Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Арабо-исламская культурная традиция



1. Возникновение и распространение ислама.

2. Ислам, Коран как феномены культуры.

3. Арабо-язычная художественная и духовная культура.

 

Исламская культура молодая. Она складывается с 7-ого века нашей эры на территории Аравийского полуострова, который был заселен арабами и большинство населения были бедуинами, т.е. кочевники, скотоводы. К 7-ому веку на полуострове складывается глубокий кризис. Во-первых, обостряются межплеменные отношения и в упадок приходят старые центры и возникают новые, среди них Мекка. Обостряются противоречия внутри племени в результате усиления социальной дифференциации. Для выхода из кризиса были необходимы новые идеи, направленные на создание централизованного государства уничтожением многобожия. Эти проблемы и решил Ислам. Возникновение Ислама стало возможным т.к. к началу 7-ого века уже сложился единый арабский язык и буквенная письменность. Сознание арабов уже было готово к переходу от язычества к единобожию т.к. вокруг уже существовали иудаизм и христианство. Основателем религии был Магомет (570-632), который родился в Мекке. В 40 лет Магомет начал проповедовать единобожие и стал халифом. В 622 году он бежал в Медину и это начало летоисчисления для мусульман. В 30 году он с почетом вернулся в Мекку и в 632 году умер. Почему Мекка? Она находилась на пересечении караванов путей. Мекка всегда играла заметную роль в религиозной жизни арабов. Мекка – столица племени КУРЕЙШ. Главный бог курейшитов – Аллах – всегда особо почитался, и считалось, что он воплотился в черный камень.

Лекция++.

Ислам.

Возникает на аравийском полуострове в 7ом веке нашей эры. Это мировая религия и основа социально-политической доктрины и наиболее глубокие расхождения в Исламе связаны с решением проблемы верховной власти.

В исламе существуют 2 основных направления:

  • Суннизм. Сунниты признают законы сунн, и в рамках суннизма верховная власть принадлежит халифу, который выбирается из рода курейшитов.
  • Шиизм. Шииты считают, что законными приемниками Магомета =имамами, могут быть только его потомки.

И уголовное и гражданское право в исламе было построено на религиозном законе – шариате. Толковали их богословы. Шариат в переводе означает надлежащий путь. Шариатом поощрялась кровная месть. Священная книга мусульман – Коран. Коран в переводе «чтение». По традиции Коран не переводился на другие языки, поэтому часто заучивания не понимали. Лишь в 12-ом веке Коран перевели на латинский язык. Состоит из 114 сур, которые располагаются по степени убывания длины. Главная идея Корана – утверждение монотеизма, т.е. идея безоговорочной покорности Аллаху. В Коране повторяются основные религиозные догматы. Он испытал значительное влияние иудейской и христианской мифологии. Культ Ислама опирается на 5 столпов веры:

  1. Исповедание веры.
  2. Ежедневная пятикратная молитва.
  3. Ураза.
  4. Обязательная благотворительность.
  5. Паломничество в Мекку.

После смерти Магомета происходит формирование арабского теократического государства – Халифат. Начинаются завоевательные походы. За 100 лет была завоевана территория от Гибралтара до Инда. Происходит быстрая исламизация покоренных народов.

Арабо-язычная духовная художественная культура.

К 8ому веку складывается арабский халифат и происходит встреча с молодой исламской культуры с более древними и высокими культурами Ирана и Византии. До середины 8-ого века столицей Халифата был Дамаск и преобладало Византийское влияние, а с середины 8ого до середины 13 был Багдад. Сильно было персидское влияние. 8-9 века золотой век арабской культуры.

В Багдаде был основан дом мудрости, который представлял собой единство академии, библиотеки, обсерватории. Там был очень большой штат переводчиков и переписчиков, переводивших труды античных мыслителей. Отсюда в арабский язык начали приходить греческие слова. Появляются труды по философии, математике, астрономии, медицине. Из Китая через среднюю Азию пришла техника изготовления бумаги. Появляются библиотеки, значительно превосходившие европейские. Так, в багдадской библиотеке было около ста тысяч рукописей, в то время как в Сорбонне в 14 веке было всего лишь две тысячи рукописей. В 8-ом веке появляется первая государственная больница, а в 10-ом формируется медресе. В отличии от христианской культуры, в Исламе изобразительное искусство не было средством выражения религиозных идей. Главной святыней были старинные рукописи, и особо было развито искусство каллиграфии, которое материализовало божественное слово. Широко распространена книжная миниатюра, поскольку в запретах Корана она не упоминалась. Изображались герои, пиры, батальные сцены. Было развито и прикладное искусство: керамика, оружие, ковры. Духовная культура. Благодаря Сирийцам, арабы познакомились с античной культурой. А благодаря персам с индийской культурой. Западная античная философия, наука сохранились в арабо-исламской культуре. Арабы активно усвоили и развили античное наследие. И в результате появляется научная арабо-язычная традиция, для которой характерны:

  1. Приоритет практической направленности знания.
  2. Энциклопедизм и комментаторская формы.
  3. Светский характер знания.

Наибольший вклад внесли в медицину, астрономию, оптику.

Аль-Хорезми (9 век). Написал трактат «Арифметика», через который пришли арабские цифры и «алгебру», которая использовалась на западе как учебник до 16 века.

Аль-Фараби (9-10 века). Написал трактат «о классификации наук», которой был основой образования.

Ибн-Сина=Авицена. Он был философом, поэтом, медиком, родом из Бухары. (10-11 века). Написал работу «канон врачебной науки», которая использовалась в европейских университетах до 16-ого века.

Ибн-Рушд=Аверройс.

В 14 веке начинается упадок в науке.

Литература.

Большую роль играла поэзия, любовная лирика.

Рудаки – таджикский и персидский поэт. Фирдоуси (10-11 века) – персидский и таджикский поэт. «Шахмане» (книга царей).

Омар Хайям – «Рубаи». Низами – «Лейли и Меджнун».

К концу 9-ого века помимо поэзии и научных трактатов появляется проза и из устного народного творчества рождаются сказки «Тысяча и одна ночь».

Лекция++.

Культура эпохи возрождения.

1. Осмысление феномена культуры мыслителями Возрождения.

2. Общая характеристика эпохи Возрождения.

3. Основные черты культуры эпохи Возрождения.

4. Художественная культура итальянского Возрождения.

5. Северное Возрождение. Реформация.

 

Возрождение - это 14-16 века. Период перехода от Средних веков к Новому времени.

Черты Возрождения:

1. Зарождаются буржуазные отношения.

2. Формируются нации, складываются монархические абсолютистские государства.

3. Развиваются города, как центры культуры, образования ремесел.

4. В результате великих географических открытий происходит знакомство с новыми цивилизациями.

5. Формируется новая картина мира (гелиоцентрическая система мира) на основе экспериментального естествознания.

6. Формируется новый менталитет, образ жизни.

7. Развивается светское мировоззрение при сохранении диктата церкви.

8. Складываются национальные языки, появляется национальная литература.

9. В середине 15 века с изобретением книгопечатания Гутенбергом происходит информационная революция в культуре.

Само понятие Возрождение появляется в Италии в 16 веке. Этим термином итальянский художник и мыслитель Джорджо Вазари назвавший так время с середины 13 по середину 16 веков. Позднее термином стали обозначать историческую эпоху (Ренессанс). В этот период происходит переосмысление культуры. Мыслители Возрождения считают, что только через возрождение античной культуры после средневекового варварства люди смогут познавать природу, действительность. Идея культуры приобретает гуманистическое измерение. Происходит открытие личности, осознаются ее достоинства и возможности. Культура рассматривается как произведение не Бога, а человека и отсюда культ человека-Творца. Человек ощущает свои безграничные возможности. Он не ограничен ни природой, ни Богом. Появляется новый тип личности - индивидуальность. Формируется понятие гения, как человека, который выше других благодаря своему таланту. Эпоха имела противоречивый характер. Это был период религиозных войн, расцвета инквизиции.

Черты культуры Возрождения:

1. Гуманизм. В широком смысле - это признание ценности человека, как личности, его прав и свобод. В узком смысле - это идейное движение Возрождения, содержание которого - изучение и распространение античных языков, искусства, литературы.

2. Антропоцентризм. Человек как центр - системы ценностей.

3. Пантеизм. Синтез античных и христианских идеалов. " Бог разлит в природе".

Хотя мыслители Возрождения провозглашали отказ от средневековой культуры и воспевали Античную культуру, в реальности, культура Возрождения складывается во взаимодействии этих двух культур.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь