Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Утверждение идеологемы «Москва – третий Рим»



Раскол русской православной церкви

Решение:

До XVIII века мы не находим в России самостоятельной философии. Философское мировоззрение было подчинено религиозному. Этот период можно назвать периодом предфилософии – «прологом» русской философии.

В философском плане в XIV – XV вв. наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру и мышление. Исихазм – это мистическое философское течение о путях человека к единению с Богом через очищение сердца слезами и через сосредоточение сознания в самом себе (имеется сходство с методами йоги). На основе исихазма возникло движение нестяжателей под руководством Нила Сорского, который считал, что монахи должны жить своим трудом; главное их занятие – духовное самосовершенствование, стремление к моральной чистоте; борьбу со злом надо начинать с очищения своего сознания. В период формирования Московского государства в начале XVI века складывается ставшая широко известной одна из важнейших идеологем отечественной государственности – «Москва – третий Рим».

Одним из наиболее крупных общественных событий XVII века стал раскол православной церкви. В центре раскола стоят три исторических лица:

1) патриарх Никон, решивший поставить «священство выше царства»;

2) царь Алексей Михайлович, «тишайший» и вместе с тем активно укреплявший могущество России;

3) протопоп Аввакум Петров, духовный вождь и мученик старой веры.

 

Представителями русского космизма являются …

Н. Ф. Федоров

К. Э. Циолковский

В.И. Вернадский

Решение:

На рубеже XIX – XX вв. возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единения человека с космосом. Космизм с самого начала разделился на два направления: 1) мистическо-теологическое, 2) естественно-научное. Наиболее ярким представителем первого направления является Н. Ф. Федоров, в основе его концепции поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Он рассматривает вопросы творческих возможностей человека, заключающиеся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. К. Э. Циолковский явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства. К. Э. Циолковский является одним из основоположников концепции ноосферы, которая получила свое наиболее полное развитие в трудах В. И. Вернадского. В. И. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу. Главным фактором, формирующим биосферу, по его мнению, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции.

 

Представителями материалистического направления в русской философии являются …

Г. В. Плеханов

Д. И. Писарев

М. А. Бакунин

Решение:

Со смертью императора Николая I в русской жизни совершается великий перелом – внутренний и внешний. В последние десятилетия царствования Николая I возникает русский радикализм. Идейным вождем и ярким представителем этого умонастроения был Н. Г. Чернышевский. В 60-х годах XIX века он возглавил группу материалистов, в которую вошли М. А. Бакунин, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. М. А. Бакунин разрабатывает свою теорию анархизма, которая получила свое выражение в работе «Государство и анархия». Он считал государство основным источником угнетения народа, поэтому высказывался против всякой государственности. М. А. Бакунин говорит, что всем истинно свободным людям власть не нужна, так как эти люди и без того заинтересованы в том, чтобы помогать друг другу (теория гуманного эгоизма). Для Д. И. Писарева характерно отрицание традиционных устоев общественной жизни (нигилизм). Нигилисты отрицали Бога, «абстрактные» ценности искусства и нормы морали. Они абсолютизировали науку, прежде всего естествознание. Такой поворот к реализму, к действительности доходит до крайности, до вульгарного материализма.

В 40-е годы XIX века в русскую мысль входят идеи социализма. В своих работах основоположник русского марксизма Г. В. Плеханов и далее развивший его теоретические взгляды В. И. Ленин уделяли внимание материалистическому пониманию исторического процесса.

 

К философам, разрабатывавшим тему любви в русской философии, относятся …

В. В. Розанов

С. Л. Франк

Решение:

Тема любви всегда была близка русской философии. Любовь рассматривается как одна из важных составляющих человеческого духа.

В. В. Розанов считал, что пол – это не функция и не орган, иначе бы не было любви и целомудрия. Пол – это потустороннее, не от мира сего. Огонек новой зажигаемой жизни не от мира сего. Исходя из такой метафизики пола, В. В. Розанов создает свою картину мира, которая предстает как живая связь всех вещей: человека, природы, истории, Бога – связывает все это именно чувственная любовь. Брак должен быть основан на любви, на половом инстинкте в самом глубоком его метафизическом смысле. Пренебрежение полом ведет к вырождению, к потере связи с «землей», с «материнством».

С. Л. Франк считает, что любовь есть религиозное восприятие конкретного живого существа, поэтому всякая истинная любовь – религиозное чувство. Основа религии – любовь к Богу. Все остальные виды любви – эротическая, родственная – лишь зачаточные формы истинной любви.

 

К русским философам XIX века относятся …

Н. Г. Чернышевский

В. С. Соловьев

А. И. Герцен

П. Я. Чаадаев

Решение:

П. Я. Чаадаев – философ первой половины XIX в.; в «Философических письмах» пытается ответить на вопрос о судьбах России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Вопросы соотношения философии и естествознания А. И. Герцен (1812 –1870) рассматривает в «Письмах об изучении природы». Он считает, что философия может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Основным философским произведением Н. Г. Чернышевского (1828 – 1889) является труд «Антропологический принцип в философии». В этом труде автор определяет материализм как учение, в основе которого лежит «уважение к действительной жизни», он считает, что естественное взаимодействие человека с природой – основа его сознания и социального существования. Наиболее ярким представителем религиозной философии XIX века является В. С. Соловьев. Основу его философии составили понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды нашли наиболее полное свое воплощение в работе «Оправдание Добра. Нравственная философия».

 

 

К представителям русской религиозной философии XX века относятся …

С. Л. Франк

Л. П. Карсавин

С. Н. Булгаков

Н. А. Бердяев

Решение:

В XX веке русская религиозная философия получила развитие в трудах целой плеяды видных религиозных философов. С.Л. Франк, следуя концепции «всеединства», создал метафизическую систему мистического реализма. Истинная философия, по его мнению, может быть только мистической философией. Объектом мистического опыта является предметная реальность внешнего мира. Идея «всеединства» также получила свое развитие в трудах Л.П. Карсавина, хотя он и не был последователем В.С. Соловьева. Наиболее ценны и интересны мысли философа, касающиеся взаимоотношения Творца и творения (совершенства и несовершенства). Последователем идей В.С. Соловьева является и С.Н. Булгаков, развивающий идею о трагической раздвоенности человека: с одной стороны он подчиняется стихиям мира, с другой – сопротивляется этим стихиям и осуществляет в себе образ Божий. Основная проблема философии Н.А. Бердяева – бытие человека. Человек рассматривается им как микрокосм, сосредоточение всех мировых сил. Он изначально божественен, имеет в себе образ Божий, который и делает человека человеком. Но человек содержит в себе и образ звериный. Между этими двумя образами происходит постоянная борьба.

 

Течение русской общественно-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название …

Западничества

Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является …

А. Н. Радищев

Решение:

В 18 веке, особенно во второй его половине, в Россию стали проникать сочинения Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Руссо и др., оказавшие влияние на все основные течения русской мысли. Среди мыслителей, близко подошедших к просветительском типу мировоззрения, выделяются Я. П. Козельский, А. Н. Радищев, В. В. Попугаев, А. П. Куницин и др.

 

Критическое отношение русских философов к рационалистической системе европейского законодательства, пренебрежение законом во имя высшей моральной истины составляет такую специфическую черту отечественной философии, как …

Правовой нигилизм

Решение:

В философии славянофильства берет начало идея о несовместимости внутренней свободы с подчинением внешней необходимости. Следствием этой типично русской концепции явилась тенденция к правовому нигилизму. Подчеркивая примат свободы, славянофилы рассматривали как негативное внешнее ограничение человеческой свободы, подчинение человека господству внешних обстоятельств. Такое подчинение человека внешней необходимости славянофилы видели на Западе, где глубокие корни пустило римское право, регламентирующее индивидуальную деятельность навязанными извне нормативами. По мнению славянофилов, человек должен руководствоваться в своем поведении нравственным чувством, основанным на вере в высший авторитет Бога, поступать по совести, а не под давлением внешних обстоятельств. Однако эта тенденция в русской философии – пренебрежение законом во славу высшей моральной истины – привела, в конечном счете, к правовому нигилизму.

 

Отстаивая самобытность и самостоятельность исторического пути России от Запада, славянофилы указывали в качестве основы русского типа мировоззрения …

Православие

Решение:

Идейной основой русской самобытности, согласно славянофилам, является православие, тесно связанное с общественным бытом и обеспечивающее его развитие.

Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть …

Историософичностью

Идеи марксистской философии на русской почве развивал …

А. А. Богданов

Решение:

В XIX – нач. ХХ вв. марксистскую философию на русской почве развивали Г. В. Плеханов, А. А. Богданов, В. И. Ленин и др.

 

Н. Я. Данилевский, предвосхитивший теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби, является создателем теории …


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь