Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие этики как науки и явления духовной культуры



Профессиональная этика

Понятие этики как науки и явления духовной культуры

Каждому человеку судьбу создают его нравы

Корнелий Непот

Термин «этика» первым употребил древнегреческий философ Аристотель для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Он утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно философию морали.

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек, а ее предметом – мораль.

Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. По способу своего существования – это система норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Мораль связана с проявлениями человечности, гуманизма, ориентирована на идеалы, образцы совершенства, по которым человек может сверять свои поступки. Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Суть морали можно выразить одним словом – «взаимность». Мораль должна быть прежде всего регулятором внутреннего состояния души человека. Если нравственные душевные качества человека не развиты, то о нравственности говорить не приходится. Человек вне морали не сможет преодолеть в себе неразумно-животное начало. Мера продвинутости человека собственно к человеческому состоянию выражается в морали. Целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует смысл и содержание таких категорий как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явления и процессы, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство – добродетель.

Главный вопрос этики, объектами которой являются человек, система человеческих взаимоотношений, – определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Поведение людей – это совокупность их действий, поступков и отношений. Общество всегда в той или иной мере осуществляло и осуществляет контроль и регулирование поведения людей, стремясь увязать интересы отдельной личности и социальных коллективов, найти своего рода баланс общественного и личного блага. Этическая система включает в себя более или менее детализированную программу достойного поведения.

Этика является научным обоснованием того, как человеку следует поступать в тех или иных обстоятельствах, как ему надлежит жить и какие законы соблюдать.

Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:

· описывать мораль – ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы – то, что принято называть нравственной культурой общества;

· объяснять мораль – пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

· учить морали – давать людям необходимые знание о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной» жизни.

Структура этики. В зависимости от приверженности к той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Правомерно выделить в ней ряд основных блоков:

· история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней;

· теория морали – учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

· нормативная этика – обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей;

· прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах жизнедеятельности. Прикладаная этика а включает в свой состав профессиональную этику – систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Все эти структурные части этики относительно самостоятельны и одновременно связаны между собой. Основной частью, выражающей сущность науки, является теоретическая этика.

В морали воплощается единство теоретического и практического: с одной стороны, она служит основой нравственной культуры личности, а с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Как форма общественного сознания мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Мораль помогает людям обрести адекватные формы взаимоотношений. Достижению баланса в человеческих отношениях служит система моральных принципов, норм и идеалов.

 

Понятие профессиональной этики

Виды профессиональной этики

Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями. Этика рассматривает моральные качества человека безотносительно к психическим механизмам, стимулирующим появление данных качеств. Изучение этики показывает многообразие, разносторонность профессиональных моральных отношений, моральных норм.

Профессиональные моральные нормы – это правила, образцы, порядок внутренней регуляции личности на основе этических идеалов.

Врачебная этика изложена в «Этическом кодексе Российского врача», принятом в 1994 г. Ассоциацией российских врачей. Ранее, в 1971 г., была создана присяга врача Советского Союза.

Представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача связано с именем Гиппократа. Традиционная врачебная этика решает вопрос личного контакта и личных качеств взаимоотношений врача и пациента, а также гарантий врача не нанести вред конкретному индивиду.

Биомедицинская этика (биоэтика) представляет собой конкретную форму современной профессиональной этики врача, это система знаний о допустимых границах манипулирования жизнью и смертью человека Манипуляция должна регулироваться нравственно. Биоэтика – это форма защиты биологической жизни человека. Основная проблема биоэтики: самоубийство, эвтаназия*, определение смерти, трансплантология, экспериментирование на животных и человеке, отношение врача и пациента, отношение к психически неполноценным людям, организация хосписов, деторождение (генная инженерия*, искусственное осеменение, «суррогатное» материнство, аборт, контрацепция).

Целью биоэтики является выработка соответствующих регламентаций для современной биомедицинской деятельности.

В 1998 г. при Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был создан Совет по биомедицинской этике. В него вошли известные богословы, священнослужители, врачи, ученые, юристы.

Профессиональная этика журналиста, подобно другим видам профессиональной этики, начала формироваться непосредственно в трудовой деятельности. Она проявила себя в ходе кодификации тех профессионально-нравственных представлений, которые стихийно сложились в рамках способа журналистской деятельности и так или иначе были зафиксированы профессиональным сознанием журналистского сообщества. Появление первых кодексов означало завершение длительного процесса формирования профессиональной журналистской морали и одновременно открыло новый этап в ее развитии. Этот новый этап базировался на целенаправленном самопознании журналистской деятельности и практическом применении его результатов.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика («деловая этика», «этика бизнеса»). Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях «Этика», «Никомахова этика», «Политика». Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советует своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда*, одного из основателей автомобильной промышленности США. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл, суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная «деловая теория», а «нечто большее» – теория, цель которой создать из мира вещей источник радости. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Эти экономические установки Г. Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Этика менеджмента – наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации как «совокупного менеджера» относительно своей внутренней и внешней среды в том аспекте, в каком действия менеджера и организации соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями.

Подробнее этику сферы предпринимательства и управленческую этику мы рассмотрим ниже.

Управленческая этика

Управленческая этика или этика менеджмента (англ. – управление, заведование, организация) – это система этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на управленческую деятельность, это образцы лучшего опыта нравственного решения конкретных управленческих проблем в основе которых гуманизм, социальная справедливость, единство слова и дела, объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам и профессиональному мнению подчиненных, справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника. Она изучает нормы, которые регулируют или должны регулировать нравственные действия управленческого, административного персонала, рассматривает нравственные отношения, складывающиеся между руководителем и подчиненными, между самими руководителями различных уровней; раскрывает нравственно-типичное в личности руководителя; выявляет основные этапы разработки и принятия решений администрацией, их реализацию; анализирует чувственную систему взаимодействия субъектов и объектов в управленческом цикле.

Управление как вид деятельности – это умственный процесс, который приводит к выполнению подчиненными предписанных им официальных поручений и решению поставленных задач. В зависимости от функциональной роли в процессе управления обычно выделяют три основные категории персонала управления: руководители, специалисты, служащие аппарата управления.

Этическое регулирование управленческой деятельности характеризуется следующими особенностями:

· разнообразием видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

· творческим характером управленческой деятельности, осуществялемой в условиях часто меняющейся обстановки;

· прогностической природой управленческих задач;

· значительной ролью коммуникативной функции;

· психической напряженностью, вызываемой ответственностью за принимаемые решения.

Исходными позициями, определяющими сущность и специфику этики менеджмента в экономической сфере, являются такие факторы. Во-первых, вся система программно-целевого управления, прогнозирования производства и реализации товаров и услуг для конкурентоспособности компании осуществляется в условиях свободного предпринимательства, конкуренции и экономической мотивации. В этих условиях для определения этической парадигмы имеет существенное значение неприемлемость авторитарных, командно-административных, технократических и планово-директивных методов управления. Во-вторых, эффективность использования основных инструментов менеджмента – планирования, организации, координации, мотивации, контроля – зависит прежде всего от позитивных личностных качеств человека, его ценностных установок, потребностей, интересов, мотивов, что отражается как на внутреннем управлении процессами, так и на поведенческих актах фирмы во внешней социально-экономической среде, прежде всего с партнерами и властными структурами. В-третьих, гармонизация и взаимозависимость экономических и нравственных начал в управлении, формирование человека нравственно и внутренне одухотворенного. В-четвертых, профессионализм управления определяется требованиями менеджмента как глубоко персонифицированной системы, олицетворением которой является высокопрофессиональный наемный работник, который выступает в качестве менеджера лишь в том случае, если он действительно высокий профессионал своего дела, глубоко освоил область экономических и социально-психологических знаний; потеряв же такие качества менеджер перестает им быть, теряет свое лицо. В-пятых, в организационном отношении менеджмент представляет собой гибкий, динамичный процесс, корректируемый постоянно меняющейся хозяйственной ситуацией и конъюнктурой рынка. В этих условиях особую актуальность приобретают такие имеющиеся качества менеджера как отзывчивость к нововведениям, инновационная активность, способность оперативно, творчески и осмотрительно перестраиваться в соответствии с изменившимися условиями, уметь вести рисковый, новаторский, честный, компетентный и законный бизнес в различный сферах предпринимательской деятельности. В-шестых, на всех этапах развития управления обращение к морали и нравственности происходило не по высоким гуманистическим мотивам всестороннего развития личности, а с наиболее выгодных позиций формирования «экономического человека».

Сегодня этика менеджмента совершенствуется на базе синтеза отечественного и зарубежного опыта как в сфере научных исследований, так и на «полигоне» свободного рыночного предпринимательства. Она органично взаимосвязана с такими видами профессиональной этики как деловая и служебная этика, политическая этика, судебная этика и особенно этика бизнеса. На основе научных разработок теории управления и практического опыта, накопленного в сфере современного менеджмента, можно было бы сгруппировать моральные нормы и требования в этой сфере профессиональной деятельности следующим образом.

1. Нормы, раскрывающие нравственные аспекты профессиональной деятельности менеджера как таковой: компетентность; умение менеджера делегировать ряд своих полномочий в условиях возникновения необходимости перераспределения функций; выбор приоритетов в постановке и решении проблем по потребностям и условиям рыночных отношений; сочетание демократизма в управлении фирмой с умелым использованием технократических и административных подходов в случаях сложных кризисных ситуаций; умение поддерживать других во всех их полезных начинаниях; умение строить справедливые и неконфронтационные деловые отношения с подчиненными, партнерами, клиентами, конкурентами; новаторство; стремление к успеху как важнейшему фактору процветания цивилизованного бизнеса; удовлетворение потребностей, а не погоня за максимальной прибылью любыми, в том числе и незаконными средствами, чтобы получить несправедливый выигрыш за счет кого-то другого. Сюда же относятся: защита потребностей от нечестных менеджеров, предпринимателей, коммерсантов и бизнесменов; умелая мотивация труда сотрудников; объективная оценка и стимулирование их деятельности; умение решать ключевую проблему человеческого фактора – проблему кадров по всем ее аспектам; недопущение мелочной опеки над подчиненными, оказание им постоянного доверия, не исключая при этом контроля. Категорией « конкурентное отличие» определяется высокая компетентность организации в определенной области, дающей ей возможности привлекать и сохранять клиентуру.

2. Требования и нормы, характеризующие личный имидж менеджера: лидерство как результат человеческих качеств менеджера, его квалификации, отношение к делу и людям; управление примером; признание высокого уровня квалификации, авторитет, доверие, предприимчивость; коммуникабельность; уверенность в себе и в избранном деле; стремление учиться и перенимать опыт; умение менеджера соотнести свои формальные полномочия с лидерскими амбициями другого человека (неформальный лидер) таким образом, чтобы избежать конфликта в коллективе; оптимизм; добропорядочность; убежденность; настойчивость; нахождение разумного баланса между формальными и реальными полномочиями (особенно, когда при возникновении исключительных ситуаций лидерство может перерасти в явную власть); недопущение подмены здоровых и реальных амбиций с амбициозностью, которая является противоположностью лидерства; честность; честолюбие; благородство; вежливость; порядочность в деловых отношениях; стойкость к соблазну; стремление делать людям добро и в то же время не давать им повода пользоваться этим себе во вред. Этика менеджера включает в себя и такие качества: умение работать «в команде», навыки как корпоративного сотрудничества, коммуникативная компетенция, в которой проявляются умения осуществлять профессиональные коммуникации, работа с компьютером; знание иностранных языков.

3. Нормы и правила этико-психологического содержания: характер менеджера; склад его ума и души, мотивы побуждения; умение менеджера своевременно переключать внимание на внутренние или внешние проблемы функционирования фирмы (переключение оперативное; ситуационное; устойчивое); личные симпатии; вдохновение; воодушевление; внимательность ко всему и всем; знание структуры групп работающих на фирме людей и индивидуальных особенностей каждого члена группы по их социально-психологическим характеристикам; создание атмосферы открытости и свободы общения между менеджерами и сотрудниками фирмы; поддержание у сотрудников фирмы чувства своей причастности к положительным изменениям в коллективе; умение менеджера слушать сотрудников, вызывать их на откровенный разговор; при этом избегать злоупотребления «нет». Важнейшим психологическим аспектом этики менеджера является сфера мотивов трудовой деятельности подчиненных, к числу которых относятся прежде всего такие: престиж, удовольствие, удовлетворение; власть и влияние, право принимать решения; обеспечение благодаря высокой оплате престижного жизненного уровня и комфорта; стремление внести свой вклад в дело; карьерные соображения; возможность самореализации как личности; проявление состязательности, достойно отвечать на «вызовы».

4. Нормы и правила, имеющие организационно-прикладной, технологический характер: практические навыки и умения по проведению деловых переговоров, подготовке и заключению контрактов, договоров; овладение механизмами разрешения споров и конфликтных ситуаций, включая и судебное разбирательство, культура ведения деловой и служебной переписки, которая должна способствовать созданию атмосферы уважительности, доверительности, транспарентности и деловитости в общении с партнерами, клиентами и т.д.; умение проводить презентации по поводу проектов, инициатив или совершенных действий фирмы. Инвентаризация умений и навыков представляет собой письменный учет навыков работников с указанием количества лиц, которые владеют ими.

5. Набор требований к этикету менеджера как составной части его «поведенческого арсенала», обеспечивающего успех дела: манеры поведения во время деловых встреч – они должны быть ненавязчивыми для присутствующих, отличаться высокой культурой общения, выступления и ответы на вопросы, должны строго отвечать духу и характеру мероприятия, в котором менеджер принимает участие. Требования к культуре речи – краткость и лаконичность изложения, умение пользования цитатами и высказываниями известных людей делового мира, умелое пользование преимуществами живой речи (ее скорость, модулирование голосом, паузы, правильные ударения), недопущение «всезнайства» и злоупотребления словами-паразитами, чуткое восприятие реакции собеседника или аудитории на произносимую речь и умение закончить ее четкими выводами и предложениями. Внешний облик также должен отвечать деловой обстановке: одежда (нежелательность слишком светлых костюмов, спортивных костюмов, пиджаков и брюк разных цветов), украшений (нежелательность галстуков с броскими узорами, брелков, бижутерии). Соблюдение протокольных требований при проведении менеджером приемов.

Действия руководителей могут нарушать закон и, в данных случаях их следует рассматривать как неэтичные. Помимо старших руководителей, которые демонстрируют неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может действовать также неэтично. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относится фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

Американский исследователь З. Барри определил основные причины неэтичной деловой практики руководителя предприятия:

· конкурентная борьба, вытесняющая на обочину этические соображения;

· усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

· неудачи в обеспечении должного вознаграждения руководителей за этическое поведение;

· общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтическое поведение на рабочем месте;

· нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Поэтому, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Этически грамотный руководитель умеет улавливать и выражать общее мнение коллектива по значимым для него вопросам, вовлекает работников в коллективную деятельность, своим оптимизмом вызывает у людей веру в собственные силы.

Таким образом, руководитель осуществляет общее руководство процессом функционирования и развития управленческой структуры. Он концентрирует внимание на решении стратегических, принципиальных вопросов деятельности, осуществлении подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров, координации работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом. Эффективное решение данных проблем невозможно вне этических норм и принципов.

 

Этика партнерских отношений

Профессиональная этика

Понятие этики как науки и явления духовной культуры

Каждому человеку судьбу создают его нравы

Корнелий Непот

Термин «этика» первым употребил древнегреческий философ Аристотель для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Он утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно философию морали.

Этика относится к классу гуманитарных дисциплин, объектом которых является человек, а ее предметом – мораль.

Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. По способу своего существования – это система норм, принципов и ценностей, которыми руководствуются люди в своем поведении. Мораль связана с проявлениями человечности, гуманизма, ориентирована на идеалы, образцы совершенства, по которым человек может сверять свои поступки. Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Суть морали можно выразить одним словом – «взаимность». Мораль должна быть прежде всего регулятором внутреннего состояния души человека. Если нравственные душевные качества человека не развиты, то о нравственности говорить не приходится. Человек вне морали не сможет преодолеть в себе неразумно-животное начало. Мера продвинутости человека собственно к человеческому состоянию выражается в морали. Целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Этика рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует смысл и содержание таких категорий как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика не только изучает моральные явления и процессы, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство – добродетель.

Главный вопрос этики, объектами которой являются человек, система человеческих взаимоотношений, – определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным.

Поведение людей – это совокупность их действий, поступков и отношений. Общество всегда в той или иной мере осуществляло и осуществляет контроль и регулирование поведения людей, стремясь увязать интересы отдельной личности и социальных коллективов, найти своего рода баланс общественного и личного блага. Этическая система включает в себя более или менее детализированную программу достойного поведения.

Этика является научным обоснованием того, как человеку следует поступать в тех или иных обстоятельствах, как ему надлежит жить и какие законы соблюдать.

Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:

· описывать мораль – ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы – то, что принято называть нравственной культурой общества;

· объяснять мораль – пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

· учить морали – давать людям необходимые знание о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной» жизни.

Структура этики. В зависимости от приверженности к той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному. Правомерно выделить в ней ряд основных блоков:

· история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней;

· теория морали – учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;

· нормативная этика – обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей;

· прикладная этика – совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах жизнедеятельности. Прикладаная этика а включает в свой состав профессиональную этику – систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации.

Все эти структурные части этики относительно самостоятельны и одновременно связаны между собой. Основной частью, выражающей сущность науки, является теоретическая этика.

В морали воплощается единство теоретического и практического: с одной стороны, она служит основой нравственной культуры личности, а с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями. Как форма общественного сознания мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Мораль помогает людям обрести адекватные формы взаимоотношений. Достижению баланса в человеческих отношениях служит система моральных принципов, норм и идеалов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2036; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь