Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенность мифологии древних славян



Мифология древних славян представляла собой соединение поклонения культу предков и обожествления природных сил. Высшим божеством славянской мифологии считался Перун, бог-громовержец (соответствующий Зевсу у древних греков). Он являлся хранителем «небесного огня», т.е. молний и иногда отождествлялся с небом находящимся в движении, полным грозовых облаков. Некоторые ученые отмечают, что отождествление с небом также присуще другому славянскому богу – Сварогу.

Все остальные высшие боги славянской мифологии были потомками Сварога, сварожичами. Среди них выделялись бог огня, бог солнца (Даждьбог, или Хорс), бог-покровитель пасущихся стад (Велес). У каждого славянского племени были свои представления о верховном боге, что обуславливало различность наименований богов, а также различия в сфере их деятельности.

Мифология древних славян имела ряд особенностей

Непосредственная связь с миров духов.

В своей повседневной жизни древний славянин ежедневно взаимодействовал с различного рода низшими духами. Некоторые из них были добрыми и являлись духами-помощниками человека (домовой, банник, берегини и пр.). Другие наделялись отрицательными качествами и стремились навредить (русалка, леший, водяной и пр.). Их необходимо было задобрить с помощью специальных обрядов. Снискать благосклонность нужно было и у богов-покровителей природных стихий. Принесение различных жертв, кровных и бескровных, было неотъемлемой частью религиозного культа древних славян.

Особое отношение к обряду погребения.

Культу предков древние славяне уделяли большое значение. Души умерших пребывали в особой стране, находящейся там, где заходит солнце, которая у разных племен называлась по-разному: раем, вырием, пеклом, навьем, ирием. Для того чтобы душа усопшего успешно переправилась к предкам необходимо правильное проведение обряда погребения. Покойника снаряжали всем, что могло понадобиться ему в пути из мира живых в мир мертвых. Если обряд был проведен неправильно или не проведен вообще, душа вынуждена вечно скитаться по земле. Так, души утопленников не могли обрести покоя и продолжали существовать в образе русалок и иных водных духов.

Культ огня в мифологии древних славян.

Универсальным способом перехода из мира живых в мир мертвых являлся огонь. Погребальный костер моментально отделял душу от тела и отправлял ее к предкам. Вообще огонь в славянской мифологии занимал особое место. Он не только был неотъемлемой частью погребального обряда, но и являлся воплощением бога солнца на земле. Позднее огонь в славянской мифологии начал отождествляться непосредственно с душой предка (Чуром, Родом) и хранителем домашнего очага. Поэтому у древних славян к очагу было особенное, почтительное отношение.

Связь обрядов календарного цикла с христианскими верованиями.

Христианство утверждалось на Руси постепенно, и в народном сознании новая религия дополнялась элементами привычных языческих верований. Смена времен года в представлениях древних славян была связана с борьбой темных и светлых сил природы, в которой победу попеременно одерживает то одна, то другая сторона. Среди главных праздников древних славян выделялось начало нового года, соответствующее христианскому Рождеству. Другие православные праздники также несли в себе отголоски языческих верований. Каждый праздник предполагал проведение определенных обрядов.

Таким образом, боги в славянской мифологии занимали отдельное, но не центральное место. Большое значение уделялось также низшим духам, сопровождающим человека в повседневной жизни, хранителям стихий, культу предков, а также обрядам, связанным с различными календарными праздниками.

Достижение культуры киевской Руси, её самобытность. Русская иконопись в творчестве Андрея Рублёва. Достижения и ценности культуры киевской Руси.

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, " нехоженых" лесов с центрами культуры.

Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального Возрождения. Но по мере становления культуры Нового времени роль православия падает, оно замещается новыми формами культурного творчества, центрами инновационных изменений.

На момент зарождения культуры Киевская Русь занимала пограничное положение между землевладельческими цивилизациями Европы и варварскими культурами Азии. Так как на развитие Киевской Руси имело огромное влияние подобное, кардинально противоположное соседство, все процессы, протекающие в стране, сложно рассматривать как унифицированные. К примеру, феодализм, который в Европе был основан исключительно на рабовладельческих отношениях, в Киевской Руси имел патриархальный характер. Безусловно, преобладание семейственности, глубоко отразилось на формирующихся культурных ценностях. В целом, существует целый ряд факторов, повлиявших на процесс формирования культуры Киевской Руси:

1.Полиэтнизм. Пестрый этнический состав населения Киевской Руси обеспечил культурный полиэтнизм.

2.Языческая реформа Владимира – крещение Руси и принятие православной религии, во многом имевшее насильственный характер.

3.Цивилизация, основывающаяся на землевладельчестве и, соответственно, огромная зависимость от погодных условий, постоянная угроза гибели урожая и голода.

4.Зависимость уровня жизни от интенсивности труда. Трудолюбие, обязанность постоянно трудится, переросшая со временем в привычку позже трансформировалась в любовь к своей земле, а, соответственно, и в любовь к Родине, патриотизм, нежелание покидать родные места.

5.Значение и роль городов в истории развития Киевской Руси. Города, формировавшиеся как естественное продолжение родовых сел, по своей сути были городами-государствами, имевшими не только обособленную политическую, но и культурную среду.

Все вышеперечисленные условия остаются постоянными в течение всего времени формирования культуры Киевской Руси. Хотя в самом процессе формирования историки выделяют три независимых этапа:

1.V-IX вв. Возникновение нескольких культурных и политических центров на территории Киевской Руси с постепенным приобретением Киевом главенствующей роли среди них. Этот период сложно назвать периодом формирования культуры Киевской Руси. Правильнее бы было говорить о создании в это время предпосылок для возникновения самобытной культуры.

2.IX-XII вв. Время аграрного, политического и экономического кризиса в Киевской Руси. В таких сложных внешних условиях культура не могла развиваться стабильно, так как упадническое положение в стране отражалось на настроении всех слоев населения.

3.Начало XIII в. Гибель практически всего культурного наследия Киевской Руси в результате татаро-монгольского нашествия и зарождение новой культуры московской Руси, позже нашедшей отображение в культуре России.

Творчество Андрея Рублева

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение.

Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. Мы также не знаем, к какому сословию он принадлежал, кто был его учителем. Самые ранние сведения о художнике восходят к Московской Троицкой летописи.

Андреем Рублевым и под его руководством было расписано много храмов, а так же нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2937; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь