Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские дискуссии современности



Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.

Развитие философии практически невозможно свести к единственному основанию. Более того, достижение некоторого единодушия является сигналом к новым содержательным поискам за пределами освоенного интеллектуального пространства. Это обусловлено самими исходными принципами философии – установкой на познание и осмысление действительности.

Этот процесс бесконечен, и свойственен всем наукам, не только философии. Но, в отличие от частных наук, бесконечность познания в философии существенно дополняется специфическими свойствами философии. Это такие свойства, как системность, всеобщность, рефлексия, актуализация собственных оснований, методологическая функция. Последние качества действительно отличают философию от частных наук, которые «не обязаны» доказывать собственные основания.

В связи с этим мы можем говорить скорее о последних по времени интеллектуальных достижениях и направлениях в философии, о наиболее популярных и активно развиваемых темах.

Вначале необходимо остановиться на институализированных формах философии - на философских обществах и организациях.

Первые формы философских организаций – философские школы в древней Греции (Ликей, платоновская Академия) и философские (теологические) факультеты средневековых университетов.

В эпоху Возрождения философы были «организованы» в кружки гуманистов.

В эпоху Нового времени возникали национальные академии, в которых как ученые – естествоиспытатели поднимались до философских обобщений (И. Ньютон), так и собственно философы творили в соответствии с логикой развития философского знания.

Своеобразной вершиной философии явился XIX век, когда сформировалась «классическая» философия. Классическая философия может претендовать на полное и всестороннее логически выверенное представление о мире, сознании, обществе. Но сразу начался процесс выхода за пределы «классики» и нескольких направлениях: «ортодоксальная» философия - философия, отвечающая господствующему мировоззрению того времени, начала исследования сразу во многих направлениях, которые и составляют предмет данной темы. И другое направление – решительная критика и преодоление ограниченности «классики» в форме диалектического и исторического материализма (марксизм).

Первое – философская ортодоксия действительности – это выше названные антропология, экзистенциализм, философия жизни, герменевтика и т.д.

Второе – марксизм в единстве теории и практики социально – экономических преобразований XX века. Причем существенную роль в развитии философии сыграла философская традиция в СССР. В связи с этим сводить всю философию только к западноевропейской – нельзя. Более того, некоторые направления западноевропейской философии развивались в полемике с марксизмом и благодаря этой полемике. В свою очередь, философы СССР, несмотря на идеологический «монизм» сумели внести существенный вклад во многие направления философии.

Обратим также внимание на то, что за пределами рассмотрения остаются арабо – мусульманская философия, еврейская, философия Китая, Японии, Индии и т.д.

Если условно ограничить философию только теоретическими вопросами, то можно указать на современные философские общества и организации: Международные организации:

- Международный совет по философии и гуманитарным исследованиям (Париж);

- Международный институт философии (Париж);

- Международное гегелевское общество (Зальцбург, Австрия);

- Международное объединение по истории и философии (Лондон);

- Международный центр междисциплинарных исследований (Париж);

- Международная ассоциация философии, искусств и наук (Болонья, Италия).

Кроме того, можно назвать множество проблемных и тематических обществ и ассоциаций: общество П. Тейяра де Шардена (Бельгия), Британское общество философии науки, Римский клуб (Италия), Кантовское общество, Шопенгауэровское общество, общество по изучению истории идей, общество Лейбница (Германия).

В США: Американская католическая философская ассоциация; Центр по философии науки; институт общей семантики; институт философских исследований; институт философии науки; Американское общество по эстетике; Ассоциация символической логики; общество Ч. Пирса; Ассоциация философии науки; общество по изучению философии диалектического материализма; Американское философское общество.

В связи с этим можно с большой долей условности назвать доминирующими в современной идейной сфере направления: аналитическая философия, герменевтика, лингвистика, социальная философия и социолингвистика, психоанализ, структурализм, неопозитивизм.

Наиболее обсуждаемыми проблемами являются проблемы гуманизма, свободы, демократии, смысла человеческого существования, пределов познания, пределов (экономического) роста.

Персоналии и направления

Интуитивизм (А. Бергсон).

Неогегельянство (Брэдли, Грин, Ройс, Кроче, Кронер, Либерт).

Позитивизм. Классическая форма позитивизма: французские позитивисты: Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан. Английские позитивисты: Дж. С. Милль, Г. Спенсер. Развитая форма позитивизма – Дж. С. Милль, Герберт Спенсер. Позитивизм в России: В.В. Лесевич, M.M. Троицкий, В.Н. Ивановский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.

Логический позитивизм Р. Карнап.

Неопозитивизм (Бертран Рассел, Людвиг фон Витгенштейн, Кариан, Шлик, Нейрат).

Постпозитивизм: Карл Поппер.

Прагматизм (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи, Дж.Г. Мид, Ф.К.С. Шиллер).

Философия жизни (Ницше, Дильтей, Зиммель).

Феноменология (Гуссерль).

Философская антропология: основатель Шелер, (Плеснер, Гелен, Э. Ротхаккер, М. Ландман). Материалистическое направление в антропологии представляют Клод Гельвеций (1715 – 1771), Людвиг Фейербах (1804 - 1872), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889). Идеалистическая антропология - (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель).

Критический реализм (Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк).

Логический эмпиризм (Кариан, Ф. Франк, Рейхенбах).

Логический прагматизм (Куайн, Гудмен).

Лингвистическая философия (Витгенштейн, Райл, Остин, Стросон, Уисдом).

Философии науки, научный материализм.

Персонализм (Э. Брайтмен, Мунье, Лакруа, Р. Флюэллинг).

Экзистенциализм: «атеистический» экзистенциализм (Сартр, Камю, ранний Хайдеггер), религиозный экзистенциализм (Марсель, Ясперс, Бубер). Жан Поль Сартр, Габриэль Оноре Марсель, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, С. де Бовуар.

Неотомизм (Маритен, Жильсон, Бохеньский).

Герменевтика (Э. Бетти, В. Дильтей, Г.Х. Гадамер, Рикер, Ф. Шлегель, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер ).

Структурализм (Леви-Строс, Лакан, Фуко).

Франкфуртская школа (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Хабермас).

Аналитическая философия (Поппер, Лакатос, Альберт, Файерабенд).

Литература

1. Гобозов И.А. Кому нужна такая философия?! От поиска истины к постмодернистскому трёпу. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 200 с.

2. Делез Ж. Ницше / Пер. с фр.; Примеч., послесл. С.Л.Фокина. - СПб.: Machina, 2010. – 172 с.

3. Иконникова Г.И. История философии XIX – начала XXI века: Учеб. пособие. - М.: Вуз. учебник, ИНФРА-М, 2011. – 304 с.

4. Кьеркегор С. Страх и трепет / пер. с дат. – 2-е изд., испр., доп. - М.: Культурная революция, 2010. – 488 с.

5. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего / Пер. с нем. - СПб.: Азбука. Азбука-Аттикус, 2011. – 240 с.

6. Ницше Ф.В. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого /Пер. с нем. - М.: Эксмо, 2010. – 416 с.

7. Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Том 1. - М.: Мысль, 1996, 829 с.

8. Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Том 2. - М.: Мысль, 1996, 829 с.

9. Тростников В. Вера и разум: Европейская философия и ее вклад в познание истины. - М.: Грифон, 2010. – 223 с.

10. Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве: Сб. / Пер. с нем.; Коммент. Р. Додельцева. - М.: Эксмо, 2010. – 608 с.

11. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / Пер. с нем. - СПб.: Азбука, 2010. – 192 с.

12. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. - М.: АСТ, Астрель, 2011. – 284 с.

13. Фуко М. Рождение биополитики: Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1978-1979 учеб. г. / Пер. с фр. - СПб.: Наука, 2010. – 448 с.

14. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией: Философ. ст. / Пер. с нем. - М.: Весь Мир, 2011. – 336 с.

15. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / Пер. с фр. М.: Новое лит. обозрение, 2010. – 392 с.

Контрольные вопросы

1. Хронологические границы современной западноевропейской философии.

2. Характерные черты современной западноевропейской философии.

3. Позитивизм и его особенности.

4. Позитивизм и его развитие: неопозитивизм, постпозитивизм.

5. Философская антропология Клод Гельвеций (1715 – 1771), Людвиг Фейербах (1804 - 1872), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889).

6. Основные постулаты философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

7. Основные положения философии жизни (Ницше, Дильтей, Зиммель).

8. Основные постулаты феноменологии (Гуссерль).

9. История и основные положения философской антропологии.

10. Основные положения философии экзистенциализма (Сартр, Камю, ранний Хайдеггер, К. Ясперс).

11. История и основные положения религиозного экзистенциализма (Марсель, Ясперс, Бубер).

12. История и основные положения структурализма (Леви-Строс, Лакан, Фуко).

13. История и основные положения герменевтики (Э. Бетти, Гадамер, Рикер).

14. Развитие герменевтики – Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Гадамер.

15. Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

16. История и основные положения неотомизма (Маритен, Жильсон, Бохеньский).

17. Основные положения философии науки.

18. Философия интуитивизма А. Бергсона.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1826; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь