казаков неожиданно появился на юго-западной окраине России. Беглые крестьяне и холопы толпами присоединялись к самозванцу, который не скупился на обещания. На южной окраине России уже разворачивалась широкое народное движение против Бориса Годунова. Один за другим южные города переходили на сторону “царевича Дмитрия”. Действия царского войска были медлительными и нерешительными. В апреле 1605 г. неожиданно умер Борис Годунов (его сын Федор Борисович недолго удержался на троне, московские бояре-заговорщики его убили) – Лжедмитрий I без боя вошел в Москву и был провозглашен царем. Почти год (с июня 1605 по май 1606 г.) на русском троне был самозванец… Широкие слои русской аристократии были недовольны привилегированным положением польских и литовских шляхтичей, которые окружили трон, получили огромные награды (самозванец изымал для этого деньги даже из монастырской казны). Православная церковь с тревогой следила за попытками распространить в России католичество. В обстановке всеобщего недовольства созрел боярский заговор и Лжедмитрий I был убит. Однако, причины самозванства не были ликвидированы. На очередном Земском соборе русским царем был выбран один из родовитых аристократов князь В.Шуйский (1606-1610), но он не только не сумел прекратить гражданскую войну, но вверг страну в еще больший хаос. Недовольные политикой В.Шуйского казаки, дворяне, крестьяне объединились вокруг “воеводы царевича Дмитрия” — И.Болотникова (1606-1607). Повстанцы пытались взять Москву, но потерпели поражение и с ними безжалостно расправились. Польша воспользовалась критической ситуацией в России и вновь организовала поход на Москву под предводительством Лжедмитрия II. Россия оказалась расколотой: одни территории признавали московского царя, другие — самозванца. Гражданская война между их подданными вновь набирала силу. Вскоре, в результате военных действий, Лжедмитрий II — “тушинский вор”, ставка которого находилась недалеко от Москвы в Тушино, был разбит и уничтожен.

Летом 1610 г. в Москве произошел переворот. Дворяне свергли Василия Шуйского с престола, насильно постригли его в монахи. Власть захватила группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Это правительство, состоящее из семи бояр, получило название “семибоярщина”. В августе 1610 г. семибоярщина, несмотря на протесты патриарха, заключила договор о призвании на русский престол Владислава, сына польского короля Сигизмунда, и впустила войска интервентов в Кремль. 27 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу. Это было прямое предательство национальных интересов. Перед страной встала угроза потери независимости.

В городах России создаются отряды народного ополчения. Они преследуют цель — изгнать из Москвы поляков и восстановить православную монархию. Однако первое ополчение своих главных задач не решило, попытки взять Москву закончились неудачей, и осенью 1611 г. по инициативе земского старосты К.Минина и князя Д.Пожарского было создано второе ополчение в Нижнем Новгороде. В августе 1612 г. оно подошло к Москве и сломило сопротивление польских интервентов, освободив в октябре 1612 г. столицу России.

Смутное время было потрясением всей политической, социальной и экономической жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны. Перед страной встал сложный вопрос избрания нового монарха, чью кандидатуру поддержали бы все основные политические силы и простое население страны. После двухмесячной подготовки в январе 1613 г. начал свою работу Земский собор. Это был самый представительный собор за всю историю России. В его составе преобладали дворяне, посадские люди, присутствовали бояре, высшее духовенство, казачество, не приглашались только крепостные крестьяне. В феврале 1613 г. Земский собор избрал царем на русский престол 16-летнего Михаила Романова, потомка старинного боярского рода.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь