Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тенденции культурной универсализации и глобализации в современном социо-культурном процессе.



Под культурной универсализацией понимается процесс сближения различных культур, их схождения, формирование на этой основе общечеловеческой культуры.

Постижение проблем универсализма, общей судьбы человечества нашло свое отражение в мифах, легендах, сказаниях (например, в предании о Древнем Вавилоне, изложенном в Библии).

Феномен универсальности стал предметом и научного осмысления.

Идеи универсализма выводятся из представлений о человечестве, которое сложилось постепенно, по мере сближения различных народов.

Человечество видится как некая общность с общей судьбой.

Гуманистический идеал человечества как универсального человеческого рода сложился в эпоху Возрождения. Культ человека, сложившийся в данной культуре, вызвал интерес к истории, которая должна была ответить на вопрос, кем был и кем должен был стать человек не как отдельный индивид, а как часть совокупного человечества.

Эпоха Просвещения дала идею рационализма, веру в рациональное единство людей. Поиск изначальной универсальной культуры, из которой двигались все народы в единую мировую историю, осуществляли многие философы—просветители (Ф. Вольтер, И. Г. Гердер и др.). Идеи мирового гражданства прослеживаются в трудах И. Гете, И. Канта, Ф. Шиллера.

Идея единства человеческой истории ярко выражена в теории осевого времени К. Ясперса. По его мнению, человечество имеет единые истоки и единый путь развития.

Многие ученые выделяют основанием для единства человечества религии. Особое внимание уделяется консолидирующей роли религии, объединяющей народы в метаобъединения.

Для современной эпохи также характерны представления о целостности мира и становление на этой основе общечеловеческой культуры.

Этот процесс предполагает принятие представителями различных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок и ориентаций. Этот процесс неоднозначный, он лишен линейной определенности. Этот процесс во многом непредсказуем и характеризуется противоречивостью.

Сторонники универсализма заинтересованы в «схождении культур», даже стремятся выработать некоторые стратегии этого схождения.

Идея универсализма западная, поэтому попытки, предпринимаемые для ее реализации, подчас вызывают негативную реакцию и способствуют росту партикуляристских тенденций (представлений об обособленном развитии культур).

Но культурная унификация не означает унификацию, сведение всего многообразия культур к единому образцу. Речь идет прежде всего о взаимосвязи, взаимопонимании различных культур, их взаимообогащении.

Под культурной универсализацией понимается процесс утверждения на планете единой глобальной культуры.

По мнению ученых, этот процесс вполне возможен благодаря современным научно—техническим, экономическим и коммуникативным возможностям и уже активно происходит в реальном мире.

Сторонники культурной универсализации полагают, что нет фундаментальных различий между Востоком и Западом, Югом и Севером. Люди везде люди и придерживаются глубинных схожих ценностей. Несходства (пока еще имеющиеся) имеют временный характер, вызваны социальными условиями и могут измениться вместе с ними.

В культурах, признаваемых пока различными, действуют одни и те же эволюционные законы, народы в своем развитии проходят одни и те же стадии, имеют одну и ту же структуру культуры: искусство, политические институты, наука, право, религия и пр. Происходят интеграция знания, выработка единых принципов мышления, познания, объяснения мира.

Универсальной чертой человеческих культур является существование языков, которые, по мнению современных исследователей, действуют на основе универсальной грамматики, присущей всем языкам. Все языки могут объяснять не только события, качества, вещи и действия, но и многие эмоциональные состояния человека. Ученые—лингвисты выделяют также множество других сходных принципов, лежащих в основе языков, что свидетельствует о том, что они не столь различны, как это порой кажется.

Ученые выделили также множество других универсалий, свидетельствующих о сходстве культур различных народов. Культурными универсалиями занимались Ф. Боас, Б. Малиновский, Л. Уайт, А. Бастиан, К. Уисслер, Э. Дюркгейм, М. Мосс, Г. Зиммель и др.

Культурные универсалии (биологические, психологические, социально—культурные) позволили зафиксировать то общее, что лежит в основе многообразного человеческого сообщества. Универсалии культуры выступают основой каждой культуры. Универсалии культуры делают возможным взаимопонимание культур, как раз того, что способствует формированию единого и вместе с тем многообразного мира.

Выявление и уточнение универсалий продолжаются. Изыскания в этом направлении направлены на поиск оснований для возможного «схождения» народов и культур в некоем универсальном единстве.

С проблемой культурной универсализации связана потребность выработать не только теоретическое обоснование этой тенденции, но и единые принципы, согласно которым может происходить процесс универсализации в практической жизни.

Поиск модели, которая бы давала представления о механизмах взаимодействия и путях достижения взаимопонимания культур, продолжается.

Концепция культурной универсализации

исходит из того, что на определенном этапе человеческой эволюции культура утратит свою еще сохраняющуюся этнонациональную и иную определенность и станет просто человеческой – проявлением человека независимо от многообразных форм его выражения. Этот процесс будет происходить при условии взаимопроникновения культур, их взаимообогащения и будет стимулировать общекультурное развитие человечества.

Но теоретические представления о такой культурной будущности в реальном практическом преломлении нередко оборачиваются унификацией культуры, сведением ее к некоторой усредненной форме.

Этот процесс не обогащает культурное развитие, а обедняет его. Культура при этом теряет свою индивидуальность.

Унифицированная культура рассчитывает на усредненные возможности потребителей, что сокращает возможности постижения ее глубинной сути. Насаждение культурно—поведенческих штампов искажает многие культурные ценности. Под воздействием средств массовой информации, телевидения, Интернета возможен уход в виртуальную реальность, которая отвлекает людей от постижения проблем непосредственной реальности.

Как следствие возникает снижение уровня культуры.

Негативным фактором является также процесс технизации. Человек перестает творить, за него это делает машина. Культ техники обнаруживает неадекватность социально—культурного развития человека его индустриальной мощи. Развитие техники наряду со многими позитивными сторонами сопряжено со множеством рисков, критических ситуаций (например, экологическим кризисом).

Перспектива утраты множества идентификационных характеристик той или иной культурой не всех устраивает.

Поэтому наряду с тенденциями к универсализации в социокультурном развитии имеют место и противоположные тенденции, получивших название партикулярных.

Мировоззренческой основой партикуляризма является представление о независимом, обособленном развитии культур.

Особый акцент делается на необходимости идентификационных характеристик культур, их сохранении.

Партикуляризм выступает как здоровое начало в условиях насильственной унификации экономической, политической, социальной и культурной жизни.

Следует отметить, что данные тенденции – универсализма и партикуляризма – взаимосвязаны, их динамическое взаимодействие способствует пониманию того, как происходит процесс развития культуры, что способствует их взаимосвязи, заимствованию, а что в культурах углубляет отторжение, осуждение, неприятие.

В XX в. обозначился кризис не только в области материальной, но и духовной жизни. Новая форма социокультурного кризиса также обрела глобальный характер. Именно в это столетие человечество дважды пережило ужас мировых войн, которые девальвировали всякие представления о гуманизме.

Пространство духовности сокращает и научно—техническое развитие, особенно развернувшееся на современном этапе. Усложнение техники повышает вероятность человеческих ошибок и увеличивает масштабы их возможных разрушительных последствий. Современное применение разума (предназначение и природа которого полностью не изучены) создает угрозу существованию самого его носителя – человека.

Но человек без представления о глубинном смысле и направлении своей жизни и всего человечества не сможет решить задачу своего существования.

Поэтому многие ученые настаивают на необходимости укрепления духовного, нравственного вектора развития.

По их мнению, выживание человечества будет обеспечиваться не только развитием экологии природы, но прежде всего экологии духа, нравственной экологии.

Но именно в этой области человек за все время своей эволюции так и не продвинулся вперед. Поэтому, чтобы выжить, человек должен совершить принципиально новую революцию, какой прежде не было, – аксиологическую. Импульсы к ее наступлению видятся в том, что все большее количество людей проявляет неприязнь к ценностной системе индустриализма с его упором на безудержном росте и потребительстве.

Все большую ценность приобретает возможность дышать свежим воздухом, пользоваться чистой водой, вести здоровый образ жизни. Безусловно, данные импульсы еще не привели к радикальному изменению образа жизни людей. Ценностное сознание по—прежнему отстает от потребностей времени.

Многие еще руководствуются обывательским принципом «на наш век хватит», не задумываются о долгосрочных интересах цивилизации.

Возможности массового производства

провоцируют завышенные потребительские ожидания, эгоистические мотивы, нравственный релятивизм.

Без способности цивилизации обеспечить все это экономически невозможно даже подойти к постановке задачи утверждения нового комплекса постматериальных ценностей.

Ситуация получается вроде бы безысходная. Но многие на возможность социокультурного кризиса смотрят достаточно оптимистично. Общий интерес к выживанию заставит человечество идти по пути направляемого развития, в духе совместной эволюции материального и духовного начал.

Но пока этого не произошло, социокультурный кризис будет сохранять свое актуальное значение.

Основные элементы культуры

Материальные и духовные ценности, традиции и опыт многих поколений, всемирное наследие и мораль - все эти понятия объединяются в одну сложную систему под названием культура. Дать четкое определение, что такое культура никто не может уже многие десятки лет. В ее содержание входит огромное количество понятий обозначающих обмен навыками, знаниями и способностями. Единственное, что можно проследить – это структуру и основные элементы культуры, которые присущи всему человечеству и становятся основой для морального и духовного развития.

Понятие и основные элементы культуры

В общем смысле культура – это понятие, которое включает в себя общественную деятельность и жизнь людей. Под культурой принято понимать ненаследуемые материальные объекты, идеи и образы, созданные людьми. Это созданная искусственная среда самореализации и существования регулирует социальное поведение и взаимодействие людей между собой. Иными словами в понятие культуры входят следующие аспекты: степень развития личности, социально-культурная деятельность человека и результаты этой деятельности. Для полноценного изучения культуры, необходимо учитывать из каких элементов она состоит:

Понятия (или концепты). Главным образом содержатся в языке и являются главной помощью в организации и упорядочивании опыта. Это опыт человеку дает изучение слов определенного языка.

Отношения. Любая культура характеризуется взглядами на взаимоотношения мира реального и сверхъестественного и содержит представления, из чего состоит мир и как его части связаны друг с другом во времени и пространстве.

Ценности. Определенные моральные доктрины, в основе которых лежат общие человеческие убеждения, касающиеся целей к которым необходимо стремиться.

Структура и основные элементы культуры

В структуре культуры существует два уровня – специализированный и обыденный. Обыденный уровень в свою очередь подразделяется на кумулятивный и трансляционный. Согласно антропологической модели человека культура на кумулятивном является взаимосвязью элементов которые представляют собой предрасположенность человека той или иной деятельности. Различные виды деятельности позволяют выделить следующие основные структурные элементы культуры: религиозная, художественная, философская, правовая, научно-техническая, политическая и хозяйственная. Все эти элементы тесно взаимосвязаны и имеют большое влияние друг на друга.

Несмотря на столь разнообразную структуру, культура является цельным общечеловеческим понятием, и о ней можно говорить лишь в единственном числе. Помимо культуры труда, быта, музыкальной, нравственной, правовой и политической, существуют также элементы, охватывающие социальную сторону человечества. Например, такие, как массовая и элитарная культура. Особое место в системе культуры занимают мораль, религия, наука и искусство.

Мораль. Характеризуется отношениями между людьми, построенным по законам, продиктованным самой жизнью. Основу морали составляют различные санкции. Ярким примером является религиозная санкция, нравственными нормами которой является любовь к ближнему, и веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести.

Религия. Выступает в качестве способа познания и осмысления мира. Религия обеспечивает появление определенного смысла жизни, а также позволяет осмысленно относиться к таким явлениям как жизнь и смерь и достойно их перенести.

Сущность и основные элементы культуры

Наука. Имеет три взаимосвязанных стороны: знание, деятельность и социальную организацию. Также все существующие науки делятся на естественные и гуманитарные. В общем смысле наука предполагает способ построения рациональной картины мира, а также изменение предмета с целью его познания. Поэтому, прежде всего, наука выражается в таком методе познания как эксперимент.

Искусство. Сфера духовно-практической деятельности человека. Под искусством, прежде всего, понимается мастерство либо искусные навыки. Позже это понятие стало более широким и теперь употребляется в качестве обозначения творческой деятельности, направленной на изменение окружающего мира согласно законам красоты.

Сущность и основные элементы культуры также имеют ряд общих функций, главная из которых – гуманистическая. Культура позволяет человеку стать личностью и прививает ему такие качества как любовь к другим людям, чувство такта, милосердие и альтруизм. Культура это неотъемлемая часть жизни, владение которой является высшей ценностью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь