Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть вторая. историческая культурология.



Типологическая история мировых культур

О принципах изложения культурной истории.

Среди огромного многообразия культур можно выделить несколько основных типов. На первом месте в хронологическом ряду стоит первобытная культура. В различных областях нашей планеты она складывалась, хотя и в разное время, во многом одинаковым образом. Это позволяет выделить первобытную культуру как тип. А вот уже на достаточно зрелых стадиях каждый тип культуры обретал свои характерные черты и особенности.

Исходя из этого, Часть вторая состоит из разделов «Первобытная культура», «Культуры Древнего Востока», «Европейская культура», «Культуры американского континента», «Русская культура». Конечно, внутри каждого из этих разделов изложение следует хронологическому принципу.

Думается, такой подход гораздо целесообразнее (особенно для учебника), чем тот, при котором все разнообразие мировых культур представлено «вперемежку» следуя только хронологической последовательности. Тогда рядом оказываются европейское Возрождение (XV—XVI вв.) и культуры американских индейцев того же периода. Между тем они отнюдь не одновременны в своем смысловом содержании (вспомним О. Шпенглера). Столь же очевидно, что имеется гораздо больше общности между европейской культурой XIII и XVII вв. (даже разных народов), чем между европейской и японской культурой одного и того же века. «Восток и Запад, Джомолунгма и Эверест никогда не сойдутся», — писал английский писатель Редьярд Киплинг.

Конечно, интересно и поучительно видеть, сколь разные культуры существовали одновременно в чисто хронологическом плане, однако выделение типов культур (в соответствующих разделах) позволяет представить более цельную их картину.


Раздел 1. Первобытная культура

Генезис культуры как антропосоциогенез

Истоки культуры теряются в неимоверно глубокой древности. Первые орудия, обнаруженные в раскопках, датируются возрастом 2—2, 5 миллиона лет. «Небольшое расхождение», связанное с различиями в способах оценки, не столь принципиально, когда речь идет о миллионолетиях. Одно можно сказать, что история культуры и история человечества совпадают. Речь идет о том, что человек сформировался как человек, стал выходить из животного состояния по мере потребности и способности к культурному творчеству. Поэтому в равной мере можно говорить о том, что человек — и творец культуры, и ее творение.

В биологическом и физическом плане человек изменялся сравнительно мало, и его эволюция — прежде всего культурная эволюция, в которой выделяются вехи: homo erectus (человек прямоходящий), homo habilis (умелый, букв. обладающий навыками), homo faber — человек творящий. Осмысление своей деятельности, внесение в нее целенаправленности формировали homo sapiens — человека разумного. Все эти этапы складывались естественным путем, отвечая объективным жизненным запросам. Жизнь вынуждала первобытного человека к созданию не только материальной культуры (оружия, орудий труда, одежды, жилищ), но и духовной, что выражалось и в формах организации жизни, ее социализации. Люди не смогли бы выжить, если бы не объединялись для охоты, земледелия, скотоводства. В этом процессе неизбежной оказалась выработка определенных социальных регулятивов — предписаний и запретов. Все это позволяет ставить в один ряд, в одно связное целое генезис (греч. — происхождение) культуры и антропосоциогенез (от антропос — человек, социум — общество): формирование человека могло состояться только через формирование общества, и эти два взаимосвязанных и взаимополагающих процесса были возможны через формирование культуры. именно поэтому единым процессом являются генезис культуры и антропосоциогенез.

Периодизация древнейшей культуры

Всю древнейшую историю человека принято объединять понятием первобытность, вполне осознавая при этом, что столь длительный путь был весьма неоднородным и извилистым, включая в себя целый ряд этапов и выделяемых на них вех. В 1836 г К. Ю. Томсон предложил делить первобытную историю на каменный, бронзовый и железный века (по материалам, используемым для изготовления орудий). Позже Дж. Лебок выделил в «каменном веке» палеолит (букв. древний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, период дикости, теряясь в глубинах миллионов лет, простирается примерно до отрезка 35—10 тысяч лет до нашей эры. К неолиту, характеризуемому как период варварства, приложимы более определенные (хотя, конечно, тоже условные) временные границы: VIII—IV тысячелетия до н. э. для Ближнего Востока и Египта, IV—III тысячелетия до н. э. для Индии и Китая. Примерно к тому же времени относится неолит в Европе, хотя в некоторых ее регионах он растянулся до II тысячелетия до н. э. Принято также выделять мезолит (средний каменный век) — с двенадцатого по шестое тысячелетия. Медный век, или энеолит охватывает отрезок между IV и II тысячелетиями, бронзовый — между вторым тысячелетием и началом первого, железный отсчитывается от начала первого тысячелетия до н. э. Понятие бронзового века можно отнести к разным земледельческо-скотоводческим цивилизациям и культурам Египта, Месопотамии, Индии и Китая, Крито-микенскому и Крито-минойскому царствам. Цивилизации Древней Греции и Рима открывали железный век.

Как мы помним, в древнейшей истории цивилизация и культура, в сущности, совпадают, и правомерно говорить в равной степени о начале и той, и другой. Исторические исследования обнаруживают три этногеографических пространства формирования человечества, Евроафроазиатское (IV тысячелетие до н. э.), с центрами в Египте, Месопотамии, Средиземноморье, Южноазиатское (II тыс. до н. э., в бассейне Инда) и Восточноазиатское (II тыс. в бассейне Хуанхэ). Есть свидетельства того, что не менее древнюю историю имеют культуры и цивилизация коренных народов Америки, разрушенные европейскими колонизаторами.

Человек современного типа, кроманьонец (от названия долины Кроманьон во Франции, где была обнаружена одна из первых стоянок древнего человека) появился в эпоху позднего палеолита, тогда же наши предки стали переходить к оседлой жизни. Благодаря земледелию и скотоводству начинается производство человеком продуктов, необходимых для его жизнеобеспечения. Этот переход часто называют неолитической революцией (термин Чайлда) — вытеснение охоты и собирательства организованной производственной деятельностью радикально изменило отношения людей не только с природой, но и между собой. Посетители музеев Древней истории могут видеть продукты материальной культуры той эпохи — каменные топоры, молотки, мотыги, кремневые ножи и иглы, наконечники стрел и копий, глиняную посуду, изделия из кости, рога, китового уса, лодки с веслами, сани и лыжи.

Земледелие, как и скотоводство (поначалу кочевое), начинается примерно в Х—VIII тысячелетия до н. э. в Малой Азии, Палестине, Месопотамии, Средней Азии и Северной Индии, примерно в VI тысячелетии — в Средиземноморье (Египет, Крит, Балканы), в IV—III тысячелетиях зарождается культура рисоводства в Юго-восточной и Восточной Азии. Рис и по сей день является основной пищей половины человечества. Важнейшую роль в жизни древнего человека играл огонь, и не случайно в древних мифологиях и религиях, как правило, присутствует огнепоклонство, а миф о Прометее в различных формах повторяется в разных культурах. Постоянное поддержание огня (скажем, после удара молнии) было одной из главных забот первобытного человека. Вот почему открытие способов добывания огня можно назвать одной из наиболее знаменательных вех культурной истории.

 

Жилища и погребения

Неизбежным спутником окультуривания жизни стали первобытные жилища и погребения. Поселения были как неукрепленные (стоянки, селища), так и укрепленные (городища). Стоянки относятся к каменному и бронзовому векам, селища и городища характерны для бронзового и железного веков. Особое место в древних поселениях занимал очаг — место обогрева жилища, приготовления пищи, а также ритуальных плясок и жертвоприношений, предмет поклонения.

Погребения делятся на два вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, без таковых. Наиболее сложными являются мегалитические (от греч. мегас — большой, литос — камень) — погребения в гробницах, сооруженных из больших камней — дольменов, менгиров. Дольмены (от бретонского tol — камень и men — камень) обнаружены в Западной Европе и на Юге России — в Краснодарском и Ставропольском краях. Менгиры (от бретонских men — камень и hir — длинный) представляют собой каменные столбы, длиной до 21 м и весом свыше 300 тонн. Самые знаменитые — менгиры в Карнаке (Франции), составляющие аллею из 2683 столбов. Иногда камни расположены в виде круга — это кромлехи (от бретонского crom — круглый и lech — камень), культовые сооружения.

 

Архетипы культуры

Важным открытием оказалось обнаружение сходных черт, архетипов (букв. древние типы, термин К. Юнга) в многообразии древнейших культур. Мы уже могли обратить внимание на сходство в дольменах, сходства обнаруживаются в древнейших орудиях, средствах передвижения, они присущи и духовной культуре — искусству (например, так называемые первобытные Венеры), верованиям и обрядам, причем в областях Земного шара, разделенных тысячами километров, что исключает какие-либо контакты и заимствования. Исследователи древних культур объясняют это сходством пути, который наши предки люди прошли на стадии формирования человека. Так, невозможно даже попытаться определить, где (и когда) появились первое колесо, праща и лук. Несомненно, эти первые культурные изобретения появились в результате наблюдений — вольных или невольных — над природой. Наблюдениями над природой были порождены и мифы — как попытки объяснить мир, в котором находится человек и место, которое он в нем занимает.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь