Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конфуцианство как государственная идеология Китая.



КОНФУЦИАНСТВО. Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на рубеже 6-5вв. до н.э. имя его создателя — Конфуции,

С самого своего рождения конфуцианство отличалось осознанной социально-этической направленностью и стремлением к слиянию с государственным аппаратом.

Этому стремлению соответствовало теоретическое истолкование и государственной и божественной (" небесной" ) власти в семейно-родственных категориях; " государство — одна семья", государь — Сын Неба и одновременно " отец и мать народа". Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Последняя же выводилась из отношений между отцом и сыном. Сточки зрения, конфуцианства отец считался " Небом" в той же мере, в какой Небо — отцом.

Развиваясь в виде своего рода социально-этической антропологии, конфуцианство сосредоточило свое внимание на человеке, проблемах его врожденной природы и благоприобретаемых качеств, положения в мире и обществе, способностей к знанию и действию и т.п. Воздерживаясь от собственных суждений о сверхъестественном, Конфуций формально одобрил традиционную веру в безличное, божественно­натуралистичное, " судьбоносное" Небо и посредничающих с ним духов предков, что в дальнейшем во многом обусловило обретение конфуцианством социальных функций религии.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали различные направления, которых к 3 в. до н.э., по свидетельству Хань Фэя, было уже не менее восьми.

Во 2 в. до н.э., в эпоху Хань, Конфуций был признан " некоронованным царем", или " подлинным властелином" (су ван), а его учение обрело статус официальной идеологии и, победив главного конкурента в области социально-политической теории — легизм, в то же время интегрировало ряд его кардинальных идей, в частности признало компромиссное сочетание этико-ритуальных норм (ли2) и административно-юридических законов (фа1).

С конца 19 в. развитие конфуцианства в Китае так или йначе связано с попытками ассимиляции западных идей (см. КАН ЮВЭЙ) и возвращением от абстрактных проблем сунско-минского неоконфуцианства и цинско- ханьской текстологии к конкретной этико-социальной тематике первоначального конфуцианства. В первой половине 20 в. особенно в противостоянии учений Фэн Юланя и Сюн Шили внутриконфуцианская оппозиция экстернализма и интернализма соответственно возродилась на более высоком теоретическом уровне, сочетающем неоконфуцианские и отчасти буддийские категории со знанием европейской и индийской философии, что позволяет исследователям говорить о возникновение в это время новой, исторически четвертой (после изначальной, ханьской и неоконфуцианской) формы конфуцианства — постконфуцианства, а точнее, постнеоконфуцианства, основанного, как и две предыдущие формы на ассимиляции инородных и даже инокультурных идей. Современные конфуцианцы, или постнеоконфуцианцы (Моу Цзунсань, Тан Цзюньи, Ду Вэймин и другие) в этическом универсализме конфуцианства, трактующего любой пласт бытия в моральном аспекте и породившего " моральную метафизику" неоконфуцианства, усматривают идеальное сочетание философской и религиозной мысли. В Китае конфуцианство было официальной идеологией до 1912 и духовно доминировало до 1949, ныне подобное положение сохранилось на Тайване и в Сингапуре. После идеологического разгрома в 1960-е годы (кампания " критики Линь Бяо и Конфуция" ) ныне оно успешно реанимируется и в КНР как носитель ожидающей востребования национальной идеи.

Античная культура ее мировое значение

Важность данной темы обусловлена значимостью античной Кулыуры, ее особым местом в мировой

культуре» и особенно Западноевропейской, Человечество вновь и вновь обращаемся к наследию древних греков и РИМЛЯН как почве И источнику КУЛЬТУРНЫХ ценностей разных Народов,

Рассмотрение Греко римского культурного наследия с культурологической тОчкИ зрения сопряжено с определенными трудностями

Во первых, сложен сам феномен античности, поскольку, с одной стороны, она предстает как некая целостность, обладающая общими чертами. С другой античная культура внутренне неоднородна, так как включет в себя древнегреческую и древнеримскую составляющие, которые обладают своей спецификой.

Во-вторых, античная культура не естьнечто неизменное, Она динамична и в своем развитии проходит ряд относительно самостоятельныч этапов (например, греческая классика, эллинизм, ранний и поздний и др.), каждый из которых вносит свой вклад в культурное целое.

в- третьих, делая акцет на культурологическом аспекте, необходимо основываться не столько на последовательности исторических событий, но прежде всего на изучении процессов, происходящих в мировоззрении, образе жизни, идеологии, системах ценностей, норм, эталонов, и верованиях, знаниях, идеалах, составляющих феномен культуры и усваиваемых людьми КаК членами общества.

Античная культура формируется в рамках рабовладельческого общества, где главное социальное противоречие противопоставление свободных (рабовладельцев) и несвободных (рабов) Но именно эта ступень общественного развития освободила категорию свободных от тягот физического труда и создала условия дли бурного и разностороннего развития всех видов культурной деятельности (материального производства, научно-философских знаний, художественного творчества и пр.). Поэтому важно показать, несмотря на противоречивость, прогрессивные тенденции в развитии античной культуры.

В соответствии с программой курса в работе.делается акцент не только на ценностных установках, складывающихся в древнем греко римском мире, но и на соотношении их с культурными традициями стран Древнего востока, контакты с которыми у Древней Греции и Древнею Рима были постоянны и разносторонни. В то же время представляется необходимым специально обосновать вклад Древнего Рима, его специфичность, различия с: древней Грецией, поскольку существует мнение о вторичности Римской культуры по отношению к Древнегреческой.

В целом, думается, целесообразно обратить внимание на:

Общие характеристики античной культуры в целом, имеющие географические, социальные и собственно культурные основания.

Ценностные доминанты в их преломлении в Древнегреческой и Древнеримской культурах.

Вклад античности в мировую культурную практику.

" Специфику античной культуры по сравнению с Древневосточной.

Греко- римская античность колыбель западноевропейской культуры. Как говорил Я Буркхард, швейцарский историк: " Мы видим глазами греков и говорим их оборотами речи". Достаточно вспомнить ставшие привычными выражения: " олимпийское спокойствие", " гомерический смех", " сизифов труд", " титанические усилия" и др. Греческая культура тесно связана с римской культурой, но они не тождественны, каждая из них самобытна. Чтобы понять это, надо обратиться к истокам античной цивилизации, к особенностям ее возникновения,

Идея гармонии в антчности

Почти тысячелетний период общественного развития рабовладельческих государств Древней Греции и Рима отмечен рядом общих черт в экономике и культуре. В идеологии господствовала религия, культ человекоподобных богов покровителей, мифологических героев, а затем и обожествленной личности императора. Общественно-патриотический энтузиазм древних греков во славу своего полиса способствовал расцвету искусства архитектуры, ставшей основой общей античной культуры. Главным отличием образной трактовки архитектуры республиканского и императорского Рима были великодержавные идеи прославления нации, культа власти и могущества. Вместе с этим в условиях античной демократии для свободных граждан высоко ценились и личностные качества человека, его интеллект, талант, физическая гармония, общественная роль. В целом гуманистическая идеология, хотя и ограниченная, плодотворно сказалась на развитии античной культуры. Идеи прекрасного в искусстве реализовались в архитектуре культовых, жилых и впервые в истории возникших гражданских общественных зданий

Развитие пространственных форм античной архитектуры опиралось на совершенствование системы сводчатых конструкций, реализованных в новых формах цилиндрических и крестовых сводов и куполов. Они значительно увеличили пролеты помещений и расширили арсенал пространственных форм архитектуры за счет собственного разнообразия и сочетания с элементами стоечно-балочной конструкции.

Пространственные структуры. В античной архитектуре начального периода отмечается использование приемов формальной композиции, схожей с египетским зодчеством: сохраняется строгость геометрической формы, соединение пространств проходит по линейно-осевому направлению, господствует симметрия форм. Конкретные композиционные решения пространственных структур основывались на особенностях своих функциональных и художественных задач, которые можно проиллюстрировать на классических примерах.

Ведущее сооружение эпохи — храм занимал всегда важное место в пространстве ландшафта, ансамбля или города. Функциональным ядром храма служило единственное помещение — целла, где находилась священная статуя. Религиозный обряд состоял в поклонении, которое происходило перед входом в целлу. Художественно-образная задача заключалась в создании торжественно-почтительного настроения у молящихся, созерцающих в глубине полутемного помещения статую.

Развитие одноосевой пространственной системы, связывающей статую и входной проем в целях достижения необходимой выразительности составляло практическую задачу греческих архитекторов на протяжении многих веков. К исходным помещениям целлы, наосу и пронаосу были добавлены впоследствии наружный портик и внутренние колоннады. Тем самым процесс поклонения несколько растягивался в пространстве, становился значительнее. Движение к наосу происходило с постепенным подъемом — сначала по рельефу участка, затем 6...8 ступеней перед портиком, 2...3 ступени перед пронаосом. Психологическому сосредоточению человека способствовал строй пространства с постепенной его визуальной изоляцией от внешнего окружения, Наос освещался только отраженным светом, проникавшим в него через большой входной проем. Продольные колоннады внутри целлы членили ее на три нефа и создавали перспективную иллюзию увеличения наоса и акцентировали внимание на грандиозной статуе в конце колоннады.

Внешняя периптеральная композиция храма у греков была связана с восприятием его со многих точек ландшафта. Значение наружного объема намного превышало содержание интерьера, несложная композиция которого рассматривалась как бы элементом общей цепочки восприятия, начиная от ландшафта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь