Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изменения культуры в эпоху глобализации



 

Культурная диффузия как процесс стихийного и никем не контролируемого заимствования культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. С одной стороны, она позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствуют сближению народов. С другой стороны, чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение заставляют говорить о процессе глобализации современной культуры.

Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития транспортных средств, экономических связей и средств коммуникации. В межкультурной коммуникации она выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую.

В настоящее время процесс глобализации охватил самые разные сферы нашей жизни. Финансы, идеи и люди ныне мобильны, как никогда. Закономерно, что глобальные финансовые и товарные рынки, средства информации и миграционные потоки привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры меняются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все более становится характерной чертой для целых обществ. Именно поэтому Организация Объединенных Наций провозгласила 2001 год Годом диалога между культурами.

Новые формы культуры и идентичности непросто понять с точки зрения наших привычных представлений о том, что такое культура. Культурные различия между людьми обычно детерминированы их самобытными историческими корнями. Однако современный технический прогресс и глобальные политические, экономические и культурные изменения привели к тому, что наша планета оказалась пронизана густой сетью коммуникаций, озабочена общими глобальными проблемами выживания, а государства и народы, ее составляющие, несмотря на противоречия и коренные различия между ними, успешно находят способы и средства взаимопонимания, все более тяготеют к утверждению на планете единой глобальной культуры. Внутри этой формирующейся системы уже устанавливаются различия, выявляется сходство, осознается разнообразие мира, и поэтому становится чрезвычайно важным уметь определять культурные особенности составляющих ее элементов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания. Глобальными становятся структуры и идеи, например идеалы красоты, права человека или организационные принципы. Однако их практическое оформление или претворение в жизнь могут существенно различаться в каждом конкретном случае.

С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой диалектический процесс. Интеграция и дифференциация, конфликты и сотрудничество, универсализация и партикуляризация не исключают друг друга, а являются взаимно предполагающими тенденциями развития. В ходе глобализации некоторые идеи и структуры современной жизни действительно распространяются по всему миру. В то же время культурные особенности отдельных народов на фоне глобальных процессов приобретают все более резкие очертания или вообще впервые осознаются как таковые. Глобализация — не автоматический процесс, который завершится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи.

Прекращение противостояния между Востоком и Западом не привело к установлению стабильного мирового порядка. Процесс глобализации имеет ярко выраженную тенденцию к унификации культур, что вызывает у некоторых наций потребность в культурном самоутверждении и желание сохранить собственные культурные и индивидуальные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое активное, нередко агрессивное и взрывное по форме самоопределение, освобождение от патерналистского влияния со стороны традиционно доминировавших государств и культур, категорическое непринятие глобальных культурных изменений. Всеобщему процессу открытия различных границ они противопоставляют растущую непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей культурной самобытностью. Все это усугубляется наличием нерешенных исторических проблем, главным образом геополитических, ведущих к изменению границ политико-экономических пространств, появлению «горячих точек», превращению границ между культурами в военные рубежи.

Историческая практика свидетельствует, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал, поскольку зачастую приходится пересматривать или отказываться от некоторых традиционных принципов и ценностей собственной культуры. Различные общества реагируют на чуждые изменения по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк — от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. В результате мы являемся свидетелями многочисленных этнорелигиозных конфликтов, националистических настроений в политике, региональных фундаменталистских движений. Это в большой степени относится к традиционным культурам Кавказа, к исламской культуре, архаичным культурам Африки, некоторых стран Латинской Америки и Азии.

Внутри глобальной культуры формируются и сосуществуют различные позиции и точки зрения, и это не делает всех людей одинаковыми. Глобализация не устраняет разнообразие способов жизни людей, она лишь создает новые формы, которые частично интегрируют предшествующие. Процесс глобализации культуры реализуется в настоящее время в разных формах во всех областях человеческой деятельности: экономике, политике, науке, искусстве, спорте, туризме, личных контактах и т.д. Ни одна культура, социальная группа или этническая общность не остаются в стороне от этого процесса. При этом наиболее значимые изменения происходят в трех самых важных сферах человеческой жизнедеятельности:

• сфере новых технологий и информационных систем (системе коммуникаций);

• области этнических отношений на планете;

• процессе развития мировой экономической системы. Современные технические достижения существенно расширили межкультурные контакты благодаря созданию новых транспортных средств и новых форм коммуникации. Резко возросла подвижность людей: сверхзвуковые самолеты могут доставить сегодня человека в любую точку планеты за считанные часы. Результатом этого стала доступность непосредственных контактов с культурами, которые ранее казались загадочными и странными. При прямом контакте с ними различия осознаются не только в одежде, пищевом рационе, кухонной утвари, но и в восприятии времени и пространства, в отношении к женщинам и старикам, в способах и средствах ведения дел и т.д.

Однако особенно важную роль в развитии культурного взаимодействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Космические спутники позволили людям получать информацию из всех регионов мира. О значении этой формы коммуникации убедительно свидетельствуют такие данные: в наши дни в мире насчитывается 1, 2 млрд телевизоров и 180 млн персональных компьютеров. Сегодня интенсивно создается мировая телевизионная система АВС с круглосуточным вещанием, передачи которой будут первоначально принимать телезрители в 90 странах мира.

В свою очередь развитие спутниковой связи привело к созданию системы Интернет, которая в настоящее время является самой быстроразвивающейся системой коммуникации. Так, за последние два года масштабы распространения Интернет увеличились в три раза, а пользователи этой системы находятся более чем в 100 странах мира.

Кроме того, необходимой и жизненно важной детерминантой глобальных изменений культуры стал этнический фактор, который нашел свое выражение в быстром росте численности населения планеты. Динамика этого процесса имела следующую статистику: в 1965 г. в мире насчитывалось 3, 3 млрд людей, к 1995 г. население увеличилось до 5, 7 млрд человек, а в октябре 1999 г. общая численность народонаселения нашей планеты превысила 6 млрд человек. Эти цифры означают, что в последние годы прирост населения составлял в среднем 100 млн человек в год. В свою очередь, в масштабе всей планеты это также означает, что ее население увеличивается на 3 человека в секунду, на 10 600 человек в час и на 254 000 в день. Современные темпы роста народонаселения влекут за собой обострение целого ряда глобальных проблем существования всего человечества. Сегодня около 1 млрд человек в мире не получают полноценного питания, а недостаток пищи соответственно настраивает одну нацию против другой. Появляющиеся ежегодно 100 млн человек в соответствующей пропорции обостряют нехватку ресурсов и могут стать причиной борьбы за обладание ими для сохранения своей жизни. Для многих стран и народов все острее становится проблема чистой питьевой воды, которая через пятьдесят лет станет самым ценным природным ресурсом. Уже сегодня начинает ощущаться нехватка рыбы в Мировом океане и т.д. Все усиливающееся обострение этих проблем требует предотвратить надвигающиеся конфликты и вынуждает все народы к взаимопониманию и сотрудничеству.

История культуры Беларуси

Архитектура.

Беларусь находится на духовной границе Восточной и Западной Европы, на разломе их культур и религий, что, естественно, сказалось на специфике белорусского зодчества. Первые города на территории Беларуси возникли в период раннего средневековья. Древнейшие из них — Полоцк и Витебск.

X век — в Полоцке возведён первый крестово–купольный православный Софийский собор, который положил начало белорусскому монументальному искусству. Первый известный летописный восточнославянский зодчий — монах Иоанн, который в XII веке возвел в Полоцке небольшой собор Спасо–Преображенского монастыря.

XIII век — период тотального оборонного зодчества. Основным видом монументального строительства становятся замки князей и магнатов с мощными стенами и башнями, возведенными из громадных валунов и большемерного кирпича, опоясанные валами и рвами (сохранились башня–донжон в Каменце, замки в Лиде, Крево, Мире, Несвиже, Гродно). Православные церкви превращаются в маленькие крепости, фланкированные на углах боевыми башнями. В них в случае военной опасности собиралось все окрестное население. Середина XVI века — появляется стиль барокко, который будет господствовать в течение двух веков. Первое произведение архитектуры барокко — костел в Несвиже (центр владений князей Радзивиллов). Этот храм стал тем ростком, из которого выросла самобытная архитектура белорусского барокко.

XVII–XVIII века — основу монументального зодчества и градостроительства составляют монастырские ансамбли католических орденов. Вторую по значению роль играли светские монументальные постройки — ратуши и резиденции магнатов.

Конец XVIII века — господство классицизма, следование образцам античности.

Католические храмы были закрыты и перестроены под православные церкви в псевдорусском стиле. Однако и эти искусственно привитые пластические архитектурные формы в местных материалах, природном камне и дереве приобрели художественное своеобразие.

XX век — век двух мировых войн и пролетарской революции — причинил катастрофический урон культурному наследию Беларуси. Почти все белорусские города были разрушены в ходе Великой Отечественной войны и заново восстановлены в послевоенный период.

Литература.

Белорусская литература неразрывно связана с устно–поэтическим народным творчеством и фольклором. Её истоки лежат в глубокой древности. Зарождение литературы на белорусских землях связано с появлением в X веке письменности.

XII–XIII века — зарождается местное летописание, появляются значительные произведения автобиографического жанра (" Житие Евфросиньи Полоцкой", " Житие Авраамия Смоленского" ). Белорусская тема звучит в летописи " Повесть временных лет" и в " Слове о полку Игореве" — шедеврах древней восточнославянской литературы. XIV–XV века — дальнейшее становление белорусской литературы, связанное с использованием старобелорусского языка в качестве государственного в Великом княжестве Литовском. XIV–XVI века — развивается белорусская историческая проза, белорусско–литовское летописание (" Летописец великих князей литовских", " Хроника Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского" и другие). XVI век — на развитие белорусской литературы огромное влияние оказала деятельность белорусского гуманиста–просветителя, основателя восточнославянского книгопечатания, писателя и переводчика Франциска Скорины.

Середина XVII века — начало творчества белорусско–русского поэта, драматурга и просветителя Симеона Полоцкого. До XIX века белорусская литература развивается в русле направлений, господствовавших в Западной Европе. 1–ая половина XIX века — ориентация на живой язык и фольклор. Самым ярким представителем этого направления был великий польский и белорусский поэт Адам Мицкевич. К этому же времени относится начало литературной деятельности Винцента Дунина–Марцинкевича, которого считают родоначальником современной белорусской литературы.

Конец XIX века — расцвет творчества Франтишка Богушевича — первого народного и национального белорусского писателя. Важную роль в развитии белорусской литературы сыграли первые легальные белорусские газеты " Наша доля" и " Наша ніва", вокруг которых объединились самые известные авторы того времени: Янка Купала, Якуб Колас, Элоиза Пашкевич, Максим Богданович, Змитрок Бядуля, Максим Горецкий и другие.

2–ая половина XX века — в белорусской литературе развиваются жанры художественной публицистики и сатиры, надолго определяющей становится тема Великой Отечественной войны. На этот период приходится творчество Пимена Панченки, Аркадия Кулешова, Кузьмы Чорного, Ивана Шамякина, Михася Лынькова, Алеся Адамовича, Рыгора Бородулина, Василя Быкова.

Кроме военной тематики в литературе отражались проблемы жизни белорусской деревни (Иван Мележ, Янка Брыль), активизируется исторический жанр (Владимир Короткевич). После 1986 года актуальной для белорусской литературы становится чернобыльская проблематика.

Музыка.

Музыкальное искусство Беларуси берёт своё начало в народной музыке восточных славян и Киевской Руси. Важнейшая часть национальной культуры — древний музыкально–поэтический фольклор (колядные, масленичные, купальские, жатвенные, крестинные, свадебные и другие обрядные песни).

В них нашли отражение этнические черты белорусского народа, его чаяния и мечты. Важной сферой формирования национальной музыкальной культуры стали театрализованные танцы. Среди народных инструментов получили распространение дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка, басетля и цимбалы. Первыми носителями светской профессиональной музыкальной традиции были скоморохи — бродячие актёры. XV век — формируется местный тип знаменного распева в православной церковной музыке. XVII век — складывается партесное пение (хоровые концерты, псалмы).

Музыкальными памятниками того времени являются сборники вокально–инструментальных произведений " Полоцкая тетрадь" и " Куранты". XVIII век — центрами музыкальной культуры становятся частные театры и капеллы магнатов Радзивиллов, Сапег, Огинских и других. Среди известных композиторов — Голланд, Ванжура, Радзивилл и другие.

Начало XX века — расцвет белорусской музыкальной культуры и образования: открываются музыкальные школы и народные консерватории, создаётся театр оперы и балета. В современной Беларуси работают Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Государственный музыкальный театр, Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича, Академический хор Белорусского радио и телевидения, Симфонический оркестр оркестр Белорусского телевидения и радио, Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки, Государственный ансамбль танца и другие.

Ежегодно в Беларуси проводятся более 30 международных, республиканских и региональных музыкальных фестивалей: " Белорусская музыкальная осень", " Минская весна", " Славянский базар в Витебске", Международный музыкальный фестиваль " Золотой шлягер", джазовый фестиваль, фестивали камерной музыки " Музы Несвижа", старинной и современной музыки в Полоцке и другие. Современное белорусское музыкальное искусство стремится сохранять богатые национальные традиции.

Театр.

Истоки белорусского театра — в народных обрядах и играх, в творчестве бродячих актеров — скоморохов. В XVI веке возник кукольный театр батлейка. XVI–XVIII века — широкое распространение получил школьный театр, в XVI–XX веках — народная драма. В 1–й половине XVIII века в городах и поместьях работают частные театры, некоторые из них достигли профессионального уровня.

Важное значение для развития театрального искусства Беларуси имела деятельность драматурга, актера и режиссера В. Дунина–Марцинкевича, который в середине XVIII века начал работу по созданию белорусского профессионального театра.

Начало XX века — новый этап в развитии белорусского сценического искусства: открывается целый ряд театров, в жанре драматургии плодотворно работают многие известные белорусские авторы (Купала, Колас, Родзевич, Алехнович и другие). К середине XX века в Беларуси работали 23 профессиональных театра. Однако в годы Великой Отечественной войны большинство театров закрылось. Позже многие коллективы возобновили свою деятельность, были созданы новые.

В настоящее время в Беларуси насчитывается около 30 государственных театров. Регулярно проводятся фестивали, драматургические конкурсы, смотры сценического искусства (международные фестивали " Славянские театральные встречи" и " Белая вежа", фестиваль " Молодечненская сакавица" ).

Изобразительное искусство.

На территории Беларуси сохранились образцы первобытного искусства эпохи палеолита и неолита (костяные пластины и керамика с орнаментом, украшения, скульптурные фигурки людей и животных). X–XII века — под влиянием искусства Византии с приходом христианства развивается фресковая живопись, книжная миниатюра, мелкая пластика. Примером древне–белорусского искусства XII века стал крест, сделанный Лазарем Богшей для Евфросиньи Полоцкой. К концу XVI века сформировалась самобытная белорусская школа иконописи.

В результате многочисленных войн и социально–политических потрясений большая часть белорусских икон утрачена. Сохранилось лишь несколько икон XV–XVI веков: " Богоматерь Одигитрия", " Богоматерь Одигитрия Смоленская", " Богоматерь Одигитрия Иерусалимская", " Параскева" и " Христос Вседержитель". Белорусские иконы отличаются своеобразным переосмыслением византийской иконографической стилистики, древнерусских и балканских, ренессансных и барочных идей. Для них характерно отражение естественных человеческих настроений (плач, радость, печаль), житейских ситуаций (рождение ребенка, похороны), местных пейзажей, архитектуры, интерьера, одежды, типажей крестьян, дворян, князей. По иконам можно изучать этнографические приметы сельского и городского уклада жизни.

Середина XV века — зарождение светской живописи, которая достигла своего расцвета в XVI–XVIII веках. Развивалась монументальная живопись. В XVII веке резчики из Беларуси украшали храмы и дворцы Московского государства. Конец XVI века — складывается самобытный стиль оформления книги, начало которому положил Франциск Скорина. XIV–XVI века — высокого искусства достигает производство керамики и художественного стекла, художественная обработка металла, ювелирное дело. XVII–XVIII века — широкую известность получают ткаческие мануфактуры.

XVIII–XIX века — в традициях романтизма и классицизма развивается живопись. XX век — в искусстве существуют разнообразные стили и направления. Одно из них — авангардизм, лидерами которого являются К. Малевич и М. Шагал.

Музеи.

Первые музейные коллекции собирались в резиденциях крупных феодалов, в монастырях, братствах и храмах в XVI–XVIII веках. Самые значительные — коллекции князей Радзивиллов и Сапегов, наиболее влиятельных магнатов Великого княжества Литовского. Эти коллекции собирались из поколения в поколение и включали фамильные драгоценности, редкие архивные материалы и книги, оружие, нумизматические коллекции, произведения изобразительного искусства и многое другое.

XVIII–XIX века — появляются первые учреждения музейного типа. Конец XIX века — открывается первый общедоступный музей в Вильно. Основные коллекции Виленского музея древностей отражали материальную и духовную культуру белорусов. Конец XIX — начало XX века — организуется несколько церковно–археологических музеев. Во время Первой мировой и гражданской войн многие музейные коллекции были либо уничтожены в ходе военных действий, либо вывезены за пределы Беларуси. После создания БССР новыми властями проводилась политика по возрождению музейной деятельности. Вторая мировая война нанесла невосполнимый урон музейному делу в Беларуси. Многие историко–культурные ценности были уничтожены. Большинство музеев Беларуси были разграблены. В послевоенный период началась работа по сбору и систематизации сохранившихся и вернувшихся из эвакуации музейных ценностей, восстановлению музеев. В настоящее время в Беларуси работает 130 государственных музеев. Ведущим музеем исторического профиля в Беларуси является Национальный музей истории и культуры Беларуси. В его фондах собраны 250 тысяч экспонатов: богатые коллекции археологии, нумизматики, экспонаты этнографии и быта, военной истории, рукописные и старопечатные книги, иконопись, предметы профессионального и народного искусства. Национальный художественный музей Беларуси имеет богатую коллекцию российского изобразительного искусства XVIII–XX веков, а также коллекции современного белорусского искусства, искусства Востока и западноевропейского искусства. В послевоенный период был создан Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.

Менталитет - устойчивая совокупность психических, интеллектуальных, эмоциональных и культурных особенностей, присущих той или иной этнической группе, нации, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли конкретного человека.

Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.

Понятие менталитета весьма объемное и включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь