Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА». ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИСтр 1 из 4Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА» Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебное пособие
СПб ГУТ )))
Санкт-Петербург УДК 37(075.8) ББК 60.000.Зя73 К63
Рецензенты: кандидат культурологии, доцент СПбгуТ Е. В. Васильева, кандидат искусствоведения, доцент ГМА им. адмирала С. О. Макарова А. И. Черняк Утверждено редакционно-издательским советом СПбГУТ в качестве учебного пособия
Комиссарова, Т. С.
Культурология: учебное пособие / Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. – 46 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит составной частью в цикл гуманитарных, социальных и экономических наук, преподаваемых в высшей школе России. Предназначено для самостоятельной подготовки студентов 1-го курса (бакалавров) к семинарским и практическим занятиям и зачету по дисциплине «Культурология».
УДК 37(075.8) ББК 60.000.Зя73
Ó Комиссарова Т. С., Овчинникова Е. Г., 2012 Ó Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», 2012 Культурология в системе социогуманитарного знания [ 1–4, 6, 7, 9–12 ] Культурология как наука и учебная дисциплина. Основные этапы становления культурологии. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе (предметное поле, специфика, отличие от других наук): культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, историческая культурология, история культуры. Структура и функции культурологии. Теоретическая и прикладная культурология. Культура как объект исследования в культурологии [ 1–4, 6, 7, 9–12 ] Понятие культуры. Начало теоретической разработки проблем культуры (вторая половина XVIII в.). Многообразие подходов к феномену культуры. Морфология культуры: мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, наука, философия, экономика. Динамика культуры (эволюционные теории, циклические теории, структурализм, синергетический подход). Теории культурогенеза. Функции культуры. Ценности и нормы культуры. Ценностные, когнитивные, регулятивные смыслы. Социальные функциикультурных систем. Природа, общество, человек, культура как формы бытия. Культура и природа. Культура как вторая природа. Аспекты взаимодействия культуры и природы. Интерпретация отношений культуры и общества (деятельностный подход). Понятия, выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира: значение, артефакты, знак, коды, текст. Культураи техника. Происхождение техники. Понятие техники (узкий и широкий смысл). Техника как знаковая система и инструментарий культуры. Идеи совершенствования техники. Роль техники в жизни общества (техницисты, антитехницисты). Человек и его профессиональная культура. Понятие профессионализма. Культура и личность. Понятия «инкультурация», «аккультурация», «социализация», «ассимиляция». Культурная самоидентичность и межкультурные коммуникации (культурная диффузия, заимствования, толерантность, отторжение, культурный синтез и др.). Типы взаимоотношений личности и культуры. Структура культурного пространства. Типология культур [ 1–3, 5–8 ] Основания типологии культуры. Этническая культура. Национальная культура. Доминирующая культура. Субкультура, контркультура, маргинальная культура. Феномен массовой и элитарной культуры, предпосылки и особенности их появления. Историческая типология культур. Понятия «типология и тип культуры». Общая типология. Локально-типологическое рассмотрение культуры. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. Запад и Восток: культурные различия. Место и роль России в мировой культуре. Антиномии как исток дискуссий об особенностях генезиса русской культуры. Славянофилы, западники, евразийцы. Введение Культурология – наука и учебная дисциплина, которая занимает важное место в системе высшего образования. Она выступает как одна из основных социогуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля, в том числе и технического. Русский философ Н. А. Бердяев в своей работе «Человек и машина» рассматривает характерный парадокс: «…без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры». Техника создает новую действительность, но она и отрывает человека от природы. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Философ выделяет в культуре два элемента: технический и природно-органический. Окончательная победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже непохожее. Невозможно стать образованным человеком, не разбираясь в содержании культуры, не понимая ее проблем, не имея достаточно широкого культурного кругозора. Изучение культурологии – не только путь к обогащению духовного мира личности, но способ привить и развить у студентов набор ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Данное учебное пособие написано в соответствии с утвержденным Министерством образования РФ Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где определяется общая тематика вузовского курса культурологии. Последовательность изложения материала подчинена логике построения учебного курса, включающего три дидактических единицы: ü культурология в системе научного знания; ü культура как объект исследования культурологии; ü типология культуры. Пособие может быть использовано студентами всех специальностей в процессе изучения данной дисциплины и, прежде всего, при подготовке к зачету. Предполагается, что студент будет не просто запоминать излагаемый в книге материал, но и осмысливать его – это, кстати, способствует и его запоминанию. Кроме того, в сжатые сроки, отведенные для самостоятельной работы, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплины. В значительной степени этому могут содействовать и включенные в пособие таблицы. Конечно, в кратком учебном пособии невозможно «объять необъятное» – полностью охватить все содержание культурологии. Для более глубокого изучения ее проблематики с тех же позиций, которые приняты в пособии, мы рекомендуем обратиться к приведенному списку литературы. Желаем всем, заинтересовавшимся культурологией, успехов в учебе! Культурология В системе научного знания Несмотря на признание культурологии как науки, продолжается дискуссия о ее предмете и месте в системе научного знания. По мнению А. И. Кравченко, в дискуссии можно выделить две противоположные позиции[1]: изоляционистская – у культурологии свой, не похожий на другие науки подход; интегративистская – культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. В отечественной литературе мнение склоняется в пользу интеграционистского подхода к культурологии. Культурология понимается как синтетическая, интегративная наука, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и других социогуманитарных наук (табл. 1). Проблематика этих наук входит в предметное поле и культурологии. Структура культурологии В структуре любой науки обычно выделяют следующие понятия. Объект. Напомним, что объект науки всегда реален, т. е. существует объективно. Поэтому объектом культурологии как науки является культура как исторический социальный опыт людей – социокультурный опыт, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах, т. е. сама культура во всем множестве ее проявлений. Предмет. Предмет любой науки, в отличие от объекта, есть результат абстрагирования, вычленения из объективной реальности отдельных аспектов изучения. Предмет культурологии до сих пор однозначно не определен, к нему относят: совокупность категорий и понятий, связанных с культурой и культурологией; особенности зарождения, становления, развития, кризисов, трансформаций, исчезновения культур и т. п. Содержание. Содержание культурологии – это совокупность, во-первых, собственно культурологических знаний, во-вторых, знаний научных дисциплин, изучающих культуру или ее аспекты (археология, этнография и т. д.). Кроме того, классически содержание любой науки подразделяется по уровням исследований следующим образом: – макроуровень (фундаментальная наука) – накопление массива теоретических знаний, выработка концепций, разработка методологии исследований и категориального аппарата науки; – микроуровень (прикладные исследования). На фундаментальном уровне складываются дилеммы и парадигмы культурологии. Дилемма (греч. δ ί λ η μ μ α двойная лемма) – затруднительный выбор между двумя равно нежелательными возможностями. Парадигма (греч. Π α ρ ά δ ε ι γ μ α – пример, модель, образец) – научная теория, воплощенная в системе понятий, или концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Отсюда, цель фундаментальной культурологии – теоретическое познание культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования, формулировка законов на основе эмпирических исследований. Поэтому на современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий и их законов. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии. А это – одна из задач философии. Цель второго уровня – эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене (например, сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни; ее описание и попытка систематизации). Ее достижение осуществляется в рамках прикладной культурологии. Исходя из цели, прикладная культурология решает следующие задачи: – прогноз и регулирование актуальных культурных процессов в социальной практике; – разработка основных направлений культурной политики; – разработка целей и методов деятельности сети культурных институтов (школы, вузы, театры, музеи и т. д.); – охрана и использование культурного наследия. Категории (греч. kategoria – высказывание, признак). Категории культурологии – это предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности пространства культуры и его изучения (познания). Категориальный аппарат культурологии включает в себя собственно культурологические категории, категории социогуманитарных наук, а также категории наук, находящихся на стыке с культурологией, и общефилософские категории. Принципы (лат. principium – начало, основоположение). Основные принципы культурологии: – культурно-исторический подход: все явления рассматриваются в контексте соответствующего исторического периода и условий; – целостность (системность): все явления рассматриваются в особенности своих взаимосвязей и взаимозависимостей. Законы единства и многообразия культуры, межкультурного взаимодействия, преемственности в развитии, прерывности и непрерывности в развитии культуры. Цель культурологии – привести разнохарактерные данные в систему, синтезировать различные подходы. Культурология как интегративная, комплексная наука решает проблему понимания культуры как целостной системы. Она дает наиболее полное знание о культуре, которое возникает на пересечении гуманитарного и социологического знания. Наряду с общей целью – исследование культуры как системы – основными задачами и функциями(табл. 2)культурологии являются: – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности; – выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества; – исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности; – выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества; – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов. Таблица 2 Функции культурологии
Таким образом, культурология как комплексная наука одновременно относится к двум областям: – социальное знание, которое использует количественные методы сбора данных (благодаря социологии культуры); – гуманитарное знание, которое строится на ценностях и качественных методах исследования (благодаря философии культуры). Это позволяет ей широко использовать методы других наук. Методы. Можно выделить три группы методов, которые дают представление о способах действия культурологии (табл. 3, 4). Традиционные средства для сбора информации и ее научного осмысления (наблюдение, обработка данных, сравнение, анализ, синтез, индукция (умозаключение от отдельных фактов к общему утверждению), дедукция (конструирование и моделирование тенденций от общего к частному). Таблица 3 Универсальные методы
Таблица 4 Собственно культурологические методы
Таким образом, основные компоненты культурологии: Ø онтология культуры (многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров, бытие); Ø гносеология культуры (место культурологии в системе наук, ее внутренняя структура и методология, познание). Выводы Культурология – интегративная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести – область социогуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов. Культурология – синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве, поэтому культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития. Исходя из этого, в современной литературе в культурологии выделяют разделы, охватывающие совокупность знаний о культуре и развивающиеся в междисциплинарных связях с другими социо-гуманитарными науками: – теория (философия) культуры, исследующая вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни, обоснование предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры и др.; – история культурологии (культурологических учений), раскрывающая процесс развития знаний о культуре; – история культуры, изучающая ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира; – культурная антропология, изучающая жизнь человека в определенной культурной среде и исследующая ее воздействие на формирование и развитие личности; – социология культуры, анализирующая закономерности функционирования культуры в обществе, становление человека как социального существа и др.; – прикладная культурология, имеющая практическую направленность. Предметом культурологии являются совокупность категорий и понятий, связанных с культурой, модели культуры, ценности и нормы человеческого поведения и т. п. Объектом культурологии является сама культура во всем множестве ее проявлений. Вопросы для самопроверки 1. В чем специфика культурологии как науки и предмета ее исследования? 2. Какая цель и какие задачи стоят перед культурологией как наукой? 3. В чем принципиальное отличие культурологии от других наук о культуре? 4. Какими методами оперирует культурология и какие из них, с вашей точки зрения, приоритетны? 5. Каковы перспективы культурологии как науки? В культурологии 2.1. Трактовки и определения понятия «культура» Понятие «культура» – центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в научный оборот со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше. Слово «Культура» в значении, близком к современному, впервые употребил древнеримский оратор и писатель Цицерон. В буквальном переводе с латыни оно означает «возделывание», «обработка». До Цицерона говорили о возделывании земли, Цицерон же стал говорить о возделывании души. Такова этимология слова, его происхождение. Уже в эпоху Просвещения слово «культура» используется (Г. Гердер, И. Кант) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь – синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Представления о культуре, выраженные просветителями, а затем немецкой классикой, принято называть «классической моделью культуры». В ее основе – гуманистический идеал, согласно которому культура неотделима от разума и свободы воли человека. К концу XIX в. классическому пониманию культуры было противопоставлено неклассическое. Неклассическое понимание культурыот всеобщего и абстрактного характера культуры переносит акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры (впервые появилось у романтиков и в «Философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше), согласно мнению которых, культура есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой, а свобода личного самовыражения есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость, уникальность и индивидуальный образ. Таким образом, культура признавалась недоступной объективному научному анализу. В ее субъективистскую суть следовало проникать, используя возможности мифа и искусства. На рубеже XIX – XX вв. сформировался новый подход к культуре – позитивнонаучный, уходящий корнями к учениям Э. Тайлора и Л. Уайта, при котором строгие и точные методы исследования природы стали применяться в исследовании общества и жизни человека, а значит, и культуры. При таком подходе культурология воспринималась как точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры, но творческая деятельность как источник культуры выносилась, по большому счету, за скобки научного анализа. В современной научной литературе указывается на существование от 500 до 1000 определений культуры в зависимости от теоретического направления, концепции, подхода, которого придерживаются исследователи, приведем некоторые из них: аксиологический (ценностный) подход рассматривает культуру как совокупность достижений, ценностей, накопленных и передаваемых людьми. Сторонники этого подхода полагают, что изучать следует ценности, выработанные человеческим способом жизни, и основное внимание уделяют изучению достижений науки и искусства[2]; технологический полагает, что культура – это способ человеческой жизни. Всякое человеческое знание есть знание способа, технологии. Что бы ни делал человек, он делает в соответствии с выработанными нормами и стереотипами, т. е. способами, технологиями, и потому можно говорить о культуре быта (способе существования в повседневности); экономической культуре (способе ведения хозяйства); политической культуре (способах управления обществом); художественной культуре (способах украшения жизни). В рамках технологической концепции рассматриваются все явления, составляющие специфику существования человека[3]; имажинативный (imagination – воображение) – культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий[4]; описательный (дескриптивный) – просто перечисляет, заведомо неполно, отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи, верования, виды деятельности); антропологический – рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящих природе; адаптивный – трактует культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, особый вид деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям; исторический –подчеркивает, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению; функциональный – характеризует культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривает, прежде всего, единство и взаимосвязь этих функций в ней; семиотический –рассматривает культуру как систему знаков, используемых обществом; символический – акцентирует внимание на использовании символов в культуре; герменевтический – изучает культуру как множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми; дидактический –трактует культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически. Морфология культуры Под морфологией (строением) культуры понимаются устойчивые элементы культурной системы (универсалии, ценности, образцы, нормы, институты, группы, статусы и т. п.), находящиеся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, которые обеспечивают стабильность, воспроизводство и возможность трансляции культурного опыта культурной системы. Сложнейшая многоуровневая система культуры может быть структурирована по следующим основаниям. Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком; совокупность материальных ценностей; культура производства материальных благ, культура быта, культура топоса (места жительства); культура отношения к собственному телу и т. п. Таким образом, материальной культурой является все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования – это техническая и технологическая стороны жизнедеятельности. Социальная культура – отношение людей друг к другу, система их статусов, ролей и социальных институтов, деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию – это образ действий, характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы, проникающей во все сферы и виды человеческой жизнедеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаимосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур. Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества; включает в себя идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей; виды и формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; виды, формы познания; культурные институты (образования, воспитания, учреждения культуры). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека. К основным формам духовной культуры относятся: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, наука, философия, экономика и т. д. Начальное развитие культуры шло от слитных, нерасчлененных форм к специализированным сферам. Рассмотрим этот процесс на примере так называемой духовной культуры – представлений о мире и символьной деятельности. На ранних стадиях человеческой истории универсальная роль принадлежала мифу. Это понятие в буквальном переводе с древнегреческого означает «рассказ», но значение этого слова в описании ранних культур значительно шире. Прежде всего, миф – это способ понимания мира, а в определенной мере и способ воздействия на мир. Миф мог возникать и быть представленным в речевой форме, в жестах, танцах, изображениях. Использовались все возможные формы передачи впечатлений. В первобытных и древних обществах миф выполнял целый ряд функций. Мифы служили для объяснения явлений природы и человеческой жизни. Так, миф о Прометее объяснял происхождение огня. Объясняя, миф удовлетворял человеческую любознательность, транслировал социальный опыт, предупреждал и развлекал. Несложно заметить, что перечисленные функции в современной культуре выполняют наука, образование, право и искусство. Выполняемые ими задачи не были разделены на ранних этапах человеческой истории. Слитное, нераздельное существование культуры носит название синкретизма. Мифы использовались не только с целью дать объяснение, но с их помощью люди стремились воздействовать на мир. Например, периодическое повторение мифа о возникновении огня позволяло сохранять огонь. Чтобы он горел, нужно было не только подбрасывать дрова, но и определенными словами вызывать огонь к жизни. К кому обращались эти рассказы? К миру, к Вселенной, которую наделяли человеческими свойствами, в частности, способностью понимать слова, понимать знаки. Собственным свойством человек наделял окружающее пространство. Итак, в ранних культурах миф отражал слитное (синкретическое) сознание. Постепенно разные области осмысления мира разошлись. Современная культура неразрывно связана с мифологией. И не только потому, что на основании мифа выросли многие сферы современной цивилизации. В широком понимании миф – версия, интерпретация действительности. А чем больше данных накапливает наука (научная информация вырастает вдвое каждые пять лет), чем больше каналов информации становится доступно широкому потребителю, тем больше версий стучится в наше сознание. Задача различить достоверное и недостоверное, истинные заблуждения и намеренную ложь становится практически нереальной, если дело не касается узкой профессиональной области потребителя информации. Современный человек оказывается окружен мифами в значительно большей мере, чем его далекий предок. Помимо уже перечисленных сфер культуры, восходящих к синкретическим формам древности, можно назвать и другие особые области, выделившиеся на тех или иных этапах человеческой истории: искусство, мораль, религию, философию, спорт. Искусство – форма культуры, возникшая в первобытности и отражающая жизнь в художественных образах (табл. 6). Таблица 6 Виды искусства
Мораль – форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей. Первые моральные запреты – табу – возникли уже в первобытной культуре. Религия – форма духовной культуры. Это – мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное. Религии делятся (в зависимости от представлений людей о боге) на: – монотеистические (иудаизм, христианство, ислам – вера в одного бога); – языческие (политеизм – вера во многих богов, восточные культы); – этические религии (философские учения, трансформировавшиеся в религию) – конфуцианство, даосизм, буддизм. Здесь идея божества находится на втором плане. Главную роль играют представления о единстве Вселенной. Человек должен следовать особым этическим идеалам, чтобы не нарушить мировой гармонии. По степени распространенности выделяют: – мировые религии (буддизм, христианство, ислам), – локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т. д.). Их влияние ограничено рамками определенного региона или народа. Право – форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по установлению законов (общеобязательных социальных норм). Право формируется вместе с государством и является признаком цивилизационного образа жизни людей. Идеология – форма культуры, включающая систему жизненных, социокультурных, политических идей. Наука – форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке. Философия – форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира. Она возникла в середине 1 тыс. до н.э. в трех регионах мира: Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов. Экономика (от греч. букв. – искусство ведения домашнего хозяйства) – форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами. 2.4. Функции культуры (табл. 7) Таблица 7
Статика и динамика культуры |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы