Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС. РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

 

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Кафедрой, протокол № проректор по учебной и методической

От « » ________2007 г. работе ____________ Сойников С.Г.

Зав.кафедрой: «_______»________________2007 г.

___________Резвицкий И.И.

 

ПРИНЯТО

УМС, протокол №

От «_____»____________2007 г.

 

Председатель____________ Сойников С.Г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины: ФИЛОСОФИЯ

Специальность: 021700 (031001) Филология

061100 (080507) Менеджмент организации

061000 (080504) Государственное и муниципальное

управление

060700 (080103) Национальная экономика

013400 (020802) Природопользование

060400 (080105) Финансы и кредит

013600 Геоэкология

 

Факультет: " Общий"

 

Кафедра: Философии, культурологии и истории

 

Форма обучения: очная и заочная

 

Курс: 2 Зачет: 3 семестр

 

Семестр 3, 4 Экзамен: 3, 4 семестр

 

Автор проф. Резвицкий И.И. ___________________________

 

Санкт-Петербург

 

Содержание УМК.

 

I Программа учебной дисциплины (рабочая программа)

 

II Приложение к программе

 

III Перечень программного обеспечения

 

IV Экзаменационные билеты

 

V Фонд контрольных заданий

 

VI Методическое обеспечение УМК

 

VII Активные формы и методы обучения.

 

VIII Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Философия»

 

Федеральное агентство по образованию

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

кафедрой, протокол № 13 Проректор по учебно-методической

от " 18" июня 2007г. работе_____________Сойников С.Г.

Зав.кафедрой: «_______»________________2007 г.

___________Резвицкий И.И.

 

ПРИНЯТО

УМС, протокол №

От " ___" ___________2007г.

Председатель____________ Сойников С.Г.

 

ПРОГРАММА

Дисциплины: ФИЛОСОФИЯ

Специальность: 021700 (031001) Филология

 

Факультет: " Общий"

 

Кафедра: Философии, культурологии и истории

 

Форма обучения: очная

 

Курс: 2 Зачет: 3 семестр

 

Семестр 3, 4 Экзамен: 4 семестр

 

Автор И.И. Резвицкий ___________(подпись)

 

Санкт-Петербург

I.1.Организационно-методический раздел

I.1.1. Цель курса

Учебная программа по философии предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения ГПА, и составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», на основе типовой министерской программы по философии.

Цель курса - развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

 

I.1.2. Требования к студентам: исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент до изучения данной дисциплины.

Для успешного овладения курсом философии студент должен обладать необходимым уровнем знаний по основополагающим школьным естественным и общественным дисциплинам, формирующим общее знание о мире и научное мировоззрение личности.

 

I.1.3. Краткая характеристика дисциплины:

Философия органически увязана с другими учебными дисциплинами кафедры: она опирается на такие дисциплины кафедры, как история отечества, культурология, логика, а с другой стороны, она является их общей теоретической основой.

Курс представляет собой введение в философскую проблематику. Его основная задача – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения.

 

Освоение курса философии должно содействовать:

- выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ:

- формированию способностей выявления экологического, космопланетарного аспекта изучаемых вопросов:

- развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем:

- овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

 

а) Место и роль дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования.

Курс философии состоит из двух частей: исторической и теоретической. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены типов познания в истории человечества, обусловленных спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох, его закономерностями и перспективами. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы, бытия и познания, рассматриваемые как в рефлексивном, так и в ценностном планах. Кроме того, особое внимание уделяется реализации принципов конкурентности и взаимодополняемости различных концепций по отдельным философским проблемам.

 

б) Учебная задача дисциплины (в результате изучения дисциплины студент должен знать, уметь, иметь представление, обладать навыками):

- в результате изучения философии студент должен знать основные понятия и принципы философии, ее место в культуре человечества и ее значение в жизни человека;

- иметь представление о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического начал в человеке, отношения человека к природе в современных противоречий существования человека в ней;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры: понимать роль и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники, иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах, понимать ценность рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

 

в) Воспитательная задача курса философии:

Преподавание философии направлено на формирование у будущих специалистов высших духовных качеств, гражданственности, трудолюбия, уважения к личности человека любви к «большой» и «малой» Родине, коллективного сознания и личной ответственности за все происходящее в собственном Отечестве.

 

I.1.4. Элементы профессиональной направленности программного материала, отражающие практическую деятельность специалиста.

Философия включена в учебный процесс ГПА как организующая теоретическая основа общей профессиональной подготовки студентов ГПА.

Изучение философии направлено на формирование способности специалиста мыслить самостоятельно, творчески применять философские знания в своей профессиональной деятельности, оно вырабатывает у человека способность к самообразованию и саморазвитию, адекватно адаптироваться к современным процессам глобализации.

 

I.1.5. Элементы, отражающие специфику вуза:

Реализация курса философии осуществляется с учетом специфики личности студентов Государственной полярной академии, этнических особенностей их сознания и их будущей профессиональной деятельности в районах Севера.

В соответствии с этим особое внимание обращено на применение форм и методов обучения, формирующих научное мировоззрение, способность диалектически мыслить, понимать свою ответственность за судьбы своих народов в условиях нарастания глобалистических процессов в современном мире.

 

I.1.6. Программа предусматривает:

- проведение семинарских занятий;

- написание реферата в первом семестре;

- контрольную работу во втором семестре.

 

I.1.7. Программа предусматривает самостоятельную работу студентов, которая включает в себя:

- освоение теоретического курса философии;

- подготовка к семинарским занятиям;

- работа над первоисточниками;

- написание реферата и контрольной работы;

- подготовка к зачету и экзамену.

 

I.1.8. Формы контроля включают в себя:

- устный опрос;

- семинар;

- реферат;

- контрольную работу;

- промежуточную аттестацию;

- промежуточные и итоговые тестирования;

- зачет;

- экзамен.

Балльно-рейтинговая система, используется для контроля и оценки знания студентов по философии, включает в себя:

1. Итоговую оценку успеваемости по предмету, которая определяет по 100-бальной шкале. Из них 60-баллов отводится на оценку работы студента в течении учебного процесса и 40-баллов отводится на оценку знаний на экзамене.

2.С этой целью весь курс философии разбивается на 19 тематических разделов, знания по которым оценивается в следующим порядке:

а) Посещение лекции-10 баллов

б) Посещение семинара-10 баллов

в) Работа на семинарах-20 баллов

г) Написание реферата-20 баллов

д) Экзамен-40 баллов

3. Итоговая экзаменационная оценка рассчитывается следующим образом:

а) 0-39 баллов - неудовлетворительно

б) 40-59 баллов - удовлетворительно

в) 60-79 баллов - хорошо

г) 80-100 баллов - отлично

4. К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие не менее 40 баллов.

 

 

I.3.Содержание курса.

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

Философия как мировоззрение. Понятие мировоззрения. Человек и мир как содержание мировоззрения. Структура мировоззрения: эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Мировоззрение и убеждения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Особенности философского мировоззрения. Основной вопрос философии о соотношении бытия и сознания как стержень философского мировоззрения. Материализм и идеализм как два основных типа философствования и два направления в философии.

Философия как наука. Предмет философии. Особенности философского познания мира. Категориальная природа философского знания.

Взаимосвязь философии и науки.

Философия как форма духовной жизни человека, как ценностная форма осмысления бытия, как поиск человеком ответов на главные вопросы жизни.

Структура философии. Основные компоненты философского знания. Основные функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества.

Философия как теории и методология культуры, как самосознание культуры.

 

I. История философии

Тема 2. Философия Древнего мира.

Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение пара-философии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пара-философии к философии. Недифференцированность философии на Востоке.

Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм).

Особенности «ортодоксальной» индийской логики. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Типы методологии (нумерология и логика), их особенности в философских учениях Китая. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен.

 

Тема 3. Античная философия.

Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап – философия физиса (милетская школа), пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) – постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники).

Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. И ее место в историко-культурном развитии человечества.

 

Тема 4. Средневековая философия.

Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья.. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский).

Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий – номинализм и реализм. Философия истории в Средние века.

 

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм – отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Б.Телезио). Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф.Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума.

Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции «открытости» истории (Н.Маккиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла).

 

Тема 6. Философия Нового времени (ХVII-ХVIII вв).

Научная революция Х века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, даулизм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И.Ньютон, Г.В.Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм В.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество.

Эмпирико-сенсуалистическое направление в европейской философии 17 века (Т.Гоббс, Дж.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм).

Философия французского просвещения (Д.Дидро, П.А.Гольбах, К.А.Гельвеций, Ж.О.Ламетри). Учение о материи, человеке, обществе. Критика Религии и идеализма.

 

Тема 7. Классический этап философии Нового времени.

Максима философского сознания ХIХ века - принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И.Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности: развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.

Марксисткая философия о бытии и сознании, о человеке и обществе.

 

 

Тема 8. Современная западная философия.

Роль философии как интегрирующего фактора культуры ( конец ХIХ – ХХ в.в.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Максима общественного сознания ХХ века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сценический и антропологический.

Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в «первом» позитивизме (О.Конт, Г.Спенсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел), философия науки (К.Поппер); постпозитивизм /историческая школа/ (Т.Кун, И.Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи).

Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х.Гадамер).

Антропологизм (иррационалистической направленности). «Философии жизни» и ее противопоставление «наук о духе» и «наук о природе» (А.Шопенгауер, Ф.Ницше, А.Бергсон). Феноменология о психологизме и интуитивизме, о проблеме времени (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П.Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм).

Современная философская антропология (М.Шелер, А.Гелен) о сущности человека, о его роли в создании культуры. Структурализм как метод гуманитарных наук и как философский метод (К.Леви-Строс, М.Фуко). Роль стуктурных методов в познании.

Религиозная философия: неотомизм (Ж.Маритен) и религиозный антропологизм (П.Тейяр де Шарден) о божественной природе мира и человека.

 

Тема 9. Русская философия.

Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление русской философии. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.

Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Становление русской философии (ХIV-ХVII вв.- Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Юрий Крижагич, А.Курбатский). Возникновение русской философии (ХVIII –I половина ХХ в.) М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев. Русская идея, Западники и славянофилы, почвенники, евразийцы. (П.Я.Чаадаев, А.С.Хомяков, В.В.Соловьев, Н.А.Бердяев, К.Н.Леонтьев и др.). Основные философские понятия русской философии: соборность, софия, всеединство, космизм и их методологическое значение в осмыслении проблем общественной жизни России. Философские идеи Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.

Русская философия после 1917 года: советская философия и философия русского зарубежья. Проблема «Запад-Восток–Россия» в русской философии. Диалог культур.

 

II. Философские проблемы.

 

Тема 10. Учение о бытии (онтология).

Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и теологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталистические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии.

 

Тема 11. Учение о развитии.

Идея развития, и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика – два противоположных подхода к развитию. История метафизического метода. Догматика и эклектика как разновидности метафизики. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Взаимодействие диалектики и метафизики. Софистика, схоластика, формализм. Категории, принципы и законы развития. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность. Цикличность, круговорот и поступательность в развитии. Изменение, движение, развитие. Прогресс, регресс, завершенность, конец.

Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Упорядоченность бытия. Принцип системности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании и обществознании.

 

Тема 12. Природа человека и смысл его существования.

Проблема человека в историко-философском контексте. Многокаческтвенность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родое существо. Объектививистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.).

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования – неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода «внешняя» и «внутренняя», свобода «от» и свобода «для». Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.

Человек, индивид, личность. Индивидуальность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютерном мире.

 

Тема 13. Учение об обществе (социальная философия).

Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории.

Проблема построения теоретической модели общества (натуралистические, идеалистические, материалистические концепции). Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Политическая система общества. Государство и гражданское общество. Культура и цивилизация; критерии их типологии.

Исторический характер общественной жизни. Историческое развитие общества. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. Развитие общества как движение однолинейное, однонаправленное (Вольтер, Гегель, Маркс) и как движение «циклическое» (О.Шпенглер, А.П.Сорокин, А.Тойнби). «Осевое время» И.Ясперса и направленность мировой истории. Идея «конца истории» (Ф.Фукуяма). Теория финала цивилизаций. Понятие общественного прогресса и его критерий. (Дж.Вико, Ж.АВ.Кондорсе, Ж-Ж.Руссо). Человек и исторический прогресс. Роль личности и масс в истории.

 

Тема 14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)

Понятие ценностей. Ценность как практически-духовное отношение человека к миру. Ценность и оценка, ценность и норма. Природа ценностей. Классификация ценностей. Личные и общественное, материальные и духовные ценности. Человек как высшая ценность. Нравственные, эстетические и религиозные ценности как формы духовных ценностей.

Нравственные ценности. Этика, мораль, нравственность. Моральные и нравственные ценности. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла, долга и совести. Место моральных ценностей в духовном мире человека.

Эстетические ценности. Специфика эстетического сознания, как художественного выражения действительности. Ценностный смысл эстетических понятий. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Этические и эстетические ценности. Роль искусства в формировании эстетических ценностей.

Религиозные ценности. Специфика религиозного сознания. Понятие веры и ее религиозный смысл. Ценность религии как духовной опоры в поисках смысла жизни. Ценностный смысл религиозной морали. Свобода совести и разнообразие религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности: антиномия веры и разума, свободы и предопределения. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия. Аксиология как теория ценностей и ее направления.

 

Тема 15. Проблема сознания.

Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание, Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема «искусственного интеллекта». Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.

 

Тема 16. Познание (гносеология).

Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.

Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, «экономия мышления», практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др.

Истина, оценка, ценность.

Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.

Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.

 

Тема 17. Научное познание.

Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т.Кун), исследовательская программа (И.Лакатос), картина мира, научная революция.

Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, гипотеза, теория. Научное предвидение.

Специфика социального познания.

Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).

Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

 

Тема 18. Философские проблемы науки и техники.

Понятие науки. Наука как определенная система знаний, как особый вид деятельности и как социальный институт. Проблема классификации наук. Формы организации научной деятельности: научные институты, сообщества, школы и коллективы. Функции науки: познание, выработка научных картин мира, прогнозирование. Проблема создания единой научной карты мира. Закономерность развития науки. Основные модели развития современной науки (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейербенд). Аксиологические проблемы современной науки. Роль творческой индивидуальности в науке. Нравственный облик ученого и ответственность его за выбор методов научного исследования и за его результаты.

Понятие техники и исторические этапы ее развития. Социальная роль техники. Техника как средство преобразования природы и развития общества. Понятие информационного общества и его перспективы. Антропологический смысл техники. Техника как система искусственных органов деятельности человека, как корневое начало человечества (М.Хайдеггер), как внутренняя сущность человека (А.Гелен), как существо отчуждения человека (К.Ясперс, Н.Бердяев). Основные проблемы научно-технического прогресса. Технологический детерминизм и его пределы. Проблема гуманизации современной науки и техники.

 

Тема 19. Будущее человечества (философский аспект)

Современная цивилизация, ее особенность и противоречия. Комфорт и потребительство как высшая ценность техногенной цивилизации. Кризис ценностных ориентиров потребительского общества. Глобальные проблемы современной цивилизации (экологическая, сырьевая, энергетическая, демографическая и др.) и пути их разрешения. Новые «сценарии» будущего общества: информационное общество, коэволюция природы и общества, гипотеза ноосферной цивилизации.

Взаимодействие различных цивилизаций на основе общих культурных ценностей – основной путь движения человечества к образованию единой планетарной цивилизации, обеспечивающей безопасное и устойчивое развитие общества. Космические перспективы развития социума.

I.4.Список литературы

 

I.4. Список литературы

I.4.1. Основная рекомендуемая литература (учебники, учебные пособия, хрестоматии):

 

Базовые учебники.

Философия./Ред. Кохановский А.В. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 (ГПА- 3 экз.)

Кармин А.С, Бернацкий Г.Г. Философия. СПб, 2001 (ГПА – 10 экз.)

Алексеев П.В, Панин А.В. Философия. М.2002. - базовый учебник (ГПА – 185 экз.)

Спиркин А. Г. Философия. М: 2004. – базовый учебник (ГПА – 200 экз.)

Спиркин А.Г. Философия. Изд. 2-е. 2006. - базовый учебник (ГПА - 85 экз.)

К теме 4.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Завалько Г.А. Проблемы соотношения морали и религии в истории философии. М., 2006 (ГПА)

Джохадзе Д.В. Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой культуры. Тбилиси, 1981.

Клопстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1988.

Ле гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. Спб., 1994.

Чанышев А.Н. Курс по древней и средневековой философии. М., 1991.

Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

К теме 5:

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1997.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991.

Ильин В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПб., 1992.

Лютер М. Время молчания прошло. М., 1994.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1999.

Философия эпохи Возрождения и реформации. Хрестоматия. Кн. 2. СПб., 1996.

Человек. Хрестоматия. Ч. 1. М., 1991.

Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

К теме 6:

Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб., 1993.

Идеи и наш мир: концепции прошлого и настоящего. М., 1998.

Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.

Кузнецов В.Н., Грязнов А.А. Мееровский В.К. Заподноевропейская философия ХVIII века. М., 1986.

Майоров Г.Г. Философия. Лейбница. М., 1991.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1999.

Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1992.

Человек. Хрестоматия. Кн. 1. М., 1991.

К теме 7:

Асмус В.Ф. Кант. М., 1975.

Библер В.С. Кант – Галилей – Кант. М., 1991.

Бушуева В.В. Философия ХIХ века. М. 1994.

Быховский В.Э. Фейербах. М., 1987.

Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.

Ильин В.В.Философия нового времени (ХIХ век). М., 1994.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

К теме 8:

Бессонов Б.И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2. М., 1997.

Воронина Т.П. Современная западная философия. М., 1997.

Гильдебрандт Д. Фон Новая Вавилонская башня. М., 1998.

Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Буржуазная философия середены Х1Х начала ХХ века. М., 1988.

Зотов А.Ф., Мильвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998.

История современной западной философии: компаративистский подход. М., 1997.

Прблема человека в западной философии. М., 1988.

Современная западная философия ХХ века. М., 1995.

Социальная перспектива (философско-методологический анализ современных западных концепций). Киев. 1992.

Сумерки Богов. М., 1989.

К теме 9:

Аржанухин С.В., Емельянов Б.В. Холтинин Р.И. Очерки русской философии Х-ХХ веков. Екатеринбург, 1994.

Галактионов А.А. Никандров П.Ф. Русская философская мысль 1Х-Х1Х веков. М., 1989.

Громов М.Н. Козлов Н.С. Русская философская мысль Х – ХVIII веков. М., 1990.

Емельянов Б.В. Три века философии. Екатеринбург, 1999.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

Замалеев А.Ф. Лепты: исследования по русской философии. СПб., 1996.

Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-2. СПб., 1991.

Иванов А.В. Запад-Россия-Восток. М., 1993.

Лосский Н.О. История русской философии (любое издание).

Мень А. Мировая духовная культура. Н.Новгород, 1997.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.163 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь