Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура - поведение и культура.



Культурология.

 

Культура - поведение и культура.

Культурный феномен – культурное явление.

Артефакт – продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления. Артефакты – феномены культуры – сделанные человеком вещи, рожденные мысли, найденные и применяемые средства, и способы действий.

Артефакты:

Духовная культура (система ценностей, норм, знаний)

Поведенческая культура

Материальная культура

1. Духовная культура – система ценностей, норм, знаний.

Ценность – характеристика отношений человека к внешним предметам.

Формы ментальной культуры: миф, религия, философия, нравственность, быт, наука, мораль, искусство.

Миф – бессознательное смысловое породнение с силами непосредственного бытия, как бытия природы, так и бытия общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую связь от причинно следственной.

Смысл:

- ценностный (характеристика отношений человека и объекта)

- регулятивный (правила и нормы, в соответствии с которыми человек строит свои отношения)

- когнитивный (информация о свойствах объекта)

Религия – комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются или пытаются сообщаться с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Верования и действия фокусируются вокруг Предельного Абсолюта.

2. Поведенческая культура – значимые действия индивидуума, благодаря которым проявляются ценности, нормы, значения.

3. Носители ценностей, норм, значений: вещи и энергичность, посредством которых духовная культура воплощается, закрепляется и социализируется.

Культурно – исторические типы.

- первобытная

- просветительская (продигма)

- единая культура

- разнообразие культур и несводимость одной к другой.

Типы культур (несводимых)

1 Египетский

2 Китайский

3 Ассирийско – Вавилона – финикийская (Древне Сирийская)

4 Индийский

5 Иранский

6 Еврейский

7 Греческий

8 Римский

9 Аравийский

10 Германо-романский (Европейский)

Шпенглер выделял 8 типов.

Культурология – область гуманитарного знания, изучающая сущность, закономерности развития, человеческое значение и способы постижения культуры.

Знак и символ. Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств. Мир культуры – мир артефактов, смыслов и знаков.

Культура – локально – историческая общность, которая в своих социальном, религиозном, познавательном аспектах образуют универсальные отношения человека к миру, в силу которого он творит и овеществляет мир и самого себя, и символы которые может постичь посредством обнаружения их смысла.

Функции культуры: креативные, интегрирующие, регулятивные…

 

Становление и развитие европейской культурологической мысли.

Катон 234 – 149 г.г. до н. э.

Цицерон 106 – 43 г.г. до н. э.

Конфуций 551 – 479 г.г. до н. э.

Платон 428 – 348 г.г. до н.э.

Софисты 5 век до н.э.

Киники 4 век до н.э.

Стоики конец 4 века до н.э.

Софисты противопоставляют человека и природу. Киники культура отчуждает человека от природы (надо возвратится к природе). Первые в Европе критики культуры Стоики. Они испытывали пренебрежение ко всему, к материальному, к богатству. Стоики разрабатывают антиномии природы и культуры. Антиномия – противоречие в законе – появление в ходе рассуждения двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными, суждений. Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта. Провиденциализм – понимание истории как проявление воли внешних по отношению к процессу сил проведения, бога. Эсхатология – в христианской догматике учение о последних вещах: о конце мира, о воскрешении мертвых, о страшном суде, о царстве Божьем на Земле. Индивидуализм появляется в эпоху Возрождения. В эпоху Ренессанса появилось слово «интеллектуальность».

Джамбатиста Вико (1668 - 1744) (Детство – эпоха богов, Юность – эпоха героев, Зрелость – эпоха человека)

Жан – Жак Руссо (1712 - 1778)

Франсуа Мария Аруэ Вольтер (1694 - 1778)

Этьен Бонно де Кондорсе (1715 - 1780)

Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803)

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831)

Эммануил Кант (1724 - 1804)

Гердер немецкий просветитель говорил «Миссия цивилизационной культуры поднимать не цивилиза - ционные страны».

Эммануил Кант: Культура человека выражается в становлении целей и достижении их. Культура – это точка разрыва природы и человека. Культура – это способность человека к преодолению эгоистических стремлений, продиктованных биологической природой, умение подчинять свои страсти и поведение нравственному долгу. Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой – Моральный закон.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Суть культуры в том, чтобы освободить человека от субъективного произвола, от произвола индивидуальных страстей и поднять его до общих принципов разума, т. е. до осознания его как общественного существа.

Провиденциализм (лат. PROVIDENTIA) провидение – понимание истории как проявление воли внешних по отношению к процессу сил провидения, Бога.

Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915)

Генрих Риккерт (1863 - 1936)

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) (В 1866 г. вышла книга «Россия и Европа»)

Освальд Шпенглер (1880 - 1936)

Карл Ясперс (1883 - 1969)

Фридрих Ницше (1844 - 1900)

Типология культур – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социо - культурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания или сопоставления.

Основание культурной типологии: направления культурной деятельности человека (4 разряда: религиозная, культурная, политическая, общественно - экономическая).

Николай Яковлевич Данилевский: Цивилизация не передается от одной культуры к другой. Цивилизация проходит 4 стадии а потом гибнет. Идеи Данилевского развиваются Освальдом Шпенглером в работе «Закат Европы» 1914 г.

Культура первобытного общества.

Культурогенез – процесс возникновения, становления и развития ранних форм культуры (культура первобытного общества).

 

 

Значение первобытной культуры:

1. Явилась начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры.

2. Носила всеобщий характер (через первобытную эпоху прошло все человечество).

3. Создала фундамент современной цивилизации.

4. Сыграла ключевую роль в истории мировой культуры (предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многие региональные особенности культурно – исторического процесса).

5. Значительное число достижений первобытности сохраняет свое значение в инвентаре современной культуры.

Синкретизм – это нерасчлененное единство всех форм жизнедеятельности первобытного человека, в котором нерасторжимо сливались труд и общение, познание окружающего мира и самопознание, магические обряды и художественное творчество.

Антропогенез – процесс возникновения человека как особого биологического вида.

Этапы Антропогенеза.

Время (лет назад) Тип
22 – 6 млн. Биологические предки людей – человекообразные обезьяны.
Более 5 млн. Предлюди – австралопитеки.
2, 5 – 2 млн. Антропологические предки людей – «человек умелый»
Около 1 млн. Древнейшие люди – «человек выпрямленный»
150 – 35 тыс. Неандерталец (предок ли? )
35 – 30 тыс. (? ) «Человек разумный»

Периодизация первобытности. Этапы социогенеза.

Эпоха (по материалу Для изготовления орудий) Время (тыс. лет до н. э.) Форма организации общества
Каменный век Палеолит Ранний 2000 -33 Первобытное стадо
Поздний 33 - 8 Матриархат (Зарождение родового строя)
Мезолит   8 - 4
Неолит Ранний 7 - 4
Поздний 4 - 3 Патриархат (расцвет родового строя)
Век Металлов Бронзовый век   4 - 1
 
Железный век   Распад родового строя
 
     

 

Ранние формы верований.

Магия – вера в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на мир (природу, людей, духов).

Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между людьми данного рода в тотем (каким – либо животным, растениям, реже - неодушевленным предметом или явлением природы).

Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, почитаемым как вместилища духов.

Табу – запрет, налагаемый на какое – либо действие.

 

Месопотамия.

1. Протописьменный период (XXX-XXVIII) – изобретение письма.

История Древней Греции

История Древнего Рима

История Древней Греции

 

Крито-микенская культура

Культура древнего Крита (догреческая)

Древнейший очаг цивилизации в Европе – остров Крит.

Важнейшие отрасли хозяйства – мореплавание, земледелие, скотоводство, ремесло (строительное, корабельное, гончарное, кожевенное, ткацкое)

Первое государство в Европе (теократия).

Верования связаны с силами природы (великая богиня – владычица, священный бык, Минотавр).

Письменность («линейное письмо А») до сих пор не расшифрована.

Кносский дворец – «лабиринт» (от названия двойного ритуального топорика – «лабриса»).

Фресковая настенная живопись (сцены «тавромахии» – «игры с быком»).

Статуэтки, оружие. Керамика, ювелирные изделия.

В середине XV в. до н. э. – катастрофа, связанная с извержением вулкана на о. Фера. С севера на Крит вторгаются ахейцы. Крит превращается в отсталую провинцию, а центр цивилизации перемещается на территорию материковой Греции.

Микенская культура

Испытала влияние Крита, но возникла на греческой почве (основатели греки-ахейцы).

Ранние памятники – шахтовые могилы в Микенах, открытые Г. Шлиманом.

Дворцы в Микенах, Тиринфе, Фивах («циклопическая» кладка цитаделей).

«Линейное письмо Б» (расшифровано М. Вентрисом в 1953 г.). Фрески на темы войны и охоты.

Время расцвета микенской цивилизации XV-XIII в.в. до н. э.. В конце XIII в. до н. э. Прекратила свое существование в результате нашествия дорийцев и родственных им народностей.

Культура архаики

К VIII в до н. э. первобытный строй сменился раннерабовладельческим; появились классы, государственная власть, сложная хозяйственная и культурная жизнь.

Основные ячейки общественного развития – города-государства (полисы).

Великая колонизация – выселение греков в колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Формируется оригинальная мифология, всеэллинский пантеон богов.

Создается алфавитная письменность.

Возникает натурфилософия.

Классическая культура

Особенности классической культуры – полнота, разнообразие и законы составных частей культуры; создание шедевров.

Основные факторы формирования:

экономическая основа – рабовладельческая экономика;

социальная основа – рабовладельцы и среднее гражданство;

политическая основа – наличие полисов с демократическим политическим устройством;

характер греческой религии;

широкое распространение грамотности;

греческая природа.

Эллинистическая культура

Распространение античных традиций на захваченных А. Македонским территориях. Полисы превращаются в ячейки других государств – эллинистических монархий.

Новые условия развития:

расширение ойкумены (обитаемого мира);

знакомство с древними культурами;

многообразие социальных противоречий;

повышение роли государства в развитии культуры.

Эллинистическая культура – синтез греческой полисной и древневосточной культуры.

 

Культура этрусков

Вероятно восточное происхождение этрусков. Жили между Тибром и Ариусом.

Единая государственность отсутствовала. Основные отрасли: земледелие, металлургия, керамика, мореплавание, торговля. Градостроительство по единому плану. Высшие боги – Тин, Уни, Минерва. В искусстве (скульптура, роспись гробниц) – стремление к реализму.

VII-V в.в. до н. э. – период наивысшего расцвета Этрурии. В IV-III в.в. до н. э. покорена Римом.

 

Культура Римской республики

В 509 г. до н. э. установлен республиканский строй аристократического характера. Римская община представляла собой один из полисов Апеннинского полуострова.

Для полиса характерно стремление к обособленности и замкнутости. Отсюда – традиционализм и консерватизм культуры.

В ходе завоеваний Рим становится громадной державой. В период ранней республики (VI-III в.в. до н. э.) происходит приобщение римлян к более высокой греческой культуре.

Культура поздней республики (II-I в.в. до н. э.).

Архитектура

Основа греческой архитектуры – храм. В храмовом строительстве сложилась ордерная система.

Она предполагает:

строгую соразмерность частей зданий;

четкое разделение несущих и несомых частей;

широкое использование колонн;

украшение храма скульптурой и живописью;

органичное включение здания в ландшафт.

Греческие ордена:

дорический (нет базы);

ионический;

коринфский.

В классической Греции создаются сложные архитектурные ансамбли (афинский Некрополь с Парфеноном).

Эллинизм – основание множества новых городов, стремление к грандиозности построек (Александрийский маяк); роскошь внутренней и внешней отделки.

Римская архитектура развивалась под греческим и этрусским влиянием.

Основа римской архитектуры – сооружения для практических нужд.

В IV-III в.в. до н. э. Рим строится без плана. Ведущий тип – инженерные (военные и гражданские) сооружения, материал – сырцовый кирпич.

Во II-I в.в. до н. э. – плановая застройка, материалы – обожженный кирпич, бетон, мрамор.

Новые типы зданий – базилики, амфитеатры, цирки, термы и др. Триумфальная арка.

Период империи. Широкое разнообразие архитектурных форм и строительных материалов; в городах – каменные мостовые, водопроводы, канализация, отопление. Сотни мощенных камнем дорог.

Римские ордера:

тосканский

композитный.

Особенности римской архитектуры:

монументальность и масштабность сооружений;

пышность отделки зданий.

В 80 г. н. э. в Риме построен амфитеатр Колизей на 50 тыс зрителей. Диаметр купола храма «всем богам» – Пантеона – 43, 2м.

Скульптура

Назначение:

религиозное

идеологическое

декоративное

мемориальное

Архаика – статичность и обобщенность образов (курос – «юноша» и кора – «девушка»). «Архаическая улыбка». Классика: статуи полны жизни и движения.

Фидий (Зевс Олимпийский и Афина – Воительница)

Мирон (Дискобол)

Поликлет (Дорифор)

Пракситель (Афродита Кидская)

Лисипп (портрет А. Македонского)

Леохар (Аполлон Бельведерский)

Эллинизм: дух беспокойства, стремление к театральности и помпезности.

Республиканский Рим

массовое портретирование;

ввоз греческой скульптуры;

копирование.

Императорский Рим – реализм портретной скульптуры (изображение императоров, императриц, военачальников, поэтов, философов и др.).

 

Два течения

шииты (передача власти по наследству)

суниты (халифат, выборность). Халифат и имамат.

Исламизации способствовали:

экономические (поощрения мусульман)

арабизация – расселение на завоеванных территориях.

649-1258 г.г. - халифат аббсидов

равенство перед Богом

идея предопределения (нет ничего случайного)

сила Аллаха – в общине (уммы).

VII-XII вв – шариат – свод религиозно-этических предписаний.

 

Раннее V-X (середина XI )

Среднее XI –XV

Позднее XVI – XVII

Внутренние источники.

1. Территория, население, горда, освоенная территория, носители римской культуры.

2. Латинский язык и письмо.

3. Право и высокая правовая культура.

4. Школьно римские традиции в образовательной системе «семи свободное искусство».

5. Христианство.

Христианство.

Единобожие.

Равенство людей перед богом.

Братство народов.

Посмертное воздаяние за добродетельную жизнь.

Христианство едино, но разделилось:

Католическое (римское).

Православное (греческое).

Разделение католической и православной церкви произошло в 1054 г (окончательно в 1242).

Христианские мыслители.

Северин Боэций (~ 480-524)

Абемер (1070-1142)

Фома Аквинский (1225-1274)

Особенности:

Символизм средневековья мировоззрения.

Теоцентризм.

Временные ориентиры средневековой модели личного бытового времени – круг, круговорот времени, трудовой ритм, годовой цикл.

Модель исторического времени – от сотворения мира – к его концу – второму пришествию Христа. Человек жил ожиданием страшного суда.

Личностный образец – аспект.

Основные типы культуры.

Церковно-монастырский, рыцарский, народный, городской (бюргерская).

Церковно-монастырская культура. Её представляет белый и чёрный дух.

Сословие.

Духовенство.

Рыцарство.

Трудящиеся.

Бенедикт Нурсийский (VI).

Дисциплина

Воздержание и молитва

Нестяжание

Физический труд.

Доминиканский орден (XIII).

Доменик де Гусман (1170-1221)

Борьба с еретиками.

Доминиканцы.

В 1232г в их руки переведена инквизиция.

Рыцарская культура.

Рыцарство – это военно-аристократическое сословие.

Восемь доблестей:

Древнее происхождение.

Сила и храбрость.

Слава.

Верность Богу.

Красота.

Благородное поведение в бою.

Служение прекрасной даме.

Центр рыцарской культуры – замок (замковая, куртуазная культура).

Городская культура.

Города начинают быстро развиваться с XI века и становятся центрами культурной жизни.

В города перемещаются школы, а затем университеты (лат. «объединение») в Италии Болонский (1058) во Франции – парижский – парижская Сорбонна (1160) в Англии – оксфордский (1167) и в 1209 – кембриджский к 1500 и в Европе 80 университетов.

Университетская наука – схоластика – просвещение, диспут.

Переход от устной культуры к письменной. Иоганн Гугенберг – печатный станок 1436.

IX-X века – подъём естественно научных знаний.

Оккультные науки: алхимия, астрология, магия.

Героический эпос «Беовульф»

Исландские саги

Лирическая поэзия Трубадуры, Гуверы, ваганты.

Музыка.

Религиозная

Фольклор

Театр.

Мистерия – библейские сюжеты.

Моралите – драма.

Миракль – в центре чуда.

Романский и готический стили.

Первый общеевропейский стиль – романский Нотр-Дам в Пуатье (Франция).

В XII веке – готический Нотр-Дам в Париже.

Изобразительное искусство – скульптура, рельеф, мозаика, витраж, фреска иконы.

Культура России.

Древняя и средневековая культура России (IX-XVII века).

Милюков П.Н. «очерки по истории русской культуры».

Основные божества.

Свары бог неба немного огня творец вселенной, бог – отец.

Джальбы бог солнца податель всех благ «солнце – царь».

Перун бог войны, грома, магний и покровители князей и дружины.

Хорс божество солнечного диска.

Стрибы бог воздушных стихий.

Сермаел бог растительности, урожая, семян.

Велес «скотий бог», бог богатства.

Макаль богиня плодородия, домашнего очага.

Ярило и Купало – солнечные божества, персонажи летнего земледельческого цикла.

Хазарский каганат – иудаизм.

Булгарский каганат – ислам.

Последствия.

Переход от политеизма к монотеизму.

Христианизация (X-XVI в.).

Искоренение язычества.

Милосердие.

980 – религиозная реформа Владимира

иудаизм, ислам, христианство.

 

Внедрение новых обрядностей.

Распространение грамотности.

Развитие литературы.

Новые святые (Борис и Глеб).

(Страстотерпцы – люди принявшие мученическую смерть добровольно).

Церковные строения.

Изобразительное искусство.

Двоеверие.

Гонение на устн. Предания.

Кирилл (~ 827-869) и Мефодий (~ 815-885) – создали славянскую письменность (азбуки).

Древние книги.

«Остромирово Евангелие» 1056-1057

«Изборник» 1013

«Изборник» 1076

литературные жанры: житие, слово, повесть, летопись.

Илларион – митрополит киевский, «Слово о Борисе и Глебе», «житие и гонение Даниила, русской земли игумена».

Летописи «повесть временных лет» - монах Киево-Печерский монастыря Нестор 1113

«Слово о полку игореве» 1185

«Слово или моление Даниила Заточник»

«Русская правда» Ярослава Мудрого

«Поучение Владимира Мономаха»

«Слово о погибели земли русской»

«Повесть о разорении Рязани Батыи».

Архитектура.

Киев Десятинная церковь (989-996)

Софийский собор 1037

Золотые вороты.

Новгород Софийский собор (1045-1050)

Георгиевский собор Юрьева монастыря 1119

Церковь спаса преображенья 1198

Перынская церковь.

Успенский собор 1158

Дмитриевский собор 1194

Церковь Покрова на реке Нерла 1165

Апсид – место, где находится алтарь

Нефы – галереи

Коры – балкон, верхние открытые

Притворы – место, где находятся неверующие люди во время молитвы. Вход в храм с западной стороны, алтарь на востоке. Над входом «страшный суд».

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ВЕНЕЦИИ

В Венеции Возрождение началось позднее, было дольше, своеобразное. Венецию называли " царицей Адриатики", " владычицей морей". Она была торгово-олигархической республикой. К ней стекались огромные богатства.

Венеция поражала великолепием, пышностью, праздничностью красотой.

Два главных творения Венеции - Собор Сан Марко и дворец дожей. Крупнейшие художники Венецианского Возрождения:

Джованни Беллини (1430 -1516), " Мадонна со святыми".

Джорджоне (Джордже Барбарелли да Кастельфранко) - (1477/78 -1510)

" Спящая Венера" (1508 -1510), Дрезден.

Джорджоне для Венеции был как Леонардо да Винчи для Средней Италии. Художник впервые пишет картины на светские темы, и впервые сделал равноправными человека и пейзаж.

" Спящую Венеру" Джорджоне сравнивали с " Рождением Венеры"

Боттичелли, " Джокондой" Леонардо да Винчи, " Сикстинской Мадонной» Рафаэля.

Целомудренный и прекрасный образ спящей Венеры - одно из первых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве.

" Юдифь". Эрмитаж. Независимо от сюжета Джорджоне создает в своих картинах идеал чистой и прекрасной женщины.

Картины Джорджоне удивительно поэтичны и музыкальны, отних веет задумчивой мечтательностью, безмятежнойумиротворенностью инекоторой меланхолией.

Тициан (Тициан Вечелио) - (1477 или 1485/90 - 1576) - знаменует собой полный расцвет, зенит венецианского Ренессанса.

Идеалы Тициана земные, полнокровные, жизнерадостные, величавые, торжествующие. Он вдохновенно воспевал радостную красоту женщины в своих " Венерах", " Данаях". Им создана галерея портретных образов - императоры, короли, папы, прекрасные женщины, гуманисты, воины.

В картинах, созданных Тицианом в последние годы его жизни, звучит уже подлинный трагизм - " Святой Себастьян", Эрмитаж.

Самым ярким певцом праздничной, нарядной и богатой Венеции был Паоло Веронеэе (Паоло Кальяри) - (1528 -1588).

Последним великим живописцем этой эпохи был Тинторетто (Якопо Робусти )-(1519 - 1594).

Искусство Испании.

Испанское искусство XVI века было принципиально новым по - отношению к средневековой культуре, оно весьма отличалось от ренессансного. Вся средневековая история Испании проходила под знаком Реконсисты - обратного отвоевания Пиренейского полуострова у арабов. Борьба против мусульман, определила и большую роль католической церкви в жизни Испании, ее культуре и искусстве. Нарождающаяся буржуазия в абсолютистской Испании была слаба. Идеи гуманизма и научная мысль подвергались гонению. Поэтому религиозный характер культуры, с чертами мистической экзальтации и преувеличенной экспрессии, сохранялся дольше, чем в других странах. Однако испанские художники не остались в стороне от достижений ренессансной культуры.

Наиболее значительное архитектурное творение королевский дворец Эскориал (архитектор Хуан де Эррера) - (1530-1579), для Филиппа П., около Мадрида.

Самый выдающийся художник - Эль Греко (Доменико Теокопули) -(1541 -1614). " Благовещение", " Погребение графа Оргаса". Творчество Эль Греко стоит особняком в испанском искусстве - оно настолько индивидуально, что не могло иметь последователей. Художник создал свою собственную, смелую и необычную художественную систему. Основа его образов - духовное горение, отрешенность от земного и благоговейная устремленность ввысь. В его картинах никогда нет ясно построенного пространства; вытянутые, причудливо деформированные фигуры, неожиданные ракурсы и повороты, взволнованные движения, выразительные жесты и мимика, одухотворенность лиц - вот основные особенности своеобразного художественного языка Эль Греко.

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Северное Возрождение - это художественная культура XV -XVI вв. европейских стран, севернее Италии, Нидерландов, Германии и Франции.

Термин " Возрождение" здесь достаточно условен, так как формирование культуры опиралось не на античное наследие (его не было в этих странах), а на идеалы религиозного обновления.

В Северной Европе центром художественного творчества становится человек с новым сознанием окружающего мира и себя. Гуманистическое начало составляет главнейшую особенность искусства Северного Возрождения.

В северных странах гуманизм был устремлен к воскрешению Демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. И, если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему. В искусстве северных стран преобладает правдивое непосредственное изображение того, что есть, даже если оно уродливо, - в противовес стремлениям итальянских художников к идеализации, ^ поискам во всем прекрасного, величавого, возвышенного.

Нидерланды

Нидерландами в XV в. называли земли у берегов Северного моря, где сейчас находятся Голландия и Бельгия. Нидерландские города были богатыми и прекрасными, вели обширную торговлю.

Становление нового искусства в Нидерландах связано с творчеством Яна ваи Эйка (1390 -1441). Главное создание Яна ван Эйка - грандиозный Гентский алтарь - полиптпх (т.е. сложенный много раз).

Гентский алтарь (1422-1432) - программное произведение нидерландского Возрождения, в котором выражено представление о человеческой Вселенной.

Джованни Арнольфини - богатый итальянский купец, жил в Брюгге в качестве представителя дома Медичи.

Находящиеся в комнате предметы полны традиционного аллегорического смысла: собачка и пара туфель - символы верности и единства супружеской пары, апельсины на ларе у окна - знак райского блаженства, янтарные четки на стене - символ благочестия, щетка - знак чистоты. В зеркале видны фигуры двух человек, один из которых - Ян ван Эйк, о чем гласит надпись на стене.

Художник впервые создает двойной портрет, впервые изображает свои модели в рост, впервые раздвигает рамки самого портретного жанра. Изображение супругов в уютной комнате стоит на грани портретного и бытового жанров, но при этом все в нем проникнуто такой одухотворенностью, таинственной и поэтичной, что сцена получает не бытовой, а возвышенный смысл, символизируя святость супружеского обета и домашнего очага.

Яну ван Эйку (или братьям ван Эйкам) традиционно приписывают изобретение техники масляной живописи. Но это не точно, потому что способ применения растительных масел был известен и раньше, но Ян ван Эйк усовершенствовал этот способ и впервые применил масляную живопись при создании алтарных картин.

Сложный узор на полу и одеждах играющих, а также блеск позолоченных труб органа создают ощущение объемности. Если внимательно присмотреться к картине, станет ясно, что точки, в которых сходятся линии пола и органа, не совпадают.

Из Нидерландов эта техника постепеннораспространилась в Италиюи другие страны, вытеснив темперу.

Особой прелестью в нидерландском искусстве обладают произведения, проникнутые кротким, созерцательным настроением. В отличие от итальянских художниковс их ощущением красоты, силы и всемогущества человеческой личности, нидерландцы приемлют и поэтизируют " среднего человека", не обязательно красивого, но всегда благочестивого и исполненного достоинства в своем смирении. В евангельских сюжетах преломлялась и одухотворялась мирская добропорядочная жизнь. Все это ясно ощущается при взгляде на картину Робера Кампена " Мадонна с младенцем у камина" (около 1433 г.. Гос. Эрмитаж).

Хуго ван дер Гус - (около 1435-1482). Алтарь Портинари. (1476 -1478). Флоренция. Уффици.

Рогир ван дер Вейден - (около 1399 -1464). Распятие с донаторами. Триптих. Вена.

Иохим Патинир около 1480 -1524. Крещение Христа. 1515. Вена.

Особое место в художественной культуре Нидерландов и Возрождения в целом принадлежит двум мастера - Босху и Брейгелю.

В творчестве Иеронимуса Босха (ван Акен) - (около 1450 -1516)мир предстает как царство дьявола и греха.

Для современников творчество Босха бесконечно сложно и во многом загадочно. А современникам Босха, видимо, аллегорический смысл образов был понятен, ибо его произведения пользовались широчайшей популярностью.

Босх выступал как моралист, страстный проповедник, бичующий зло в пороки погрязшего в грехах мира.

Свои картины на темы ада, рая. Страшного суда, искушения святых художник населял легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части различных животных, растений, предметов, а иногда и человека. Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспомощными фигурками людей, с птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы существования.

Творчество Босха, подвластное его глубоко пессимистическому мировоззрению, обнажало наиболее страшные, трагические стороны человеческого существования. Но, как бы наперекор стремлениям художника, его произведения обладают и жизнеутверждающей силой, имеющие свои истоки в народной фантазии, устрашая - смешат, а юмор всегда несет элемент здоровья. Изумительный колорит, живописное мастерство придают картинам Босха, несмотря на их содержание, немеркнущую красоту.

Питер Брейгель старший (Мужицкий) - (1525/30 -1569) -последний художник нидерландского Возрождения. Такой широты в изображении жизни народа, такой бесстрашной трезвости в подходе к ней искусство еще не знало.

Он находился под влиянием, как народной культуры, так и Босха. В Центре его внимания - жизнь народа в не показном, а деятельном и повседневном обличий.

Работы Гольбейна отличает отточенное мастерство и высок степень объективности. В Англии искусство Гольбейна имело огромное влияние.

Период же немецкого Возрождения был коротким - его составляв творчество художников одного поколения. Победа феодальной реакции утверждение протестантизма, неблагоприятного для искусства, надолго остановили культурное развитие Германии.

Франция

Французский Ренессансне далтаких гениев, как Мазаччо и Ван Эйк Леонардо да Винчи и Дюрер, Микеланджело и Брейгель. Тициан g Гольбейн.

Период Возрождения во Франции выглядит скромно, по сравнению с предшествующей эпохой готики, когда Франция оказывала влияние на страны Северной Европы, и с последующим XVII в. - веком классицизма, вернувшим Франции главенствующую роль.

Движение Реформации во Франции потерпело поражение, она осталась католической страной. Здесь была сильна королевская власть, к началу XVI века Франция стала абсолютной монархией.

Короли, стремясь увеличить блеск и славу двора, окружали себя художниками и выдвигали свои требования. Искусство приобретало придворный характер, чего нельзя сказать о всей ренессансной культуре...Франции - о творчестве Вийона, Рабле, Ронсара, Монтеня.

Живопись и скульптура отличаются изяществом и спокойствием, драматизм в них не проникает, хотя бурных, жестоких событий было достаточно: Столетняя война, война с Габсбургами, ожесточенные войны католиков с гугенотами, кровавая Варфоломеевская ночь.

Ренессансный характер французское искусство начинает приобретать во второй половине XV в., в миниатюрной живописи.

Знаменитый " Роскошный часослов герцога Беррийского", исполненный братьями Лимбург (1411-1416).

Жан Фуке - (около 1420 - около 1480) - крупнейший мастер раннего периода французского Возрождения. Придворный живописец Карла VII и Людовика К, прославился своими портретами и миниатюрами.

" Часослов Этьена Шевалье",

" Иудейские древности",

" Жизнь знаменитых мужчин и женщин" (Боккаччо).

С начала XVI в. гуманистические идеи получают во Франции все большее распространение, развитие гуманизма во Франции происходило под сильным влиянием культуры и искусства Италии. Этом)' способствовали и военные походы Франциска I в эту страну и то, что три последние года жизни прожил во Франции Леонардо да Винчи.

Архитектура. Замки Луары

Долина Луары - это " сердце" Франции. Замки, построенные здесь в конце XV в. - начале XVI в. принесли этой долине славу колыбели французского Возрождения. В Амбуазе (город на Луаре), находилась резиденция короля Карла VIII, где возводился, но закончен не был, огромный дворец с парками и садами.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.22 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь