Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
По срокам и формам обучения (108 час.)Стр 1 из 4Следующая ⇒
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ Культурология Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения по направлениям направлениям 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 100700.62 «Торговое дело» профиль «Коммерция», бакалавриат.
Новосибирск 2011
Кафедра общегуманитарных дисциплин Культурология: Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения по направлениям 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 100700.62 «Торговое дело» профиль «Коммерция», бакалавриат
Составитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Мальгин Е. Л. – Новосибирск: Новосибирский филиал РГТЭУ, 2011. – 65с.
Рецензент: Сандер В.В. старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин
Методические указания рекомендованы к изданию кафедрой общегуманитарных дисциплин, протокол от «17» ноября 2011г. № 3.
Утверждены учебно-методическим советом Новосибирского филиала РГТЭУ, протокол от «__» _____ 2011г. № __.
Общие положения Дисциплина «Культурология» включена в вузовский компонент, дисциплин по выбору, цикла ГСЭ учебного плана по направлениям 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 100700.62 «Торговое дело» профиль «Коммерция», бакалавриат. Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с основными категориями культурологии и закономерностями, объясняющими наиболее значимые явления культуры, осознание ими своих культурных традиций, культуры других народов, определение собственных ценностных ориентиров. Эта цель выполняет функцию формирования мировоззрения студента, адаптированного к различным сферам деятельности. В соответствии с таким пониманием назначения дисциплины задачи курса можно сформулировать следующим образом: 1. Сформировать у студентов целостное представление о культуре как универсальном способе человеческого бытия, о способах приобретения, хранения и передачи ценностей культуры. 2. Познакомить с основными формами и типами культуры, с мировыми культурно-историческими центрами и регионами мира, с закономерностями их развития и функционирования. 3. Выявить типологические особенности культуры России, показать основные этапы ее исторического развития, определить ее место в системе мировой цивилизации. 4. Помочь студентам понять, что современный мир и его культура есть результат всемирного общественно-исторического процесса, итог взаимодействия множества цивилизаций, ни одна из которых не может претендовать на исключительность. Такой подход будет способствовать преодолению любых форм эгоцентризма в культуре. 5. Научить ориентироваться в современном социокультурном процессе, понимать и адекватно оценивать явления культуры; развить способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, формировать и обосновывать личную позицию по отношению к фактам, явлениям культуры и событиям актуальной жизни. 6. Помочь ориентироваться в мире культурных символов, направлений в искусстве, литературе, музыке и т.д. Для реализации поставленной цели необходимо: изучить: - основные категории, понятия теории культуры, ее структуру (типы, виды, отрасли, формы культуры) и функции; - основные культурологические концепции; -главные социокультурные процессы, их механизмы и инфраструктуры; рассмотреть: - типологические, трансляционные, семиотические структуры культуры; - особенности культурных эпох и стилей; -специфику культурологического анализа процессов и явлений, место отечественной культуры в общей социокультурной динамике; раскрыть: - теоретические, прикладные, ценностные аспекты культурологического знания, их применение для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной практики; - методы работы с научными, описательными и другими текстами. Учебно-методическое пособие включает перечень тем, их краткое содержание, задания контрольной работы по дисциплине «Культурология», методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы, вопросы и задания для самостоятельного изучения, список рекомендуемой литературы. Содержание дисциплины «Культурология» основано на преемственности и взаимосвязи с такими дисциплинами как «Философия», «Филология», «Этнография», «Отечественная история», «Социология» и др. Цель выполнения контрольной работы: закрепление теоретических знаний и умение применять полученные теоретические знания при решении конкретных практических заданий (тестов). 2. Объем дисциплины и виды учебной работы По срокам и формам обучения (108 час.) направление 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Заочная форма обучения – 4, 5 лет
Заочная форма обучения – 3, 5 года (сокращенная подготовка на базе среднего профессионального образования)
Объем дисциплины и виды учебной работы По срокам и формам обучения (144 час.) 100700.62 «Торговое дело» профиль «Коммерция» Заочная форма обучения – 4, 5 лет
Заочная форма обучения – 3, 5 года (сокращенная подготовка на базе среднего профессионального образования)
3.Содержание дисциплины 3.1 Тематический план Заочная форма обучения направление 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит». «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,
3.1 Тематический план Заочная форма обучения направление 100700.62 «Торговое дело» профиль «Коммерция»
3.2 Темы и их краткое содержание Литература: 1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989. 2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. 3. Культурология: Учебник для студентов техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян и др. – М.: Высшая школа, 1998. 4. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 2001 5. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2002. 6. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977. 7. Методология и методы анализа культуры. - Л., 1984. 8. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. 9. Основы социологии. Под ред. Эфендиева А.Г. - М., 1993. 10. Романов В.П. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. - М., 1991 11. Силичев Д.А. Культурология. - М.: Приор, 1998. 12. Соколов Л.А. Культурология. Очерки теорий культуры. - М., 1994.
Становление понятия «культура». Понимание культуры в обыденном сознании, в науках об обществе и человеке. Многозначность термина " культура". Понятие " культура" и смежные культурологические категории. Культура и природа. Культура и общество. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Культура и личность. Сущность культуры. Культура и деятельность. Структура культуры: предметный мир культуры, носители культуры, комплекс образцов поведения. Субстанциональные и функциональные элементы культуры. Социальная роль культуры. Культура как социальный интегратор. Полиморфизм культуры. Морфология культуры. Социальные функции культуры: защитно-адаптивная, преобразования и освоения мира, трансляции социального опыта, познавательная, сигнификативная, социализации личности, коммуникативная, регулятивная, семиотическая, ценностная. Типология культуры. Комбинированные (комплексные): материальная, духовная; отрасли культуры: экономическая, политическая, педагогическая, профессиональная; виды культуры: доминирующая (национальная, этническая), субкультура, контркультура, городская, сельская, обыденная и специализированная; формы культуры: элитарная, народная (популярная, фольклор), массовая; типы культуры: охотников, собирателей, скотоводов, земледельцев, промышленная (индустриального общества), информационного (постиндустриального общества). Нравственность. Религия. Искусство. Наука. Политика и право. Образование как часть культуры. Литература: 1. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах. - М., 1990. 2. Категории и понятия теории культуры. - М., 1985. 3. Культурология: Учебник для студентов техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян и др. – М.: Высшая школа, 1998. 4. Культурология. /Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-на-Дону, 2001 5. Культурология./Под ред. А.А. Радугина. – М., 2002. 6. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - М., 1987. 7. Структура культуры и человек в современном обществе. - М., 1987. 8. Человек и структура культуры. - М., 1987.
Понятие социокультурного процесса. Устойчивое и изменчивое в культуре. Понятие культурной традиции, её роль в обществе. Механизм действия традиции. Формы культурной традиции: обычай, обряд, культурная норма. Новация, творчество в социокультурном процессе. Причины культурных изменений: внешние и внутренние. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Формы саморазвития культуры. Изменение культуры в результате её взаимодействия с другими культурами. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Внутрикультурное и кросскультурное взаимодействие. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Принципы взаимодействия культур. Единство и многообразие культур: в масштабах одного общества, в масштабах человечества. Понятие " субкультура". Критерии дифференциации субкультур. Признаки субкультур. Виды субкультур. Принцип историзма в понимании культуры. Родоначальники исторического видения культуры: Дж. Вико, И. Гердер. Историческая типология культур. Принципы типологизации: географический, хронологический, национальный. Основные подходы к типологизации культур. Литература: 1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989. 2. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. - СПб., 1997. 3. Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977. 4. Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973. 5. Основы социологии. Под ред. Эфендиева А.Г. - М., 1993. 6. Романов В.П. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. - М., 1991. 7. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. 8. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.
Тема 11. Культура Византии Хронологические рамки и периодизация византийской культуры. Основные черты культуры Византии. Синтез западных и восточных элементов в культуре. Языковая общность. Этническое ядро. Устойчивая государственность. Христианство как государственная религия. Городской характер культуры. Идея союза " христианской церкви" и " христианской империи". Принцип примата небесного над земным. Роль монашества в культуре. Традиционализм системы образования и науки. Искусство Византии. Устремление к Богу как эстетическая задача византийского искусства. Памятники городского строительства и дворцового зодчества. Храмовое зодчество: типы храмов, каноны византийской архитектуры. Изобразительное искусство: сюжеты, жанры, иконографический канон. Прикладное искусство: ювелирные ремесла, глиптика, изготовление посуды, эмаль, вышивка. Литература: 1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Наука 1977. 2. Аверинцев С.С. Схоластика // Философск. энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. 3. Бычков В.В. Византийская эстетика. - М.: Мысль, 1977. 4. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев, 1991. 5. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. - М., 1987. 6. Удальцова З.В. Византийская культура. - М.: Искусство, 1988. 7. Хвостова К.В. Византийская цивилизация // Вопросы истории. 1995 № 9. С.36-38. 8. Хейзинга Й. Осень Средневековья: Пер. с нидерл. - М.: Наука, 1988. 9. Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1.
Возникновение ислама. Факторы распространения и укрепления ислама. Коран как мировоззренческое ядро ислама: содержание и структура. Культ Аллаха. Космология и картина мира в исламской культуре. Система мусульманских ценностей. Отношение к человеку. Роль уммы в жизни мусульманина. Регуляция отношений между мусульманами: шариат. Идея равенства всех " правоверных". Идея " священной войны": большой и малый джихад. Ритуалы исламской культуры. Шахада. Система молитв, правила совершения молитвы. Пост рамазан. Хаджж. Налог в пользу бедных. Святыни ислама. Философские традиции исламского мира. Фараби, Ибн Сина, Ибн-Рушд. Суфизм. Художественная культура исламского мира. Отсутствие живописи. Слово как носитель религиозной идеи ислама. каллиграфия и орнамент. Поэзия: творчество Фирдоуси, Омар Хайяма, Джами. Архитектура: типы мечетей, принципы их строительства. Цветовая символика в исламской культуре. Литература: 1. Арабо-исламская культурная традиция.//Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: Знание, 1993. 2. Гиббс. Арабская культура. - М., 1960. 3. Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М., 1981. 4. Ислам: традиции и новации. - М., 1991. 5. Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991. 6. Мир исламской культуры.// Введение в культурологию. - М.: Владос, 1996.
Задания контрольной работы Вариант 1 1. Культурология как наука. 2. Функцией культурологии является (выбрать один пункт и аргументировать): а) создание смыслов человеческой деятельности; б) управление законами природы; в) руководство политическими институтами; г) развитие производительных сил.
Вариант 2 1. Современные культурологические теории. 2. Языком культуры называется (-ются) (выбрать один пункт и аргументировать): а) представления о культуре, словах, образах, жестах; б) принятые в обществе вежливые слова и выражения; в) система художественных стилей.
Вариант 3 1. Основные функции культуры. 2. Культурология как система знаний о культуре изучает (выбрать один пункт и аргументировать): а) символическое значение артефактов; б) шедевры мирового искусства; в) культурный уровень людей; г) образ жизни людей.
Вариант 4 1. Цивилизация и культура. 2. Культурология определилась в научную дисциплину (выбрать один пункт и аргументировать): а) в XX в.; б) в IV в.; в) в период античности.
Вариант 5 1. Глобализация культуры. 2.Взаимосвязь культурологии и социологии проявляется (выбрать один пункт и аргументировать) в: а) общей генеалогии; б) единой терминологии; в) сходных методах исследования; г) тождестве научных выводов.
Вариант 6 1. История культуры: основные этапы. 2. Локальная культура представляет собой (выбрать один пункт и аргументировать): а) культуру, существующую в определенном населенном пункте; б) культуру исторически определенного общества; в) сферу культуры; г) субкультуру. Вариант 7 1. Культура и религия. 2. Для западной культуры характерно (выбрать два пункта и аргументировать): а) глубокомысленность молчания; б) развитие практических отраслей науки, например, медицины; в) развитая наука; г) логическое обоснование суждений.
Вариант 8 1. Массовая культура, ее особенности. 2. Установите соответствие между историческим типом культуры и его характерными особенностями (выбрать соответствие и аргументировать): а) первобытная культура синкретизм б) средневековая культура антропоцентризм в) культура Возрождения теоцентризм г) культура Нового времени позитивизм рационализм
Вариант 9 1. Материальная и духовная культура. 2. Для культуры допетровской эпохи характерны (выбрать два пункта и аргументировать): а) высокий уровень развития религиозной философии; б) развитие технических знаний; в) приверженность традиции; г) пренебрежение к западному умничанью.
Вариант 10 1. Культура первобытной эпохи. 2. Изменения в культуре происходят по (выбрать один пункт и аргументировать): а) по приказу; б) вместе с поколениями; в) после экономических кризисов.
Вариант 11 1.Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм в веровании и жизни первобытного человека. 2. Использование исторического метода исследования культуры предполагает особое внимание к изучению (выбрать один пункт и аргументировать): а) возможной реставрации памятников культуры; б) античной культуры; в) роли выдающихся личностей в истории культуры; г) генезиса, развития и угасания культурных явлений во времени. Вариант 12 1. Концепция культуры Н.Я. Данилевского. 2. Культурологическое знание востребовано (выбрать один пункт и аргументировать): а) географией; б) экологией; в) теорий систем; г) политологией.
Вариант 13 1. Концепции культуры эволюционистов (Э. Тэйлора, К. Ясперса). 2. Одной из основных причин возникновения отечественной культурологии в начале 90-х годов XX века явился (-ась, -ось) (выбрать один пункт и аргументировать): а) появления новых университетов, факультетов, кафедр; б) общественный интерес к проблемам культуры; в) либерализация цен и начало приватизации; г) отмена советской цензуры.
Вариант 14 1. Концепции культуры по работе О. Шпенглера «Закат Европы» 2.Передача от поколения к поколению знаний, ритуалов, значений, артефактов является (выбрать один пункт и аргументировать): а) естественным процессом развития общества; б) предназначением каждого человека; в) функцией культуры; г) обязанностью государства.
Вариант 15 1. Концепция культуры по работе А. Тойнби «Постижение истории». 2. Под ценностями понимается (выбрать один пункт и аргументировать): а) артефакт, демонстрирующий высшие достижения человеческой практики в области искусства; б) предмет конкурентной борьбы в обществе, обладание которым, позволяет изменить человеку социальный статус; в) жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода; г) все то, что дорого стоит, привлекает внимание и является модным. Вариант 16 1. Культура Древнего Египта. 2. Культура в обществе проявляется (выбрать один пункт и аргументировать) в: а) росте благосостояния; б) уровне воспитанности людей; в) социальных технологиях; г) динамике развития производительных сил.
Вариант 17 1. Культура Древней Месопотамии (Двуречье). 2. Для контркультуры характерно (выбрать один пункт и аргументировать): а) стремление к замкнутости; б) притязание на универсальность; в) стремление сохранить существующий культурный стандарт; г) мирное сосуществование с предыдущей культурной традицией.
Вариант 18 1. Культура Древней Индии. 2. Восточное искусство характеризуется (выбрать один пункт и аргументировать): а) реалистичностью; б) условностью; в) растворимостью художника в изображаемом им мире; г) выраженным авторским началом.
Вариант 19 1. Культура Древнего Китая. 2. Установите соответствие между типом культуры и ее отношением к знанию (выбрать соответствие и аргументировать): а) культура Античности научная революция б) культура Средневековья зарождение научных знаний в) культура Нового Времени формирование основ научного естествознания г) современная культура накопление научных знаний под контролем церкви растворение знания в мифологии
Вариант 20 1. Культура Древней Греции. 2. Результаты формирования национально-государственной идеологии России, нашедшей выражение в теории «Москва-третий Рим» (выбрать два правильных ответа и аргументировать): а) расширение территории государства; б) формирование мононационального государства; в) превращение России в центр европейского христианства; г) отсутствие условий для обеспечения экономического и культурного развития народа.
Вариант 21 1. Культура Древнего Рима. 2. Изучение нравов и обычаев народов – это (выбрать один пункт и аргументировать): а) просвещение отсталых народов; б) обеспечение межкультурной коммуникации; в) повышение собственного культурного уровня; г) освоение новых территорий.
Вариант 22 1. Культура Древних Славян. 2. Возникновение культурологии как отдельной отрасли гуманитарного знания в первой половине XX века объясняется (выбрать один пункт и аргументировать): а) открытием древних цивилизаций; б) появлением новых направлений в искусстве (футуризм, дадаизм); в) интерес к культурному наследию; г) конфликтом культуры в Европейском обществе.
Вариант 23 1. Культура Киевской Руси. 2. Для западной культуры характерны (выбрать два пункта и аргументировать): а) «нормативная недостаточность»; б) «стремление к прогрессу»; в) принятие лишь тех новаций, которые укладываются в существующие формы; г) уважение к традициям.
Вариант 24 1. Культура эпохи Возрождения. 2. Особенностями русской культуры являются (выбрать два правильный ответ и аргументировать): а) стремление к интеграции с западными государствами; б) мессианское сознание; в) постоянное содействие власти развитию экономики и культуры; г) сила православно-государственного элемента.
Вариант 25 1. Культура России ХIV-ХVII вв. 2. Система норм представляет собой (выбрать один пункт и аргументировать): а) набор запретов, подавляющих волю человека; б) типичное поведение человека в разных жизненных ситуациях; в) поучения, направленные на закрепление в поведении человека образцов хорошего тона; г) кодекс социального поведения установленного обществом.
Вариант 26 1. Культура России XVIII вв. 2. Культурный код представляет собой (выбрать один пункт и аргументировать): а) каллиграфическое письмо; б) набор символов, передающих информацию внутри группы; в) систему специальных шифров; г) тайный язык творческих элит.
Вариант 27 1. Русский культурный архетип. 2. Установите соответствие между историческим типом культуры и его характерными особенностями (выбрать соответствие и аргументировать): а) первобытная культура светский характер культуры б) античная культура ритуализм в) культура Возрождения развитие представлений о человеке-творце г) культура Нового времени возникновение философии
Вариант 28 1. Золотой век русской литературы. 2. Инкультурация – это (выбрать один пункт и аргументировать): а) усвоение индивидуальных текстов «культурного архива»; б) переживание «культурного шока»; в) отчуждение индивидов от культурных ценностей и норм; г) усвоение индивидом системы определенных представлений.
Вариант 29 1. Поэзия и искусство серебряного века русской культуры. 2. Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценностного ее содержания (выбрать один пункт и аргументировать): а) гедонистический; б) аксиологический; в) коммуникативный; г) диалогический.
Вариант 30 1. Культура СССР. 2. Хронологические рамки эпохи Возрождения в Западной и Центральной Европе (выбрать правильные ответы и аргументировать): а) с XII по XVII вв.; б) с XIV по XVI вв. в Италии; в) с конца XV в. до начала XVII в.; г) все перечисленное, кроме «а».
6. Задания самостоятельной работы Форма обучения заочная, заочная ускоренная |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы