Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема возникновения культуры



Общая характеристика и периодизация культуры Средневековья. Духовная культура Средневековья.

Средние века, Средневековье, обычно подразделяют на три стадии:

Раннее Средневековье - V-XI вв.

Зрелое Средневековье - XII-XIV вв.

Позднее Средневековье - XIV-XV вв.

Соответственно, мы можем выделить и три периода в становлении и развитии культуры Средневековья. Культура Средневековья - это определенный этап, период, стадия в развитии культуры феодализма - более общего типа культуры, выделенного на основе формационного критерия.

Обычно выделяют три периода в развитии феодализма, и, соответственно, его культуры: культура раннего феодализма - I-XII вв.; далее следует культура зрелых феодальных отношений, их развитых форм - XIII-XVII вв.; и заключает этот перечень культура позднего феодализма - XVII-XVIII вв.

Таким образом, мы видим, что феодализм начинает возникать раньше, чем обнаруживаются средневековые тенденции в культуре, и феодализм продолжается за пределами Средневековья.

Культура Средневековья - это культура, совершающая переход от родоплеменной организации общества, или " варварской" культуры - к культуре цивилизации. Точно такой же переход совершают все народы, достигшие стадии цивилизации: на Древнем Востоке и в Античности - греки и римляне.

К концу древней истории, а она заканчивается к I в. н. э., рабство исчерпало свои производительные возможности и начинает заменяться иными формами связи непосредственного работника - земледельца, с орудиями и средствами труда. Земледелец становится свободным, но земля - основное средство производства - становится собственностью феодалов.

Культура I-IV вв. н. э. - для Европы это культура переходного типа от родоплеменного строя, где земля является собственностью общины, а племенная знать лишь распоряжается ею, к отношениям цивилизации, при которых верхушка общества превращает землю в своё достояние и делит её между собой. Культура V в. и далее - это уже культура феодализма, но ещё изживающая остатки родового строя и патриархального рабства.

Таким образом, культура Средневековья - это культура, в своей основе, феодализма, его развития и расцвета, а также создания, на заключительной стадии, предпосылок для новой формации - капитализма.

Средневековье, развивая свою историческую культурную традицию, избирательно относится к культуре античности, в том числе и культуре римской цивилизации.

Культура Средневековья - это культура цивилизации. А для цивилизации характерен раскол на противоположности, в частности, на классы.

Характерной чертой Средневековой культуры является её раздел на два вида:

1. культура господствующего меньшинства

2. культура " безмолвствующего большинства".

Церковь давно уже превратилась в крупнейшего феодала и руководители церкви были самыми богатыми людьми Европы. Религия, а значит, и церковь, играли в Средневековье исключительную роль: христианство создавало единую идеологическую основу культуры Средневековья, способствовало созданию крупных единых средневековых государств. Но христианство - это и определенное мировоззрение, формирующее духовную основу культуры. В центре любой религии - вера, убеждённость в существовании сверхъестественных, то есть неестественных, явлений.

Религия, в частности, христианство, была господствующей духовной основой культуры в Средневековье, ядром её мировоззрения.

Эклектизм культуры Средневековья - её характерная черта.

Здесь соседствуют, борются, влияют друг на друга две культуры:

1. Господствующая культура верхов: церковной и светской знати. Эта культура - христианская, библейская, она преимущественно распространена была в церковной, монастырской среде, и при дворе короля и в замках феодалов. Она использовала латинский язык.

2. Другая культура - народная, низов общества - языческая, сохраняющаяся ещё с варварских времен, использующая родной язык - наречие того или иного народа.

Культура Киевской Руси.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами.

В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Дохристианские славянские верования

В VII - X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:

Сварог бог неба

Дажьбог бог Солнца

Стрибог бог ветра

Перун бог грома и молнии, покровитель дружины

Велес бог скота и покровитель пастухов

Ярила бог весны (или Солнца)

Купала бог лета

Мокошь богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и роженицы.

Как у любых язычников, у славян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является " Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие.

 

 

Культура Украины 16-18 века

В 18 столетии Украина переживает период экономического подъема, происходившего на основе укрепления феодального хозяйства, роста городов, а также расширения экономических связей с Россией. Большую прогрессивную роль имели для Украины петровские реформы, дальнейшая борьба за воссоединение западных украинских земель в рамках Российской империи. Углублялись связи украинской культуры с братской русской культурой. Все это оказывало свое влияние на развитие украинского искусства.

Ведущее значение принадлежало Левобережной Украине — то есть землям, воссоединенным с Россией, в то время как на Правобережье и в Западной Украине в связи с ослаблением экономического положения Польши наблюдался общий упадок городов и строительства в них. Главным центром растущей в это время новой украинской культуры по-прежнему остается Киев. Наиболее значительными очагами культуры и искусства являлись Киево-Могилянская Академия и Киево-Печерская лавра со специальной живописной школой. Наряду с Киевом крупными центрами были Чернигов, Нежин, Стародуб, Новгород-Се-верский и др.

В украинской архитектуре, так же как и во второй половине 17 в., сохраняет свое ведущее значение народное деревянное зодчество. Оно продолжает оказывать большое влияние и на украинское каменное зодчество 18 века. В середине 18 в. были воздвигнуты наиболее замечательные памятники украинского деревянного зодчества — пятикупольная церковь Покрова в Ромнах (1764), семикупольная церковь Вознесения в местечке Березне около Чернигова (1761), построенная мастером Афанасием Шелудько, и величественный девятикупольный Троицкий собор в Новоселице (Новомосковске), созданный в 1772—1779гг. выдающимся народным мастером Якимом Погребняком. В последнем общее пирамидальное построение восьми куполов изысканных пропорций завершается динамичным и в то же время гармоничным переходом к высокому центральному куполу. Высокий уровень овладения материалом, своеобразие и смелость конструкций и декоративных приемов, красота пропорций и силуэтов ставят эти памятники в число лучших достижений украинского зодчества 18 века. Много создавалось разнообразных по своему облику и типам деревянных храмов и в Западной Украине. В Закарпатье деревянные церкви, напоминающие клетские церкви России, увенчаны стройной башней-колоколенкой. Выделяются приземистые, но выразительные по своим формам деревянные храмы Волыни. Близки к архитектуре крестьянского жилья бескупольные церкви Буковины. Наконец, своеобразное место занимают деревянные колокольни, восходящие к уже исчезнувшим деревянным оборонительным сооружениям. Колокольни играли важную роль в общем церковном ансамбле. Им свойственно большое разнообразие форм, варьируемых в разных областях.

В 18 в. на Украине распространилось строительство каменных колоколен, игравших большую роль в городских и монастырских ансамблях и развивавших образцы деревянного зодчества. Известнейшие среди них — колокольня Киево-Софийского собора и Великая колокольня Киево-Печерской лавры (1731—1744), созданная петербургским архитектором Иоганном Готфридом Шеделем и играющая важную роль в создании облика Киева.

Характерной чертой украинской архитектуры 18 в. (Киев и Левобережье) является ее пышный декор, развивавшийся в сторону все более богатой пластической обработки зданий. Лепные украшения, пилястры, сложные обрамления оконных и дверных проемов покрывают большие плоскости стен. Так же обильно декорируются фронтоны и порталы. Все эти особенности придали исключительно нарядный вид всему ансамблю Киево-Печерской лавры, восстановленному после пожара 1718 г., и особенно колокольне Киево-Софийского собора и воротам Заборовского, в которых орнамент покрывает стены сплошным узором.

Архитектурное творчество В. В. Растрелли, А. В. Квасова и ряда других мастеров непосредственно связывает украинское зодчество с русским. По проекту Растрелли в 1747—1753 гг. в Киеве был сооружен Андреевский собор, замечательный красотой своих пропорций и гармонической связью с живописным рельефом города.

Культура Украины 20-21 века

Заметным явлением в истории украинского изобразительного искусства

периода Великой Отечественной войны стал плакат В. Касияна «В бой,

славяне! », отмеченный первой премией на московской выставке оборонного

плаката летом 1943 г. большой популярностью пользовались посвящённые

освобождению столицы Украины плакаты В. Касияна «Киев наш», П. Супонина

«Киев», к. Агнита – Следзевского «Под славным городом Киевом» и др.

В годы войны активно развивается графическая живопись. Трагические

события войны нашли отражение в рисунках И. Кружкова «Девочка на дороге»

/1943/, В. Гливенка «Ведут заложников» /1941/, А. Гнилова «В «санчасти»

концлагеря Шталаг 326» /1945/.

Многочисленные фронтовые рисунки украинских художников, которые дошли

до нас на пожелтевших листках бумаги, страницах блокнотов, стали бесценным

вкладом в героическую военную летопись.

Несмотря на тяжёлые условия, украинскими художниками было создано

немало картин, этюдов /Н. Сирота «Пленные немцы», 1942; С. Кравченко

«Разгром немцев под Ростовом» 1942; Ю. Балановский «На днепровских

переправах» 1944; Ф. Самусев «Под Корсунь – Шевченковском» 1944/

В военное время в украинской советской живописи развивается и

исторический жанр /«Московские послы вручают грамоты Богдану Хмельницкому»

И. Шульга, созданная в 1943 г. для центрального исторического музея; серия

картин М. Дергуса «Хмельничина»; «После Корсуньской победы» и др./…

Всё это свидетельствовало, что признаки нового культурного и

общественного подъёма Украины, которая пережила странный шквал войны и

немецкую оккупацию, были очевидными.

Однако, несмотря на величайший моральный подъём, переживаемый советским

обществом, благодаря победе во второй мировой войне, Сталин считал, что она

нанесла его режиму серьёзные потери идеологического характера. Стремясь

поднять боевой дух советских людей во время войны, советская власть

стимулировала национальные чувства, как русского, так и других народов

СССР, а также сняла ограничения с религии. Но наибольшее беспокойство

режима вызвало то обстоятельство, что около 70 млн. советских людей –

жители оккупированных немцами территорий, угонявшиеся на принудительные

работы, военнопленные – познакомились с Западом и вкусили некоторые стороны

западного образа жизни. Кроме того, путём аннексии в состав СССР были

включены территории с миллионами людей, которые в большинстве отрицательно

или в лучшем случае скептически относились к советской идеологии,

политической системе и экономическому устройству.

Апогеем идеологического «закручивания гаек» стал 1951 год, когда былопредано анафеме стихотворение В. Сосюры «Любите Украину! », написанное наволне патриотического подъёма в 1944 г. и получившего сталинскую премию.Автора обвинили в национализме и заставили публично выступить сунизительным раскаянием.Достижения и особенности украинского монументально-декоративногоискусства в первой половине 50-х годов наиболее чётко прослеживаются вхудожественном оформлении павильонов Выставки народных достижений УССР/1958-1959/. В выполнении этого проекта принимали участие живописцы искульпторы Харькова, Одессы, Киева и других городов. Падение Н. С. Хрущева негативно сказалось, в том числе и на культурнойжизни Украины. Либерализация культурно-национальной жизни смениласьусилением русификации на Украине.

Проблема возникновения культуры

Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.

Мы можем выделить ряд представлений о генезисе культуры. Например, для некоторых авторов культура связывается с речью, со словом, с вербальными формами её выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идёт о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок, протоскульптура, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет. Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь " сознание" сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке всё большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек - это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Значит, появление человека связано и с появлением общества. Таким образом, мы имеем три одновременно происходящих процесса, и кроме уже отмеченных двух необходимо говорить и о социогенезе.

Антропо-социо-культурогенез - это единый во времени, в сущности, в целом, но различающийся в частях, коэволюционный, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза и социогенеза.

 

 

2. Основные этапы развития первобытной культуры

Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества.

Отметим сразу, что в настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей культуры человечества единого мнения о периодизации этой культуры нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной культуры.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют “послепалеолитом” (эпипалеолитом), или “преднеолитом”(протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга.
Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад.
Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая
(палеантропологическая) периодизация первобытной культуры, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т. е. архантропа, палеоантропа (палеантропа) и неоантропа.
Наиболее спорно периодизационное место так называемого человека умелого, в котором одни исследователи видят еще предчеловека, другие – уже человека.
Тем не менее палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

Особый аспект периодизации первобытной культуры состоит в подразделении ее на культуру первобытных обществ, существовавших до появления первых цивилизаций, и обществ, сосуществовавших с этими и позднейшими цивилизациями.

 

 

3. Особенности первобытной духовной культуры. Формы первобытных верований

А) Первобытный человек передавал свои практические знания из поколения в поколение через язык. Словесное определение своих потребностей и желаний делает возможным для человека действовать сообразно своим целям вплоть до их достижения даже тогда, когда желание перестаёт быть непосредственным стимулом к действию. Затем накапливался опыт, человек получал всё больше возможностей классифицировать и интерпретировать. Итак, человек сталкивается с бытиём окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требуя своего описания и тем самым объяснения. Так рождается миф. Он становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует своё понимание истинной сущности бытия, то есть миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики первобытного человека.

Мифология представляла собой как бы философию истории первобытного общества, мировоззрение которого, по сути дела, носило мифологический характер. Но в духовно- концептуальной и познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли ранние формы религии: тотемизм, магия, фетишизм и анемизм.

О времени появления религиозных представлений судят в основном по захоронениям умерших. Науке известно около двадцати ранних погребений. Располагались они в пещерах, служивших жильём целой группе людей. Умершие помещены в неглубоких, нечётко очерченных ямах в полу пещер, со слегка подогнутыми коленями, в позе спящего на боку. Сверху труп засыпался землёй и камнями. Костяки, как правило, ориентированы по сторонам света- по линии восток- запад, то есть с учётом движения солнца.

Неоспоримые материалы о религиозных верованиях относятся к позднему палеолиту.

Следует также отметить, что в первобытном обществе появляется один из важнейших элементов духовной культуры- мораль.

Существовало и так называемое табу - один из важнейших понятий, связанных с первобытной культурой. Смысл термина связан с запретом совершать определённые действия и запретом самих запретных действий, вещей и состояний. Важнейшая особенность табу, отличающая его от других ограничений и запретов, состоит в том, что этот запрет ничем не мотивируется и ничем не обосновывается. Табу порождено опасностью, поэтому оно всегда связано с чувством страха.

Нужно отметить, что древнейшее искусство неотделимо от мифологии, магии, ритуалов и т.п.

В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи /маски, статуи, нательные росписи, наскальная живопись, рисунки на земле/, музыка, пение, речитатив, театральная организация действия.

Культурно- историческое значение первобытного искусства состоит в том, что оно представляет собой первые образцы изобразительного творчества человека. Изображения носили воспитательный и повествовательный характер.

Важным видом первобытного искусства являлись песни и пляски. Первобытные танцы в большинстве своём подражательные, представляют собой воспроизведение ритма трудовой деятельности.

Очень рано у первобытных людей развивается фольклор- наряду с мифами легенды, сказки, песни, эпос, загадки, пословицы.

В первобытном обществе возникают и первые зачатки научных знаний и письменности. Знания первобытный человек накапливал в результате наблюдений за окружающей природой в процессе труда. Об уровне знаний первобытных людей мы можем судить только на основании этнографических данных.

Б) К ранним формам религии принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. По-видимому, одной из самых ранних форм религии был фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность исцелять, предохранять от врагов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, клык зверя. Позднее человек сам начал изготавливать фетиши в виде деревянных фигурок или каменных изваяний (идолов). И своей трудовой деятельности первобытные люди постоянно познавали и практически использовали многие полезные свойства окружавших их предметов действительности.

4. Возникновение искусства и морали. Памятники первобытной культуры в Украине.

Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Возникновение искусства означало поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.

Мораль – понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных категорий, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации.

Как первобытный, так и современный человек не в состоянии существовать изолированно, а необходимость коллективного существования всегда требовала определенных правил общежития, которыми должен подчиняться если не каждый, то большинство. Решающую роль в становлении морали играла и играет совместная деятельность, на основе которой возникают и закрепляются (становятся традициями, законами, идеологией) определенные требования и нормы поведения людей. Возникновение морали сопровождало становление цивилизации и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к сознательной деятельности. Возникнув из потребности в регулировании отношений между людьми и управлении общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она имеет биологическое, социальное и духовное содержание, является важнейшим признаком мира индивидуума. Многие требования морали, возникшие в глубокой древности, сохраняют свое значение и в настоящее время.

Развитие человека на территории Украины происходило в основном по тем же направлениям, что и в других регионах и заселение произошло около 1, 5 млн. лет назад. Изучив археологические памятники, связанные с орудиями труда, на основе материала, из которого они сделаны, выделяют несколько значительных периодов развития первобытного строя (их по традиции называют веками): каменный (его составляют палеолит, мезолита, неолита, медно-бронзовый, железный. Некоторые исследователи после каменного вмещают переходный возраст - медно-каменный (энеолита).

Археологи нашли следы пребывания человека периода раннего палеолита недалеко от с. Королева в Закарпатской области, в районе г. Амвросиевка в Донбассе, в с. Лука-Врублевецька на Житомирщине. Памятники среднего палеолита ученые обнаружили в с. Молодово Черновицкой области, в Крыму, в бассейне рек Днестра и Десны.

Совершенствование жилья и возникновения шитого из шкур одежды значительно расширили ареал расселения первобытного человека. Свидетельством этого является стоянки позднего палеолита практически на всей территории Украины - Мизинська - на Десне, Риливська, Межирич и т. д.

С мезолитических стоянок следует отметить Журавская на Черниговщине, Фатьма-Коба и Мурзак-Коба в Крыму, Гребеник в Одесской области. В эту эпоху, согласно памятников материальной культуры, уже можно выделить отдельные этнокультурные области.

Соседская община переходит в родовую организацию людей. Вместо матриархата встает патриархат. Сегодня известны свыше 500 неолитических поселений в бассейнах Десны, Днестра, Южного Буга, Припяти.

Энеолита - переходная эпоха от каменного до медного века (III-II тыс. до н.э.).

Наиболее изученной археологической культурой этой эпохи является трипольская. Именно в с. Триполье Киевской области киевский археолог В. Хвойка нашел первое такое поселение.

Современные археологи определяют приблизительные рамки существования трипольской культуры началом IV - концом III тыс. до н. э Территория заселена трипольцев пролегали от Словакии и Румынии к Слободской Украины, от Чернигова до Черного моря.

 

 

5. Неолитическая революция" и её культурные последствия. Раннеземледельческая культура в Украине.

Итак, приблизительно 10 тыс. лет назад в разных уголках пла­неты появлялись группы людей, которые неожиданно для всех за­бросили прежний способ хозяйствования, собирательство, практи­ковавшийся до того десятки тысяч лет, и стали медленно перехо­дить к новому образу жизни. Они приручали диких животных ради получения мяса и молока, окультуривали дикие овощи и растения ради выпечки хлеба и получения для организма дополнительных углеводов, огораживали участки земли, применяя для их распаш­ки невиданные прежде орудия труда. Кожи животных они пуска­ли на одежду и хозяйственный инвентарь. Со временем у них по­явились постоянные поселки, а из них выросли города, которые спустя 8 тыс. лет превратились в современные мегаполисы.

Неолитическая революция резко повлияла на поступательное движение общества, придав ему ускорение в социально-экономи­ческом плане. Неолитическая революция — это не только революция, связан­ная с решением продовольственной проблемы. Она дала людям более надежные и стабильные источники пищи, зависевшие от де­ятельности человека, что открыло возможность существенного роста их численности. Первобытное общество не требовало от природы сверхъестественных потребностей, и она кормила людей, выделяя им излишки своих ресурсов. Но уже с началом агронео- литических трансформаций человек стал создавать запасы пищи, которые он уже не мог потребить, ибо они превышали его потреб­ности. Именно это превышение плюс ускоренный рост населения и привели со временем к все большей деградации окружающей природы. Неолитическая революция — это и " продовольственная" и вместе с тем " демографическая революция": открылись, каза­лось бы, неограниченные возможности роста населения земного шара. Экономические и демографические последствия неоли­тической трансформации сказались спустя тысячелетия, а еще позднее ощутились и экологические эффекты производящей экономики, ее несбалансированность с окружающей природной средой.

Наиболее ранними земледельческими племенами на территории Украины считаются племена трипольской культуры (по названию села Триполье на Киевщине). Эта культура сложилась на Правобережной Украине и развивалась на протяжении IV - III тысячелетий до н. э. (1500 - 2000 гг.).

Землю трипольские племена обрабатывали преимущественно с помощью каменных и костяных мотыг. Позднее стали применять плуг. Они выращивали пшеницу, ячмень, просо. Зерно хранили в большой глиняной посуде или специальных зерновых ямах. Мололи зерно на каменных зернотерках. Также выращивали абрикосы, сливы и алычу, т. е. те культуры, которые дошли до нашего времени. Вследствие оскудения земли люди вынуждены были каждые 50 - 100 лет переселяться на новые места.

 

6. Понятие цивилизации. Основные черты ранних цивилизаций.

Понятие «цивилизация» появляется в XVIII в., в эпоху Просвещения и несет на себе отпечаток культуры и мировоззрения этой эпохи. Идеалами ее были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Деятели Просвещения полагали, что всему этому противостоит темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Именно как противоположность этому миру и была выдвинута концепция цивилизации.

Кроме того, понятие «цивилизация» (как и понятие «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи.

В III тыс. до н. э. зародились первые цивилизации – египетская, вавилонская, несколько позднее индийская и китайская, возникли также цивилизационные общности в Малой и Передней Азии, в Палестине. Очагом европейской цивилизации стал юг Балкан, крито—микенская (минойская) культура, давшая начало в I тысячелетии до н. э. древнегреческому миру.

Возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время новым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества и, прежде всего, зависимость от природы, мифологические формы мышления, ритуалы, ориентированные на природные циклы. В религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древнейшим цивилизациям существенно меняется. Это было связано с постоянно расширяющимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей.

Зависимость людей от природы была все еще велика, но овладение металлами, накопление знаний, передача их с помощью письменности, усиливало возможности людей.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменениями характера взаимодействия людей в обществе, рождением новых типов общественных отношений.

На первый план выступала новая единица организации общества – семья, которая вытесняла первобытный род.

В этот период возникает и более сложная форма социальной организации – государство.

Изначальной задачей государства было построение ирригационных систем, при помощи которых древние люди увеличивали размеры плодородных территорий. Государство выступало устроителем данных работ.

Появлению государства способствовало возникновение социального неравенства и частной собственности. Государство выступало средством охраны частной собственности, т. е. в конечном счете, как защищающий и карательный орган.

 

 

7. Мировые религии, их культурно-историческое значение и влияние на культуру Украины.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения): ислам, христианство, буддизм.

Будди́ зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью — праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь