Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальные и мировоззренчнские основы культуры Древней Греции.



Народная культура

Народ – общность людей, которую объединяют общность происхождения, место проживания, язык, культура, общий исторический путь, единое самосознание и единая культура.

Народная культура – культура основанная на устной традиции передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственных взаимодействий.

Черты:

  1. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.
  2. И создателем, и потребителем произведений народной культуры является народ.
  3. В народной культуре выражается вековой опыт жизни и рационального ведения хозяйства в определенных природных условиях. Поскольку в наше время такой опыт востребован главным образом в сельскохозяйственной деятельности, она сохраняется в основном в деревне.
  4. Народная культура демократична и понятна всем, в ее создании и распространении могут принять участие все желающие, она не носит коммерческого характера.
  5. Консерватизм, ориентация на сохранение «корней».
  6. Она, как правило, анонимна – это продукт творчества множества людей. При этом по своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными или коллективными.
  7. Народная культура имеет четкую географическую привязку к той или иной местности, ее особенности в значительной мере обусловлены природной средой. У народов, живущих в сходных природных условиях, обнаруживается много общего в культуре.
  8. Некоторые элементы народной культуры являются символами самобытности народа и патриотической привязанности к его истории: сарафан и самовар – у русских, овсяная каша и легенды о приведениях – у англичан.

 

13. ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Элитарная культура

Элита – социальная группа, играющая главную роль в духовной, политической и экономической жизни общества. Элита не однородна – политическая элита может совпадать или не совпадать с экономической и достаточно редко она совпадает с творческой элитой.

Элитарная культура – культура элиты, создаваемая либо представителями самой элиты, либо по ее заказу профессиональными творцами. Т.о создатель и потребитель культуры могут, как совпадать так и не совпадать. (Пример: культура русского дворянства 18 – 19 вв по отношению к культуре других слоев населении )

Черты:

1. Элитарная культура всегда создается на основе письменности и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и техническом развитии общества.

2. Ее средоточием является город с его театрами, музеями, библиотеками, учебными заведениями.

3. Личное авторство ее произведений.

4. Автор стремится, прежде всего не к известности или коммерческому успеху, а к творческому самовыражению.

5. В рамках элитарной культуры создаются уникальные и неповторимые произведения.

6. Инновации здесь имеют большее значение, нежели традиции своего времени.

7. Элитарная культура опережает средний культурный уровень своего времени, а потому она не всегда понятна всем и каждому. Для того, чтобы воспринять произведения элитарной культуры нужно обладать достаточно высоким уровнем образования, а то и специальной подготовкой.

14. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Массовая культура

Масса – специфическая общность людей, которой свойственны усредненность духовных потребностей и управляемость.

Массовая культура – совокупность явлений культуры 20 – 21 вв., а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в современную эпоху.

Условия появления:

1. Развитие механизированного и автоматизированного крупного промышленного производства, участие в котором обрекает отдельного человека на роль «винтика в машине», а коллектив работников превращает в безликую массу.

2. Приобретение культурой коммерческого характера.

3. Развитие СМИ, облегчающих тиражирование культурной продукции.

Черты:

1. Культурная продукция рассчитана на массовое тиражирование и потребление.

2. Произведения не часто обладают художественной ценностью, зато носят развлекательный характер, предельно упрощены, а потому понятны для любого человека.

3. Произведения не уникальны, а стандартны.

4. Массовая культура удовлетворяет сиюминутные запросы людей, на ее продукцию существует мода, которая быстро меняется.

5. Она всегда коммерческая – ее создатели и распространители работают ради получения прибыли, а не «из любви к искусству».

6. Поскольку «человека из массы» всегда привлекают темы преступности, жестокости и секса, происходит эстетизация страшного, патологического и пошлого.

 

15. ПЕРВОБЫТНЫЙ СИНКРЕТИЗМ И ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬННЫЕ ЧЕРТЫ

Чтобы просто понять что такое синкретизм – читаем здесь: http: //dezhurov.ru/pedagogic/51-mhk06.html

Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры. Можно выделить следующие проявления синкретизма:

Синкретизм общества и природы . Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами (тотемизм)

Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово «я» вообще отсутствует. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Худшим наказанием, после смертной казни, например, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Община, представлялась как неразрывная связь людей.

Синкретизм различных сфер культуры . Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Для древних - это искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу. Главными условиями являлись магические действия. Магия – само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Синкретизм как принцип мышления . В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями как субъективное – объективное; наблюдаемое – воображаемое; внешнее – внутреннее; живое – мертвое; материальное – духовное; единое - многое. В языке понятия жизнь – смерть или дух - тело часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает. К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить ему реальное зло. Именно подобный синкретизм сделал возможным появление фетишизма – веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Слияние символа и объекта приводило также к отождествлению психических процессов и внешних предметов. Отсюда происходили многие табу. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Называние явления, животного, человека, мистического существа в магических обрядах было одновременно вызыванием его, а слова, срывающиеся с уст шамана, который в момент экстаза становился вместилищем духа, создавали иллюзию его фактического присутствия. Имена воспринимались как часть человека или вещи. Поэтому произнесение имен в определенном контексте могло таить опасность для их обладателя.

 

 

16. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

http: //www.countries.ru/library/orient/kitind.htm (Культура Индии)

http: //window.edu.ru/library/pdf2txt/878/57878/27939/page14

 

^ Древня Индия Древний Китай
Культура Древней Индии величественна и оригинальна, отличаясь от других монотеистических (монотеизм – единобожие) религий, представляется более глубокой и философски насыщенной.Это запечатлено в священных текстах «Брахманах», а также в «Упанишадах» (сидеть у ног учителя, получая наставления). Особенность индийских философско-религиозных направлений – их интровертивность, т.е. направленность внутрь, на поиск собственного пути индивидуального спасения своей бессмертной души в вечной Пустоте, вечном небытии, Абсолютной реальности.В них разум, слитый с интуицией, с идеалистическим видением мира господствовал над слепой верой. Индийская религия не едина, а включает различные формы. ^ Основы ее заложены в ведических верованиях(ведийскими называют богов, вошедших в священные тексты Веды – от санскр. Vid –ведать, знать), которые принесли в III тыс. до н.э. племена ариев. Она политеистична. Пантеон (все боги данного культа) слабо дифференцирован, включая добрых и злых. Боги, вероятно, человекоподобны, хотя изображений их нет. В центре религиозной практики брахманизма стоял обряд жертвоприношений с магическими ритуалами, монополизированный жрецами (брахманами). Они заняли ведущие позиции в религиозных действах, знании священных текстов, образовании и т. д. «Мир подчиняется богам, боги подчиняются заклинаниям, заклинания подчиняются брахманам, следовательно, – брахманы наши боги».8На смену кровавым жертвам пришла условность, символика магических жестов во славу богов: Брахмы (Брахмана), Вишну и Шивы. Основа религиозной философии – мир не случайное сочетание вещей и явлений, а универсальный и вечный космический порядок, удерживающий Вселенную как целое – дхарма (от санскр. держать), ему подчинено все, включая богов. Это некая безличная закономерность, ей подчинены боги, природа, люди. По отношению к отдельному человеку дхарма – долг, совокупность религиозных, этических и общественных обязанностей каждого. В индийской философии кардинальными являются проблемы бытия; жизни и смерти, взаимоотношения человека и космоса, людей и богов, того, что находится по ту сторону жизни, т.е. философские проблемы.Идея вечного круговорота жизненного начала (сансара): свет-тьма, холод-тепло, смена времен года и пр., видимо привела к мысли о закономерности этого круговорота, о примате духовного начала (бессмертной души) и к мысли о переселении душ (реинкарнации). Данный постулат стал одним из главных принципов всех религиозных течений в Древней Индии. Смерть – не конец и не достижение блаженства. Это просто разрыв непрерывности бесконечного круговорота, за которым будет новая жизненная форма, в которую воплотится душа. Конкретная форма, новый телесный облик зависит от поведения человека, от соблюдения им кастовых законов. Теоретическое обоснование учения о перерождении и идея кармы как суммы злых и добрых дел человека (нравственной нормы) –благодаря своим деяниям человек может изменить свою карму и перейти после смерти в более высокую или более низкую варну (касту). Не проблемы социальной справедливости, имущественного и пр. неравенства, не борьба за изменение социально-культурных условий, а улучшение собственной кармы – путь к спасению в вечной Пустоте, освобождения (мокши) от круговорота перерождений души стало целью индийца. Борьба за социальную справедливость, социально-экономическое равенство оказались несущественными в Индии, если все зависит от самого человека – твори добро, терпи, почитай Брахмана как высшую Абсолютную реальность, духовное единство, следуй законам варны. Тем самым обеспечивалась социально-политическая устойчивость, активно поддерживаемая жречеством (брахманами). В процессе роста социальных противоречий, противоборства разных религиозных течений наиболее широко распространился в государстве Мадагха на рубеже тысячелетий (III в. до н.э. – I в. н.э.) Буддизм, ставший самой ранней мировой религией, явившейся мощной философской системой. В его недрах родилась вероисповедальная связь людей независимо от этнических, языковых, политических связей. Он сформировался в среде кшатриев как альтернативная доктрина мудрости брахманов (жрецов).Будда (Сиддхартха Гаутама), ставший «просветленным», нашел путь к самоуглублению, познанию истины, ведущий к покою и просветлению духа. Буддизм, который поначалу сформировался как религия без Бога и не был связан с варно-кастовой структурой, проявил социально-политическую гибкость. Это четыре истины: учение о страдании, его причинах, пути преодоления. Причина страдания в жажде жизни, избавление – в уничтожении желаний, привязанностей, и в итоге праведная жизнь. Конечная цель религиозного спасения – состояние полного небытия, угасания (нирвана), когда прекращается круговорот перерождений.Фундамент учения – идея кармы, а также основа всей системы представлений и запретов: воздержание от убийства, воровства, от разврата, лжи и т.д., а также принцип непротивления злу насилием, непричинения зла всему живому (ахимса). Это состояние совершенной мудрости, самообладания, достигаемое путем совершенствования души, улучшения кармы, переживается на земле, а не в потустороннем мире. Социальная роль философии буддизма определяется идеей равенства людей в страдании, праве на спасение на основе личного самосовершенствования, углубления в себя, размывании варно-кастовых границ. Соперником буддизма стал индуизм, более ориентированный на условия кастовой Индии, традиционные принципы сельскохозяйственной общины, ее нормы, этические ценности, верования, обряды, мифы. Индуизм – синтез и итог всех длительных религиозно-философских поисков. По мнению А.С. Токарева, это скорее совокупность религий, отразившая пестроту кастового, этнического состава, сложность классовых отношений, сохранившая традиционные догматы – авторитет Вед, веру в реинкарнацию, в справедливость кастового деления, непричинение зла и пр. Множество богов ушло в прошлое. На первый план вышли модифицированные Брахма, Вишну, Шива, выполняя основные функции: созидательную, охранительную, разрушительную. В модернизированном виде они стали ближе и понятнее людям. Будучи приближены к земным условиям, они приобрели человекоподобный облик.Индуизм превратился в основную религию в условиях достаточно пестрой религиозной жизни. Появлению индуизма способствовало стремление жрецов приспособить культ к потребностям народа, чтобы конкурировать с буддизмом. Культ стал более демократическим, народ получил возможность участвовать в публичных церемониях, обрядах. Именно в эту эпоху стали строиться храмы, появились антропоморфные (человекоподобные) изображения богов. ^ Индуизм оказался тесно связанным с варно-кастовым строем: чтобы стать индуистом, надо принадлежать к какой-либо касте. В этом его ограничение и он не мог стать мировой религией, подобно буддизму. Главной ценностью ее доныне является приобщение к мудрости, святости, благочестию, а не к накопительству, освобождение от власти кармы. В Индии и ныне принято оценивать жизнь человека не по размеру вклада в банке, а на основании ее моральности и благочестия, следования индивида религиозным нормам, законам касты, согласия его с общиной, с самим собой, с природой. Отсюда отсутствие традиции энергичного социально-политического сопротивления внешним силам. В Древнем Китае издревле на первый план выходят не абстракции, не мистика, как в Индии, а «художественно-мифолого-религиоз-ный комплекс» и знания, интеллект, развивающиеся в практике жизнеобеспечения. Китаец не задумывался над таинствами жизни и смерти, но ориентировался на эталон высшей добродетели – жить достойно ради жизни на земле, в соответствии с ритуалом, а не ждать посмертного блаженства на том свете. Поэтому в Китае главное не религия, а ритуал, этикет и моральные нормы, правила, в том числе административные, цели управления. Вперед вышли – строгий рационализм, государственная польза, не личные связи индивида с божеством, а отказ от личного в пользу общественного. Сложившаяся философско-религиозная система рационалистична и равнодушна к мистике и метафизическим спекуляциям. Она обусловила облик китайской цивилизации на века, облик религиозной жизни, характеризующейся ослаблением иррациональности и возвеличиванию рационального начала, этических норм.Религия обернулась этикой. ^ Древний китаец при отсутствии великих богов изначально искал защиту у духов предков умерших правителей. На первый план вышел Шан-ди – легендарный первопредок-тотем, родоначальник народа шан-инь. К нему шли мольбы и просьбы. Он как бы заслонил богов, оттеснил религиозное начало, возвысил ценность материального, практического и абсолютизировал культ предков. Необходимость укрепления власти вана привело к обожествлению Неба (поначалу местожительства Шан-ди), выступившем как абстрактная безличная сила, космический и нравственный закон, контролирующее и регулирующее начало. Небо – всекитайское божество, символ высшего порядка, космического и нравственного, олицетворение разума. Оно охраняет земное общество, основанное на добродетели, карает недостойных и награждает добродетельных. Китайский ван – сын Неба, а Китай – Поднебесная.Это означало для вана принятие ответственности за весь мир, за народ. А народ объявлялся глашатаем воли Неба, требовавшем большей заботы, чем духи. В этом случае космическиустановленный коллективизм снижал значимость личностного начала, индивидуализма, в отличие от Запада. ^ В Китае были канонизированы нормы и стереотипы поведения в зависимости от социального статуса, что поддерживалось Конфуцианством. Жречества в Китае не было, так как абстрактное божество (Небо) в них не нуждалось, а обязанности первосвященника в ритуалах выполняли правитель, образованные чиновники.Вся деятельность жрецов-чиновников ориентирована на ритуальные функции, на выполнение административных обязанностей, на сохранение устойчивости социальной структуры, санкционированной Небом. Подготовка чиновников – особая задача. Их отбор осуществлялся посредством конкурсного экзамена, предполагающего наличие грамотности, знание классических канонов, классических текстов, умения рассуждать на философские темы, сочинять стихи и пр. Трижды сдавшие экзамен получали высшую ученую степень и право на престижную должность. Культура Китая, как никакая другая, была необычайно доверчива к мудрости природы, что определило картину мира, где не было враждебности и дисгармонии. Мир изначально целен, совершенен, гармоничен и не нуждается в переделке, человек должен самоустраниться, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Социальные проблемы в реальной жизни китаец стремился решать, опираясь на морально-нравственное начало, на ритуал. В основе гармонии мира – социо-этико-политическая идея, санкционированная Небом. Китайский мир – некий космос, где совершаются взаимопереходы двух противоположных начал – Инь и Ян, они символизируют священный союз Земли и Неба. Названные идеи развивались в философско-религиозных учениях даосизма, конфуцианства, буддизма. Их особенность, во-первых, в подчиненности политике в отличие от индийской философии, во-вторых, в оторванности философии от естествознания, от конкретных научных знаний. Таким образом, натурфилософские концепции природы, логика и др. не получили развития, несмотря на склонность китайцев к рациональному мышлению. Одним из важнейших был вопрос о Небе, Небесном пути, всеобщем законе, высшей Истине и Справедливости (Дао) и первопричине всего сущего, который стоял перед многими философами. ^ Один из них Конфуций (Кун Фу-цзы, 551–479 гг. до н.э.). Он – родоначальник древнекитайской философии, этико-политического направления. Он пережил мятежи, нищету, жестокость и тяготел к ритуалу и старине. В эпоху глубокого кризиса Конфуций искал опору, общепризнанные авторитеты, коими сталиполулегендарные предки.Конфуций реанимировал культ предков и придал ему нравственно-этическое и социальное звучание.Одним из основных положений конфуцианства является учение о сяо (сыновней почтительности) с требованием строго повиновения старшим, от отца до государя. Культ предков воспитывал уважение к семье. Ее интересы выше личных, ибо семья – малое государство. ^ На первое место он ставит народ, на второе – божества, на третье – государя.Для него мир – упорядоченное гармоничное начало и человек должен найти в нем свое место, исходя из учения о правилах поведения, о правильной жизни при соблюдении канонов, ритуалов. В основе – сконструированный Конфуцием умозрительный социальный идеал как эталон для подражания – совершенный человек (цзюнь-цзы – благородный муж) с главными достоинствами: гуманностью (жэнь), основанной на почитании предков: почтительности к родителям, к старшим (принцип сяо), и чувством долга (и), обусловленным моральной обязанностью, но не расчетом.«Кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла». Основная заповедь (изречение) Конфуция – «Не делай другим того, чего не желаешь себе».Критерием деления общества на верхи и низы стал идеал цзюнь-цзы. Он противостоит простолюдину (низкому человеку). Благородный следует долгу и закону, низкий – выгоде. ^ Жить согласно ритуалу есть основной принцип, а ритуал – мера гармонии в отношениях между людьми.Через обряды и церемонии они становились доступными для людей и приобщали их к добродетели. Так, ритуал стал центральной частью социального взаимодействия и формой религиозно-культового действия. ^ Конфуцианство направлено на приземление древних верований и обрядов, придания им прагматического, социально-нравственного, а не религиозного звучания. Серьезно занимается вопросами бытия, небытия, становления единого, многого, т.е. картиной мира в абстрактно-философском аспекте – даосизм. (Возник в VII в. до н.э., основатель – легендарный Лао-цзы). Главный символ – Дао (путь), чем-то близок символу Бога Неба, а также к Брахману-Абсолюту. Это своего рода закон бытия, Космоса. Он – основа всего сущего во Вселенной, источник всех вещей и явлений, путь, по которому следует все в мире, включая богов. Цель человека – достичь слияния его бессмертной души с Дао через силу Дэ как индивидуального проявления Дао. В основе лежит недеяние (ву-вей), не деятельность, не добрые дела, а вслушивание в себя, уход в свой внутренний мир, т.е. созерцательное отношение к жизни, слияние с природой Нравственный идеал даосизма – первобытная община, когда не было неравенства, угнетения, стяжательства. Но не следует сопротивляться, а нужно покорно следовать Дао. Главное – не нарушить путь, а встроиться в него. Конфуций заложил фундамент этико-политической системы взглядов. Заложил фундамент патриархальной теории государства. Со временем эта система стала государственной доктриной на долгие годы.

17. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ХАРАКТЕР ЗНАНИЯ

Китай является родиной одной из самых старых и самых сложных цивилизаций мира, и возможно, единственной, где физический тип населения не менялся в течение 5 тысячелетий. Китай имеет историю, насчитывающую 5 000 лет[источник не указан 142 дня] художественного, философского и политического развития. Хотя региональные различия создают ощущение разнообразия, общность языка и религиозно-этических взглядов объединяют культуру Китая, в рамках которой были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм. Конфуцианство было официальной идеологией большую часть истории Имперского Китая, и знание конфуцианских текстов было первичным критерием для входа в имперскую бюрократию.

С усилением экономической и военной экспансии в Китай стран Запада в середине XIX столетия, в Китае получили распространение, в национальной интерпретации, идеи социальной и политической организации, зародившиеся в Европе: см. Сунь Ятсен, Маоизм.

Основателем даосизма был Лао Цзы ( кит. упр. 老 子 lao3zi4, пиньинь: лао, палл.: старый, мудрый). Его настоящее имя — Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э..

Основное понятие даосизма — дао, кит. «путь» или «противоположность». Дао — это невидимый вездесущий закон природы, путь, по которому идет человек и человечество, безликая, бескачественная субстанция. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. Из него все вышло и в него все возвратится. Бездеятельность порождает бездеятельность, поэтому необходимо к минимуму свести человеческую активность. Возникает принцип у-вэй, принцип недеяния, «созерцательная пассивность»: человек изучает мир, но не изменяет, делает только то, что необходимо.

В даосизме взаимодействуют два противоположных начала — инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь — отрицательное, пассивное, женское начало; ян — положительное, активное, мужское.

Во II в. даосизм оформляется организационно. Начало ему положила школа «Путь небесных наставников», основанная полулегендарным Чжан Лином. В начале V в. оформляются ритуал и вероучение, даосизм становится государственной религией, появляется пантеон божеств, учение о богине Сиванну (прародительнице всех людей), затем даосизм распадается на множество сект и направлений. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления — недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Конфуцианство является одной из трех основных религий Китая. Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551—479 до н. э.), однако весьма вероятно, что деятельность его отличалась гораздо более скромными размерами, чем её описывают китайские учёные, и что только впоследствии его приверженцы, достигнув первенствующего значения в государстве, старались возвысить своего первоучителя. В литературе Конфуций часто именуется Кун-цзы, что означает «учитель Кун». И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая.

Конфуцианство известно в Китае под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в названии его не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий).

Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю («Весна и Осень», летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши-цзин («Книга стихотворений»). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников; любимейшим из них был Янь-юань. В чем состояло учение самого Конфуция, теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён.

Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усваивается верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.

Вторым лицом в конфуцианстве после Конфуция считается Мэн-цзы. Об обстоятельствах жизни его известно ещё меньше, чем относительно Конфуция. Родина его определяется почти в том же месте, как и Конфуция, год рождения — 371, смерти — 288 до н. э. Судя по книге, названной его именем (или, возможно, псевдонимом), Мэн-цзы является ревностным распространителем конфуцианской доктрины. Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (большею частью шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно популярных религий — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собою и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни.

Только в конце XI в. н. э. начинается для конфуцианства новая эра: на конфуцианской основе явилась новая, натурально-дуалистическая философия. Первый толчок этому был дан сочинениями философа Чжоу-цзы (или Чжоу-лянь-ци, Чжоу-дунь-и, 1017—1073), продолжателями которого были Чжан-цзы (Чжан-мин-дао, Чжан-цзай, 1020—1067) и два брата, Чэн-хао и Чэн-и. Самым знаменитым представителем этого нового направления конфуцианской философии является философ Чжу-си или Чжу-цзы (1130—1200), воззрения которого, а в частности толкования на классические книги, имеют общеобязательную силу во всём Китае. Наиболее известно его сочинение: Цзя-ли — «Домашние церемонии», содержащее в себе изложение обрядов совершаемых при достижении совершеннолетия, свадьбах, похоронах и жертвоприношениях в честь предков. Сочинения всех представителей новой конфуцианской философии собраны и изданы вместе (Син-ли-да-цюань, 1415 г.; 70 кн., 120 авторов; Син-ли-цзин-и — сокращение предыдущей, при настоящей династии). Специальный термин для неё: син-ли — «новые законы», «новая философия» впервые употреблён Чэнь-чунем, учеником Чжу-си. Как велика литература конфуцианская, можно видеть из того, что одно собрание сочинений писателей по этой части только при нынешней династии (изд. в 1829 г.) составило 50 больших томов. Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков (единственного, по мнению некоторых синологов, культа у первобытных китайцев) и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжением курительных свечей, а в известные дни — и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме.

Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее — в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды. Самый полный траур носится по родителям, женой по мужу и т. д. Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться.

При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза: формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.

«Обряд надевания шапки» совершается кем-либо из родственников (но не отцом), в присутствии всей родни, с докладыванием и жертвоприношениями предкам, над юношей 15-20 лет; при этом последний получает новое имя и, как ставший уже совершеннолетним, является ко всем старшим родственникам и знакомым. Соответствующий обряд совершается и над девочкой, по достижении ею 15 лет и по просватании, кем-либо из родственниц и с меньшей торжественностью.

Государственным чествованием пользуются все государи всех династий, равно как и царствующий государь, затем все лица, принёсшие пользу всему государству (изобретатели земледелия, шелководства и пр., великие учёные — Конфуций и 86 его учеников и последователей) или его части (чэн-ваны — «гении-хранители городов»). Чествования может быть удостоен всякий, о чьей полезной деятельности местное начальство и население засвидетельствует перед императором. Народное чествование ничем не стеснено; в каждой местности много своих местно — чтимых (даже одной семьёй) духов. В данный день на могилу или в храм, в честь «пожалованного духом», является старший чиновник (при государственном чествовании) или член семьи, совершает определённое количество коленопреклонений, возжигает перед таблицей курительные свечи, иногда ставит жертвы из съедобных вещей; его помощником прочитывается написанная на отдельном листе специальная молитва, которая затем тут же и сжигается в фонарике-столбе, находящемся на дворе прямо против статуи или изображения духа. К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист или магометанин спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.

Моизм — этико-политическое учение, основатель которого Мо Цзы (Мо Ди) (около 486—376 гг. до н. э.). Для учения Мо Цзы характерен призыв ко всеобщей любви, требование решать все конфликты мирными средствами и т. п. Моисты были людьми необыкновенными, поражавшими современников полным забвением личного, готовностью жертвовать всем ради общего блага и справедливости. Моист с радостью отдавал свою жизнь за главу школы и мог лишить жизни единственного сына за зло, содеянное постороннему.

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором былАрнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь