Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественные и эстетические особенности культуры Древнего Востока.



· Традиционализм.

· Символизация. Эта черта вызвана желанием остановить в символе идею, чтобы тем самым обнажить многомерность смысла. Каждый элемент китайской живописи символичен (сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости, аист – одиночества). Символичность, следовательно, умение читать контекст произведения искусства, следовательно

· Элитарность. Кроме того, что произведения искусства были дорогими, они были также рассчитаны на образованного зрителя, способного прочитать сложный контекст произведения.

· Двойной план: акцент делается не на то, что явлено, а на то, чего нет, что пребывает в покое. Для этого в Восточной культуре происходит соединение вечного и мгновенного, но только лишь для того, чтобы через движение показать вечный покой.

· Особый язык Восточной культуры, отвечающий идее постоянства: экономный графический знак, четкий контур, строгая, ясная линия.

· Безымянность древневосточной культуры: художник не стремился выразить в своем творении личностного начала, его обязанность – реализация всеобщих смыслов.

21. Исламская культура: возникновение, особенности. Ислам составляет фундамент арабо-мусульманской культуры. Основателем ислама был Мухаммед, араб, живший в Мекке. Считалось, что он получил от бога ряд откровений, записанных в священной книге Коране и передал их людям. В момент возникновения ислам впитал в себя элементы верований и культа ряда религий, распространенных среди населения Аравийского полуострова.Ислам является одной из трех мировых религией. Религиозная традиция определяет все стороны жизни каждого мусульманина, являясь ценностным, мировоззренческим ядром культуры. Характерными чертами благородной мусульманской культуры являются ее неповторимое своеобразие и глубочайшее понимание того, что есть культурный человек, каким он должен быть и каким должен стать его внутренний мир. Идейными источниками ислама были арабские предания, иудаизм и христианство, в силу этого в исламе много схожих с ранними религиями идей. Основной источник вероучения в исламе – Коран. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура. Исламское искусство не знает культовых изображений. Одной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к развитию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орнамента, который стал применяться также для украшения мечетей, керамики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Европа познакомилась с персидскими коврами в XVI в. С тех пор они стали олицетворять собой искусство арабского Востока. Высокой ценности книг способствовало наличие в них ярких красочных миниатюр. Главные центры искусства миниатюры находились в Сирии, Иране, Египте, Испании, Северной Африке. Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной культуре занимает поэзия. Поэтическое творчество было строго канонизировано и поэтому развивалось в основном за счет усложнения поэтической техники. Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм (мусульманский мистицизм), наполнивший поэзию особой символикой и метафоричностью. Среди образцов суфийской поэзии - рубай Омара Хайяма (1040 - 1123 гг.). В конце IX в. появились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», также испытавшие влияние суфизма. Утверждение и распространение ислама открыло новые пути в развитии архитектуры. Прежде всего, появляется феномен арабского средневекового города. В центре города на искусственном или естественном холме возводится цитадель правителя или наместника - арк. Это целый дворцовый комплекс с парками и зверинцами. Вокруг арка кольцом располагался второй город - шахристан, где располагались государственные учреждения, пятничная мечеть, медресе, базары, особняки знати. Шахристан так же, как и арк, окружался стеной. Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье с глинобитными домами. Олицетворением наивысших достижений мусульманской архитектуры являются культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи. Наиболее распространенными типами мечетей являются дворовая (Испания, Северная Африка) и айванная (Средняя Азия, Иран, Афганистан, Индия). С XIII - XIV вв. во многих городах мусульманского Востока возводятся «муссала» - комплексы из мечети, медресе (духовное училище) и мавзолея на центральных площадях. Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами особо почитаемых лиц. Шедевром мировой архитектуры считается мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII в., Индия). Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также библиотеки, госпитали, бани, караван-сараи, акведуки, мосты, склады и бе-дестаны (крытые рынки). Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность художественных традиций арабо-мусульманского мира.

22. Античная культура и её мировое значение. Искусство, лит-ра, философия Древней Греции стали отправной точкой для развития европейской культуры. Характерной чертой античности является рациональный подход к пониманию мира, а так же эмоционально-эстетическое восприятие мира+способность к логическому мышлению. У истоков Др.Греции находились Крит и Микены. Этой цивилизации характерно построение дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, которые были разделены на специальные помещения административного и культурного назначения. Помещения использовались по целевому назначению. Др.Греции подарила миру ученых и философов: Аристотель, Сократ и так далее, которые заложили начало для научных учений. Именно в Др.Греции появилось понятие «полис»-форма гос-ной жизни с характерным порядком свободы и справедливости. Появилось понятие «прав и свобод гражданина», то есть человек является образцом свободы, гуманизма и просвещения. Было важным понятие «слава» воспринимается, как важнейший ориентир в обществе. Она являлась условием общественного признания. Др.Греции заложила основы современного государственного устройства, а так же увековечила ценности, которые реальны и на сегодняшний день. Знания и открытия явились базисом для последующего развития науки. Античные философские учения были заложены в основу современных наук.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе. Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь