Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антропологический материализм Феербаха.



В середине ХІХ в. с острой критикой идеализма выступил нем-й фил. Людвиг Феербах. Свой материализм Феербах характеризовал как антропологический. В центре внимания Феербаха не отрешенное понятие материи, а человек как психофизическое единство души и тела. Исходя от такого понимания человека, Феербах отвергает его идеалистичную трактовку. Согласно Феербах, тело, в его целостности, как раз и составляет человеческое «Я», то, с кем человек себя отождествляет (Я студент, Я пассажир). Согласно Феербаху, духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного. Дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Таким образом, у Феербаха человек явл. биологическим существом, т.е. биологический характер занимает первое место, а не культурно исторический как у Гегеля.

Вывод. Антропологический материализм Феербаха возник как реакция на идеализм и прежде всего на учение Гегеля.

Разнообразие: дуализм Канта, объективный идеализм Гегеля, материализм Фейербаха.

 

№13. Фил. марксизма.

Идея коммунизма высказывалась задолго до К.Маркса. Напр. в работе «Государство» Платона, в работах Аристотеля, «Утопие» Томас Мор, «Город солнца» Томас Компанел, в идеях Ж.Ж.Руссо. В этих работах рассматривалась свобода, равенство, братство.

 

Философия марксизма возникла в 40-х гг. XIX в, ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс, создавшие целостную систему философских и экономических взглядов. Марксизм возникает как ответ на буржуазное общество. Маркс критикует буржуазное общество, пишет «Капитал» и рассматривает неравенство в обществе.

Социальная фил. Марксизма.

В основе общества лежат производственные отношения между двумя противоположными классами, между ними происходит борьба и приводит к революции.

Проект либерально-социальный и марксизм (коммунизм) потерпели крах.

 

17.Развит фил-фии как метод-гия научного исследов в зап фил-фии XX в. (неопо-зитивизм, феноменология, фил-ская гер-меневтика). В кон 19 – нач 20 вв в зап Ф оформл-ся позитивизм, высказавший идеи «положит-ого знания» и очищения Ф от метафизичес-ких иллюзий. Позитивизм стремился обра-тить Ф на пользу науке, адаптировать мето-долог-ие принципы к бурно растущему естественнонаучному зна-нию.Дальнейшее развит позитивизма свя-зано с формиров-ем неопозитивизма и ана-лит-ой Ф, позднее, со становл-ем постпози-тивизма – Кун, Поппер и др.Гл-ой задач нео-позитивизм счит анализ логических и матем-их конструкций, лежащих в основе постро-ения научного знания. Разрабат-ся фунда-мент-ые принципы, на основе кот, по мнению неопозитив-ов, и раз-вив-ся наука: -принцип верификации (необх-сть сравнения положе-ний науки с данными простого опыта); -прин-цип конвенционализма (в основе принятия аналит-их положений в научной теории лежат произвольные согла-шения ученых, полезно-стью, простотой и т.д.); -принцип физикализ-ма (все предлож-ия в эмпирич-их науках дол-жны допускать сведение к предложениям физики).Феноменология вооружила фил-ское знание принципно новым м-дом анализа созн и различных его состояний. Центр-ое понят феномен-гии – «интенция», направл-сть созн на объект, наход-ся в самом созн, и сами способы этой направл-сти. Гуссерль: что Ф станет строгой наукой только тогда, когда сделает своим предметом структуру «чистого сознания» (феном-гию) и отка-жется обоснов-ать свои выводы с по-мощью опыт-ных наук.Фил-ская герменевтика связана с идеями интерпретации проблемы понимания. Её прототипами счит искусство толкования иносказаний в древне-греч-ой Ф, искусство толкования Священного Писан в средн века.Герменевтика сконцентр-сь на изуч особ-стей гуманит-ого знания, путях его постижения, выяснении сходства и различия объяс-ия и поним. По мнен фил-фов – сторонн-ков идей герменевтики соц-но-гуманит-ые науки не могут и не должны копиров метод-гию есте-ствозна-ния. Этой метод-гией можн пользов-ся, но с учетом особ-стей и своеобразия изу-чаемого предмет. Заслу-гой фил-ской герме-невтики явл-ся изуч-ие значения толкования, интерпретации в соц-но-гу-манит-ом знании. Сама интерпретация – процесс не-однознач-ный, т.к. толкование соверш-ся в контексте опред-ых традиций, а это знач, что интер-претатор подходит к своему предмету с «пре-дубеждением» и вкладыв в него новые смыс-лы.Единствно доступным и ценным миром герменевтика признает мир чел-ого общен, внутри кот образ-ся мир культ, цен-стей, смыслов и т.д. Все составля-ющие культ должны быть понятны и истолк-ны.

 

20. Понятие бытия и субстанции. Основные формы бытия. Онтология иссл-ет про­бл. существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. Категория бытия (Б.) возникает как, предельно-обобщенная характеристика того, что присуще всему в мире. Проблема Б. по-разному трактуется в конц-ях - манизма (Б.-как единственность: либо материальное либо духовное), дуализма (равноправное существ-е 2-х начал), плюрализма (сущ-т бесконечное кол-во начал или видов бытия).

Категория Б. -поиск объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее фун-я - сви­детельствовать о наличии того, что нечто уже есть, осуществи­лось как действит-сть и приобрело опред-й вид.

Категория небытия - то, что реально не сущ-т, или уже прекратило свое сущес­твование. Форма проявления Б. - нечто, форма проявления небытия - ничто.

Выде­ляют два осн-х вида Б.- материальное и духовное (иде­альное).

Материальное бытие -то, что составляет объек­тивную реальность (природные объекты, феномены чел-ой и общ-й жизни).

Идеальное бытие предст-т явл-я духовной жизни че­л. и общества - их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в виде понятии, формул, текста, ценностей и т.д.

Эти два осн-х вида Б. представлены в 4-х осн-х формах: 1.бытие вещей тел, процессов (природы): – это Б. 1-ой природы–кот-я как существовала так и будет существовать и бытие 2-й природы – измененная, цивилизационная - это бытие человека; 3-я форма Б. духовного (иде­ального) кот. подразделяется на индивидуализированное духовное - это содержание нашего сознания. И объективированное духовное – это наука, религия. 4-я ф. бытие социального или бытие общества, мы можем говорить о бытии чел в обществе.

Классическая философия рассматривала онтологические проблемы в тесной взаимосвязи с понятием субстанция. От лат. substantia сущность, лежащее в основе, -это понятие имеет два значения: 1)субстанция –это то, что существует само по себе, и не зависит в своем существовании ни от чего другого(Декарт); 2) субстанция – это первоначало, первооснова, и от ее существования зависит существ-е др.вещей

Наряду с субстанцией используется понятие АТРИБУТ - это св-во без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Парменид: «Бытие есть, небытия - нет». Впервые эта тема появляется в 6-5 века до н.э. в философии Парменида, только он употреблял понятие «СУЩЕЕ».

В ср. века категории бытия и субстанции фактически слиты воедино в образе Бога – он есть и бытие и субстанция.

В новое время категория субстанции не исчезает, но в центре филосовских исслед-й нах вопрос о методах истинного познания.

В философии Гегеля впервые обнажается человеческий смысл понятия субстанции, т.к. человеку Гегеля есть необходимый момент развития абсолютный идеал.

 


21. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философском и научном познании . Материя (лат. materia - вещество) – фил. категория, кот. в материалистической традиции обозн. субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Ее эволюция связана с тремя осн. этапами развития, где материя трактуется как: 1) вещь, 2) свойство (атрибут), 3) отношения.

1 этап античная фил-я - поиск материального (вещественного) на­чала, образующего первооснову всего природного многообразия. В начале это были стихии: воды, огня, воздуха, земли (Фа­лес, Анаксимандр, Анаксимен), затем - атомы (Левкипп, Демокрит). Материя играла роль одного из начал (Платон). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи» (Аристотель).

2 этап (Новое время) механистический или метафизический материализм - материея это вещь, об­ладающую всеобщими атрибутами - массой, протяженностью, не­делимостью, непроницаемостью и т. п.

Но в то время догадки о том, что материя есть – все то, что каким-то образом воздействует на наши органы чувств. Т.о. постепенно материя начинает пониматься в ее отношении к сознанию.

3этап - - марксизм, кот. высказывает критическое отношение к сведению материи исключительно как к миру природы и распространяет это понятие на мир общества. Также революционные открытия в науке на рубеже 19 – 20 веков (теория Дарвина, открытие клетки, радиоактивность), обострили проблемы материи, интерес в философии, и на этом этапе происходит окончательное разведение философского и научного подходов к пониманию материи. И в определении материи данным Лениным в качестве самого главного св-ва материи было зафиксировано ее св-во быть объективной реальностью, существующую независимо от сознания человека.

Др. словами, дан­ное понятие определяется в рамках основного вопроса философии, вопроса об отношении мышления к бытию (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущест­венным аспектом в понимании бытия вообще и общественного бытия в частности.

Согласно науч. данным физич. материя может существовать в виде вещ-ва и поля. То, что имеет болевую природу – материальное явление. Главное в материи – материя неисчерпаема.


 

22. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покой».

Движение как философская категория обозначает изменения как свойство сущего.

Формы движения: физическое, химическое, биологическое, социальное, духовное. По направлению виды движения формы таковы: круговорот, восхождение, нисхождение, единство восхождения и нисхождения.

Развитие названо авторами «необратимым изменением». Его виды: прогрессивное, регрессивное, нейтральное, а также революционное и эволюционное.

Покой – якобы относительная устойчивость сущего.

Концепция (принцип) глобального (универсального) эволюционизма – якобы занимает одно из центральных мест в научной картине мира. Это сведение воедино всех видов развития на принципах: самоорганизации (синергетики) и эволюции (космической, химической, биологической, социальной). Согласно этой концепции все системы самоусложняются: растет их разнообразие, а стабильность снижается. Многое случайно, но господствует «наследственность» (причинность, преемственность), не определяющая, однако, всего. Развитие идет путем отбора наиболее реального варианта из множества возможных.

23. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства и времени.

Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. А понятие «время» – иметь длительность, скорость развертывания, ритм и темп.

Основные свойства пространства: размерность (вещи имеют параметры), изотропность (оно во все стороны соразмерно, то есть, каждый метр в одну сторону равен каждому метру в любую другую).

Основное свойство времени – необратимость.

Но современное естествознание якобы допускает десяти- и даже одиннадцати- мерные пространства и обратимые во времени процессы.

2 основные концепции пространства и времени:

1) субстанциональная: пространство и время независимы между собой, пространство как бы пустое вместилище, время – неудержимый поток событий (Демокрит, Ньютон).

2) реляционная: пространство и время взаимозависимы (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Эта концепция особенно развита в неклассической физике, где увеличение скорости сокращает пространственные величины

 

27. Диалектика как концепция развития, её основные принципы. Альтернативы диалектики.Диалектика в современной философии – теория развития бытия и метод его познания. Элементы данной теории: принципы, законы и категории.

Маркс показал как происходил процесс развития общества, какие движущие силы развития, каковы мотивы поведения людей в истории. Основной принцип его диалектики - бесконечность развития. Принципы диалектики

Принцип всеобщей связи (означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех предметов, явлений, процессов)‏

Принцип системности (многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуя систему)‏

Принцип причинности (наличие связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы имеют внешнюю или внутреннюю причину, т.е. чем-то обусловлены. Причина порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными

Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира:

1) вечность, неуничтожимость истории, мира

2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная» диалектика, софистика, электрика, догматизм, релятивизм. Метафизика явл-ся главной альтернативой диал-ки. Отличия метафизики от диалектики:

-диалектика признаёт

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь