Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского



 

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского (далее - БМГЦ, цирк) является самым большим стационарным цирком в Европе. В декабре 2015 года завершился ремонт стилобатной части здания цирка с заменой разрушившегося слоя гидроизоляции и усилением отдельных железобетонных конструкций. Это стало подготовительным этапом для реализации комплексной реконструкции здания цирка, построенного в 1971 году и простоявшего несколько десятилетий без капитального ремонта. Предполагаемый срок реконструкции - 2016 - 2020 годы.

Располагая мощным художественно-творческим и техническим потенциалом, цирк активно работает 11 месяцев в году, обслуживая не только жителей столицы, но и гостей города, в том числе и иностранных туристов. Кроме того, номера с участием артистов БМГЦ ежегодно участвуют в различных российских и международных цирковых фестивалях и конкурсах, занимая призовые места.

Цирк целенаправленно осуществляет работу по совершенствованию трюкового и актерского мастерства, поиску новых форм цирковой выразительности, соединению циркового искусства с другими видами творчества.

Цирк осуществляет активную внешнеэкономическую деятельность:
в 2015 году в гастролях за рубежом участвовало более 200 артистов
в 14 странах мира. В дальнейшем планируется увеличение количества гастролей за счет продажи готовых спектаклей на новые иностранные площадки (Латвия, Эстония, ОАЭ, Болгария, Израиль, Китай, Германия). Таким образом, обладая самой крупной базой артистов в Европе, БМГЦ способен стать самым узнаваемым брендом в мире цирковой индустрии и ежегодно выпускать 2 - 3 новые международные программы с дальнейшим прокатом на наиболее крупных площадках Европы, Азии и Америки.

Для популяризации циркового искусства, повышения художественно-творческого уровня, расширения международных культурных связей в области циркового искусства в сентябре 2015 года был проведен третий международный Всемирный фестиваль циркового искусства " ИДОЛ". Визитной карточкой фестиваля стал его яркий стиль, сочетающий в себе богатый колорит, историю, традиции русской и советской культуры в сочетании с современными направлениями индустрии шоу и развлечений. Организаторы представили на суд зрителей и международного жюри коллекцию лучших цирковых номеров и аттракционов из разных стран мира. В течение 2015 года зрителям были представлены 4 новые программы: " Like Russian", " К.У.К.Л.А", " Мр.Тигр", " Вещий сон" (новогоднее представление).

Постановка трех программ осуществлялась за счет собственных средств цирка, а постановка программы " Мр.Тигр" производилась совместно с автономной некоммерческой организацией " Центр по изучению и сохранению популяции амурского тигра" частично за счет спонсорской помощи. Представления в 2015 году посетили 535 тыс. человек.

 

Выводы и предложения

 

Позитивным итогом 2015 года стало активное развитие не только столичных, но и региональных театров, фестивального движения и гастрольной деятельности, практики совместных постановок отечественных и зарубежных театров.

Среди положительных тенденций – расширение государственной целевой поддержки масштабных творческих мероприятий, что позволило Федеральному центру поддержки гастрольной деятельности реализовать комплексные театральные программы на территории всей страны. Расширению географии проведения творческих проектов способствовал Комплекс мероприятий по поддержке гастрольной деятельности российских исполнительских коллективов «Всероссийские филармонические сезоны».

Плодотворной формой развития и продвижения музыкального и драматического театра стало возрождение практики филиалов ведущих отечественных коллективов в отдаленных российских регионах. Яркий пример тому – проект Мариинского театра «Приморская сцена».

В сфере популяризации музыкального и театрального искусства в 2015 году продолжилось освоение IT–технологий, дающих возможность формирования единого виртуального культурного пространства и создания условий равного доступа жителям отдаленных районов страны к лучшим образцам отечественного искусства (программа «Виртуальные концертные залы», позволившая в 2014-2015 годах охватить около 50 регионов страны).

Принимаемые меры позволили во многом усовершенствовать материально-техническую и имущественную базу цирков. Наряду с созданием комфортных условий в цирковых залах и должного технического обеспечения постановок в современном цирке продолжается совершенствование организации творческого процесса, профессионального образования, а также поддержка фестивальных и конкурсных инициатив, стимулирующих развитие процесса в цирковой сфере и привлекающих общественное внимание к данному виду искусства.

Работа в этом направлении будет продолжена.

 


Раздел 6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА

Изобразительное искусство

 

Анализ текущей ситуации

 

Существенной чертой развития современного искусства, ярко проявившейся в художественной жизни 2015 года, является его интегрированность в актуальные социальные процессы. Современное искусство во всех своих формах - от классически устоявшихся до самых новаторских - стремится к осмыслению серьезных социальных явлений, к более глубокому " прочтению" отечественной истории, к активному диалогу со зрителем. При этом картина художественной жизни сохраняет свою многоликость и многообразие, по-прежнему разделяясь на два основных направления: так называемое " актуальное искусство", развивающееся в основном в новых, часто интерактивных формах с применением современных художественных практик и стратегий, и искусство, традиционно делящееся на виды (живопись, скульптура, графика) и жанры. Тенденция
к преодолению антагонизма, присущего взаимодействию этих двух тенденций в первом десятилетии нового столетия, проявляется достаточно отчетливо. Очевидно и стремление к определенному обновлению системы выразительного языка заметно и в сфере " классического" искусства - как на уровне процесса обучения молодых художников, скульпторов, графиков, так и в их творчестве.

Структура художественной жизни в стране обрела устойчивые институциональные формы, разнообразные по статусу и функциям: в 2015 году важнейшие события также были инициированы общественными творческими организациями, институциями, принадлежащими к федеральным и иным государственным учреждениям, частными фондами и галереями.
Их деятельность в целом была ориентирована на репрезентацию новых, оригинальных проявлений современного отечественного искусства,
на стимулирование творческих поисков в нем, на адекватный, своевременный отклик социальным запросам и интересам, на сохранение и умножение связей российских мастеров и художников из стран СНГ, на развитие творческих связей между представителями отечественного и мирового искусства.

В сфере общественных творческих организаций, прежде всего, следует отметить деятельность творческих Союзов России (Союз Художников России с региональными отделениями, Международная конфедерация Союзов Художников, Московский союз художников, Союз архитекторов, Союз дизайнеров). Развитая структура творческих мастерских, производственно-творческих семинаров, экспертных художественных советов, секционные подразделения по отдельным видам искусств, наличие молодежных секций, самостоятельной выставочной и издательской деятельности превращает эти организации во влиятельный фактор развития искусства на всех его уровнях.

Другой важнейшей частью институциональной структуры художественной жизни являются разномасштабные государственные федеральные, региональные, муниципальные организации: выставочные залы и объединения, центры, музеи и институты, образовательные учреждения,
не только обеспечивающие реализацию художественной деятельности, но и во многом определяющие и ее стратегические направления. В первую очередь здесь следует указать на Российскую академию художеств и ее региональные отделения; важную роль в этих процессах играют Государственный центр современного искусства[1] и его филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, Владикавказе, Самаре, Томске; Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт музей в Москве; Государственный Центр фотографии - РОСФОТО в Петербурге; Художественный фонд " Московская биеннале" и другие. Все они ведут обширную выставочную работу по всей стране, знакомя зрителей всех регионов России с актуальным художественным процессом, активно работая с современными художниками всех направлений.

Все более активную позицию в представлении современного искусства занимают " классические музеи", среди которых Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея. В частности, в 2015 году Государственный Русский музей провел выставку " Россия. Реализм. XXI век", продемонстрировавшую многоаспектный и полемический заостренный взгляд на реалистическую традицию в русском искусстве, рассматривая ее как одну из фундаментальных и самых существенных в контексте его развития. На выставке были представлены произведения художников, демонстрирующие пути и возможности соединения реалистической манеры с современными художественными приемами.

Заметное и конструктивное значение в культурной и художественной жизни страны приобрели и частные, не дотируемые государством, фонды и институции. Эти художественные институции ведут самостоятельную активную выставочную деятельность, представляя художественные феномены, находящиеся на " передовой" современного искусства. Наряду с общественными творческими союзами, государственными учреждениями разного уровня, частные фонды и галереи активно участвуют в репрезентации русского искусства за рубежом. Нередки случаи государственно-частного партнерства в этой области.

В целом, касаясь деятельности разнообразных институциональных форм художественной жизни в стране, можно сделать обоснованный вывод о том, что их участие в художественных процессах объединено стремлением организационно и информационно поддержать развитие отечественного искусства на всех его уровнях, обеспечить современные, совпадающие с национальными интересами, координаты его функционирования, достойно представлять его в интернациональном художественном пространстве - разнообразных смотрах, форумах, фестивалях. Общность стратегий определяется, прежде всего, теми существенными тенденциями, которые диктуют сегодня время и потребности социума, которые и заслуживают более подробного анализа.

 

Художественные события

 

Среди самых масштабных и запоминающихся художественных событий в 2015 году следует назвать, прежде всего, те, формат проведения которых позволял художникам проявить свою активную социальную позицию, удовлетворял их стремление к неформальному, свободному диалогу с обществом и, более конкретно, со зрителями. Открытость художника обществу, его выход в социокультурное пространство, его " ангажированность" интересами и потребностями его современников - все это стало устойчивой тенденцией, характеризующей художественный процесс. Об этом свидетельствует и очевидное нарастание количества социокультурных проектов: фестивалей, мастер-классов, пленэров, биеннале и форумов культуры, во время которых происходит неформальное вовлечение зрителей в творческий процесс, в его интерпретацию и осмысление.

Следует отметить, что разнообразные формы современного искусства - как классические, так и актуальные - уже формируют специфическое пространство, способное репрезентировать и пропагандировать определенные ценностные системы, утверждать или дискредитировать определенные идеалы. В этом плане потенциал современного искусства с точки зрения его воздействия на общество действительно велик и эффективен для укрепления взаимосвязей и взаимопонимания между разными социальными слоями, разными поколениями.

В 2015 году художественные институции активно осуществляли проекты, стимулировавшие открытый диалог между публикой и творческой частью общества, организуя специальные просветительские программы и акции, осуществляемые совместно художником и его зрителями. Показательна именно обратная связь с публикой, проявляющаяся в заметном росте (прежде всего количественном) участников акций " Ночь музеев" и " Ночь искусств", которые, начавшись с инициативы Москвы, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга, охватывают теперь весь российский культурный ландшафт (более 160 городов участников, проводятся несколько раз в год).

Безусловно, самыми значимыми в 2015 году были художественные форумы, посвященные 70-летию Победы в Великой отечественной войне. И здесь в первую очередь выделяется Международная художественная выставка " Победа". Существенным для понимания значения этой выставки является тот факт, что она собрала произведения художников всех стран, входивших в состав СССР и принимавших участие в Великой отечественной войне.

В унисон с выставкой, посвященной юбилею Победы, публикой была воспринята и выставка " Грековцы", посвященная 80-летию организации Студии военных художников имени М.Б.Грекова. Она стала крупнейшей за всю историю студии и продемонстрировала достижения русского батального искусства, его вклад в художественном переживании и осмыслении великих дат в истории страны.

Среди выставок, приуроченных к великой исторической дате, стоит отметить выставку " Цветы Победы", организованную Российской академией художеств, в которой приняли участие, как академики, так и выпускники академических институтов и творческих мастерских РАХ. Российская академия художеств стала социальным партнером Всероссийского фестиваля молодежного творчества " Я - автор", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и организованного Всероссийским обществом инвалидов (разработка программ для людей с ограниченными возможностями и исследование перспектив арт-терапии являются одним из важных направлений деятельности Академии).

 

6.1.3. Деятельность Российской академии художеств

 

Деятельность Российской академии художеств, которая остается универсальной, десятилетиями укорененной в отечественной историко-культурной ситуации базовой организацией, играет существенную роль в художественной жизни страны. Особый статус Российской академии художеств в современном творческом процессе подчеркнут в Уставе федерального государственного бюджетного учреждения " Российская академия художеств", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. № 95.

Академия представляет собой исторически сложившуюся систему, аккумулирующую творчество и культурно-просветительскую деятельность художников и искусствоведов, а также деятелей других отраслей науки и искусства, создавая целостное художественное сообщество страны.
Ее многовековая история (более чем 250-летняя), масштаб и охват ее профессиональной структуры (10 отделений, включающих все основные художественные практики от живописи до дизайна, от архитектуры до театрально-декорационного искусств и отделение новейших течений); полинаправленность ее программ и инициатив, а главное - динамичное пополнение и обновление ее состава по существу составляют практически исчерпывающую картину сегодняшнего изобразительного искусства в его практике и теории, полноценно отражая их профессиональное, национальное и региональное, а также возрастное многообразие.

В настоящее время основу стратегии Российской академии художеств составляет поддержка современного искусства и новейшего художественного взгляда на действительность не вопреки преемственности и традициям отечественной изобразительной культуры, а в единении с ними, опираясь на тот огромный опыт русской академической школы, который дал миру крупнейших мастеров искусства и архитектуры, являющихся нашей национальной гордостью.

Российская академия художеств проводит активную выставочную деятельность, представляя весь спектр современного художественного процесса. Важную роль в сохранении и популяризации традиций отечественной системы художественного образования выполняют традиционно поддерживаемые Российской академией художеств выставки творческих работ преподавателей Московского государственного академического художественного института имени В.И.Сурикова при Российской академии художеств, Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при Российской академии художеств и дипломных работ студентов данных вузов, которые проходят в выставочных залах Академии в Москве и на площадке выставочных залов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств в Санкт-Петербурге.

Осенью 2015 г. Российская академия художеств стала основным партнером Департамента культуры города Москвы в рамках крупного культурного проекта " Ночь искусств", который проводится в нашей стране по инициативе Министерства культуры Российской Федерации с 2013 года. В рамках мероприятий состоялись мастер-классы и встречи с действующими мастерами изобразительного искусства, действительными членами Российской академии художеств.

Мероприятия проекта " Ночь искусств" смогли посетить сотни молодых москвичей, которые при всем многообразии различного предложения выбрали знакомство с представителями классической отечественной художественной школы. Заметным событием проекта стала и выставка произведений скульптуры и графики художников творческих мастерских скульптуры и графики Российской академии художеств " Учителя и ученики", Царская башня Казанского вокзала. На выставке представлены произведения трех поколений выпускников академических институтов, мастеров скульптуры, графики и живописи - работы З.К.Церетели, В.Е.Цигаля, Е.И.Зверькова, А.Д.Шмаринова, А.В.Цигаля, М.В.Переяславца, Д.Н.Тугаринова, признанных мастеров искусства, удостоенных многих высоких наград и званий, талантливых педагогов, которых многие поколения художников с гордостью называют своими Учителями.

Российская академия художеств не только продолжает организовывать передвижные выставки своих отделений, но и поддерживает крупные региональные выставочные проекты, являющимися знаковыми для территорий. В 2015 году таким проектом стала межрегиональная выставка " Сибирь - Дальний Восток", который был осуществлен в Красноярске. Частью проекта стала также научно-практическая конференция с международным участием " Искусство Сибири и Дальнего Востока: наследие, современность, перспективы". Значимость выставки обусловлена, в частности, ее масштабом. Более 250 художников из Абакана, Анадыря, Барнаула, Благовещенска, Биробиджана, Владивостока, Горно-Алтайска, Дивногорска, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Комсомольска-на-Амуре, Кызыла, Лесозаводска, Магадана, Находки, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Певека, Петропавловска-Камчатского, Томска, Улан-Удэ, Уссурийска, Хабаровска, Ханты-Мансийска, Южно-Сахалинска, Якутска, приняли участие в выставке.

С 2014 года в перспективных направлениях деятельности Российской академии художеств стало уделяться особое внимание развитию творческих и исследовательских международных проектов. Так, в 2015 году Академия стала соорганизатором международного академического исследовательского проекта " Между Волгой и Дунаем", который был включен в параллельную программу VI Московской международной биеннале современного искусства.

Заметными событиями года стали художественные инициативы и городские уличные фестивали: " Нижегородский Арсенал выходит в город"; " Арт Овраг" в городе Выкса; международный Уральский фестиваль " Решительные действия"; открытый городской фестиваль " Zoo-Art - искусство между животным и человеческим", работавший на территории Московского зоопарка по инициативе московского отделения Государственного центра современного искусства, и " Летние мастерские" Московского музея современного искусства. Особо популярным стал проект " Стрит арт в музейном пространстве" (проведен Московским музеем современного искусства), в рамках которого состоялась серия мастер-классов известных художников современности, работавших с любительской аудиторией.

Отдельные и весьма последовательные программы ведутся со зрительской аудиторией с ограниченными возможностями, которая до недавнего времени была почти полностью лишена возможности восприятия современных выставок и проектов. Теперь планомерная работа по адаптации высказывания современного художника к специфике подобного восприятия, подготовка специальных экскурсий и языков понимания ведется и в Российской академии художеств (семинары и мастер-классы по арт-терапии),
и в Государственном центре современного искусства (художественно-реабилитационный проект " Арт-прививка" в детской Морозовской больнице г.Москвы), и в Музее современного искусства " Гараж".

Показателен рост волонтерского движения - зрителей, по собственному желанию осваивающих непростой язык интерпретации современных визуальных искусств и способствующих их популяризации среди населения. Сегодня специальные курсы для волонтеров работают фактически при всех институциях.

Не только выставки, но и сопровождающие их публично-просветительские программы, фестивали и творческие акции содействуют открытому диалогу художника и общества, ставят преграду на пути очевидной дегуманизации последнего. Именно с этой позиции - сохранения онтологических и этических ценностей, а также поддержания эстетических ориентиров, проводником которого является подлинное современное искусство, чрезвычайно важно полноценное развитие многопрофильных государственных организаций с отлаженной структурой, ясно выраженными направлениями деятельности, огромным профессиональным опытом координации современных художественных процессов, которые способны не только организовать, но и направить оформившуюся тенденцию в профессионально безупречное русло.

 

Архитектура и дизайн

 

Принятие в 2014 году на заседании Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству Архитектурной политики России как документа, подготовленного совместно с " Основами государственной культурной политики", привлекло значительное внимание к названным в ней основным целям: повышение качества управления развитием территорий, повышение качества архитектурной практики, повышение уровня архитектурного образования, популяризация российской архитектуры.

В основе названных процессов - интеграция творческой деятельности специалистов различных направлений. При этом повышение уровня архитектурного образования выступает как гарантия реализации всех намеченных целей. На базе ведущего архитектурного вуза страны - Московского архитектурного института (государственной академии) действуют консолидирующие усилия архитектурных школ России организации: реорганизованное Федеральное учебно-методическое объединение по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки " Архитектура" при Минобрнауки России и Межрегиональная общественная организация содействия архитектурному образованию (МООСАО), объединяющие российские архитектурные школы и творческое сообщество архитекторов, практиков и педагогов.

Международный смотр-конкурс всех архитектурных школ России и стран СНГ в Железноводске продемонстрировал высокий уровень творческого образования в российской архитектуре, а также роль Московского архитектурного института (МАРХИ) вести вперед сообщество архитектурно-строительных вузов во всех направлениях архитектурного проектирования (что было отмечено главной наградой конкурса - медалью имени А.Г.Рочегова). МАРХИ сотрудничает с 42 зарубежными школами Азии и Европы, что обогащает процесс образовательной деятельности и дает основы для развития сетевых школ в практике развития образовательных зданий в России.

Заметным событием для научной общественности Москвы стало участие МАРХИ в V Всероссийском и Х Московском фестивале науки, проводимом под эгидой Президента Российской Федерации, при участии Правительства Москвы, Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Впервые МАРХИ совместно с молодежными организациями страны была организована творческая летняя школа " Таврида". В ее рамках педагоги и выпускники МАРХИ провели циклы лекций, мастер-классов и проектных семинаров, ознакомивших молодых зодчих и студентов из всех регионов России с новейшими тенденциями в архитектуре, ее фундаментальными историко-культурными основами.

Координация научных исследований в области архитектуры и градостроительства в научных организациях, подведомственных Минстрою России, осуществлялась в 2015 году Российской академией архитектуры и строительных наук (РААСН).

Деятельность Союза архитекторов России в 2015 году, в котором состоит 11508 членов Союза, была посвящена следующим основным направлениям:

- содействие развитию российской архитектуры, как неотъемлемой части отечественной истории;

- содействие сохранению архитектурного и культурно-исторического наследия;

- изучение истории развития архитектуры в России, отечественных архитектурных школ и мастеров зодчества, анализ и оценка состояния современной российской и мировой архитектуры и градостроительства, пропаганда передового отечественного и мирового опыта;

- защита общества от непрофессиональных действий в области архитектуры и градостроительства. Создание и развитие системы правил и стандартов осуществления архитектурной деятельности;

- защита законных прав и профессиональных интересов архитекторов и градостроителей;

- защита прав интеллектуальной собственности и авторских прав;

- укрепление творческих контактов с зарубежными архитекторами и градостроителями.

Творческие результаты деятельности архитекторов России были представлены на ежегодном международном фестивале " Зодчество - 2015".. Победители конкурсов фестиваля отмечены национальной премией " Хрустальный Дедал", национальной премией за лучший проект в области архитектуры и градостроительства имени В.Татлина, премией для молодых архитекторов " Солнце Леонидова", премией лучшей архитектурной мастерской имени С.Б.Киселева " Репутация".

Значительно увеличилась активность региональных и местных архитектурных сообществ (на территории всех субъектов Российской Федерации их более 100). Особенно крупными являются Союзы архитекторов Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Юга России, каждый из которых провели в 2015 году целый ряд конкурсов творческого и педагогического характера, в частности, ставший традиционным московский конкурс " Зодчество", архитектурный фестиваль Юга России, где объединились архитекторы, дизайнеры и архитектурные вузы Южного Федерального округа, Северокавказского Федерального округа и Крыма.

В 2015 году важным фактором архитектурной жизни России было продолжение обсуждения законодательной базы отечественного зодчества.
В частности, был представлен на общественное обсуждение проект федерального закона " О внесении изменений в закон об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Активно велась деятельность по учету и сохранению архитектурного наследия Российской Федерации. В МАРХИ была продолжена многолетняя деятельность по созданию обмеров памятников отечественного зодчества и созданию банка данных обмерной документации по архитектурному наследию, также как и работа по теории изучения и использования классических памятников прошлого в современной архитектуре в рамках гранта Российского научного фонда " Прошлое и будущее классики".

Союз дизайнеров России продолжил реализацию комплекса мероприятий по развитию дизайна в стране " Томск - столица российского дизайна" (Томск, 2015), которые включали выставки творческих работ российских дизайнеров, конференции и семинары в вузах города.

В рамках V Всероссийского фестиваля науки и Х Московского фестиваля науки был проведен творческий конкурс " Образы природы в средовом дизайне" (Игровая скульптура в парке).

Велись работы по развитию инновационных технологий и художественных методик средового проектирования, проводились многочисленные выставки дизайна как в столице, так и в регионах нашей страны при взаимодействии Союзов дизайнеров и отделения дизайна Российской академии художеств.

В 2015 году российские зодчие и дизайнеры играли значимую роль в становлении новой жизненной среды нашей страны, соответствующей принципам экологически и исторически дружественной " устойчивой" архитектуры, наиболее технологически передовой в мировой практике развития облика городской среды, общественных пространств, выявили возможности в художественном отношении находить решения, передающие своеобразие исторического наследия России, что подтверждает статус нашей страны как ведущей и своеобразной " архитектурной державы", играющей существенную роль в становлении передовых тенденций мирового зодчества и искусства дизайна.

 

Выводы и предложения

 

В настоящее время создана новая система взаимодействия с творческими союзами, музеями, галереями, направленная на развитие прогрессивных тенденций художественной жизни и сохранение традиций российского изобразительного искусства. При этом полноценное развитие художественной культуры предполагает поддержку проектов, охватывающих все сегменты многонациональной российской культуры и нацеленных на воспроизводство на новом этапе национальных культурных ценностей.

Основная отличительная особенность изобразительного искусства в том, что этот вид искусства неинституализирован, в отличие от музыкальной и театральной сферы, где инструментом реализации государственной политики могут выступать организации – театры, цирки, концертные и филармонические организации, оркестры. В области изобразительного искусства можно говорить о «ручном режиме» работы, так как самой его спецификой обусловлено точечное, индивидуальное взаимодействие с конкретными творцами. Определяющую роль в этом процессе играют реализуемые Минкультуры России мероприятия по непосредственной поддержке творчества художников, включение их личного творческого потенциала в канву поддерживаемых государством акций. Роль государства, выступающего в данном случае гарантом гражданских прав, творческой реализации и социальной защищенности художника, в данном контексте весьма значима.

В этой связи особо важное значение приобретает разработка и реализация совместно с региональными институциями в сфере изобразительного искусства долгосрочных выставочных проектов, направленных на укрепление связей и взаимообогащение культур народов России, призванных дать новый импульс развитию прогрессивных явлений художественной жизни регионов, а также смежных и передвижных выставочных программ, направленных на рост культурных обменов.

Формирование единого культурного пространства России в области современного изобразительного искусства осуществляется через реализацию симпозиумных, пленэрных, фестивальных и конкурсных проектов в регионах, поддержку проектов, связанных с традиционными формами изобразительного искусства.

В настоящее время российское искусство достойно представлено на крупнейших мировых выставочных площадках благодаря развитию системных подходов в поддержке самых ярких художественных инициатив на местах и их интеграции в контекст мировой художественной культуры. Эффективное обеспечение на государственном уровне участия российских проектов в самых престижных международных художественных форумах является важной и необходимой составляющей формирования положительного имиджа России в общемировом культурном пространстве.


Раздел 7. КИНЕМАТОГРАФИЯ

 

Анализ текущей ситуации

 

Кинематограф, отражая сложные и противоречивые социальные процессы, аккумулируя эстетические и культурные особенности, свойственные обществу, является одним из доминантных феноменов современной культуры.

Стремительно совершенствующиеся технические средства кино и других экранных технологий расширяют коммуникационное пространство культуры, сферу художественного творчества, возможности распространения кинопроизведений, которые были и остаются самым потребляемым продуктом культурной деятельности.

Итоги деятельности российской киноиндустрии в 2015 году позволяют говорить о серьезных творческих и производственных достижениях, плодотворных тенденциях, но и о значительном нереализованном потенциале. Профессиональный уровень ведущих мастеров отечественного кинематографа, диапазон их творческого поиска, способность адекватно реагировать на социальные запросы и требования государственной культурной политики подтвержден не одним десятком отечественных фильмов, вышедших на экраны в 2015 году. Российские фильмы сохраняют стабильный сегмент отечественной зрительской аудитории. Вместе с тем, степень воздействия отечественного кинематографа на формирование мировоззренческих установок, взглядов россиян на конкретные жизненные реалии пока далеко не полностью соответствует потенциальным возможностям " важнейшего из искусств".

Тем не менее в непростых условиях минувшего года, вызванных неблагоприятной политико-экономической ситуацией, российской кинематографии удалось избежать кризисных тенденций и сохранить энергию дальнейшего роста.

Российская кинематография представляет собой многофункциональную отраслевую структуру, основными сегментами (подотраслями) которой являются фильмопроизводство, прокат и кинопоказ. Большое значение в жизнедеятельности киноотрасли играют общественные организации, прежде всего, Союз кинематографистов России с его региональными отделениями, способствующий становлению гражданских институтов в профессиональной среде, творческому и профессиональному развитию отрасли.

Особенностью кинематографии, существенно отличающей ее от других направлений художественной культуры и обусловившей индустриальный характер ее функционирования, является наличие в ее составе классического производства (промышленности), а также сегментов сбыта аудиовизуального товара и потребительской аудитории.

Российская киноиндустрия по-прежнему в значительной степени сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточены основные производственные мощности, выпускается большая часть отечественной кинопродукции, однако в последние годы все очевиднее становится тенденция появления и развития региональных центров кинематографии.

 

Кинопроизводство

 

За минувший год сегмент кинопроизводства не претерпел существенных изменений и представлен:

35 киностудиями, в том числе 9 подконтрольными государству. Как и в предшествующие годы наряду с созданием экранной продукции, киностудии, совокупно располагающие 107 съемочными павильонами, предоставляют в аренду свои производственные мощности, оказывают производственные услуги другим кинопроизводителям;

более чем 400 продюсерскими компаниями - фильмопроизводящими организациями негосударственных форм собственности, не имеющими собственных производственных мощностей и решающих производственные задачи путем аренды средств производства у киностудий и сервисных структур;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь