Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Толерантность как результат межкультурной коммуникации



Процесс глобализации, ведущий к взаимозависимости культур, народов и цивилизаций, вызывает к жизни необходимость перехода от иерархической системы отношений, построенных на принципах господства и подчинения, к системе отношений, основанных на принципах демократии, плюрализма и толерантности. Вместе с тем глобализация создает предпосылки, затрудняющие диалог культур. Это — нарастающее многообразие и все углубляющаяся социальная поляризация в мире, активизация религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, рост числа их адептов, неспособность существующих социальных институтов защитить любую этническую культуру в новых условиях. Поэтому возникает потребность в консенсусе, достичь которого можно, лишь осознав, что удовлетворить собственные интересы нельзя без учета интересов другого.

В настоящее время во взаимодействии народов и культур очевидно доминирование локальных интересов над общими. Иными словами, подавляющая часть этнических групп отстаивает местные интересы, которые признаются приоритетными по отношению ко всем другим. В этой ситуации крайняя терпимость к членам своей группы сочетается с нетерпимостью ко всем остальным. Но при таком направлении развития авторитарное подчинение, грубая сила, утилитаризм и прагматизм малопродуктивны. Необходимым условием выживания народов в современном мире может быть только интеграция, признание суверенности и ценности каждого народа и его культуры. Это означает, что взаимодействие народов и культур должно развиваться на основе принципа толе-

3. Не судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур на основе собственных ценностей.

4. Всегда помнить о необходимости понимать культурную основу чужих ценностей.

5. Никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого.

6. Общаясь с представителями другой религии, пытаться понимать и уважать эту религию.

7. Стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов.

8. Уважать способы одеваться, принятые в других культурах.

9. Не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур.

10. Не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком.

11. Не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего.

12. Понимать, что каждая культура, сколь бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы обладали монополией на все.

13. Не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии родной культуры для воздействия на поведение своих партнеров в ходе межкультурных контактов.

14. Всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой1.

При формировании этих установок людям чрезвычайно важно понимать необходимость и сохранения этнической и культурной идентичности, без которой невозможно нормальное психологическое самочувствие человека, и развития мультикультурализма. Обе эти тенденции должны разумно и гармонично сочетаться друг с другом. Только обладающий позитивной этнокультурной идентичностью человек способен к этнической и культурной толерантности, к жизни в современном, все более глобализирующемся, мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов С.А Народы и культуры. Развитие и взаимодействие М, 1989.

2. Болдырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность: Введение в проблему. М, 2003.

3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.

5. Зинченко В.Г., Зусман Б.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. Системный подход. Нижний Новгород, 2003.

1 См.: Ситарам К, Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 5. С. 106.

6. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

7. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград, 2003.

8. Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. М., 1998.

9. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура М., 2002.

10. Платонов Ю.П. Этническая психология. СПб., 2001.

11. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2004.

12. Ситарам К., Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1993. № 2—4.

ГЛАВА 9. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание сущности конкретных культур невозможно без типологизации. Типология культур помогает осознать и свою собственную культуру, увидеть то общее, что объединяет народы и одновременно отличает их друг от друга.

В самом общем смысле типология означает классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Или, иными словами, типология — это научный метод, позволяющий систематизировать какие-либо объекты на основе их обобщенной модели. В таком понимании типология культуры позволяет выделить и классифицировать различные группы культурных объектов для наиболее полного их изучения, сравнения и описания. Однако определение типов культур сталкивается с трудностями методологического характера. Дело в том, что тип — это абстрактная конструкция, которая в обобщенном и схематизированном виде выражает некоторые существенные («типичные») черты культуры, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая конкретная культура уникальна, и отнести ее к тому или иному типу можно только с какими-то упрощениями. Поэтому все культуры лишь приблизительно соответствуют тому или иному типу.

На всем протяжении развития культурологической мысли было создано много различных типологий. Их авторами были философы, социологи, историки, деятели искусства и др. В качестве критериев, или оснований, типологии культур были использованы самые разнообразные культурные, социальные или географические явления: религия, территориальная принадлежность, этническое своеобразие, историческая периодизация, хозяйственный уклад и др. В результате были созданы формационная, цивилизационная, культурно-историческая, регионально-территориальный, этнонациональный, демографический и другие типологии культуры. Как правило, выбор критерия для классификации определялся интересами того или иного исследования, его задачами и целями. При этом каждая

типология обладает определенной методологической значимостью, заключает в себе определенный эвристический потенциал, отличается сильными и слабыми сторонами и дает возможность осмыслить лишь определенный аспект культуры.

Современное культурологическое знание представлено различными типологиями и классификациями культур, из них самые известные и распространенные — это историческая, формационная, цивилизационная и регионально-этническая.

Историческая типология культур

Историческая типология культур основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры, и базируется на христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее. На протяжении жизни человечества существовали четыре царства (Ассирийское, Персидское, Македонское и Римское), развитие которых происходило циклически, в соответствии с природными процессами смены времен года. Согласно учению о четырех царствах вся история человечества делится на четыре периода, или века: каменный, медный, бронзовый и железный.

Каменный век —

Каменный век — древнейший в развитии человеческой культуры: орудия труда и оружие изготовлялись из камня и люди научились самостоятельно добывать огонь. Современная наука делит каменный век на три этапа: древнекаменный (палеолит), когда появился человек разумный; среднекаменный (мезолит), когда были изобретены копье, лук и стрелы; и новокаменный (неолит), когда человек перешел от присвоения плодов земли к их выращиванию, скотоводству. В каменном веке появились зачатки искусства — наскальные рисунки, скульптура из камня и кости, глиняная посуда, а также примитивные религиозные культы в виде тотемизма (веры в кровнородственную связь какого-либо человеческого рода с определенным видом животных или растений); фетишизма (поклонения неодушевленным предметам); анимизма (веры в души и духов); и магии (веры в способность с помощью колдовских действий влиять на окружающие предметы и явления).

Медный век —

Медный век — это период в развитии первобытной культуры, когда сформировался и укрепился родовой строй. Наряду с каменными, деревянными и костяными орудиями труда появились медные орудия и изделия как результат зарождающейся металлургии. Хозяйственная деятельность становится более разнообразной, так как наряду с охотой и со-

6ирательством развивается скотоводство и мотыжное земледелие, Формируются элементы пиктографии — рисуночного письма, облегчающего духовную преемственность поколений. Главным достижением культуры медного века стало изобретение колеса.

Бронзовый век —

Бронзовый век — время возникновения и расцвета древнейших мировых цивилизаций — шумерской и древнеегипетской. Они обогатили культуру человечества изобретением плуга, стекла, ирригационных систем, строительством величественных дворцов и пирамид, выразительной настенной и погребальной живописью, а также скульптурой. Они же подарили человечеству первые системы письменности — клинопись и иероглифическое письмо. В этот же период были разработаны важные научные знания — десятеричная и шестидесятеричная системы исчисления, основы алгебры, геометрии, астрономии, первые календари, солнечные и водяные часы.

Железный век

Железный век вошел в историю мировой культуры открытием технологии получения железа, изготовлением из него оружия и орудий для земледелия и обработки стройматериалов. Некоторые этнические культуры переходят в железный век уже к концу II тыс до н. э. Среди них — античная культура, ставшая фундаментом современной европейской культуры и цивилизации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь