Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культурология в системе социогуманитарных наук.



Культурология. Вопросы к экзамену

1. Культурология в системе социогуманитарных наук

2. Структура культурологического знания

3. Понятие культуры

4. Функции культуры

5. Специфика культурологи как интегративной науки

6. Культура как система

7. И.Г. Гердер – Культуролог эпохи просвещения

8. Эволюционизм Э.Тайлора

9. Гегель о культуре, как о саморазвитии «Абсолютного Духа»

10. Ф.Ницше в истории культурологической мысли

11. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского

12. Концепция культурно-исторического типа А.Тойнби

13. Морфология культуры О.Шпенглера

14. Социокультурная динамика П.Сорокина

15. Гуманистическая философия А Швейцера

16. Игровая концепция культуры Й.Хейзинга

17. З.Фрейд культура и психоанализ

18. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма

19. Человек, творчество и культура в творчестве Н.А.Бердяева

20. И.А.Ильин О духовном возвышении человеческой личности

21. Э.Тоффлер о культуре будущего

22. Культура античной Греции

23. Римская эпоха античной культуры

24. Культура средневековья

25. Возрождение и реформация- две формы обновления западноевропейской культуры

26. Просвещение в западной Европе

27. Культура нового времени

28. Понятие культура. Многообразие понятий культура

29. Культура и религия

30. Антропологическая концепция М.Мид

31. Психоаналитические теории культуры. Проблема бессознательного (З.Фрейд; К.Юнг; К.Хорни)

32. Социализация и инкультурация

33. «Славянофилы» (И.ВКириевский; А.С.Хомяков) о природе культуры и духовных путях России

34. «Западники» (П.А.Чаадаев; А.И.Герцен; Н.Г.Чернышевский) о природе культуры и общественно-историческом пути России

35. Обыденное и научное понятия «культуры»

36. Цивилизация 20в за границами классической традиции. Кризис культуры и духовности в 20в

37. Специфические особенности российской культуры как особого культурно-исторического типа

38. Психическое в личности. Сознание и бессознательное

39. Ценностные ориентации и поведенческие установки

40. Российский национальный тип и его противоречия

41. Россия и Европа, Россия и Азия. Диалог западников и славянофилов.

42. Задачи духовного преображения, политической, экологической, социальной модернизации, возраждение национальных культур России


 

Понятие культуры

В современных гуманитарных науках понятие культура является одним из важнейших. Вместе с тем оно настолько сложно и объемно, что его невозможно определить однозначно. В настоящее время специалисты насчитывают более 500 определений культуры, в зависимости от того, какие ее стороны являются предметом рассмотрения. Само слово культура многозначно во всех европейских языках.

Культура является предметом изучения всех социальных и гуманитарных наук (истории, социологии, антропологии, этнологии, культурологи, лингво-культурологии, лингвистики и др.), каждая из которых рассматривает определенный ее пласт. Это одна из причин того, что существует такое большое количество определений понятия культура. Другая причина в том, что существуют разные взгляды на культуру.

Наиболее классическое определение культуры, господствовавшее многие десятилетия, было предложено профессором антропологии Оксфордского университета Эдвардом Тайлором [Tylor 1903]: «Культура, или цивилизация, рассматриваемая в широком этнографическом значении, представляет собой сложное целое, включающее познание, верования, искусство, мораль, право, обычаи и некоторые другие способности и привычки, присущие человеку как члену общества. Особенности культуры различных обществ человеческого рода, насколько они в принципе могут быть изучены, являются темой, близкой к изучению законов человеческого мышления и поступков»

Привлекает своей доступностью и образностью определение, которое дал Клакхон – «Культура для общества – это то же, что память для человека». (Подобную мысль высказывал Д. С. Лихачев: «Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти» [Лихачев 1991: 201]. Ю. М. Лотман также отмечал, что, с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [Лотман 2004: 673]. В российской культурологии существует два основных направления: ценностный подход к культуре и деятельностный. Согласно первому, культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. При деятельностном подходе культура рассматривается как способ деятельности, как система механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.

Как предмет изучения культурной антропологии культура определяется как совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов (идей, верований, обычаев, традиций), составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени [Тер-Минасова 2007: 13]. В то же время культура – это не только результат материального и духовного развития, но и сам процесс сознательной деятельности, в ходе которого изменяется не только окружающая среда, но и он сам [А. С. Мамонтов, С. П. Мамонтов 2005: 27].

Культурное своеобразие проявляется в самых разных сторонах человеческой деятельности. В связи с этим представляется важной идея различать культуру на глубинном (deep culture) и поверхностном (или внешнем) (surface culture) уровнях [Guirdham 1999], между которыми существует тесная взаимосвязь, ибо культура – это образ жизни людей, и она пронизывает все ее стороны. Поверхностный уровень включает все то, что мы можем наблюдать и воспринимать органами чувств (различия в одежде, еде, архитектуре, музыке, ритуалах, жестах и т. д.), глубинный – то, что скрыто от глаз, но не менее важно, поскольку внешние различия предопределяются глубинными различиями и являются их проявлением. Для формирования взгляда на культуру как на целостную систему, а не совокупность разрозненных фактов, большое значение имеют элементы глубинной культуры, находящиеся в сознании людей (мировоззрение, мораль, традиции, ценности – все то, что нельзя ощутить органами чувств). К элементам глубинной культуры исследователи относят и характерные для данного социума социально-культурные отношения [Guirdham 1999: 50].

\\ И здесь важно учитывать, что культура является основным регулятором деятельности людей. Как отмечал Л. С. Выготский, «культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций человека» [Выготский 1960: 45]. [Мамонтов, Мамонтов 2005: 27]. Таким образом, культура предопределяет сознание народа и его поведение, она дает нам ключ к пониманию национально-культурных различий.

Поскольку целью нашего исследования являются различия в коммуникации, помимо понятия культура, мы будем использовать предложенное И.А. Стернинымпонятие коммуникативная культура, которая понимается как фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации [Стернин, Ларина, Стернина 2003: 9].

 

4.Функции культуры


Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражена в ее функциях:

1) креативная (творческая) функция культуры является фундаментальной. Все остальные функции так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей, человек формирует особый мир предметов и ценностей– культуру и в этом процессе он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые.

«Преодолевая» генный код биологического существа, человек искусственно развивает самого себя, т.е. здесь культура выступает как способ творческой реализации человека, которые чрезвычайно разнообразны.

Но культура не только приглашает личность творить, она же накладывает на неё ограничения. Эти ограничения распространяются не только на социум, но и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушения.

2) познавательная функция тесно связана с творческой функцией. Сам процесс преобразования, изменения связан с глубоким познавательным актом. Без знаний об окружающем мире невозможно было бы сформировать культурный мир. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Например, Япония смогла добиться огромного прорыва в своем развитии благодаря этой способности ее культуры. Другие общества, не способные использовать познавательные функции культуры, могут останавливаться в своем развитии, обрекая себя на отсталость.

3) коммуникативная функция - трансляции культурного опыта позволяет осуществлять преемственность культурных эпох, является способом передачи социальной памяти человечества. Разрыв в преемственности культуры приводит к феномену «манкуртизма». Манкурты- это люди, превращенные в рабов, не помнящих своего прошлого и не имеющих будущего, своего рода «зомби». (Ч. Айтматов) Другим носителем своеобразной культуры промежуточного, пограничного состояния является маргинал. Как правило, это эмигрант, люмпен, бродяга, бомж, т.е. человек, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни.

Подчеркивая значимость культурной и, особенно, духовной коммуникации, Б.Шоу приводит простой, но очень убедительный пример. Когда два человека, имеющие по одному яблоку каждый, встречаются и обмениваются ими, то после встречи каждый из них является обладателем одного яблока, но может быть другого сорта. При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей и таким образом происходит их культурный рост.

Способы трансляции культурного опыта указывают на следующую важнейшую функцию культуру.

4) информативная функция реализуется так: культура представляет собой сложную знаковую систему, поскольку все культурные ценности мы воспринимаем через знаковые системы: язык (устный или письменный) – средство общения людей, литературный язык – средство овладения национальной культурой. Тексты литературных документов – это упорядоченная знаковая система, которая может одни и те же тексты представить как алфавитную письменность, иероглифическую, арабскую вязь и др. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (нотография используется для записи музыкальных произведений, полотно художника есть ни что иное как система образов-символов), естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами (формулами, цифрами, чертежами). Компьютерные языки в виде информационных программ являются мощнейшим современным способом передачи информации. И чем совершеннее и разнообразнее информация, тем доступнее познание.

5) оценочная (аксиологическая, ценностная) функция. Попытки коммуникации воспринимаются людьми осознанно и обязательно избирательно. Поэтому воспринимается нами только то, что действительно является для нас ценным и значимым. Это зависит от культурных потребностей и ценностных ориентаций людей. А нравственное и интеллектуальное содержание поступающей информации выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом, эта функция отражает важнейшее качественное состояние культуры, ее ценность и меру полезности для человека.

6) регулятивная функция. Все то, что избирательно было оценено человеком становится его личным культурным достоянием, которое во многом регулирует его поведение, формирует его духовный облик. Проникая во внутренний мир личности, отобранные ценности могут его изменять: обогащать, либо обеднять. Это процесс длительного культурного освоения и от того, что примет человек за ценность, будет зависеть его культурное развитие.

 

Культура как система

Представление о бытии мировой культуры, взятом в целостности, предполагает её единство в каждый исторический период. Рассмотрение культуры как целого означает признание типа связей; культура выступает системой, она обладает внутренней структурой.

Однако выделение одной системы культуры с соответствующей единой структурой затруднено по очевидной причине: культура синкретична и многомерна. Сложность культуры является ведущим фактором недостаточного знания о ней для создания общепризнанной системы (модели). Множество исходных методологических установок позволяет получить разные культурные миры, но затрудняет возможность сформировать синтетическое, целостное знание о культуре(структуралисты подчёркивают языково-знаковый компонент, марксисты, исходят из признания ведущего значения материальной культуры). И общим для всех подходов является рассмотрение культуры как системы, предполагающее структуру со взаимосвязанными элементами.

Существует несколько структурно-системных моделей культуры с заслуживающими внимания моментами.

Большое влияние на становление представления о культуре как о целостной системе оказал известный американский культурантрополог Лесли Уайт.

В культуре как целостной системе Л. Уайт выделяет три подсистемы:

- технологическую подсистему, которая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, типы жилищ, особенности питания и т. п.;

- социальную подсистему, которая содержит в себе общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономических, военных, этических и т. п. отношений;

- идеологическую подсистему, которая включает в себя идеи, верования, обычаи, а также различные виды знания.

Для отечественной культурологии XX века типичным было деление культуры на такие ее подвиды, как материальная культура и духовная культура. Обычно эти две стороны культуры представлялись как антиподы. Культурологи нового поколения склонны отрицать антагонистичность этих двух подвидов культуры, воспринимая данное разделение как чисто условное и настаивая на органической целостности культуры.

Под материальной культурой принято понимать культуру труда и материального производства, культуру быта, культуру топоса или места жительства (жилища, дома, деревни, города), культуру отношения человека к собственному телу, физическую культуру. Материальная культура включает в себя разнообразные артефакты, в которых природный объект и его материал трансформированы так, что объект превращен в вещь. В данном случае, вещь – это предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека. Иначе говоря, материальная культура – это человеческое «Я», выраженное в вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; это дух, нашедший свое предметное выражение. Необходимо подчеркнуть, что материальная культура человечества всегда шире существующего материального производства. В нее входят все виды материальных ценностей – архитектурные ценности, сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и рукотворные ландшафты.

Помимо этого, материальная культура содержит в себе и материальные ценности прошлого (например, памятники архитектуры, археологические объекты и т. п.), а потому объем материальных ценностей культуры гораздо шире объема материального производства. Следовательно, нет тождества между материальной культурой в целом и материальным производством в частности. Однако и то, и другое оценивается культурологией с точки зрения создаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его душевных свойств, духовных качеств, творческих потенций, самой сущности человека как субъекта культуры. Прямой зависимости между уровнем развития материально-технической стороны жизни и духовным уровнем развития человека, по всей видимости, не существует. Однако достижения материальной культуры могут способствовать (или препятствовать) созданию различных средств воплощения творческих идей и замыслов человека в его стремлении улучшить мир и самого себя.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную, интеллектуальную и эстетическую деятельность людей, а также философский, нравственный, художественный, правовой, педагогический, религиозный срезы культуры. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой, – и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры могут существовать в разнообразных формах. Среди них – обычаи, нормы и стандарты поведения человека, сложившиеся в конкретных исторических и социальных условиях. Здесь находятся и нравственные, эстетические, религиозные, политические идеалы и ценности, а также различные идеи и научные знания. Условно их тоже можно называть продуктами деятельности человека. Как и продукты материального производства, они используются в жизнедеятельности человека, в том числе – для удовлетворения его потребностей.

В настоящее время считается, что духовная культура имеет приоритетную значимость, поскольку удовлетворение высоких духовных запросов человечества – миссия гораздо более важная и сложная.

К всеобщим формам духовной культуры относятся миф, религия, нравственность, искусство, философия и наука. В каждой из этих форм человек по-разному может реализовать свое творческое начало. Каждая из них обладает своей специфически окрашенной системой смыслов и символов.

Миф представляет собой, прежде всего, исторически первую форму духовной культуры, которая сохраняется и тогда, когда он утрачивает свое абсолютное господство. Миф представляет собой измерение душевной жизни человека, и суть его состоит в том, что он определяет бессознательное смысловое породнение человека с силами бытия, будь то бытие природы или бытие общества. Для мифа характерна синкретичность (неразделенность) сознания его носителей, выражающаяся в том, что человек не осознает свою идентичность, отделенность, самость. В те исторические периоды, когда миф выступал единственной формой культуры, человек не мог отличить смысл от природного свойства, а потому все в природе становилось для него одушевленным: мир наполнялся сонмом родственных человеку существ (демонов, богов, духов и т. п.). С утратой мифом своего доминирующего статуса меняются и разновидности мифотворчества (мифополагания). Миф занимает место одного из путей примирения с враждебной или дружественной человеку реальностью.

 

Религия, приходящая на смену мифу в качестве доминанты духовной культуры, тоже выражает потребность человека ощущать себя частью бытия. Однако отличие здесь заключается в том, что человек ищет свои основания не в окружающей природе и мире. Развитая религия предполагает наличие потусторонней (трансцендентной) сферы, в которой помещены боги (бог). Таким образом, религия предполагает обожествление не природы (природных свойств), а сверхприродных сил самого человека: прежде всего, духа, обладающего свободой, творчеством и бессмертием. Помещая божественное за пределами космоса, понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия делала возможным освобождение человека от мифологической (первобытной) слитности с природой, преодоление синкретичного мышления и внутренней (бессознательной) привязанности человека к природным явлениям и стихиям.

Возникновение нравственности становится возможным только после того, как преодолевается абсолютное господство мифа. Поскольку в мифологическую эру человек внутренне сливался с жизнью коллектива, то для его поведения не требовались средства сознательного контроля: это происходило на бессознательном уровне благодаря программированию магическими табу (запретами). Преодоление синкретизма ведет к возникновению потребности в самоконтроле, поскольку теперь индивид осознает себя внутренне автономным от коллектива. Первыми нравственными регулятивами становятся для него долг, стыд и честь. В дальнейшем возникает более сложный регулятив – совесть, – соответствующий повышенному уровню внутренней автономности человека и формированию в нем зрелой личности.

В любом случае развитая нравственность – это творческая реализация духовной свободы человека, которая ищет своего выражения через созидание, а не через ограничение.

Искусство как форма духовной культуры существовало параллельно с мифом и религией. Оно становится возможным как воплощение потребности человека в образно-символическом переживании и выражении значительных моментов и проявлений своей жизни. Считается, что искусство создает эффект «второй реальности», продуцируя мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности. Оно обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного периода исторического времени.

Философия как теоретическое мировоззрение исходит из понятия «мудрость» (софия) в качестве основополагающего. Философия стремится выразить мудрость мыслительными средствами и категориями. Иначе говоря, философия – это теоретическое осмысление общечеловеческого опыта постижения сущности бытия, включая бытие самого человека. Философия возникла как попытка преодоления внерационального мифа, в котором также выражалась мудрость, но в таких формах, которые не допускали ее критического осмысления и рационального доказательства. Философия выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Именно это обстоятельство, по всей видимости, дало Гегелю основание называть философию теоретической душой культуры.

Наука представляет собой форму духовной культуры, в которой реализуется конкретная цель – рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей. Будучи неразрывно связана с философией (последняя весьма часто выступает как методология научного познания), наука все же имеет свои принципиальные отличия. Самое главное заключается в том, что наука не удовлетворяется абстрактными выводами, обоснованными логической аргументацией, а ищет подтверждения своим гипотезам в эксперименте. Наука – это один из самых молодых институтов в структуре культуры (становление классической концепции науки относится к XVI–XVII вв.), который, тем не менее, оказывает значительное влияние на развитие культуры. Она представляет собой особый способ производства объективных знаний, фактор выживания человечества и его преобразования. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру.

Проанализировав основные формы духовной культуры, можно убедиться в огромной значимости для человека именно духовной культуры. Поскольку во всех явлениях культуры материального порядка присутствует духовная составляющая, то именно духовную культуру следует признать доминантой структуры культуры.

Важно отметить, что подразделение на материальную и духовную культуру зачастую бывает чисто условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

 

Эволюционизм Э.Тайлора

Эдуард Бернетт Тайлор( 1832-1917) Обучался в квакерской школе

В 1883 году стал хранителем этнографического музея при Оксфордском университете

В 1884 году назначен лектором по антропологии в Оксфорде

В 1886 г. Назначен доцентом Абердинского университета

Был членом Королевского общества Англии

дважды избирался на пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии

Эволюционизм (эволюционная школа) – это направление в социальной антропологии, этнологии и этнографии, культурологии, сторонники которого предполагали существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. Главная идея эволюционистов заключалась в убеждении о полном тождестве исторических путей разных народов. А историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.

Эволюционизм – первая этнологическая теория, которая начала формироваться в середине XIX века. Первым, наиболее полно изложившим концепцию эволюционизма, считается Эдуард Тайлор, впервые выразивший свои эволюционистские идеи в книге " Исследования в области древней истории человечества" (1865). Поэтому именно его многие исследователи и считают основоположником эволюционизма.
Методы изучения: 1)Сравнительно-исторический 2) Метод пережитков

Эволюционные концепции: Однолинейная эволюция - наличие универсальных стадий последовательность развития социокультурных систем (дикость - варварство - цивилизация). Идея универсальной эволюции - выявление глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции

 

1. В природе существует единство человеческого рода, что и определяет единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.

2. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, культура как часть общества также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений.

3. Развитие любого элемента культуры изначально предопределено, т.к. его более поздние формы зарождаются и формируются в более ранних, при этом развитие культуры происходит в соответствии со ступенями, едиными для всех культур.

4. В соответствии с универсальными законами человеческих культур одинаковые стадии развития разных народов и их культур дают одинаковые результаты.

5. Культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

 

Плюсы Эволюционизма:

1) идея развития культуры, человечества, общества;

2) идея единства и прогресса человечества;

3) идея сравнимости человеческих обществ;

4) практика этнографических и культурных исследований.

Минусы эволюционизма:

1) упрощение культурно – исторического процесса, подчеркивание постепенности и прямолинейности в развитии;

2) подчеркивание единообразия в развитии всего человечества;

3) развитие человечества монотонное, лишенное этнических, географических и экономических особенностей.

Культура античной Греции

 

Античная культура - это тип европейской культуры (а именно культура древней Греции и древнего Рима), которая стала фундаментом всей европейской цивилизации.

• колыбель античной культуры – Греция;

• происходит прорыв на новый уровень – осевое время (по нем. философу К. Ясперсу);

• территория Греции разделена на небольшие районы, где возможно автономное экономическое и политическое развитие, замечательные условия для мореплавания, природа богата плодородными почвами, лесами, металлами, климат благоприятен.

 

Черты античной культуры:

1. Космологичность

• космос – абсолют культуры, это не только мир, но и порядок, украшение, мировое целое, противостоящие хаосу упорядоченностью и красотой;

2. Красота

• соразмерность, определённость, ограниченность и единство в многообразии, т. е. гармоничное единение внутренней и внешней красоты в человеке;

3. Антропоцентризм (мера)

• выступает как характеристика совершенства - человек есть мера всех вещей;

4. Гармония

• в космосе, природе, обществе, гармония в самом человеке - «внутренняя природа вещей»;

5. Агоностика (состязательность)

• состязания поэтические и музыкальные, спортивные и конные;

6. Диалектика

• умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы, «внимать Логосу».

 

Периоды античной Греции

1. Эгейский или крито-микенский (III – II тысячелетия до н.э.)

 

• культура развивалась на островах Эгейского моря (о. Крит) и в материковой Греции (Микены и Тиринф);

• племена протоэллинов вторгаются на Балканы, очутившись в иных условиях, они вынуждены создавать иную культуру;

• наиболее пышных форм культура достигает на о.Крит;

• вся архитектура сосредоточилась вокруг дворцов;

• в Кноссе раскопки Большого и Малого дворцов обнаруживают мир уникальной культуры – настенная живопись, фресковая роспись, бронзовые статуэтки, оружие и полихромная керамика;

• важную роль в жизни Крита играет религия;

• сложилась особая форма царской власти – теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу;

• своё существование крито-микенская цивилизация прекращает с приходом дорийцев, которые обладали преимуществом – железным оружием;

• все города разрушены, культура терпит жестокий ущерб: почти исчезла грамотность, прекратились морские сообщения, пришли в упадок дороги и мосты, глиняная посуда упростилась, исчезла царская власть, не стало жречества;

• результат - культура Эллады отброшена на века назад.

 

2. Гомеровский (XI – IX вв. до н.э.)

 

• период назван по имени легендарного поэта-певца Гомера, который описал события эти веков в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея»;

• хозяйственная культура основывалась на технологии бронзового века;

• развитое с/х включало в себя скотоводство и земледелие;

• от эгейской культуры унаследовано гончарное мастерство;

• искусство каменного зодчества утрачено - колонны деревянные, строили из сырцового кирпича;

• люди жили родовыми общинами, из которых складывались полисы;

• полисы – основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления(Афина, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы – наиболее крупные полисы);

• были в полисах и рабы (пленники в результате разбоя и военных столкновений), отношение к ним патриархальное;

• сложилась система греческих мифов – мифология;

• определились важнейшие особенности менталитета древних эллинов: ощущение внутренней свободы и состязательность;

• зарождение Олимпийских игр, допускаются только эллины;

• возникает греческий алфавит на основе финикийской системы письма;

• греки научились чеканке монет у лидийцев.

 

3. Архаика (VIII – VI вв. до н. э.)

 

• один из значительных периодов для формирования древнегреческой культуры, т.к. создаются философские системы и эстетические принципы;

• родоначальником этики становится эпический поэт Гесиод, написавший поэмы «Теогония» (основана на мифах) и «Труды и дни» (бытовая этика и правила поведения);

• сложились такие архитектурные понятия, как дорический и ионический ордера, появились основные типы монументальной скульптуры: статуи куроса и коры;

• художники и владельцы мастерских начинают использовать труд рабов;

• возводятся монументальные мосты, сооружаются сложные водопроводные системы, вокруг греческих полисов возводятся мощные крепостные стены;

• возникает натурфилософия — наука о природе, создателями которой были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен;

• установились прочные торговые связи Афин с Египтом и Причерноморьем;

• дважды в год, весной и осенью, устраивались для народа веселые праздники в честь бога вина Диониса – так зарождается театр;

• чувство коллективизма приводит к развитию общественной архитектуры - строительству храмов богов-покровителей общины (Аполлона в Коринфе);

• богатые рабовладельцы греческих городов высоко ценили греческую вазопись: ковровый, краснофигурный и чёрнофигурный стили);

• формируются основные черты греческого общества: чувство спаянности гражданского сообщества и состязательное начало.

 

4. Классика (V в. до н.э. – ¾ IV в. до н. э.)

 

• культура греческой античности достигла своего высшего уровня;

• крупнейшим культурным, экономическим и политическим центром оставались Афины;

• становление рабовладельческой демократии;

• созданы произведения искусства, считающиеся непревзойдёнными образцами;

• сформировалась в общих чертах система наук;

• зарождение медицины (основоположник Гиппократ);

• первыми историками стали Геродот и Фукидид;

• философия – самостоятельная наука ( Гераклит, Пифагор, Демокрит, Фалес), множество открытий было достигнуто философами (Сократ, Платон, Аристотель);

• греческие скульпторы добились непревзойдённого мастерства (Мирон, Поликлет, Лисипп, Фидий), их критериями выступали гармоничность, пропорциональность, естественность, изображались боги и герои;

• особой славой пользуется греческая архитектура (храмы Парфенон и Эрехтейон), сменилось 3 архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский (отличительная особенность – форма колонн);

 

5. Эллинизм (IV – I вв. до н.э.)

 

• Греция в это время почти подчинена Македонии;

• Восточный поход Александра Македонского привёл к разрушению полисной демократии;

• зарождается новая эпоха – эллинизма – синтез эллинской и восточной культур;

• главная особенность эллинизма - глобальное распространение греческого языка и взаимное влияние 2 великих античных культур - персидской и греческой;

• центрами греческого влияния становятся Александрия, Антиохия и Пергам;

• появились новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм;

• обогащение открытий в научной области и изобретательства;

• появились новые шедевры искусства: алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон, храм Афины в Приене, мавзолей в Галикарнасе;

• появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон;

• впервые появляются памятники инженерного искусства (Фаросский маяк);

• создаются огромных размеров статуи (Родосский колосс);

• греческий период античной истории заканчивается падение под натиском римлян г.Коринф в 146 г. до н. э.

 

 

Культура средневековья


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.16 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь