Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ



Как и любые другие звуки живой и неживой природы, звуки речи представляют собой результат колебательных движений воздушной (или иной) среды, вызванных источником колебания – физическим телом. Каждый звук обладает следующими свойствами: высотой, силой, длительностью, тембром.

Высота звука определяется частотой колебания воздушных частиц (т.е. количеством колебательных движений в единицу времени). Если звук имеет, например, частоту 400 колебаний в секунду (400 герц – Гц), то он низкий, если 3200 Гц – то высокий.

Сила звука, или его интенсивность, определяется амплитудой (размахом) колебания воздушных частиц. Звуки с небольшой амплитудой колебания воспринимаются нами как тихие; если отклонение от среднего положения большое – как громкие. Сила звука измеряется в децибелах.[15]

Длительность звука – это время его звучания. У гласных звуков русского языка эта характеристика связана с положением по отношению к ударению. Так, ударный [а] в слове сад (при среднем темпе речи) звучит приблизительно 250 мс (миллисекунд), редуцированный второго предударного слога [ъ] в слове садовод – всего 60 мс. Взрывные согласные более короткие, чем щелевые согласные или гласные.

Тембр звука создаётся сочетанием разных колебаний, каждое из которых имеет свою силу и частоту. (Воздушные частицы могут одновременно участвовать в разных колебаниях. Представьте себе пруд, в который бросают камешки: расходящиеся от них круги пересекаются, накладываются друг на друга). Например, сложение колебаний с частотой 400 и 3200 Гц создаёт звук типа [и]. Субъективно тембр звука мы воспринимаем как его окраску, которая индивидуальна для каждого звука речи. Хотя звук – результат

очень многих колебаний, но существенны для данного звука, определяют его тембр только немногие из этих составляющих. Их называют формантами. Они обладают большей силой, чем другие. Следовательно, определить звук – значит указать частоту и силу его формант. Форманты многих звуков русского языка сосредоточены в районе 1000 Гц, поэтому данные частоты называются центром речевого спектра.

Благодаря применению спектрографов лингвисты получили «портреты» звуков – спектрограммы. Акустические отличия, отражённые на спектрограммах, представлены в следующей классификации:

1. Вокальные/невокальные. У вокальных звуков форманты находятся в кратных соотношениях. Это гармоничные звуки – тоны. Так, у гласного [и] форманты составляют 400 Гц и 3200, т.е. их соотношение 1: 8; форманты 500 Гц и 1000 Гц – это гласный [о], соотношение его формант – 1: 2. К вокальным относятся гласные и сонорные. Шумные согласные (звонкие и глухие) – невокальные. В их образовании принимают участие шумы – негармоничные звуки, форманты которых не в кратных соотношениях.

2. Консонантные/неконсонантные. Чем сильнее звук, тем чернее он выйдет на спектрограмме. Сила гласных значительно больше, чем сила согласных. Гласные – неконсонантные. Все согласные (глухие и звонкие шумные, сонорные) – консонантные.

3. Высокие/низкие. Высокие звуки – с большой частотой колебания, низкие – с малой частотой. У звуков с низкой тональностью затемнения на спектрограмме будут в нижней её части. Высокие звуки создаются высокими формантами, которые отражаются в верхней части спектрограммы. К высоким звукам относятся гласные переднего ряда, зубные, передненёбные согласные и средненёбный [j].

4. Бемольные/небемольные. Бемольные звуки – пониженные: по крайней мере одна из формант у него понижена по сравнению с небемольным звуком. К бемольным относятся лабиализованные гласные [о], [у] и согласные, которые в потоке речи оказываются перед лабиализованными гласными, например, [к] в слове кот [коот]

5. Диезные/недиезные. Диезные – повышенные. Это мягкие (палатализованные) согласные и гласные, находящиеся между мягкими согласными.

6. Диффузные/компактные. Если у звука форманты сравнительно недалеко отстоят друг от друга и от центра речевого спектра, то звук относится к компактным. У диффузных форманты «разбросаны». Мнемоническая подсказка для диффузных заключена в самом термине (диффузны…): к ним относятся губные (их представителем является [ф]), зубные (в частности [д], [з], [н]) согласные и гласные верхнего подъёма [и], [у], [ы].

7. Прерванные/непрерванные. У прерванных звуков начало характеризуется больш и м расходом энергии, который потом не возрастает. Сюда относятся все смычные согласные. Непрерывные звуки – это те, у которых расход энергии вначале невелик, но постепенно возрастает. Это смычные согласные и гласные.

8. Резкие/нерезкие. К резким относятся звуки, у которых расход энергии на их протяжении резко неоднороден. Резкие – аффрикаты и вибранты.

9. Звонкие/глухие. К звонким относятся все звуки, в образовании которых принимает участие голос – это гласные, сонорные и звонкие шумные согласные.

Акустическая классификация явилась результатом поисков учёных, которые пытались преодолеть недостатки артикуляционной классификации: 1) она построена на характеристиках работы речевого аппарата, а не самих звуков; 2) классификация возводит непреодолимую преграду между гласными и согласными, но ведь это звуки одной фонетической системы; 3) она многочленна, громоздка, неудобна в работе; 4) она не объясняет функционирование звуков в языке, каким образом они служат для смыслоразличения.

 

Издревле учёные вели спор: существует связь между вещью и её именем или слова рождаются случайно? Платон, Аристотель, М.В. Ломоносов были уверены, что звуки имеют отношение к смыслу. Одним из интересных подтверждений тому явились экспериментальные данные, полученные профессором Калининградского университета А.И. Журавлёвым в 70-е годы ХХ века. Как оказалось, каждый звук может вызывать у носителей языка вполне определённые ассоциации. Звуки бывают «маленькими» и «большими», «быстрыми» и «медленными», «нежными» и «грубыми», «горячими» и «холодными». Кроме того, каждый звук ассоциируется с определённым цветом: А – красный, О – светло-жёлтый или белый, И – синий, Е – зелёный, У – тёмно-синий, лиловый, Ы – коричневый или чёрный. Но самое поразительное заключается в том, что если наглядно представить классификацию звуков по указанным признакам, то она совпадёт с акустической классификацией!

 

?

1. Перечислите акустические характеристики звуков. От чего они зависят?

2. Объясните, что такое «форманта», «центр речевого спектра».

3. Что лежит в основе деления звуков на тоны и шумы?

4. Изложите акустическую классификацию звуков.

5. Каким образом связаны акустическая и артикуляционная классификации звуков?

6. Сформулируйте, в чем достоинства и недостатки акустической классификации? («Отталкивайтесь» от недостатков артикуляционной классификации).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Прослушайте запись песен В. Высоцкого. В чём своеобразие его исполнительской манеры с фонетической точки зрения? Какими свойствами сонорных звуков это объясняется?

№2. Почему звук [м] относится к вокальным, хотя при его произнесении возникает значительная преграда в артикуляционном отделе речевого аппарата?

№3. Опираясь на акустические свойства звуков, объясните, почему мы в случае опасности кричим: «А-а-а! », а если хотим кого-то успокоить, то произносим: «Тс-с! ».

№4. Как соотносится деление звуков на вокальные и невокальные, звонкие и глухие, консонантные и неконсонантные?

№5. Пользуясь таблицей артикуляционной классификации, выпишите в один столбик все звуки высокой тональности, в другой – все звуки низкой тональности.

№6. Какое из стихотворений называется «Глухонемой» (А. Кручёных), а какое – «Весна» (А. Туфанов): Муломнг, улва глулов, кул…амул ягул валгул за-ла-е у гул волгала гыр марча. – сиинь соон сиий соонг се /сиид сеельф сийк сигналь сеель. Обозначьте все высокие и низкие звуки в этих строчках. Сделайте вывод, воспринимают ли носители языка акустическую разницу между высокими и низкими звуками.

№7. Преподаватель, читающий лекции на русском и белорусском языке, заметил: «Когда я говорю по-белорусски, то будто переключаюсь на более низкий регистр». Объясните, есть ли акустические основания для такого восприятия (Сопоставьте качество согласных звуков в словах рус. речка – бел. рэчка, рус. дожди – бел. дажджы, рус. чёрный – бел. чорны, рус. голубь – бел. голуб и под. Учитывайте литературные нормы произношения! ).

№8. Затранскрибируйте стихотворные строки, обозначьте все диезные звуки: Сёстры – тяжесть и нежность – одинаковы ваши приметы… Ах, тяжёлые соты и нежные сети, Легче камень поднять, чем имя твоё повторить! У меня остаётся одна забота на свете: золотая забота, как времени бремя избыть (О. Мандельштам).

№9. Дайте полную акустическую характеристику звукам в словах: мир, любовь, честь, цифра, багровый.

№10. Какие звуки соответствуют приведённым ниже характеристикам:

А) вокальный, неконсонантный, низкий, бемольный, диезный, диффузный, непрерванный, нерезкий, звонкий;

Б) вокальный, консонантный, высокий, небемольный, диезный, компактный, прерванный, резкий, звонкий;

В) вокальный, неконсонантный, высокий, недиезный, небемольный, компактный, непрерванный, нерезкий, звонкий;

Г) невокальный, консонантный, низкий, небемольный, недиезный, диффузный, непрерванный, нерезкий, звонкий.

№11. Достаточно ли характеристик, чтобы узнать звук: вокальный, резкий, диезный? Сколько звуков соответствует характеристике «резкий»?

№12. *В одном из номеров физико-математического журнала для школьников «Квант» была сформулирована шуточная теорема: «Сила звука, которую может выносить человек, обратно пропорциональна его умственным способностям». Проведите исследование, доказывающее или опровергающее эту точку зрения. Для этого проанализируйте с точки зрения соотношения гармоничных звуков (тонов) и негармоничных (шумов) произведения В. А. Моцарта и тяжелого рока. Привлеките данные психологов о воздействии этих произведений на организм и психику человека.

№13. * Изобразите цветовую гамму стихотворения Ю. Левитанского:

Красный боярышник, веточка, весть о пожаре,

смятенье,

гуденье набата.

Всё ты мне видишься где-то за снегом, за вьюгой,

за пологом вьюги,

среди снегопада.

В красных сапожках, в малиновой шубке

боярышня, девочка,

ёлочный шарик малиновый,

где-то за снегом, за вьюгой,

за пологом белым бурана.

Какие гласные звуки являются доминирующими в каждой строфе приведённого ниже стихотворения? Какой акустический эффект создают эти гласные?

№14.* Определите, какие звуки явились опорными при создании эффекта звукописи в следующих строчках. Назовите авторов этих строк.

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы.

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Полночной порою

В болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно

Шуршат камыши.

№15.* Проведите эксперимент: выпишите из словаря иностранных слов 20 незнакомых вам, не читая толкований. В первой десятке выделите гласные первого предударного слога: А – красным, О – жёлтым, И – синим, Е – зелёным. Просмотрите свои записи в течение 2-3 минут, потом напишите слова под диктовку. Прочитайте слова второй десятки и тоже напишите под диктовку. В каком случае допущено меньше ошибок? Подготовьте и проведите этот эксперимент в группе. Обобщите результаты в небольшом научном отчёте.

 

СЛОГ. ТЕОРИИ СЛОГОДЕЛЕНИЯ

Как это ни парадоксально, слог представляет собой одну из самых удивительных и всё ещё недостаточно исследованных единиц языковой системы. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что существует несколько определений слога. Так, ЛЭС указывает, что « слог – минимальная цепочка звуков, выступающая как цельный артикуляционный комплекс, представляющая собой гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными». М.В. Панов вообще избегает дефиниции слога, подчёркивая трудность его определения: «Несколько звуков или даже один звук могут составлять слог. В каждом слоге только один звук слогообразующий (или попросту слоговой), все остальные – неслоговые».

В обычной, естественной речи, слова на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние между собой звуки произносятся без паузы. Но если нужно произнести слово или несколько слов громко и отчётливо, слово распадается на слоги. По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: И-ва-но-ва (никто не станет диктовать так: Ив-ан-ов-а). Следовательно, слог как произносительная единица существует на самом деле.

В русском языке можно выделить следующие типы слогов.

По расположению в слове выделяются начальные, срединные и конечные слоги. Так, в слове я-зы-ко-вой слог я – начальный, - зы-, -ко- – срединные, -вой – конечный. Слогообразующим элементом обычно выступает гласный (вспомните школьное правило: сколько в слове гласных, столько и слогов). Неслоговыми (необязательными) элементами в слоге являются согласные. Их может быть несколько. Согласные, находящиеся перед слогообразующим элементом, называются инициаль. Согласные, которые находятся после слогообразующего элемента – финаль.

По начальному элементу слоги бывают прикрытые – начинаются неслогообразующим звуком (-те, -ком) и неприкрытые – начинаются неслогообразующим звуком (ал, и).

По конечному компоненту слоги делятся на открытые – оканчиваются слогообразующим звуком (ма-, о) и закрытые – оканчиваются неслогообразующим звуком (ал-, он);

Как же правильно разделить слова на слоги? Ещё в ХYIII в. русский учёный-энциклопедист М.В. Ломоносов предложил следующий подход: если сочетание звуков встречается в начале слова, то оно может быть и в начале слога. Например, в русском языке есть слово мрак, начальное сочетание в нём – мр, следовательно, омрачать нужно разделить на слоги следующим образом: о-мра-чать. А вот слово Алтай делится так: Ал-тай, поскольку нет начального сочетания лт (кстати, искусственно изобретённое в 20-е г.г. слово льтица’лётчица’ из-за неблагозвучности не прижилось). Через два столетия, в ХХ веке, теорию М.В. Ломоносова поддержал польский лингвист Е. Курилович, который составил картотеку начальных сочетаний звуков для русского и польского языков. Однако эта теория не объясняет, что такое слог.

До сих пор в школьной практике пользуется популярностью одна из самых ранних – экспираторная теория (лат.expiro – выдыхаю). В соответствии с этой теорией слог – это единый толчок выдыхаемого воздуха. Если поднести к губам ладошку или поставить близко зажжённую свечу и произнести мама, вода, молоко, то мы почувствуем, как струя выдыхаемого воздуха коснётся ладони столько раз, сколько в слове слогов. Столько же раз отклонится пламя свечи. Однако можно найти немало случаев, противоречащих данной теории. Так, если произнести ау, толчок воздуха будет только один. Напротив, если произнести ткать, мы ощутим два толчка, но в этом слове всего один слог. Если научная теория не может объяснить все факты, она несостоятельна, и учёные отправляются на новые поиски.

Близка к экспираторной эксплозивно-имплозивная теория. Её автором является Ф. де Соссюр, к русскому языку её впервые применил А.М. Сухотин. В процессе артикуляции органы речи смыкаются (имплозия) и размыкаются (эксплозия). Граница слогораздела проходит между смыканием и размыканием. Красиво делятся на слоги слова типа аппа: ап-па, но в односложном вздор, согласно этой теории, нужно провести границу вз-дор, что противоречит сложившемуся представлению о слогоделении и экспериментальным данным.

Л.В. Щерба выдвинул теорию мускульного напряжения (её придерживался также французский учёный М. Граммон). Согласно этой теории слог – фонетическая единица, которая образуется единым мускульным напряжением. Граница между слогами проходит там, где напряжение падает. Слогораздел зависит от места ударения в слове: ударный гласный произносится с б о льшим напряжением, поэтому «перетягивает» к себе согласный. Так, следует делить на слоги слова мо-ст а , по- ст а, но ск а з-ка, л о ж-ка. Однако сонорный, независимо от ударения, всегда отходит к предшествующему слогу: м а р-ка, вол-н а.

Наибольшее количество сторонников завоевала в ХХ веке теория волны сонорности, которую разрабатывал Р.И.Аванесов (за рубежом Г. Суит и О. Есперсен). Звуки обладают различной степенью звучности (вспомните соотношение голоса и шума у звуков разных классов). Наиболее звучные – гласные, им присваивается индекс 4 по шкале звучности; индекс 3 – у сонорных; 2 – звонкие шумные; 1 – глухие шумные.[16] Граница слогоделения проходит в месте наибольшего перепада звучности.

Например, движение звучности в слове осторожничать [ʌ стʌ рожн‘и’чът’] отражает формула 411434234141 и границы слогоделения проходят так: [ʌ -стʌ -ро-жн‘и-ч’ът’]. Движение звучности наглядно представлено на графике:

[ʌ с т ʌ р о ж н‘ и ч’ ъ т’]

Однако некоторые факты не объясняются данной теорией. В частности, противоречат ей начальные слоги в словах типа льстить, рвы, мхи, конечные слоги в словах: вихрь, смотр, косм. И всё-таки теория волны сонорности ближе всего к истине: она учитывает историю развития языка. В праславянском языке, предке современного русского, действовал закон восходящей звучности, согласно которому и строился слог. Поэтому все слоги начинались с согласного и заканчивались гласными. Тенденция нарушилась после падения редуцированных (кратких) гласных ъ и ь, что повлекло за собой перестройку всей фонетической системы, и одним из последствий стало возможное сочетание шумных согласных в середине слова. Собственно, наиболее спорным моментом является слогоделение в случае «стечения» шумных: к какому слогу их отнести – предшествующему или последующему? Между тем данные экспериментальной фонетики убедительно свидетельствуют: противоречия всегда (независимо от ударения, деления слова на морфемы) разрешаются в пользу открытости слога. В разговорной речи нередко возникают гласные призвуки: [т’э а тър], [в о пъл’]. Но слогообразующую роль может брать на себя и сонорный (так было и в праславянском языке, и некоторые современные славянские языки, например чешский, сохранили эту особенность). М.В. Панов приводит в пример сочинённые студентами МГУ строчки, в которых слогообразующую функцию выполняет сонорный: Помчались в битву что есть сил / брадатые кентавры / вслед им литаврщик забил / в лиловые литавры// Ритм требует, чтобы отдельным слогом был [вр], иначе стих «хромает». А в строчках Б. Пастернака: Достатком, а там и пирами / и мебелью стиля жакоб / иссушат / убьют темперамент /гудевший / как ветвь жуком// – слог и вовсе обходится без звучных элементов – [в’ э -тф’].

Теория волны сонорности остаётся наиболее удобной, поэтому именно на ней основаны современные правила русского слогоделения:

1. сочетания шумных между согласными относятся к следующему слогу: [г о -с’т’и], [м а -скъ];

2. сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу: [ʌ -кн о ], [б о -дръ];

3. сочетания сонорных между гласными относятся к следующему слогу: [во-лны], [штʌ -рм а ];

4. при сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит между членами сочетания: [п а л- к’и], [б а н-къ];

5. при сочетании [j] с последующим шумным или сонорным слогораздел также проходит между членами сочетания: [м о j-къ], [п о j-мъ].

Кроме того, нужно помнить: только начальный слог может представлять собой сочетание «сонорный + шумный+ гласный»: [л’ва], [мха]. И только конечный слог может оканчиваться сочетанием двух шумных, двух сонорных, шумного с сонорным или двух шумных с последующим сонорным: [кʌ р ы с‘т’], [волн], [жыз‘н’], [м‘ин’ и стр]. В случаях [л’ва], [мха], [м‘ин’ и стр] слоги построены по принципу восходяще-нисходящей звучности.

Правила слогоделения не совпадают с правилами переноса и морфемным членением слов. Например, слово осторожничать делится на слоги: [ʌ - с т ʌ - р о - ж н‘ и - ч’ ъ т’], на морфемы: [ʌ / с т ʌ р о ж / н‘ / и ч’ ъ/ т’], а перенести его можно только так: осто-рожни-чать.

?

1. Что такое слог? Существует ли общепринятое определение слога? Какие звуки называются слогообразующими?

2. Перечислите типы слогов и охарактеризуйте их. Что такое инициаль? Финаль?

3. Какой фактор нужно учитывать, чтобы правильно разделить слова на слоги в соответствии с теорией М.В.Ломоносова – Е.Куриловича?

4. Что такое слог с точки зрения экспираторной теории? Приведите факты, противоречащие данной теории.

5. Что такое эксплозия и имплозия? Как определить границы между слогами в соответствии с теорией эксплозии-имплозии?

6. Чем является слог с точки зрения теории мускульного напряжения? Какая суперсегментная единица, согласно этой теории, играет важную роль в слогоделении?

7. Каковы взгляды на слог сторонников теории волны сонорности? Какие звуки являются более сонорными, менее сонорными? Где проходит граница между слогами с точки зрения теории волны сонорности? Какие факты развития языка здесь учитываются?

8. Почему ни одна из теорий слогоделения неприменима ко всем фактам русского языка?

9. Сформулируйте правила русского слогоделения.

10. Совпадают kb слогораздел, деление слов на морфемы и правила переноса? Приведите примеры.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Затранскрибируйте текст. Разделите его на слоги в соответствии с теорией: а) мускульного напряжения, б) волны сонорности. Укажите случаи расхождения.

Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,

За смолу кругового терпенья, за совестный дёготь труда,

Как вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,

Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.

О.Э. Мандельштам

№2. Приняв условные обозначения С – согласный, Г – гласный, выпишите из предыдущего упражнения (согласно теории волны сонорности) примеры слогов разной структуры и охарактеризуйте их. Образец: речь – СГС – прикрытый и закрытый слог.

№3. Составьте схемы и графики движения звучности для следующих слов: лилия, огонёк, понавыдумывать, пожар, разбежаться, жаворонок, одухотворённость, неземной, вздор, садовник, ягодка.

№4. Представьте возможные варианты деления слов из предыдущего упражнения для переноса.

№5. К приведённым ниже схемам подберите слова: 143434, 342414, 1341413424.

№6.* Попробуйте самостоятельно создать картотеку схем «движения звучности» всех существующих в русском языке типов слогов, например: игра – 4234, гор – 243. Какие звуковые сочетания в языке не могут быть реализованы? Зависит ли это от структуры слога? Обоснуйте свой ответ.

№7. Определите, сколько слогов в каждой стихотворной строке. Какие звуки являются слогообразующими в выделенных словах?

Офелия гибла и пела,

И пела, сплетая венки;

С цветами, венками и песнью

На дно опустилась реки.

А.Фет

Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Н.Заболоцкий

№8.* Прочитайте, соблюдая стихотворный ритм, строки. Объясните, почему в словоформе (в) Супрасле сонорный [л‘] не создаёт слога, а в супрасльский – создаёт. Для ответа начертите схемы «движения звучности» для данных слов.

Кудесник в Супрасле живёт.

Таких он строгих правил!

Всех супрасльских воевод

Он чтить себя заставил.

№9.* К данным словам подберите соответствия в белорусском языке: льняной, мхи, рубль, мгла, ржи (род. п.), ржаной, театр, лба (род. п.), журавль. В каком из языков наиболее последовательно проявляется закономерность: слогообразующая роль согласным не свойственна?

№10.* Как выдумаете, открытые или закрытые слоги произносятся в следующих случаях: 1) на стыке предлога и слова (приставки и корня) – из сливы, расшвырять, без знаний, рассрочка, без снастей, рассматривать, бесстыдно, восславить, бесследно; 2) на стыке корня и суффикса: парнасский, пропагандистский, искусственный, индусский. Для правильного ответа затранскрибируйте слова, соблюдая нормы русского литературного произношения, составьте схемы движения звучности данных слов.

№11. Затранскрибируйте стихотворение. Выпишите слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Разделите эти слова на слоги, покажите возможные варианты их переноса.

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя…

Не потому, что я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Неё одной ищу ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Неё не надо света.

И. Анненский

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь