Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тип, типологизация, типология



Лекция № 9

Типология культур

План:

Тип, типологизация, типология

Историческая типология культур

Формационная типология культур

Цивилизационная типология культур

Линейная типология культур К. Ясперса

Современные концепции типологии культур

Тип, типологизация, типология

Типология культур – одна из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной культурологии.

В качестве критериев типологии культур ими были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др.

С этим и связано понятие типа культуры.

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других.

Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией.

В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-историческая, регионально-территориальная, этнонациональная, демографическая и другие типологии культуры.

Историческая типология культур

Данная типология основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры.

Историческая типология базируется на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее.

В этой линии всемирно-исторического развития существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклическим образом в соответствии с природными процессами смены времен года.

Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делилась на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век – древнейший в развитии человеческой культуры, на протяжении которого орудия труда и оружие изготовлялись из камня и люди научились добывать огонь искусственным путем.

В свою очередь современная наука делит каменный век на три этапа:

– древнекаменный (палеолит) когда появился человек разумный;

– среднекаменный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы;

– новокаменный (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству.

В каменном веке появились

1) зачатки искусства – наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда,

2) примитивные религиозные культы в виде

– тотемизма (веры в кровнородственную связь какого-либо человеческого рода с определенным видом животных или растений);

– фетишизма (поклонения неодушевленным предметам);

– анимизма (веры в души и духов);

– магии (веры в способность с помощью колдовских действий влиять на окружающие предметы и явления).

Медный век – это период в развитии первобытной культуры, на протяжении которого сформировался и укрепился родовой строй.

Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии.

Хозяйственная деятельность становится более разнообразной, так как наряду с охотой и собирательством развивается скотоводство и мотыжное земледелие.

Формируются элементы пиктографии – рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений.

Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса.

Бронзовый век – время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций – шумерской и древнеегипетской.

Они обогатили культуру человечества изобретением плуга, появлением стекла, развитием ирригационных систем, строительством величественных дворцов и пирамид, выразительной настенной и погребальной живописью, а также скульптурой.

Кроме того, они же дали человечеству первые системы письменности – клинопись и иероглифическое письмо.

В этот же период были разработаны важные научные знания – десятиричная и шестидесятиричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые календари, солнечные и водяные часы.

Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов.

Некоторые этнические культуры переходят в железный век уже к концу II тыс. до н.э.

Среди них – античная культура, во многом ставшая основой современной европейской культуры и цивилизации.


3. Формационная типология культур

Долгое время в нашей отечественной науке господствовала формационная типология культур, в соответствии с которой история человечества разделялась на определенные общественно-экономические формации.

Данная типология основывается на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура.

Из этого делается вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации, и в соответствии с этим в культурной истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры.

По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с первобытного и кончая капиталистическим обществом, – всего лишь предыстория человечества.

Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд.

Все эти способы производства являются только лишь предысторией человечества.

Капиталистическая форма производства становится постепенно универсальной и наиболее эффективной, что приводит человечество к переходу из доистории в историю.

 

Цивилизационная типология культур

С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась представите­лями теории культурно-исторических типов – Николаем Яковлевичем Данилевским, Освальдом Шпенглером, Арнольдом Тойнби.

Для них существовали не абстрактные, а множество реально существующих типов культур.

Объектом изучения выступали крупные социальные и культурные феномены, существующие в виде целостностей.


Концепция локальных культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1825) – известный социолог и общественный деятель.

Данилевский был последователем «органической теории», суть которой – в перенесении законов развития природы на социальную действительность.

В книге «Россия и Европа» Данилевский утверждает, что цивилизация проходит несколько периодов: рождение, расцвет и упадок.

Концепция культуры и цивилизации О. Шпенглера

Близки к идеям Данилевского философские построения немецкого математика Освальда Шпенглера (1880-1936), которые нашли отражение в его книге «Закат Европы» (1914).

Им также отрицается идея единства человеческой истории.

Теория Вызовов и Ответов А. Тойнби

Продолжателем линии Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера является английский культуролог Арнольд Тойнби (1889-1975).

Если Шпенглер определял целостные культурные феномены как развитые культуры (цивилизация у него – стадия вырождения культуры), то Тойнби оперировал термином «цивилизация».

В своем 12-ти томном труде «Исследование истории» ученый утверждает, что цивилизации – это общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства.

Они называются «локальными цивилизациями».

В своем развитии локальные цивилизации проходят 4 стадии: генезис (возникновение), рост, надлом, падение.

Время существования культуры предопределить невозможно.

Критерий развития культуры и цивилизации, по мнению исследователя, – наличие творческой элиты.

Западную, 2 православных (русскую и византийскую), иранскую, арабскую, индийскую, 2 дальневосточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую.

А. Тойнби о культурах, остановившихся в развитии

Вводит ученый также понятие остановившихся в своем развитии цивилизаций (эскимосская, оттоманская) и мертворожденных (5) – скандинавская, ирландская и др.

В основе развития культуры, по мнению философа, находится развитие религии.


3. Типологическая модель культуры К. Ясперса

Немецкий философ-экзистенциалист Карл Теодор Ясперс (1883-1969) ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры.

Типология Г. Маклюэна

Из современных подходов к данному вопросу интерес представляет типология культур, предложенная канадским социологом и культурологом Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911–1980).

Его взгляды основываются на идее, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни.

Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности.

С этой точки зрения им выделяются дописьменные (бесписьменные), письменные (книжные) и экранные (информационные) общества и культуры.

В дописьменном обществе человек передавал свой жизненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в общении людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенного человека».

Поэтому восприятие мира и все формы общения здесь оказываются основанными на слухе и других органах чувств.

Человек в этом типе культуры еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира – синкретическое.

В дописьменных культурах особое внимание уделяется ритуалам, гаданиям, пророчествам.

Они построены на обычаях и коллективном опыте, которые выступают как форма социальной памяти.

Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжают существовать в наше время.

Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, разные культурные традиции и формы духовной культуры.

Письменность является самой эффективной формой коллективной памяти.

Особым этапом в развитии письменной культуры становится изобретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы».

С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к любым знаниям; окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской культуре, следствием чего является развитие техники и промышленной революции.

Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой коммуникации создают принципиально новые формы общения.

Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вернул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы.

Информационная культура дает возможность любому человеку, обладающему современными средствами связи, получать любые знания, не выходя из собственного дома.

Она намного облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государственные и культурные границы между ними, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

 

Лекция № 9

Типология культур

План:

Тип, типологизация, типология


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь