Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Огонек можно закончить фразой: «А теперь закройте глаза и представьте свою вторую половинку. Какая она?».



Подведение итогов: предложить задуматься о том, какое место занимает любовь в нашей жизни.

ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Автор: А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Цель: прежде всего, огонек позволяет проследить личностный рост участников и им самим упорядочить, проследить свое развитие. Выявляются многие скрытые проблемы, и при помощи и участия всех, кто присутствует на огоньке, дается взгляд со стороны на каждого участника. Разработан для коллективов, где дети, в принципе, давно знакомы, как первый огонек, огонек знакомства, т.к. затрагивает темы и области, которые не так часто обсуждаются при общении в таких замкнутых группах; позволяет по-другому взглянуть на давно знакомых людей; узнать что-то новое, неизвестное. Может использоваться и на сборных коллективах как первый огонек или в течение смены.

Реквизит: Свечка, вокруг три предмета: игрушка, зеркало, часы. Игрушка всегда ассоциируется с детством, поэтому, взяв ее в руки, легче рассказать о себе маленьком; зеркало – сегодня; часы всегда идет вперед – это завтра.

Ход огонька: огонек проходит в три круга, из которых самый сложный – второй («Сегодня»). Сразу оговаривается, что каждый, кого что-то задело или заинтересовало в словах другого, не перебивая, может задать свои вопросы, и даже поощрять это. И если на огоньке действительно будут такие ситуации, то он получится интересным, и можно считать, что огонек удался.

Первый круг «Вчера» – игрушка идет по кругу, и тот, к кому в руки она попадает, рассказывает о том, каким он был маленьким: круг общения, любимые занятия, кем хотел быть, о чем мечтал.

Второй круг «Сегодня» – зеркало идет по кругу. Задание: 1) Посмотреть на свое отражение как бы со стороны и сказать: если бы ты встретил такого человека в толпе, на улице, какое бы впечатление он на тебя произвел бы, что бы ты о нем подумал? 2) Как ты изменился по сравнению с «вчера», чего добиваешься, о чем мечтаешь теперь? Ни в коем случае не настаивать на том, чтобы, рассказывая, участник постоянно смотрел в зеркало. Те, кто могут, итак это сделают. Очень интересно и полезно посмотреть, как участники реагируют на зеркало. Некоторые смотрят в него постоянно в течение рассказа, и выдают в основном положительные отзывы о себе. Многие отворачиваются и возвращаются к нему несколько раз, многие, взглянув один раз в начале, тут же отворачивают зеркало от себя.

Третий круг «Завтра» – по кругу идут часы, и каждый говорит, каким он видит себя в будущем, уже взрослым (чего достигнет в обществе, семья и т. д.).

Подведение итогов: предложите детям задуматься о том, как и кем, они растут, как изменяются, достигают ли они поставленных целей, что мешает и т. д.

МОЙ МИР

А.В. Мирошевская, воспитатель ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Цель: развитие в ребенке умения оценивать, анализировать окружающее, выработка собственного мнения на происходящее вокруг, определение степени тревожности детей.

Возраст: любой, но, соответственно, изменяется 2 часть, подгоняется под возраст и особенности детей.

Ход огонька: вначале проводится беседа, в ходе которой ставятся вопросы, касающиеся окружающего мира; проблемы, с которыми в нем сталкивается ребенок; места и позиции, который занимает ребенок в окружающем мире.

Примерные варианты вопросов: назвать несколько положительных и отрицательных сторон окружающего мира; комфортно ли вы чувствуете себя в нем; что беспокоит, какие проблемы мешают воспринимать окружающее позитивно; чего больше – хорошего или плохого; что делает этот мир таким интересным и ярким; цветовая ассоциация на окружающее и т.д.

И вопросы, и форма их постановки варьируются в зависимости от возраста, контингента и настроя детей. Можно проводить в форме огонька.

Затем небольшое «погружение». Например: «Закройте глаза, расслабьтесь… Сосредоточьтесь на звуках вокруг вас, все больше и больше расширяйте круг прослушивания, включайте в него все более широкие горизонты… Почувствуйте дыхание окружающего мира, его движение, изменчивость… Потянитесь к н ему… Что-то вызывает раздражение? Ничего, начинайте изменять то, что вам не нравится… Постепенно создавайте свой собственный мир… (2-3 минуты).

А теперь представьте, что вы просыпаетесь в своей комнате с предчувствием чего-то необычного. Вы медленно встаете, откидываете одеяло, босиком подбегаете к окну и видите в нем мир, свой мир, мир, в котором вам хотелось бы жить. Этот мир прекрасен и удивителен именно для вас. Это тот мир, о котором вы мечтали. В своем окне вы видите именно свой мир.

Откройте глаза и возьмите краски, фломастеры или карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, то окно и тот мир в нем, которые вы только что увидели».

Рисуется много окошек, разных и интересных. В это время ведущий делает большую заготовку окна (пустого), и в него по мере готовности вклеивает те маленькие миры, которые создали дети. Называется это панно «В своем окне я вижу мир…».

ПОБЕДИ СВОЕГО ДРАКОНА

Автор: Л.Ю. Новикова, методист ЗЦДЮТ «Зеркальный»

Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона. Но потом оказывается, что дело это долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.

Ребятам предлагается, ориентируясь на выполнение домашнего задания, нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.

После выполнения задания ребятам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть столько же, сколько членов в группе.

Для сочинения в каждой группе или отдельному ребенку можно предложить набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа». «Карты Проппа» – это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие – герой должен действовать, как человек, уверенный в себе.

Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций, выделенных В.Я. Проппом) или (в варианте, используемом Дж. Родари) – 20.

Мы предлагаем использовать набор из пятнадцати карт: предписание или запрет, нарушение, принятие решения о битве с драконом, сбор вооружения, путь к дракону, встреча с дарителем, волшебные дары, препятствия, враги, помощники, вызов дракона на бой, условия битвы, битва, победа, возвращение героя, последействия победы.

На описание истории ребятам дается двадцать пять минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.

Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем понадобились помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность заводить друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях. Каждому ребенку раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники занятий, в том числе и тот, кто посылает «телеграммы». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.

В заключение еще раз подчеркивается, что умение найти хорошее в каждом человеке характеризует не только адресата, но и того, кто это делает. Для того, чтобы «телеграммы» могли быть вовремя доставлены адресату, их необходимо положить в «волшебный ящик» за день до занятий, а ведущий специально придет за ними. (Последнее делается для того, чтобы предварить появление нежелательных – оскорбительных, грубых «телеграмм». Если же такие «телеграммы» все же будут, их необходимо вернуть участнику, чтобы тот переделал или, если она не подписана, заменить «позитивными»).

СЕРЫЙ ГОРОД

Отряд садится в круг, устанавливается тишина, и вожатый дает настрой на огонек – слушать друг друга, быть, по возможности, открытыми и вежливыми. Затем он рассказывает о правилах огонька: свечка горит – один говорит, нельзя ходить через круг, где горит свеча. Торжественно зажигается свечка, и вожатый начинает рассказывать легенду про Серый Город. Хорошо, если кто-то тихонечко будет подыгрывать на гитаре.

«Давным-давно на берегу зеркального озера стоял город. Странный это был город. Стены домов в этом городе были унылого серого цвета, серыми были заборы, серыми были камни мостовых. Над городом нависало тусклое серое небо, моросил неприятный серый дождик. Солнце уже давно не показывалось над городом. И люди в этом городе были странными. Скучные и равнодушные лица, опущенные глаза… Они бродили по городу без всякой цели, не обращая внимания друг на друга. Они давно уже разучились улыбаться. Впрочем, это им было ни к чему: друг на друга они почти не смотрели, ибо это было скучное зрелище. А посмотреть на себя и увидеть, что у него самого лицо ничуть не лучше, каждый из них тоже не мог, ибо в городе никогда не было зеркал. Работали люди просто так и только для того, чтобы занять время. Впрочем, понятие о времени у них было очень смутным: последние часы в городе остановились много лет назад, и с тех пор люди забыли, что такое время. Они научились никуда не спешить, ни о чем не беспокоиться. Так жил, а вернее умирал Серый город.

Но однажды в город пришел юноша – один из тех бродяг-менестрелей, что путешествуют по землям, собирая песни и легенды, а потом поют их на городских площадях, рассказывают долгими вечерами в трактирах и богатых замках…

Юноша вошел в город и первому же человеку, которого он встретил, сказал: «Доброе утро! ». Но человек ничего ему не ответил, прошел мимо, даже не подняв головы. «Ну, мало ли какие неприятности у человека, – подумал бродячий певец, – Бывает так, что вообще никого видеть не хочешь». Пошел он дальше. И следующего встретившегося на пути человека он снова приветствовал: «Доброе утро! ». Но снова не получил ответа. И в третий, и в четвертый раз пытался юноша заговорить с людьми этого города, но каждый раз происходило то же самое, а точнее, не происходило ничего: люди словно не слышали его.

«Что за город такой странный? » – удивился менестрель. Он оглянулся вокруг и внимательно посмотрел на город, в который забросила его дорога, и в глаза ему бросилось то, что он должен был заметить с самого начала: унылые серые стены, пустые лица, тусклые глаза, холод и равнодушие. Он почувствовал, как город давит на него безжизненными серыми камнями, тяжелым свинцовым небом, людским равнодушием, и ему захотелось бежать, бежать прочь из города, забыть о нем, а если и вспоминать, то лишь в легендах, рассказывая о том, как не должно быть. Юноша повернул к городским воротам, но тут его остановила мысль: «Убежать проще всего, но имею ли я на это право? Вдруг я смогу как-то помочь этому городу, этим людям? ». Он вновь вернулся на улицу, ведущую в центр города, и шел по ней в раздумьях…

Тут вожатый останавливает свой рассказ и просит каждого, сидящего в кругу, представить, что это он (или она) попали в Серый Город, и рассказать, что бы стали делать в такой ситуации они на месте менестреля. Какой-нибудь символ огонька (небольшая игрушка, ключики, значок, еще одна свечка и т.д.) пускается по кругу. Каждый, к кому он попадает, рассказывает, что бы он предпринял, попади в такой город. Когда круг замкнется, вожатый рассказывает легенду до конца:

А юноша вновь вернулся на улицу, ведущую в центр города, и шел по ней в раздумьях, пока она не привела его на городскую площадь. Первое, что бросилось юноше в глаза, – это старая городская башня, которая возвышалась над площадью. Видно, что построена она была искусными мастерами: стены ничуть не обветшали, хотя и поросли мхом, а наверху уже который год замер в неподвижности циферблат Главных Городских Часов. «А что, если завести часы, – подумал менестрель. – Вдруг непривычный для людей звук разбудит город? ».

По шатким лестницам и скользким от плесени переборкам, то и дело срываясь и поскальзываясь, юноша взобрался наверх башни к старому часовому механизму. Долго провозившись с ним – ведь он был поэт, а не механик – юноша обнаружил, что механизм полностью исправен. Причина остановки часов оказалась в том, что уже давно никто не чистил их, не смазывал и не заводил. Пыль, ржавчина, паутина были повсюду. Вооружившись терпением, юноша почистил и завел часы, поставил стрелки на «12» и…

С первым ударом часов люди вздрогнули от непривычного звука. Со вторым ударом они, словно просыпаясь, удивленно стали оглядываться вокруг в поисках источника звука. С четвертым ударом они поняли, что это бьют, отсчитывая время, старые городские часы. Сколько времени прошло с тех пор, как они били в последний раз? Сколько вообще прошло времени? С восьмым ударом люди устремились на площадь. И с двенадцатым ударом весь город собрался там.

Юноша, стоящий наверху башни, поднял правую руку. Люди заметили этот жест и поняли, что он хочет что-то сказать, что ему есть, что сказать им. Тишина повисла над площадью, все взгляды были обращены к юноше. И тогда он обратился к ним:

– Люди! Посмотрите, во что вы превратили свой город! Посмотрите, кем вы стали сами! Оглянитесь друг на друга: каждый из вас неповторим и интересен для другого, а вы проходите мимо друг друга, проходите мимо того, кто мог бы действительно стать вашим другом. Вы сами отказываетесь от своего счастья. Ваш город умирает, и вместе с ним умираете вы. Зачем?

Кто-то из толпы тихо спросил:

– Как же мы можем увидеть самих себя?

– Я отведу вас к озеру, – сказал юноша. – И в его зеркально чистой воде вы увидите свое отражение.

Менестрель привел людей города к озеру. Озеро было чистым и прозрачным, как зеркало. И люди увидели себя, свои безрадостные лица – и им захотелось измениться. Они возвращались в город, отмывали окна, перекрашивали стены, заводили в домах часы, доставали из старых сундуков давно забытые яркие одежды. Они улыбались друг другу, а, встретившись на улице, подолгу разговаривали. Они поняли, насколько они непохожи и насколько нужны друг другу, в душах стали зарождаться давно забытые чувства: дружба, любовь…

Вечером люди, не сговариваясь, потянулись к тому месту, где они обрели счастье, где впервые по новому увидели друг друга, на городскую площадь. Юноша уже был там. Он зажег свечу, люди сели вокруг свечи и впервые за долгое время откровенно заговорили друг с другом, делились своими радостями и проблемами, спрашивали совета, вместе вспоминали старые песни и сочиняли новые. С этого дня в городе прочно укрепилась традиция – традиция Доброго отношения друг к другу.

Вскоре юноша ушел, но люди по-прежнему каждый вечер собирались вместе у свечи, чтобы поговорить о прошедшем дне, поделиться чем-то важным или просто вместе попеть. И появилась традиция Вечернего огонька.

И еще одну традицию, сам того не ведая, оставил юноша после себя в городе. Хотя люди относились к ней как к закону, который приняли все. Когда человек хотел что-то сказать всем. Он поднимал правую руку, как бы безмолвно говоря: «У меня есть, что вам сказать», и люди выслушивали его.

Города давно уже нет. Но традиция, если она нужна людям, умудряется выжить там, где время рушит города и высушивает реки. Она бережно хранится и передается из поколения в поколение. Теперь на месте города – «Зеркальный», который отчасти живет по традициям и законам, которые ввели люди этого города.

СКАЗКА


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь