Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Место монастырей в истории русской культуры



Монастыри на Руси выполняли роль, далеко не ограничивавшуюся религиозными функциями. Они были центрами образования, но, в отличие от европейских, русские монастыри не стремились ограничить его распространение только кругом избранных. Способствуя соборности в самом широком смысле, русские монастыри были оплотом национального самосознания. Сохранив в своих стенах культурные памятники, сам дух и надежду народа, они помогли пережить темные века татаро-монгольского ига, спасти культуру русского народа. Немалую роль сыграло и то, что монастыри не были обложены данью даже татаро-монголами.

Монастыри на Руси обладали целым рядом особенностей, отличавших их от европейских. Поначалу на Руси было распространено явление пещерного затворничества, пришедшее из Византии. Об этом свидетельствует и название одного из первых монастырей на Руси, построенного в XI в., Киево-Печерской (от печеры, или пещеры) Лавры. Известны также Ильинский подземный монастырь в Чернигове, высеченный в толще Болдинской горы в 1069 г., и Печерский монастырь под Изборском Псковской области. Много было на Руси отшельников — столпников и схимников, монахов, добровольно уединявшихся в скитах. Уединение в монастырях и отдаленных местах способствовали исихии (молчальничеству), погружению в религиозное состояние. Позже русские монастыри давали приют юродивым, ставшим заметным явлением в русской жизни.

Со временем, однако, жизнь в монастырях становилась не столь строгой. Находясь в повседневном труде, многие монахи еще и становились архитекторами, летописцами, иконописцами (замечательно об этом повествует фильм А. Тарковского «Андрей Рублев»). Образованные игумены и епископы выполняли важные дипломатические миссии, участвовали в разрешении сложных тяжб.

 

Художественная культура Киевской Руси

В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам. В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось и каменное строительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений была Десятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989—996). Она имела 25 глав и занимала 900 м2, на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный собор Киевской Софии был возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен — скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самой символике русского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы — христово воинство, затем — пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.

В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045—1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X—XI вв., вполне добротного.

Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы. Наивысшие ее достижения — безусловно, летописи. Древнейшая из них — «Повесть временных лет», авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях — в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» — Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати» XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.

Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI—XIII века получил название уставного. Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке. Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них — кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

Не была забыта и народная музыка. Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи, соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел. В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни — напаянного узора из многих шариков, скани — рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали.

 

Распад Киевской Руси

Два с половиной века мирной, созидательной жизни сменились распрями и междоусобицами, начавшимися сразу после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. В 1132 г. все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, и наступила феодальная раздробленность. Стали обособляться русские города, которые ныне принято относить к Золотому кольцу — Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Андрей Боголюбский (1111—1174), сын Юрия Долгорукого, объявив Владимир столицей Ростово-Суздальского княжества, перевез туда из Киева главную святыню — византийскую икону Богоматери, которая была символом православной Руси. Он даже переименовал эту икону во Владимирскую Божью Мать. Был сооружен во Владимире и храм Успения Богородицы. Даже названиями храма и икон Владимир противопоставил себя Киеву и Новгороду с их храмами Софии.

В 1169 г. войска Андрея Боголюбского захватили Киев и разграбили его. «И раздьрася вся русская земля», написано в одной из хроник, где безудержное умножение княжеств с неизбежными распрями было названо «погибелью земли русской». Этим не преминули воспользоваться татаро-монгольские захватчики. «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные, и никто не знает, кто они, откуда, каков их язык», — скорбит тверская летопись. Даже нашествие не сплотило опьяненные вольностью княжества (к тому времени порядка 50), каждое из которых надеялось остаться в стороне, некоторые в борьбе за власть даже вступали в сговор с захватчиками. Сам Андрей был убит. Правда, в начале распрей была все же попытка прекратить их. В 1147 г. князем Юрием Долгоруким (кон. XI в. — 1157) точно посредине Суздальского княжества был основан новый город — Москва. Не скоро, однако, ей удалось стать новым центром сплочения русских земель.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь