Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел I. Введение в мир философии



Раздел I. Введение в мир философии

1. Характеристики современной культуры, которым имманентно присуща потребность в знании истории вообще и истории философии в частности.

2. Как человечество духовно осваивало мир: от мифа к философии. Понятие мировоззрения, его типы и виды. Роль в жизни человека.

3. Философия как вид духовной деятельности человека, ее истоки, соотнесенность философии с мифологией, религией и искусством.

4. Предмет и основная проблематика философского мышления. Генезис философии. Неприменимость к философии понятия прогресса.

5. Смысл и назначение философии. Философия как самосознание культуры. Философия как «прочищение окон нашей души» (М.Мамардашвили). Философия как искусство задавания вопросов.

 

Литература

1. Философия // Статья в Философском энциклопедическом словаре. – М., 1983.

2. Философия // Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. (Лекции I, II).

5. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2001, ( гл. Генезис философии).

6. Философский словарь студента \ под общ. ред. В.Ф. Беркова,

Ю.А. Харина\. - Минск: ТетраСистемс, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Леви-Брюль. Первобытное мышление. – М., 1930.

2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М., 1989.

3. Пропп В.Я. Мифология сказки. – М., 1998.

4. Тейлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

5. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

6. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до

эпохи романтизма.- М.: Гардарики, 2002, часть 1.

Раздел II. Философско-религиозные искания Древнего Востока

1. Социокультурные основания содержания древнекитайской философии и особенности ее развития.

2. Основные направления и философские школы Древнего Китая:

– конфуцианство;

– даосизм;

– легизм.

3. Единство Неба, Земли и Судьбы Человека.

 

Литература

1. История китайской философии. – М., 1989.

2. Томпсон М. Восточная философия. М.: ФАИР-Пресс, 2002.

3. Вильгельм Р., Вильгельм Г. Понимание «И-цзин»: Сборник. – М., 1998.

4. Древнекитайская философия. Сборник текстов в 2-х т. – М., 1972-1973.

5. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. – М., 1992.

6. Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской литературы. – М., 1978.

7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

8. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 2001.

9. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов.- Харьков: Издательство « Фолио», 2004.

 

 

4. Социокультурные основания содержания философско-религиозных исканий Древней Индии.

5. Основные направления религиозной философии и светские философские школы Древней Индии:

– брахманизм;

– бхагавадгитизм;

– джайнизм;

– буддизм;

– чарвака-локаята.

6. Система развертывания мира, пути знания, любви и достижения освобождения.

7. Европейские аналогии. Причины возрождения интереса к древневосточной философии в современной культуре.

 

Литература

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. – М., 1980.

2. Бхагавадгита. Философские тексты «Махабхараты». – Ашхабад, 1978.

3. Культура Древней Индии. – М., 1975.

4. Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-3. – М., 1956-57.

5. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 2001.

6. Томпсон М. Восточная философия. М.: ФАИР- Пресс, 2002.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Характеристики современной культуры, которым присуща внутренняя потребность в знании истории вообще и истории философии в частности.

2. Мировоззрение, его типы, виды; роль в жизни человека. Особенности философского мировоззрения.

3. Истоки философии (мифология, религия, житейская мудрость, практические навыки и зачатки естествознания). Генезис философии.

4. Предмет и основная проблематика философского мышления. Основной вопрос философии, его аспекты (или стороны).

5. Особенности возникновения и развития различных философских позиций (материализм, идеализм, дуализм).

6. Смысл и назначение философии. Философия как самосознание культуры. Философия как «прочищение окон нашей души». Философия как искусство задавания вопросов. Ее функции в культуре.

7. Особенности возникновения философии в Древнем Китае.

8. Особенности возникновения философии в Древней Индии.

9. Особенности взгляда на мир и Космос в древнекитайских философских учениях (обзор; или на примере одного учения; возможно сравнение двух противоположных).

10. Понимание человека, души и тела в древнекитайских философских учениях (варианты – как в вопросе № 9).

11. Поиски смысла жизни, идеала и путей самосовершенствования в древнекитайских философских учениях (варианты – как в вопросе № 9).

12. Особенности взгляда на мир и Космос в древнеиндийских философских учениях (возможны: обзор; углубленно на примере одного учения; сравнение, противопоставление двух противоположных учений).

13. Понимание человека, души и тела в древнеиндийских философских учениях (варианты – как в вопросе № 12).

14. Поиски смысла жизни, нравственного идеала и путей самосовершенствования в древнеиндийских философских учениях (варианты – как в вопросе 12).

15. Какая, на Ваш взгляд, существует связь между идеями древневосточной философии и современной культуры? Почему в конце ХХ века произошло оживление интереса к этим древним культурам?

 

Раздел III.

Духовные истоки западноевропейской культуры

Развитие философии с античности до Нового времени

Тема I

Досократовская античная философия: космос, бытие, логос.

1. Особенности возникновения философии и духовно-интеллектуального освоения мира в Древней Греции. Историко-культурные взаимодействия религии, мифологии и философии в античности. «Семь мудрецов» как содержательное единство житейской мудрости, мифологии и зарождающихся этических, эстетических и философских форм рефлексии. Основные черты мироощущения древних греков.

2. Особенности ранней греческой философии и ее отношение к религии и мифологии. Философия природы милетской школы, проблема Учителя и ученика в философском процессе в Древней Греции. Поиски первоначала всего существующего и формирование понятия Космоса и Логоса.

3. Гераклит Эфесский и формирование стихийной диалектики античности. Модель мира как вечного процесса, образы и законы становления и гибели миров («вечно живой огонь»). «Распря» и мера как законы существования и изменения Космоса и Логоса.

4. Философия элеатов, проблема движения и неподвижности. Парменид и Зенон. Соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Апории Зенона.

5. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейский союз и пифагорейский образ жизни. Влияние древневосточных культур на философию Пифагора. Учение о числе как метафизическая модель мира. Эстетические и религиозные аспекты учения и деятельности пифагорейцев. Обращенность к духовной жизни человека. Развитие пифагорейской философии (ранние и поздние пифагорейцы) и ее влияние на последующие философские учения (Платон, неоплатонизм).

6. Демокрит: переход от вещественного к структурному началу. Учение об атомах и пустоте. Проблема свободы и необходимости. Над чем смеялся «смеющийся философ»: учение Демокрита о познании. Проблема тела и души, роль цвета и дыхания в существовании человека.

7. Основные эстетические категории в досократовской философии античности: представление о художнике, искусстве, творчестве. Гармония и проблема прекрасного.

 

Основная литература

1. Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. – М., 1969.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1985.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

4. Диоген Лаэртский. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.

5. Реале Дж./Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. – СПб., 1994

6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

7. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 2001.

 

Дополнительная литература

1. Вернон Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.

2. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. – М., 1990.

3. Маковельский А.С. Древнегреческие материалисты. – Баку, 1940.

4. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М., 1999.

5. Рассел Б. История западной философии. Т.1. – М., 1993.

6. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. ( Введение. Часть 1). – М.: Гардарики, 2002.

Тема II

Софисты. Сократ и сократические школы.

Тема III

Тема IV

Тема V

Литература

1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Пьер. История моих бедствий. – М., 1992.

2. Боэций. Утешение философией. – М., 1990.

3. Фома Аквинский. О сущем и сущности // Историко-философский ежегодник – 88. – М., 1988.

4. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. – М., 1991.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.. 1984.

6. Майоров Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

7. Реале Дж./Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт. Т.2. – СПб., 1994.

8. Соколов В. Средневековая философия. – М., 1979.

9. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания. – Соч. в 2 тт. Т. 2. – М., 1988.

10. Честертон Т.К. Святой Фома Аквинский // Вечный человек. – М., 1991.

11. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: Гардарики, 2002, часть 2.

Тема VI

Литература

1. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.

2. Антология мировой философии. Т. 2. – М., 1969.

3. Баткин А.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. – М., 1989.

4. Валла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. – М., 1989.

5. Вторая половина XV века. – М., 1983.

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

7. Кузанский Н. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1 («Об ученом незнании»). – М., 1980.

8. Макиавелли. Государь. – М., 1990.

9. Монтень М. Опыты. – М., 1991.

11. Реале Дж./Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.2. – СПб., 1994.

10. Сочинения итальянских гуманистов Возрождения (XV век). – М., 1985.

11. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. - М.: Гардарики, 2002, часть 3.

 

Раздел IV

Тема I

Тема II

Тема III

Тема IV

Тема V

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Экзамен по всему курсу засчитывается по результатам освоения студентом материала и оценивается в соответствии с требованиями к уровню освоения содержания курса.

Вопросы к экзамену

(1 семестр)

 

1. Особенности мироощущения и миропонимания древних греков. Отличительные черты процесса возникновения и развития древнегреческой философии.

2. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

3. Диалектика Гераклита.

4. Учение Гераклита о Логосе.

5. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).

6. Софисты, их философское учение и роль в развитии древнегреческой культуры и философии.

7. Атомистическое учение Демокрита.

8. Сократ. Коренной поворот в направлении философской мысли. Философия как искусство жизни.

9. Этика и эстетика Сократа.

10. Платон. Цели философского познания мира. Учение об идеях и теория познания.

11. Учение Платона о человеке и государстве.

12. Эстетика Платона. Категория прекрасного.

13. Диоген и практическая философия киников.

14. Философия Аристотеля. Учение о формах. В чем Аристотель был не согласен с Платоном?

15. «Поэтика» Аристотеля. Теория драмы. Учение о «катарсисе».

16. Учение Аристотеля о человеке и государстве.

17. Философия Эпикура и «эпикуреизм».

18. Учение стоиков. Философское мировоззрение Марка Аврелия.

19. Скептицизм как явление философии и культуры. Принципы познания и принципы жизни скептиков (Пиррон, Тимон).

20. Синтез платонизма и аристотелизма в неоплатонизме (Прокл, Плотин). Путь души к Единому и Вечности. Мистические тенденции и эстетические понятия неоплатонизма.

21. Материалистическая и идеалистическая направленность философской мысли греков.

22. Значение древнегреческой философии для дальнейшего развития европейского мировоззрения.

23. Особенности постановки философских проблем и развития философии в средние века.

24. Особенности арабской средневековой традиции в философии.

25. Западноевропейская философия средних веков и её предназначение в системе средневековой культуры.

26. Философия эпохи Возрождения (обзор системы ценностей и пафос философской мысли ренессансной культуры).

 

Определить авторство и пояснить смысл высказываний

1. «Следует знать, что борьба всеобща, что справедливость в распре, что все рождается через распрю и по необходимости».

2. «Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим».

3. «Но хотя логос присущ всем, большинство живет так, словно каждый имеет свое особое разумение».

4. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

5. «Одно и то же есть мысль и бытие…»

6. «… эфиопы говорят, что их боги курносы и черны: фракияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми».

7. «…бог – неподвижен, конечен и имеет форму шара».

8. «Народ должен бороться за закон, как за свои стены».

9. «Человек, который любит лишь прекрасные вещи, живет во сне, тогда как человек, который знает абсолютно прекрасное, живет наяву».

10. «…первопричины по величине неделимы».

11. «… говорил, что все продукты воображения и все мнения истинны, и что истина принадлежит к тому, что относительно».

12. «Он говорил, что есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество».

13. «Вечные истины являются врожденными и могут быть припомнены нематериальным и бессмертным разумом; их невозможно постичь с помощью телесных ощущений».

14. «Только философ, достигший истинного знания, способен управлять государством».

15. «Универсалии существуют в единичных вещах и никогда – отдельно от них».

16. «Тело и душа соединяются как материя и форма».

17. «Хорошая жизнь заключается в реализации своих наклонностей».

18. «Сколько есть вещей, без которых можно жить! »

19. «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».

20. «Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение смутно; строение тела бренно; душа неустойчива; судьба загадочна; слава недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии».

 

(2 семестр)

1. Особенности развития философии в культуре Нового времени. Центральные философские проблемы этого периода.

2. Особенности философствования М.Монтеня. Как они связаны с развитием Франции в эпоху Нового времени?

3. Особенности развития материализма в философии Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс).

4. Особенности развития идеализма в философии Нового времени (Дж.Беркли, Д.Юм).

5. Радикальное сомнение и дуализм Р.Декарта. Роль его философского учения для развития европейской культуры.

6. В чем оригинальность философского учения Спинозы.

7. Проблемное поле и особенности развития философии эпохи Просвещения.

8. Уникальность судьбы и учения И.Канта. Человек и его свобода в системе философии познания и философии нравственности.

9. Система и метод Гегеля. Противоречия творчества. Гегель и гегельянство как явление европейской культуры.

10. Философия любви Л.Фейербаха, проблемы человека и его природы.

11. Что в атмосфере начала ХIX в. стало импульсом к возникновению философской системы К.Маркса и Ф.Энгельса?

12. Концепция диалектики в творчестве К.Маркса и Ф.Энгельса, ее отличия от прежних версий диалектики.

13. Особенности социальной философии (проблемы человека и развития общества) марксизма.

14. Исторические судьбы марксизма.

15. Философия жизни как версия неклассического философствования. В чем ее особенности и отличительные черты?

16. А.Шопенгауэр и влияние его философии на духовное развитие Европы.

17. Ф.Ницше – взгляд на культуру через призму жизни. Какой оказалась картина мира культуры в результате этого взгляда?

18. Человек, его судьба и перспективы в творчестве Ф.Ницше.

19. Особенности понимания человека и его бытия в философии экзистенциализма.

20. Почему философии С.Кьеркегора отводится роль «предтечи» экзистенциализма?

21. Особенности немецкой экзистенциальной философии. К.Ясперс – взгляд на человека, историю, культуру.

22. В чем особенности творчества французских экзистенциалистов?

23. Ж.-П.Сартр и его проект человека и гуманизма.

24. Мир абсурда и жизнь человека в нем в творчестве А.Камю.

25. Религиозная версия человеческого существования в творчестве Г.Марселя.

26. Почему мир считает М.Хайдеггера основоположником экзистенциальной философии, а он себя экзистенциалистом не числит?

27. Психоанализ З.Фрейда и его концепция искусства и культуры.

28. Путь в глубину человеческой личности (К.-Г.Юнг и Э.Фромм). Версии о природе художественного творчества.

29. Особенности герменевтики как духовного направления в культуре ХХ века и перспективы философии (Х.-Г.Гадамер и Дж.Ваттимо).

30. Проблемное поле философии ХХ века и смысловые и ценностные горизонты современной культуры.

Раздел I. Введение в мир философии

1. Характеристики современной культуры, которым имманентно присуща потребность в знании истории вообще и истории философии в частности.

2. Как человечество духовно осваивало мир: от мифа к философии. Понятие мировоззрения, его типы и виды. Роль в жизни человека.

3. Философия как вид духовной деятельности человека, ее истоки, соотнесенность философии с мифологией, религией и искусством.

4. Предмет и основная проблематика философского мышления. Генезис философии. Неприменимость к философии понятия прогресса.

5. Смысл и назначение философии. Философия как самосознание культуры. Философия как «прочищение окон нашей души» (М.Мамардашвили). Философия как искусство задавания вопросов.

 

Литература

1. Философия // Статья в Философском энциклопедическом словаре. – М., 1983.

2. Философия // Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. (Лекции I, II).

5. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2001, ( гл. Генезис философии).

6. Философский словарь студента \ под общ. ред. В.Ф. Беркова,

Ю.А. Харина\. - Минск: ТетраСистемс, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Леви-Брюль. Первобытное мышление. – М., 1930.

2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М., 1989.

3. Пропп В.Я. Мифология сказки. – М., 1998.

4. Тейлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

5. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

6. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до

эпохи романтизма.- М.: Гардарики, 2002, часть 1.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь