Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии.



П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии.

 

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич

Чаадаев (1794-1856). Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая

расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал,

что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности

не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим

принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,

управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который

всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.

Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную

философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и

тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает

нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно

разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.

Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской

истории, а истины давно известные в других странах, в России только

открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти

сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками, народов,

нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и

общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные

идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет

европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали

бы с прошлым и давали указания для будущего пути развития. Это беспочвенное

существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к

последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и

равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое

положение России между Востоком и Западом как бы предназначало ее служить

вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т.е. вместилищем

истории всего мира.

Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и

воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен

быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой он

хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен

душевнобольным и взят под надзор.

Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное

постижение вариативности конкретных исторических форм с точки зрения

раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.

Центральное место- осмысление сущности и основных процессуальных мотивов

историческго периода субъекта философствования.

Формы движения материи

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: [8]

1. в неорганической природе,

§ пространственное перемещение;

§ движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

§ движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

§ изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;

§ геологические процессы;

§ изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;

2. в живой природе,

§ обмен веществ,

§ саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

§ взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

§ внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

§ надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

3. в обществе,

§ многообразные проявления сознательной деятельности людей;

§ все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

28. Пространство – обычно протяженность, время – длительность.Все тела имеют определенную протяженность – длину ширину, высоту. Ониразличным образом расположены относительно друг друга, составляют части тойили иной системы. Пространство – есть форма координации сосуществующихобъектов.Явления хар-ся длительностью существования, последовательностью этаповразвития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позжедругого. Время – это последовательность существования сменяющих друг другаявлений (форма координации сменяющихся объектов).Пр. и вр. обладают своими свойствами. Пр. обладает трехмерностью, оносимметрично, т.е. нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждаяточка пространства м.б. взята за начало координат), пространство изотропно, т.е. нет привилегированных направлений (вверх, вниз, влево, вправо). Время –длительность, оно асимметрично, т.е. необратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некотораясимметрия, т.к. ряд процессов не является не обратимыми; время можетпониматься как стрела, т.е. время необратимо, нельзя вернуться в прошлое.Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее.Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокритполагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взглядыподдерживал Ньютон. Лейбниц по др. подошел к пониманию времени ипространства, как к свойствам движения.В истории философии существовали две точки зрения на отношение пр. и вр. кматерии. Первая – субстанциальная, вторая - реляционная (относительность).1) Субстанциальная. В ней пр. и вр. трактовались как самостоятельныесущности, существующие наряду с материей и незав. от нее. Это вело к выводу онезависимости свойств пр. и вр. от характера протекающих в них материальныхпроцессов2) Реляционная. Ее сторонники понимали пр. и вр. не как самостоятельныесущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующимиматериальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пр. и вр. считалисьнесуществующими. В этой концепции пр. и вр. выступали как общие формыкоординации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускаласьи зависимость свойств пр. и вр. от характера взаимодействия материальныхсистем.В начале 20 в. Эйнштейном была создана теория относительности, котораязаставила пересмотреть традиционные воззрения на пр. и вр. и отказаться отсубстанциальной концепции.Есть две теории относительности: 1. Специальная (СТО). В ней были объединены понятия движение, пространство ивремя. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости ихдвижения, как и масса, которая возникает со скоростью движения. Появляютсяпонятия масса покоя и масса движения. Пр. и вр. меняются в завис-и отскорости движения; ритм времени сокращается и линейные размеры теласокращаются.2. Общая теория относительности (ОТО) связала в едино понятия тяготеющеймассы, пространства и времени. Ритм времени замедляется. Пространствоискривляется под действием поля тяготения.

29. Философия создает предельно общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе социальных и природных связей, центр которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира она разрабатывает общую методологию познания действительности, которая представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.

Этимологически диалектика (греч. dialektika – разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика – нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания.

Развитие античной философии и науки расширило сферу применения диалектики. Как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов она превратилась в метод поиска истины (Сократ), в метод анализа и синтеза понятий (Платон). Еще более радикальное понимание диалектики было характерно для Гераклита. Согласно основным понятиям его натурфилософии, диалектика характеризует не только общественную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Космос для него не тайна, а самодостоверная очевидность, органически целостное, динамически живое и непременно разумное мироустройство.

Все многообразие законов, действующих в мире, можно классифицировать по различным основаниям. По степени общности выделяют следующие законы:

· специфические или частные, действующие в ограниченных областях, например, закон естественного отбора;

· общие, присущие целому ряду сфер бытия, например, закон сохранения энергии;

· всеобщие, универсальные, действующие во всех сферах бытия. Это законы диалектики, названные марксизмом «основными», «главными».

Всеобщность законов диалектики заключается не в их приложимости ко всему и вся, а в том, что они детерминируют тенденции самовоспроизводства мира. Их универсальность выражается не в их вездесущности, а в объективной неизбежности закономерного взаимодействия мировых явлений.

Другой особенностью законов диалектики является их вероятностная, статистическая природа. И еще одна особенность законов диалектики заключается в том, что их формулировки носят качественный характер и не содержат в себе какие-либо количественные константы.

Так как в объективной действительности все взаимосвязано, находится во всеобщем взаимодействии, то и отражающие ее категории связаны между собой таким образом, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определенной системы категорий.

Чтобы понять категории диалектики, удобнее рассматривать их в той последовательности, в которой они выступают как ступеньки познания: категории определенности (единичное, особенное и общее, сущность и явление, содержание и форма), категории обусловленности (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность) и категории выбора (целое и часть, система, элемент и структура).

Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы и процессы. Общее и единичное синтезируется в категории особенного, которая отражает меру и способ их «сплавленности». Особенное выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим. Так дерево – понятие особенное, ибо оно входит в более общее понятие лес, но в то же время, деревья включают единичное понятие: береза, дуб, осина и др.

Существуя в отдельном в качестве его сторон, свойств, единичное и общее не просто сосуществует, а находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Они обладают противоположными тенденциями: единичное имеет тенденцию не повториться, общее – повториться в других вещах. Будучи противоположными сторонами вещи, они в процессе ее изменения и развития переходят друг в друга: единичное становится общим, общее единичным. Так, например, организм путем индивидуальной изменчивости приобретает какой-либо новый полезный признак. Этот единичный признак может быть передан по наследству и со временем стать признаком уже не отдельной особи, а ряда особей, т.е. свойством разновидности в рамках данного вида. В дальнейшем данная разновидность может превратиться в новый вид. Следовательно, признак из единичного становится общим видовым.

С категорией общее тесно связана категория сущность. Она отражает совокупность глубинных связей и отношений, определяющих основные черты и тенденции развития предмета, материальной системы. Постигнуть сущность какого-либо объекта – это, значит, понять причину его возникновения, свойственные ему внутренние противоречия, тенденции развития, его определяющие свойства. Сущность как внутреннее свойство противопоставляется внешней, изменчивой стороне вещей. Последняя выражается категорией явление. Когда говорится, что явление- это нечто внешнее, а сущность внутреннее, то имеется в виду не пространственное отношение, а объективная значимость внутреннего и внешнего для характеристики самого предмета.

30. Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны друг с другом естественной причинной связью иобуславливают друг друга. Причина, обусловленность бесконечна: не может быть нипервой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного)следствия. Детерминизм – методолог. принцип, согласно которому изфакта, что в мире все взаимосвязано и прич. обусловлено, следует возм. познанияи предсказания событий. Механический детерминизм - однозначная прич.обусловленность => абсол. строгое предсказание. Индетерминизм –методолог. позиция, в кот. отрицается как объективность прич. связей, так иценность причиных объяснений в науке. Действительность - творческийитог действия всех реальных сил мира: это единство сущности и явления, необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир. Понятиедействительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия: действительность противопоставляется с возможностью. Всякое изменение объектаесть переход от возможности к действительности. Возможность – этобудущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественнойопределенности, но что может возникнуть и существовать, статьдействительностью. Во времени возможность предшествует действительности.Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новойдействительности. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы двафактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий.Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иноесобытие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно. Вероятность - это мера возможности. Вероятность –это свойство множества событий. 100% вероятность или необходимость – это полнаядостоверность события. Отсутствие всякой вероятности – это полнаянедостоверность, или невозможность события. Необходимое и случайное. Вмире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не можетбыть иначе, чем оно есть. Случайные явления причинно обусловлены, но все равноне становятся необходимыми. Случайность – это то, что в данных условиях можетбыть, но может и не быть. Необходимость – это такое развитие явления, которое снеизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств. Необходимостьбывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта илистечением внешних обстоятельств. Диалектика необходимости и случайностизаключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимостии как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития процесса, исами превращаются в необходимость. Причина и следствие. Когда одноявление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, топервое выступает как причина, второе – как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность вдействительность, являющаяся необходимым источником развития. Она не имеет ниначала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени.Полная причина – это совокупность всех событий, при наличии которых рождаетсяследствие. Специфическая причина – это совокупность ряда обстоятельств, взаимодействие которых вызывает следствие. Главная причина – это та, котораяиз всей совокупности причин играет решающую роль. Причины бывают внутреннимии внешними. Внутренняя действует в рамках данной системы, а внешняяхарактеризует взаимодействие одной системы с другой. Объективные причиныосуществляются помимо воли и сознания людей. Субъективные заключены вцеленаправленных действиях людей, в их решимости, опыте. Непосредственные, т.е. которые прямо вызывают и определяют данное действие, а опосредованныечерез промежуток. Для того чтобы причина вызвала следствие, требуютсяопределенные условия. Условия – это явления, необходимые для наступленияданного события, но сами по себе его не вызывающие. Изменяя условия, можноизменять и способ действия причины и характер следствия.

31. Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии.

 

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич

Чаадаев (1794-1856). Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая

расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал,

что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности

не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим

принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум,

управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который

всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.

Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную

философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и

тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает

нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно

разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.

Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской

истории, а истины давно известные в других странах, в России только

открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти

сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками, народов,

нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и

общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные

идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет

европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали

бы с прошлым и давали указания для будущего пути развития. Это беспочвенное

существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к

последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и

равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое

положение России между Востоком и Западом как бы предназначало ее служить

вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т.е. вместилищем

истории всего мира.

Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и

воссоединение русской православной церкви, мистический дух которой должен

быть при этом усвоен Западом, с католической; строгую организацию, которой он

хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен

душевнобольным и взят под надзор.

Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное

постижение вариативности конкретных исторических форм с точки зрения

раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.

Центральное место- осмысление сущности и основных процессуальных мотивов

историческго периода субъекта философствования.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь