Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История культуры и искусства. Мировая художественная культура



 

Первобытная культура и искусство. Синкретическая целостность первобытной культуры. Эволюция материальных основ и начала социогенеза первобытной культуры. Первичные формы религии: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.

Проблема происхождения искусства. Основные эпохи и черты первобытного искусства. Изобразительное искусство палеолита. Пещерная живопись. Первобытный реализм. Культ зверя. Пещера Ласко, Альтамира, Капова пещера. Палеолитические Венеры.

Искусство неолита. Керамика. Искусство эпохи бронзы и железа. Мегалитическая архитектура. Тайны скифских курганов. Звериный стиль.

Миф в системе культуры. Основные мифологические темы и мотивы: тотемические, календарные, космогонические, героические, эсхатологические мифы. Эволюция мифа: архаическая, классическая, эсхатологическая. Мифология ХХ века.

Культура и искусство Древнего Египта и Месопотамии. Религиозно-эстетическая основа, религиозно-магическая направленность, эзотеризм и сакральность, заупокойный культ и культ фараона, каноничность, монументальность. Периодизация.

Архитектура: пирамиды, гробницы, храмы. Описание египетского храма и его символика.

Египетский скульптурный портрет. Магический реализм, культовое назначение, канон, шедевры, эволюция. Канон изображения человека в рельефах и росписях. Амарнское искусство. Фаюмский портрет. Декоративно-прикладное искусство. Влияние египетской художественной традиции на античное и христианское искусство.

Искусство Месопотамии. Архитектура Шумера, Вавилона и Ниневии. Ассирийские рельефы.

Культура и искусство Индии. Религии Индии и их влияние на индийское искусство. Основные эпохи культуры и искусства Индии. Ведийская литература. Древне-индийское миропонимание. «Махабхарата» и «Рамаяна» как героико-дидактический эпос.

Архитектура. Основные буддийские сооружения (ступы, стамбхи, пещерные храмы). Индийские храмы как синтез искусств. Буддийская и индуистская скульптура. Храмы Аджанты и Эллоры. Северная и южная архитектура. Памятники исламского искусства – индо-мусульманского стиля.

Театр, танец, музыка, декоративно-прикладное искусство.

Культура и искусство Китая. Историческое своеобразие и эпохи китайской культуры. Религии Китая (конфуцианство, даосизм, буддизм) и их влияние на художественную культуру. Периодизация.

Конструктивные особенности и декор китайской архитектуры. Градостроительство. Великая Китайская стена, буддийские пагоды, пещерные храмы, монастыри. Архитектура Пекина. Китайский парк.

Китайская живопись как важнейший вид искусства. Жанры: «шань-шуй» (горы-воды), «цветы-птицы», «растения-насекомые», «люди и предметы». Техника китайской живописи. Философско-эстетическое своеобразие и символизм китайской пейзажной живописи. Мастера философского пейзажа: Ван Вэй, Го Си, Ма Юань.

Китайская поэзия. Философско-пейзажная лирика. Театр, музыка. Декоративно-прикладное искусство. Символ и его значение в искусстве Китая.

Культура и искусство Японии. Религии Японии (синтоизм, дзэн-буддизм) и их влияние на японскую художественную культуру. Основные эпохи культуры и искусства. Важнейшие принципы японской эстетики: аварэ, юген, саби и ваби. Периодизация.

Архитектура, своеобразие. Японский дом как синтез специфических видов японского искусства: чайный павильон, икебана, бонсай, японский сад. Влияние буддизма на живопись и графику. Японская гравюра, школа «укиё-э» (образы быстротекущего мира). К. Хокусай.

Японский театр: Но, Кабуки, дзёрури. Эстетика японского театра.

Японская поэзия. Классические формы танка и хокку как концентрированное выражение японской эстетики.

Влияние японской художественной традиции на современное искусство.

Исламская культура и искусство. Влияние ислама на искусство. Важнейшие центры и регионы исламского искусства: арабское, мавританское, среднеазиатское, иранское, турецкое искусство. Мусульманский ренессанс.

Исламская архитектура, виды, особенности конструкции и декора. Основные шедевры. Мечети, мавзолеи, Альгамбра.

Восточная миниатюра: каноничность, условность, декоративность. Школы.

Арабская и персидская литература, поэзия. Влияние суфизма.

Декоративно-прикладное искусство: ткани, ковроделие, торевтика, керамика.

Культура и искусство Древней Греции. Крито-микенское искусство и его влияние на становление искусства греческого. Гомеровский эпос. Древнегреческая мифология и религия. Роль мифа в античном искусстве.

Культура и искусство архаической эпохи. Колонизация. Греческое чудо. Состязательное начало в греческой культуре. Архитектура: понятие и описание ордера, описание греческого храма – конструкции и декор. Скульптура: куросы и коры. Эволюция вазописи.

Культура и искусство Древней Греции эпохи классики. Расцвет и кризис греческого полиса.

Своеобразие классического искусства. Эволюция греческой архитектуры: материалы, виды сооружений. Греческий город. Шедевры греческой классической архитектуры: храм Зевса в Олимпии, Афинский Акрополь - Парфенон, Эрехтейон. Парфенон как символ греческой классической архитектуры, конструкция, декор.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Техника и материал. Ранняя классика: Мирон. Зрелая классика: Фидий, Поликлет, канон изображения человека зрелой классики. Поздняя классика: Пракситель, Скопас, Лисипп, канон изображения человека поздней классики.

Возникновение и организация театральных зрелищ. Идейно-эстетическое своеобразие греческой драмы. Великие греческие трагики: Эсхил, Софокл, Еврипид. Комедия Аристофана.

Школы древнегреческой философии. Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоицизм, неоплатонизм.

Эллинистическая культура и искусство. Эллинизм как синтез двух типов культур. Градостроительство и шедевры: Галикарнасский мавзолей, Пергамский алтарь Зевса, Александрийский маяк. Александрийский Мусейон. Скульптура, школы: александрийская, пергамская, родосская. Шедевры: Ника самофракийская, Венера Мелосская, Лаокоон. Семь чудес света.

Античность как тип культуры. А.Ф.Лосев об античной культуре. Аполлоническое и дионисийское начала. Отличия античной культуры от восточных культур.

Культура и искусство Древнего Рима. Доминанты римской культуры – государственность и гражданственность. Римская религия. Сходство и отличие римской культуры от греческой. Периодизация.

Религиозно-мифологическая основа римского искусства. Влияние искусства этрусков.

Особенности архитектуры и градостроительства. Конструктивные принципы. Типы римских архитектурных сооружений. Инженерные достижения римлян. Римский форум, форум Траяна. Колизей, Пантеон, термы Каракаллы, триумфальные арки.

Римский скульптурный портрет (в сравнении с греческой скульптурой).

Классицизм Августа и Адриана.

Римские росписи. Четыре помпейских стиля.

Римский театр. Римские зрелища. Классика римской литературы.

Культура и искусство Византии. Культурно-историческое своеобразие: пограничность (греческие и римские, античные и христианские, классические и позднеантичные, западные и восточные начала), византизм и античность, византизм и православие, римская имперская идея, восточный церемониал. Периодизация.

Формирование христианской догматики. Церковные споры. Идеи великих каппадокийцев и Псевдо-Дионисия Ареопагита – византийское богословие: онтологическая проблематика и апофатика. Значение эпохи иконоборчества. Теория иконы Иоанна Дамаскина. Основные категории византийской эстетики (образ, символ, свет, цвет). Эстетика и мистика света, символика цвета в иконописи. Влияние исихазма на искусство.

Крестово-купольная архитектура, её символика, особенности декора. Храм Софии Константинопольской. Ранняя и поздняя византийская архитектура.

Изобразительное искусство. Техника мозаики. Канон расположения сюжетов в монументальных росписях. Иконопись. Иконография Христа и Богоматери. Шедевры византийского изобразительного искусства.

Своеобразие византийского стиля. Значение византийской культуры для Запада и Востока.

Культура и искусство западноевропейского средневековья. Романский стиль и готика. Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Периодизация культуры и искусства западноевропейского средневековья. Раннее средневековье. Роль монастырей. Преемственность в развитии античной и средневековой культуры. Каролингское Возрождение. Новая социальная культура западного средневековья. Специфика вассально-сеньориальных отношений. Европа до и после Крестовых походов.

Основные принципы христианского миропонимания и искусства. Духовное и эстетическое своеобразие средневекового искусства: религиозное искусство, каноничность, спиритуализм, аллегоризм, символизм. Иконографический канон.

Романский стиль. Романский собор, конструкция, декор.

Готическое искусство: синтез архитектуры, скульптуры, живописи. Готический собор, конструкция, декор. Шедевры готической архитектуры. Сравнение французской готики с немецкой, английской, чешской. Человек в готическом искусстве. Шедевры готической скульптуры.

Рыцарская культура и её формы. Городская культура. Университеты.

Средневековый театр, жанры. Народная смеховая культура.

Культура Нового времени. Культура Нового времени – основные закономерности. Формирование новой, индустриальной цивилизации. Модернизация– западный вызов миру и её составляющие. М.Вебер «Протестантская этика и дух капитализма». Важнейшие ценности Нового времени. Новый тип личности.

Этапы Нового времени. Изменение представлений о космосе. Проект Просвещения, его сильные и слабые стороны. Три важнейшие идеологии модерна (консерваторы, либералы, левые). Фаза взлёта западного индустриализма и её противоречия. Модерн и постмодерн. Жёсткий и гибкий модерн.

Наука, образование и техника как важнейшие феномены Нового времени.

Глобальный культурный кризис. Кризис христианских основ европейской культуры. Н.А.Бердяев об этапах новоевропейского гуманизма. П.Сорокин о кризисе современного мира.

А.Якимович о художнике Нового времени. Основные новоевропейские художественные стили и направления.

Культура и искусство Итальянского Возрождения. Периодизация, различные концепции ренессансной культуры.

Ренессансный гуманизм как основа культуры и искусства эпохи Возрождения. Ренессансное понимание мира, человека, искусства. Живопись как ведущий вид искусства. Технические завоевания ренессансной живописи.

Проторенессанс, фрески Джотто.

Основоположники Кватроченто в архитектуре: (Брунеллески), скульптуре

(Донателло), живописи (Мазаччо).

Своеобразие ренессансной архитектуры и скульптуры.

Художественно-эстетические принципы живописи Кватроченто. Школы Кватроченто и их крупнейшие представители. Флорентийская школа: Фра Анджелико, Ф.Липпи, Б.Гоццоли, С. Боттичелли.

Художественно-эстетические принципы Высокого Возрождения.

Универсализм Леонардо да Винчи. Человек в изображении Леонардо. «Тайная вечеря», «Джоконда». Мадонны Рафаэля. Рафаэль-монументалист: Ватиканские станцы. Портреты Рафаэля. Микеланджело – скульптор, живописец, архитектор. Шедевры. Сравнение скульптуры Микеланджело с греческой классической пластикой. Принципы высокого и позднего Возрождения в творчестве Микеланджело.

Эстетические своеобразие Венецианской школы. Джорджоне.

Тициан – глава Венецианской школы: религиозные и античные сюжеты, портреты Тициана, поздний Тициан. Живопись П. Веронезе и Тинторетто.

Смена художественных идеалов в маньеризме: Я. Понтормо, Я. Бронзино. Принципы позднего Возрождения в творчестве Микеланджело, Тициана.

Ренессансный гуманизм в литературе: Данте «Божественная комедия», Петрарка, Боккаччо. Сатира и пародия в эпопее Ф.Рабле, «Дон Кихоте» Сервантеса. Комедии и трагедии У.Шекспира.

Культура и искусство Северного Возрождения. Нидерландское, Немецкое Возрождение. Художественно-эстетическое своеобразие Северного Возрождения. Отличия от итальянского Возрождения. Искусство и Реформация.

Золотой век Нидерландской живописи. Творчество Яна ван Эйка. «Гентский алтарь». Мадонны ван Эйка. «Портрет четы Арнольфини».

Гуго ван дер Гус «Алтарь Портинари».

И. Босх – тема греховности мира, человека, мирового зла. Связь Босха с реформационными идеями, со средневековыми традициями. Символика и аллегоризм его творчества (триптихи «Воз сена», «Сады земных наслаждений»).

Жанрово-стилевое своеобразие живописи Питера Брейгеля Ст. Тема неразумия мира. Крестьянский жанр и пейзажи Брейгеля. Картина-притча («Падение Икара», «Вавилонская башня», «Слепые»).

Немецкое Возрождение. А. Дюрер. Вершины творчества: серия гравюр «Апокалипсис» («Четыре всадника» и др.), мастерские гравюры («Св.Иероним», «Меланхолия», «Рыцарь, Смерть и Дьявол»), их символика. Автопортреты Дюрера, диптих «Четыре апостола».

Готические традиции М. Грюневальда. Мадонны Лукаса Кранаха Ст.

Портреты и графика Г. Гольбейн Мл. Пейзажи А. Альтдорфера.

Барокко и реализм в западноевропейском искусстве XVII века. Социокультурная почва барокко: придворное и церковное искусство, связь с научной революцией. Барокко как стиль и тип художественного сознания. Б. Паскаль о человеке. Барокко как стиль контрастов. Синтез искусств в барокко. Основные черты барочной архитектуры, живописи, скульптуры, музыки. Выдающиеся мастера барокко.

Барочная архитектура: Л. Бернини, Ф. Борромини. Площадь собора Св. Петра – самый крупный ансамбль итальянского барокко. Бернини как мастер барочной скульптуры. Архитектура Рима.

Барокко и реализм в живописи. Становление национальных художественных школ. Караваджо и караваджизм.

Фламандская школа живописи: П.П. Рубенс, портреты А. ван Дейка, бытовой жанр Я. Йорданса, натюрморты Ф. Снейдерса.

Барокко и реализм в живописи Рембрандта (внешний и внутренний драматизм).

Своеобразие испанской школы (Эль Греко, Х. де Рибера, Ф. Сурбаран). Реализм и барочные мотивы в живописи Д.Веласкеса (портреты, «Менины», «Пряхи»).

Классицизм в искусстве XVII - XIX веков. Ампир. Французское искусство. Социокультурная почва и философские основы классицизма. Основные черты искусства классицизма. Теория классицизма Н. Буало и И.Винкельмана. Исторические разновидности стиля.

Классицизм во французской архитектуре. Ансамбль Версаля, Пантеон.

Классицизм в живописи. Классицизм и академизм.Творчество Н. Пуссена. Историко-мифологический жанр («Царство Флоры», «Аркадские пастухи»). Пейзажи Пуссена и Клода Лоррена. Классицизм в скульптуре (А.Канова, Б.Торвальдсен).

Театр французского классицизма. Концепция человека. Героическая трагедия П. Корнеля. Своеобразие трагедии Ж. Расина. Мольер как реформатор комедии.

Неоклассицизм Ж.Давида и Ж.О.Д.Энгра. Салонное искусство.

Наполеоновский ампир. Эстетическая специфика ампира.

Культура и искусство эпохи Просвещения. Французское, английское, немецкое, испанское искусство XVIII века. Концепция человека и искусства в эпоху Просвещения. Своеобразие английского, французского, немецкого Просвещения. Идеи Дж.Локка, Вольтера и Ж-Ж.Руссо. Издание энциклопедии. Д. Дидро и Г. Лессинг – теоретики просветительского искусства. Важнейшие виды искусства эпохи Просвещения.

Многостильность искусства XVIII века.

Стиль рококо в художественной культуре XVIII века. Социокультурная почва и эстетическое своеобразие рокайльного искусства. Галантный жанр А. Ватто, Ф. Буше.

Просветительский реализм Ж.–Б. Шардена, Ж.А. Гудона.

Сентиментализм в художественной культуре XVIII века. Живопись Ж.Б.Грёза, романы Ж-Ж.Руссо. Предромантизм (Ж-Ж.Руссо, живопись Т. Гейнсборо).

Английское искусство: реализм сатирических серий У. Хогарта. Портреты Д. Рейнолдса и Т.Гейнсборо в сравнении.

Творчество Фр. Гойи, новаторство художника. Сцены народной жизни. Гойя – портретист. Трагический гротеск графики и поздней живописи Гойи.

Расцвет романа. Д.Дефо «Робинзон Крузо» – новый тип героя, сатира Д.Свифта. Гёте «Фауст».

Расцвет театра (Бомарше, Гольдони, Гоцци, Шиллер). Музыка.

Романтизм как эпоха в истории культуры. Романтизм в западноевропейском искусстве XIX века. Причины появления романтизма в европейской культуре. Различные подходы к романтизму. Проблема личности в романтизме. Новый социальный статус художника в век торжества буржуазного миропонимания. Романтическое миропонимание и романтическая эстетика. Идеи иенского романтизма (Ф.Шлегель, Ф.Шеллинг, Новалис). Утверждение единства творчества и жизни. Религиозаместительное понимание искусства. Стилевое разнообразие. Основные течения в романтизме: философский, социальный, байронический, гофмановский (гротескно-фантастический), религиозный. Поэтика романтизма.

Романтизм во французской живописи. Обновление исторической живописи (Т. Жерико, Э. Делакруа). Разновидности романтического пейзажа (К. Д. Фридриха, Дж. Тёрнер, К.Коро). Прерафаэлиты. Обновление религиозной и мифологической живописи (Д. Г. Россетти «Благовещение», У. Х. Хант. «Свет мира», Д.Э. Миллес «Иисус в родительском доме»). У. Моррис – реформа художественных ремёсел. Связь с модерном и символизмом.

Романтизм в литературе (Д.Байрон, В.Скотт, В.Гюго, Э.По) и музыке (Г.Берлиоз, Ф.Лист, Р.Вагнер и др.).

Реализм в западноевропейском искусстве XVII-XIX вв. Реализм как творческий метод. Причины формирования реализма в новоевропейском искусстве. Типы реалистического искусства: социально-психологический, гротескный, поэтический, демократический.

Малые голландцы. Возникновение реалистической бытовой живописи (Ян Стен, Г.Терборх, Питер де Хох, Вермер Делфтский). Натюрморт (В. Хеда, П. Клас). Пейзажи Я. Рейсдала. Портреты Ф. Халса.

Реализм Рембрандта, Д.Веласкеса, У.Хогарта, Ф.Гойи, А.Менцеля.

Формирование реалистического (национального) пейзажа. Дж Констебл, К. Коро. Барбизонская школа. Рождение пленэрной живописи.

Реализм во французской живописиXIX в.: Г. Курбе, О. Домье, Ф. Милле.

Тематическое и жанровое своеобразие.

Реализм в литературе (О.Бальзак, А.Стендаль, Г.Флобер, Ч.Диккенс, Г.Мопассан). Реализм и натурализм.

Импрессионизм и постимпрессионизм в западноевропейском искусстве. Предшественники импрессионизма. Э. Мане – реформатор живописи. Импрессионизм как новое видение человека и мира, новые темы, новая техника. Жанровые и композиционные новации. Пейзажи К. Моне, новаторство художника, принцип серийности. О. Ренуар – «живописец счастья». Бытовой жанр Э. Дега. Пейзажи К. Писарро.

Импрессионизм в скульптуре (О.Роден) и музыке (М.Равель, К.Дебюсси).

Постимпрессионизм в сравнении с импрессионизмом. Стилевое своеобразие, концепция мира и человека в живописи В. ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, П. Сезанна. Постимпрессионизм и рождение неомифологизма, нового языка живописи. Постимпрессионизм и художественные движения начала XX века.

Модернистское искусство. Символизм и стиль модерн в западноевропейском искусстве рубежа XIX –XX веков. Рождение модернистского искусства. Модернизм как эпоха в истории культуры и искусства. Социокультурная основа и стилевое своеобразие модернистского искусства: тема кризиса культуры, искусство и наука, искусство и техника, поиск новых реальностей и новых ценностей. Новый язык искусства.

Символизм как художественно-эстетическое направление. Символизм во французской и немецкой живописи: П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, А. Бёклин.

Символизм в литературе: Ш.Бодлер, А.Рембо, П.Верлен, С.Малларме, Ж.Гюисманс, М.Метерлинк, О.Уайльд. Феномен эстетизма.

История стиля модерн, важнейшие центры модерна. Основные черты стиля. Панэстетизм. Иконография модерна. Модерн в архитектуре: В. Орта, А. Гауди, Г. Гимар и др. Модерн в графике: О. Бёрдсли, А. Муха. Модерн в живописи: М. Климт, Ф. фон Штук, М. Дени.

Западное искусство первой половины ХХ века. Основные направления авангардного искусства. Этапы авангардного искусства. Философско-эстетическая основа авангардного искусства. Н.А.Бердяев «Кризис искусства». Х.Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства». Техницистская и иррационально-абсурдистская линии авангарда. Ассоциативное и энергийное мышление. Моделирование действительности. Искусство как приём.

Основные направления. Фовизм, творчество А. Матисса. Немецкий экспрессионизм: Э.Нольде, О. Дикс, Г. Грундиг и др. Кубизм. Творчество П. Пикассо: этапы творчества, три стадии кубизма, полистилистика Пикассо, художественный универсализм Пикассо. Итальянский футуризм. Разновидности абстрактного искусства: абстракционизм В. Кандинского, супрематизм К. Малевича, неопластицизм П. Мондриана, орфизм Р.Делоне и Ф.Купки, американский абстрактный экспрессионизм Д. Поллока и др., ташизм Ив Клайна. Дадаизм – новаторство М. Дюшана. Сюрреализм – идея «сюрреалистической революции». Р. Магритт. Творчество С. Дали: этапы, темы, язык Дали.

Новая рациональная архитектура – Ф.Райт, Ле Корбюзье. Функционализм и органицизм в архитектуре первой половины ХХ века.

Феномен массовой культуры. Определение и этапы становления массовой культуры. Важнейшие факторы её формирования. Теории массовой культуры, историческое изменение оценок этого феномена. Х.Ортега-и-Гассет «Восстание масс», В.Беньямин «Произведение искусства в эпоху технической воспризводимости», Р.Барт «Мифологии». «Культурная индустрия» (Т.Адорно), идея симулякра Ж.Бодрийяра.

Функции массовой культуры и её формы. Кино, телевидение, шоу-бизнес, интернет как формы массовой культуры. Возможности и опасности масскульта.

Характеристика важнейших проявлений масскульта: реклама, имиджи и стереотипы, мода, гламур, китч. Жанры массового искусства.

Западное искусство второй половины ХХ-начала XXI вв. Основные направления постмодернистского искусства. Эпоха постмодерна и её черты. История понятия постмодернизм. Французские теоретики постмодернизма: «смерть автора», деконструкция текста, критика логоцентризма, мир как текст, идея интертекста, гипертекста, симулякра. Постмодернизм и массовое искусство. Основные черты постмодернистского сознания.

Основные направления постмодернизма, или современных арт-практик: поп-арт (Э.Уорхол и др.), оп-арт (В.Вазарели), минимализм (К.Андре), кинетическое искусство, гиперреализм, арт-брют (Ж.Дюбюффе), концептуализм (Д.Кошут). Зрелищные формы: инсталляция, перформенс, хэппенинг.

Новые тенденции в архитектуре.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь