Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 21. III этап Раннединастического периода. Реформы Уруинимгины.



Уруинимгина, царь шумерского государства Лагаш, правивший в 2318-2311 гг. до Р. Х.

Приход к власти Уруинимгины связан был с каким-то хотя и бескровным, но насильственным переворотом. Предыдущий энси Лугальанда, разоривший страну поборами и присвоивший себе большую часть храмовых и государственных богатств, был низложен (хотя и сохранил жизнь), а энси стал Уруинимгина, как видно, его свойственник. Новый правитель снизил налоги и пресек произвол чиновников, которые взятками и насилиями грабили народ и младших жрецов. Все присвоенные частными лицами земли были возвращены богам (то есть храмам).В 2313-2312 гг. до Р. Х. Уруинимгине пришлось вести тяжелую войну с правителем Уммы Лугальзагеси. Уммийцы разорили и отторгли почти половину страны. Но столицу - город Нгирсу - они, кажется, не смогли захватить. Однако в 2311 г. до Р. Х. Нгирса была взята и разрушена аккадским царем Шаррумкеном. После этого о судьбе Уруинимгины ничего неизвестно.Уруинимгина, Урукагина - правитель шумерского города-государства Лагаш (XXIV в. до н.э.). Его отец Энгильса был крупным сановником в Лагаше. Около 2360 г. Уруинимгина возглавил народное движение, направленное против засилья местной царской династии Ур-нан-ше в лице ее последнего представителя Лугальанды. Восстание имело успех, и народ провозгласил Уруинимгину энси* Лагаша, сохранив при этом жизнь Лугальанде и его семье. В награду за выдвижение Уруинимгина увеличил простым гражданам Лагаша размер месячного довольствия в два раза.
Затем он провел ряд реформ с целью облегчить положение народа. Была сокращена сумма натурального налога, взимавшегося с сельских общин. Уменьшены были и подати с ремесленников. За участие в общественных работах общинники стали получать дополнительное довольствие. Особым законом Уруинимгина запретил посягательство на движимое и недвижимое имущество беднейших слоев населения, равно как и на их личную свободу. Новый правитель Лагаша провел цензовую реформу, согласно которой число полноправных граждан государства увеличилось в десять раз по сравнению с прежними временами и достигло 36 000 человек.
На втором году правления Уруинимгина объявил себя лугалем**, сосредоточив в своих руках политическую и религиозную власть. Впоследствии он издал несколько законов, которые должны были оберегать граждан Лагаша от произвола ростовщиков, от обмана при взимании податей, от воровства, убийств и грабежей. В области религиозной жизни государства царь-реформатор восстановил права и привилегии храмов; отныне жрецы стали самостоятельно распоряжаться храмовым хозяйством, не испытывая какого-либо давления со стороны царя, как это было при предшественниках Уруинимгины.
Уруинимгина правил Лагашем в качестве лугаля шесть лет. За это время государство достигло полного процветания. В надписях тех времен сообщается о храмах и дворцах, которые он построил, и каналах, прорытых по его приказу. Однако реформаторская деятельность, направленная на ослабление лагашской знати и улучшение жизни простого народа, в немалой степени обеспокоила знать соседних городов-государств. Против Лагаша образовалась коалиция шумерских государств во главе с Уммой и Уруком. Назревала война. В этой обстановке Уруинимгина решил первым нанести удар по грозному противнику. Вначале ему удалось захватить несколько городов, но затем против него выступил правитель Уммы Лу-гальзагеси с сильным войском. Он разбил лагашское ополчение, опустошил поля и приступом взял Лагаш. Храмы и дворцы, возведенные Уруинимги-ной, были разрушены и сожжены, жители уведены в рабство. Сам Уруинимгина с отрядом воинов заперся в городской цитадели Гирсу и успешно отражал приступы противника. Он так и не капитулировал. Вскоре Лугальзагеси вынужден был оставить Лагаш в покое ввиду вторжения в Шумер войска Саргона Аккадского. О дальнейшей судьбе Уруинимгины ничего не известноС I династии Ура начинается последняя стадия Раннединастического периода (РД III). Помимо г. Ур в Нижней Месопотамии в это время были и другие независимые номовые общины, и некоторые из них возглавлялись лугалями, не менее лугалей Ура стремившимися к гегемонии. Все они жили в постоянных стычках друг с другом - это характерная черта периода; воевали из-за плодородных полос земли, из-за каналов, из-за накопленных богатств. В числе государств, правители которых претендовали на гегемонию, самыми важными были ном Киш на севере Нижней Месопотамии и ном Лагаш на юге. Лагаш был расположен на рукаве Евфрата - И-Нина-гене и выходил на лагуну р. Тигр. Столицей Лагаша был город Гирсу.

Из Лагаша до нас дошло гораздо больше документов и надписей этого периода, чем из других городов Нижней Месопотамии. Особенно важен дошедший архив храмового хозяйства богини Бабы. Из этого архива мы узнаем, что храмовая земля делилась на три категории: 1) собственно храмовая земля ниг-эна, которая обрабатывалась зависимыми земледельцами храма, а доход с нее шел отчасти на содержание персонала хозяйства, но главным образом составлял жертвенный, резервный и обменный фонд; 2) надельная земля, состоявшая из участков, которые выдавались части персонала храма - мелким администраторам, ремесленникам и земледельцам; нередко надел выдавался на группу, и тогда часть работников считалась зависимыми людьми своего начальника; наделы не принадлежали держателям на праве собственности, а были лишь формой кормления персонала; если администрации почему-либо было удобнее, она могла отобрать надел или вовсе не выдавать его, а довольствовать работника пайком; только пайком обеспечивались рабыни, занятые ткачеством, прядением, уходом за скотом и т.п., а также их дети и все мужчины-чернорабочие; они фактически были на рабском положении и нередко приобретались путем покупки, но дети рабынь впоследствии переводились в другую категорию работников; 3) издольная земля, которая выдавалась храмами, по-видимому, всем желающим на довольно льготных условиях; некоторая доля урожая должна была держателем участка такой земли уступаться храму.

Помимо этого, вне храма по-прежнему существовали земли большесемейных общин; на этих землях рабский труд, насколько мы можем судить, применялся лишь изредка.

Крупные должностные лица номового государства, включая жрецов и самого правителя, получали весьма значительные имения по своей должности. На них работали их зависимые люди, точно такие же как и на храмовой земле. Не совсем ясно, считались ли такие земли принадлежащими к государственному фонду и находящимися лишь в пользовании должностных лиц или же их собственностью. По всей видимости, это было недостаточно ясно и самим лагашцам. Дело в том, что собственность в отличие от владения заключается прежде всего в возможности распоряжаться ее объектом по своему усмотрению, в частности отчуждать его, т.е. продавать, дарить, завещать. Но понятие о возможности полного отчуждения земли противоречило самым коренным представлениям, унаследованным древними месопотамцами от первобытности, а у богатых и знатных людей не могла возникать и потребность в отчуждении земли; напротив, отчуждать землю иногда приходилось бедным семьям общинников, для того чтобы расплатиться с долгами, однако такие сделки, видимо, не считались полностью необратимыми. Иногда правители могли принудить кого-либо к отчуждению земли в свою пользу. Отношения собственности, полностью отражающие классово антагонистическую структуру общества, в Нижней Месопотамии III тысячелетия до х.э., видимо, еще не вылились в достаточно отчетливые формы. Для нас важно, что уже существовало расслоение общества на класс имущих, обладавших возможностью эксплуатировать чужой труд; класс трудящихся, не эксплуатируемых еще, но и не эксплуатирующих чужой труд; и класс лиц, лишенных собственности на средства производства и подвергавшихся внеэкономической эксплуатации; в его состав входили эксплуатируемые работники, закрепленные за большими хозяйствами (илоты), а также патриархальные рабы.

Хотя эти сведения дошли до нас преимущественно из Лагаша (XXV - XXIV вв. до х.э.), но есть основания полагать, что аналогичное положение существовало и во всех других номах Нижней Месопотамии, независимо от того, говорило ли их население по-шумерски или по-восточносемитски. Однако ном Лагаш был во многом на особом положении. По богатству лагашское государство уступало разве только Уру - Уруку; лагашский порт Гуаба соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и с Индией. Торговые агенты (тамкары) были членами персонала храмовых хозяйств, хотя принимали и частные заказы на покупку заморских товаров, в том числе рабов.

Лагашские правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма около того места, где рукав И-Нина-гены отходил от рукава Итурунгаль; с Уммой к тому же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между нею и Лагашем плодородного района. Лагашские правители носили титул энси и получали от совета или народного собрания звание лугаля только временно, вместе с особыми полномочиями - на время важного военного похода или проведения каких-либо других важнейших мероприятий.

Войско правителя шумерского нома того времени состояло из сравнительно небольших отрядов тяжеловооруженных воинов. Помимо медного конусообразного шлема они были защищены тяжелыми войлочными бурками с большими медными бляхами или же огромными медноковаными щитами; сражались они сомкнутым строем, причем задние ряды, защищенные щитами переднего ряда, выставляли вперед, как щетину, длинные копья. Существовали и примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, по-видимому, онаграми или крупными полудикими ослами, с укрепленными на передке колесницы колчанами для метательных дротиков.

В стычках между такими отрядами потери были относительно невелики - убитые исчислялись не более чем десятками. Воины этих отрядов получали наделы на земле храма или на земле правителя и в последнем случае были преданы лично ему. Но лугаль мог поднять и народное ополчение как из зависимых людей храма, так и из свободных общинников. Ополченцы составляли легкую пехоту и были вооружены короткими копьями.

Во главе как тяжеловооруженных, так и ополченских отрядов правитель Лагаша Эанатум, временно избранный лугалем, разбил вскоре после 2400 г. до х.э. соседнюю Умму и нанес ей огромные по тем временам потери в людях. Хотя в своем родном Лагаше Эанатум должен был в дальнейшем довольствоваться только титулом энси, он успешно продолжал войны с другими номами, в том числе с Уром и Кишем, и в конце концов присвоил себе звание лугаля Киша. Однако его преемники не смогли надолго удержать гегемонию над прочими номами.

Через некоторое время власть в Лагаше перешла к некоему Энентарзи. Он был сыном верховного жреца местного номового бога Нингирсу, а потому стал и сам его верховным жрецом. Сделавшись энси Лагаша, он соединил государственные земли с землями храма бога Нингирсу, а также храмов богини Бабы (его жены) и их детей; таким образом, в фактической собственности правителя и его семьи оказалось более половины всей земли Лагаша. Многие жрецы были смещены, и управление храмовыми землями перешло в руки слуг правителя, зависимых от него. Люди правителя стали взимать различные поборы с мелких жрецов и зависимых от храма лиц. Одновременно, надо полагать, ухудшилось и положение общинников - есть смутные известия о том, что они были в долгах у знати: имеются документы о продаже родителями своих детей из-за обнищания. Причины его в частностях неясны: тут должны были играть роль возросшие поборы, связанные с ростом государственного аппарата, неравное распределение земельных и прочих ресурсов в результате социального и экономического расслоения общества, а в связи с этим необходимость в кредите для приобретения посевного зерна, орудий и др. - ведь металла (серебра, меди) в обращении было крайне мало.

Все это вызывало недовольство самых разных слоев населения в Лагаше. Преемник Энентарзи, Лугальанда, был низложен, хотя, может быть, и продолжал жить в Лагаше как частное лицо, а на его место был избран (по-видимому, народным собранием) Уруинимгина [2318 - 2310 (? ) гг. до х.э.]. Во втором году его правления он получил полномочия лугаля и провел реформу, о которой по его приказанию были составлены надписи. По-видимому, он не первый в Шумере осуществил подобные реформы - периодически они проводились и ранее, но только о реформе Уруинимгины мы знаем благодаря его надписям несколько подробнее. Она сводилась формально к тому, что земли божеств Нингирсу, Бабы и др. были вновь изъяты из собственности семьи правителя, прекращены противоречащие обычаю поборы и некоторые другие произвольные действия людей правителя, улучшено положение младшего жречества и более состоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки и т.п. Однако по существу положение изменилось мало: изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было чисто номинальным, вся администрация правителя осталась на своих местах. Причины обеднения общинников, заставлявшие их брать в долг, также не были устранены. Между тем Уруинимгина ввязался в войну с соседней Уммой; эта война имела для Лагаша тяжелые последствия.

В Умме в это время правил Лугальзагеси, унаследовавший от I династии Ура - II династии Урука власть над всем югом Нижней Месопотамии, кроме Лагаша. Война его с Уруинимгиной длилась несколько лет и окончилась захватом доброй половины территории Уруинимгины и упадком остальной части его государства. Разбив Лагаш в 2312 г. до х.э. (дата условная), Лугальзагеси нанес поражение затем и Кишу, добившись того, что северные правители стали пропускать его торговцев, для которых уже до этого был открыт путь по Персидскому заливу в Индию, также и на север - к Средиземному морю, к Сирии и Малой Азии, откуда доставлялись ценные сорта леса, медь и серебро.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь