Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4 Средневековая Европейская культура



Вопросы

  1. Роль христианской религии и церкви.
  2. Человек в культуре Европейского средневековья.
  3. Основные черты духовной культуры.
  4. Средневековая городская культура.

 

Термины и понятия

христианство, символ веры, троица, ересь, монашество, инквизиция, схоластика, сага, миннезингеры, трубадуры, ваганты, куртуазный роман, моралите, романский стиль, готика, витражи.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что означает термин «средневековье»? Как он появился?
  2. Охарактеризуйте особенности феодального общества.
  3. Назовите хронологические рамки средневековой культуры.
  4. В чем заключалась особая роль христианского вероучения и христианской церкви? Какими способами церковь воздействовала на сознание масс?
  5. Сравните идеал человека античности и средневекового человека?
  6. Как средневековой человек представлял себе мир, свою жизнь, смерть? Как относился к понятиям «время» и «пространство»?
  7. Что такое «культура безмолвствующего большинства»?
  8. Какие традиции народной культуры сохранились в эпоху средневековья? В чем народная культура противостояла учению церкви? В каких слоях общества она была популярна?
  9. Охарактеризуйте основные черты духовной культуры средневековья.
  10. В чем заключается символизм средневековой культуры?
  11. Какую роль играл город в средневековой культуре?
  12. Охарактеризуйте особенности романского и готического стилей в архитектуре.
  13. Какие жанры представлены в литературе средневековья?
  14. В чем заключался феномен рыцарской культуры? Что такое куртуазность?
  15. Чему и как учили в европейских университетах средневековья?
  16. Как вы думаете: средние века: упадок или расцвет культуры? Свой ответ обоснуйте.

 

 

Дополнительные вопросы и задания

  1. В средние века языком науки долгое время был латинский язык: на нем вели обучение в школе и дела в суде, читали молитвы в церкви. Какие последствия это могло иметь для образования и науки?
  2. Каковы истоки светского жанра?
  3. Почему отцы церкви первоначально не приняли театральных представлений, и что заставило их по достоинству оценить театр?
  4. Почему собор Парижской богоматери называют Библией из камня?
  5. В романских соборах в качестве украшений преобладали картины на стенах (фрески), а в готических – витражи, заполнявшие огромные окна. Чем можно объяснить широкое применение витражей в готических соборах?
  6. Как в европейской средневековой мифологии назывались обитательницы рек, ручьев и

а) сирена; в) русалка;

б) наяда; г) ундина?

7. Как называется старинная студенческая песня на латинском языке:

а) гимн; в) гаудеамус;

б) эпиталама; г) ода?

 

Темы докладов и сообщений

Рыцарство и куртуазность в западноевропейской литературе

Средневековая городская культура

Романский стиль в искусстве

Готический стиль в архитектуре

Рекомендуемая литература

Основная

 

  1. Быстрова О.Н. Мир культуры (основы культурологии) – М.: «Лань», 2002.
  2. Захаров И.В., Лехович Е.С. Миссия университета в Европейской культуре. – М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994.
  3. История мировой культуры: наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение. Курс лекций. – М.: РГГУ, 1998.
  4. Моисеева Л.С. История цивилизаций. – РНК, «Феникс», 2000.
  5. Кашекова И.Э. От античности до модерна. – М., 2002.
  6. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. /Учебное пособие. – СПб. / Спецлитература, 2000.
  7. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2000.

Дополнительная

  1. Августин Аврелий. Исповедь. История моих бедствий. – М.:, 1992.
  2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.:, 1972.
  3. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.
  4. Гужнов А., Глазычев В. Мир архитектуры: (лицо города). - М., 1990.
  5. Запад и восток: традиции и современность. – М., 1993.
  6. Иконников А.В. Искусство, среда, время: эстетическая организация городской среды. – М., 1985.
  7. Культура Византии: IV – первая половина VII вв. – М., 1984.
  8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М.: Изд. Группа «Прогресс», 1992.
  9. Лозинский С.Г. История папства. – М., 1998.
  10. Ястребицкая О.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. – М, 1995.

 

 

Тема 5. Культура эпохи Возрождения

Вопросы

  1. Эпоха Возрождения – социокультурный переворот в Европе в XIII-XVI вв.
  2. Особенности итальянского гуманизма.
  3. Итальянский Ренессанс.
  4. Особенности Северного Возрождения.
  5. Титаны Возрождения.
  6. Бытовая сторона Ренессанса.

 

Термины и понятия

гуманизм, антропоцентризм, Ренессанс, перспектива, базилика, пантеизм, «оборотная сторона Возрождения», культ красоты, маньеризм.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие исторические рамки охватывает Возрождение? Кто ввел термин Возрождение?
  2. Раскройте гуманизм как характерную черту культуры эпохи Возрождения? Назовите великих гуманистов и мыслителей Возрождения.
  3. Идеал человека средневековья и Возрождения: сравнительный анализ.
  4. Каким было отношение гуманистов к античной и средневековой культуре? Охарактеризуйте основные черты культуры Возрождения?
  5. Какую роль играло искусство в структуре культуры того времени?
  6. Каковы исторические предпосылки итальянского Ренессанса? Назовите основные периоды культуры итальянского Возрождения.
  7. Сравните эстетические идеалы итальянского Возрождения и эпохи средневековья?
  8. Как в литературе итальянского Возрождения взаимодействуют средневековые традиции и новые тенденции в искусстве?
  9. Расскажите о крупнейших достижениях архитектуры итальянского Возрождения.
  10. Охарактеризуйте зрелищную и музыкальную культуру итальянского Ренессанса.
  11. В чем своеобразие Северного Возрождения и его отличие от итальянского?
  12. С чем связано появление нового жанра – пейзажа в Северном Возрождении?
  13. Назовите наиболее известных художников Северного Возрождения.
  14. Чем характеризуется культура Возрождения в материальной сфере жизни?
  15. Как вы думаете, чем был обусловлен разгул индивидуализма в эпоху Возрождения?
  16. В чем заключается гуманистический урок Возрождения?

 

Дополнительные вопросы и задания

1. Итальянские гуманисты к четырем «основным стихиям» древних философов – воде, земле, воздуху и огню – добавили пятую. Какую?

2. Во времена средневековья противоположностью вере считалось отчаяние, противоположностью терпению – бунт, а рабству – господство. Что во времена Возрождения стало считаться противоположностью вере, терпению и рабству?

3. Какой выдающийся итальянский поэт XIII-XIV вв., создатель итальянского литературного языка, оказал большое влияние на развитие всей европейской культуры?

4. Ниже помещены два образца политического творчества Микеланджело.

а) Для мастера не может быть решения

Вне мрамора, где кроется оно,

Пока в скульптуру не воплощено

Рукой, послушной воле вдохновенья.

б) Молчу, прошу, не смей меня будить.

О, в этот век преступный и постыдный

Не жить, не чувствовать – удел завидный…

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

Каковы темы этих стихотворений? В чем, по мысли Микеланджело, состоит суть и смысл создания произведений искусства (скульптуры)? Каким настроением было проникнуто второе стихотворение, чем оно могло быть вызвано?

5. В помещении миланского монастыря Санта Мария делла Грация солдаты Бонапарта устроили конюшню. Из-за испарений фреска на стене покрылась плесенью, а солдаты забавлялись, швыряя камни в головы изображенных на ней фигур. Что это за фреска?

6. До нашего времени дошло 7 тысяч рукописных страниц, написанных Леонардо да Винчи, однако прочитать эти тексты непросто. Почему?

7. Объясните смысл высказываний гуманиста Альберти. Чем они противоречили средневековым взглядам о цели и смысле жизни?

«Человек рожден на свете не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам». «Подобно судну, которому следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».

  1. Биограф итальянских художников Возрождения Вазари следующим образом характеризовал трех величайших мастеров:

1) «Он показал путь к главной задаче искусства, каковой является человеческое тело, и, обращая внимание только на нее, оставлял в стороне игру красок…»

2) «Он всех побеждал своей приветливостью и искусством, но больше всего гением своей доброй натуры…»

3) «Дарование его было так велико, что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он легко и совершенно находил решения… Он ежедневно делал модели и чертежи…»

Подумайте, к кому относится каждая характеристика. Почему вы так решили?

  1. Составьте логические цепочки:

1. Н. Кузанский; 1. Художник и 1. Цикл «Жизнь Марии»;

2. Леонардо да Винчи; 2. Художник и график; 2. «Утопия»;

3. А. Дюрер; 3. Социалист-утопист; 3. «Джоконда»;

4. Н Макиавелли; 4. Мыслитель и писатель 4. «Об ученом незнании»;

5. Т. Мор; 5. Философ и математик; 5. «Государь».

 

Темы докладов

  1. Творчество Леонардо да Винчи.
  2. Творчество Микеланджело.
  3. Творчество Рафаэля.
  4. Музыка возрождения.
  5. Театральное искусство Ренессанса.
  6. Идеал человека в античности, христианском средневековье, Возрождении: сравнительный анализ.
  7. Г.Галилей – изобретатель, ученый, философ.

 

Рекомендуемая литература

Основная

 

  1. Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии) – М.: «Лань», 2002.
  2. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – М.: Интрада, 2001
  3. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб. - М., 1993.
  4. Лисичкина О.Б. Мировая художественная культура. – СПб, 2000.
  5. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1992.
  6. Юхвидин П.И. Мировая художественная культура. – М., 1996

 

Дополнительная

  1. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. - М, 1985.
  2. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.
  3. Гастев А.А. Леонардо да Винчи. – М., 1984.
  4. Городская культура: средневековье и начало нового времени. – Л., 1986.
  5. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения – СПб., 1991.
  6. Теория и история мировой культуры (Западная Европа). – М., 1993.
  7. Штекли А.Э. Джордано Бруно. – М., 1963.
  8. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. – М., 1995.

Может быть использована любая другая литература по теме.

 

 

Тема 6 Западноевропейская культура в эпоху нового времени (4 часа)

Вопросы

  1. Культура Западной Европы в ХVII веке.
  2. Век Просвещения.
  3. XIX век – век классики.

 

Термины и понятия

 

роман, барокко, рококо, классицизм, романтизм, эклектизм, реализм, веризм, символизм, декадентство, импрессионизм, модерн, промышленная архитектура, натурализм.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему XVII век называют «веком гениев? »
  2. Почему применительно к искусству нового времени правильно говорить не об эпохах, а о стилях?
  3. Какие явления в политической, научной, религиозных сферах повлияли на формирование художественной культуры XVII в?
  4. Назовите основные эстетические характеристики стиля барокко. В искусстве каких стран и почему стиль барокко проявил себя наиболее ярко?
  5. Чем характеризуется стиль классицизм?
  6. Какова мировоззренческая картина в культуре XVII века?
  7. В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи просвещения?
  8. В чем состояла сущность просвещения как явления культуры?
  9. Чем можно объяснить отличие взглядов представителей просвещения европейских стран? В чем национальная специфика культуры Просвещения?
  10. Какая страна становится в XVIII в. гегемоном в духовной жизни и в чем это проявляется.
  11. Охарактеризуйте «плоды» просвещения в сфере духовной культуры Европы XVII-XVIII веков.
  12. Какие направления и стили развиваются в искусстве эпохи просвещения?
  13. Сравните сентиментализм и романтизм как два близких, но различающихся направления в искусстве.
  14. Какие духовные противоречия были присущи эпохе просвещения?
  15. В чем состояли признаки зарождающегося нового типа культуры в Европе в эпоху Просвещения?
  16. Какие изменения в культурной жизни обществе вызвал промышленный переворот в XIX в?
  17. Каким образом массовое образование повлияло на культурный процесс в XIX в?
  18. Почему традиционные подсистемы культуры (религиозная, аристократическая, народная) утрачивают свое значение в XIX в?
  19. Назовите признаки стиля ампир. Что такое академизм в искусстве?
  20. В чем проявился романтизм и модерн в архитектуре?
  21. Как проявляют себя реалистические тенденции в различных видах и жанрах зарубежного искусства XIX в.?
  22. Почему живопись импрессионистов при своем появлении вызвала резкий общественный протест и была принята лишь десятилетия спустя?
  23. Какие жанры, появившиеся в искусстве XIX в. сохранили свою популярность и в XX в.?
  24. В чем заключается специфика культуры декаданса? Каковы ее основные направления?
  25. Как вы думаете, имел ли место кризис культуры рубежа XIX - XX веков?
  26. Каковы основные итоги развития культуры в новое время?

 

Дополнительные вопросы и задания.

  1. На примере жизненного и творческого пути Рембрандта объясните, как житейские обстоятельства и стилистические предпочтения эпохи преломляются в самобытном мышлении художника и воплощаются в его произведениях.
  2. На примерах литературы, театра, живописи просвещения покажите стилистическое разнообразие художественной жизни XVIII в.
  3. Охарактеризуйте положение музыкального искусства в художественной жизни XVIII в.
  4. Иоганн Вольфганг Гете – основоположник немецкой литературы нового времени, отразил важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В самом значительном произведении – трагедии «Фауст» - Гете призывает к поиску смысла жизни. А как он сам ответил на поставленный в «Фаусте» вопрос: в чем состоит смысл жизни?
  5. Это направление в искусстве зародилось во Франции и получило свое название по картине художника Мане. Как называется картина?
  6. Заполните таблицу.
План сравнения Классицизм Романтизм Реализм
1. Сюжеты 2. Правила изображения 3. Основные идеи 4. Типичный герой      

7. Кто из французских писателей был теоретиком и основоположником натурализма в литературе:

а) Э. Золя; в) Ж. Санд;

б) В. Гюго; г) Т. Готье?

8. Как называется направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления:

а) кубизм; в) импрессионизм;

б) имажинизм г) примитивизм.

Темы докладов и сообщений

 

1. Творчество импрессионистов (К. Писарро, А. Сислей, К. Моне, О. Ренуар)

2. О. Шпенглер о характере упадка и «заката» европейской цивилизации.

3. Научная революция XVII века и ее творцы.

4. Жизнь и творчество И.С. Баха.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Гуревич И.С. Культурология. М.: Гардарика, 2000.

2. Ильина Г.В. Основная история искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

3. Культурология /под ред. Г.В. Драга. – Рн/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.

4. Культурология (под ред. О.Н. Марковой. – М.: «Культура и спорт», 1995.

5. Полищук В.И. Культурология. М.: Гардарика, 2000.

6. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие /под ред. А.А. Радугина М.: «Центр», 1998.

Дополнительная

1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – М., 1974.

2. Век просвещения. – М. Париж, 1970.

3. Ерасов Б.С. Социальная Культурология. – М., 1996.

4. Согрин В.В., Патрушев А.Н., Токарева Е.С., Фадеева Т.М. Либерализм Запада XVII-XX веков. – М., 1995.

5. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб., 1997.

6. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха просвещения / сост. П.С. Гуревич. – М., 1991.

7. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное – М., 1993.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь