Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Трансцендентальная эстетика. Учение о чувственности



«В основе всех понятий о пространстве лежит априорное (не эмпирическое) созерцание».

 

«Время следует считать действительным не как объект, а как способ представлять меня самого как объект».

 

«… время есть условие только явлений, а не вещей в себе».

 

«Каковы предметы в себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их, который к тому же необязателен для всякого существа, хотя и должен быть присущ человеку. Мы имеем дело только с этим способом восприятия. Пространство и время суть чистые формы, а ощущение вообще есть его материал. Пространство и время мы можем познавать только a priori, т. е. до всякого действительного восприятия, и потому они называются чистым созерцанием, ощущения же суть то в нашем познании, благодаря чему оно называется апостериорным познанием, т.е. эмпирическим созерцанием».

Трансцендентальной логики часть первая - аналитика. Учение о рассудке

«Все действия рассудка мы можем свести к суждениям, следовательно, рассудок можно вообще представить как способность составлять суждения».

 

«Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».

 

«Однако не предмет заключает в себе связь, которую можно заимствовать из него путем восприятия, … а сама связь есть функция рассудка, и сам рассудок есть не что иное, как способность a priori связыватъ и подводить многообразное [содержание] данных представлений под единство апперцепции. Этот принцип есть высшее основоположение во всем человеческом знании».

 

«Что бы и сколько бы ни содержало наше понятие предмета, мы во всяком случае должны выйти за его пределы, чтобы приписать предмету существование. Для предмета чувств это достигается посредством связи с каким-нибудь из моих восприятий по эмпирическим законам, но что касается объектов чистого мышления, то у нас нет никакого средства познать их существование….»

 

Вещь в себе (вещи сами по себе)

«Понятие ноумена – проблематическое понятие: оно есть представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна, так как мы не знаем иного способа созерцания, кроме своего чувственного созерцания, и не знаем иного вида понятий, кроме категорий; между тем ни наши категории, ни наши созерцания не подходят ни к какому внечувственному предмету».

 

«Каковы предметы в себе и обособленно от этой воспримчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно».

 

 

Тема XI

Философия Канта: учение о теоретическом и практическом разуме, нравственности и вере.

Трансцендентальной логики часть вторая – диалектика. Как возможны рациональная психология, рациональная космология и рациональная теология по Канту. Учение о душе как «вещи в себе». Анализ космологических антиномий и выводов, следующих из них. Учение Канта о невозможности доказать или опровергнуть бытие Бога. Рассудок и разум. Конститутивное и регулятивное применение теоретического разума в «Критике чистого разума». Этика Канта, основные принципы построения «автономной этики». Учения Канта о нравственном законе, «легальности» и «моральности» поступков, антиномии практического разума, совести. Учение о долге и концепция личности. Переход от нравственности к религии. Нравственное богословие («этикотеология») Канта Существование нравственности как достоверное доказательство бытия Божиего. Вера в философии Канта.

Вопросы

1. Учение Канта о теоретическом разуме. Космологические антиномии разума. Кант о конститутивном и регулятивном применении теоретического разума.

2. Доказательства существования Бога и учение о Боге в философии Канта.

3. Автономная этика Канта (учение о свободной воле, легальных и моральных поступках, категорическом императиве и долге).

4. Проблема личности в философии Канта

5. Философская вера Канта.

 

 

Литература обязательная

Тексты: Антология мировой философии. М., 1971. Т.3. С. 130-147, 155-169; Или - Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература: Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973 С.52-73; Соловьев В.С. Кант // Вл. Соловьев. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.2. С. 441-479.

Дополнительная литература:

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. Т.2. От Канта к Ницше. СПб., 1905 (М., 2000.).

2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Кант // Философская Энциклопедия. В 5 Т. М., 1962. Т.2. С.419-427.

3) дополнительные тексты: Кант И. Лекции по этике. М., 2000.

4) специальные исследования: Кассирер Э. Жизнь и учение Канта; М., 1998. С.245-325.

Контрольные вопросы по Теме XI. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения:

Трансцендентальной логики часть вторая – диалектика. Учение о разуме

Антиномии разума.

« 1. (Тезис). Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве; (Антитезис). Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен, как во времени, так и пространстве. 2. (Тез.) Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого; (Антитез.) Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3. (Тез.) Причинность согласно законам природы есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность (Causalitä t durсh Freiheit); (Антитез.) Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы. 4. (Тез.) К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо; (Антитез.) Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины» (пер. Н.Лосского).

 

«разум подготавливает рассудку поле деятельности» Т.3.С.562.

 

«Рассматривая все наши рассудочные знания во всем их объеме, мы находим, что то, чем разум совершенно особо располагает и что он стремится осуществить, - это систематичность познания, т.е. связь знаний согласно одному принципу. Это единство разума всегда предполагает идею, а именно идею в форме знания как целого, которое предшествует определенному знанию частей и содержит в себе условия для априорного определения места всякой части и отношения ее е другим частям. Таким образом, эта идея постулирует полное единство рассудочных знаний, благодаря которому эти знания составляют не случайный агрегат, а связную по необходимым законам систему. Эту идею, собственно, нельзя назвать понятием объекта, она есть понятие полного единства этих понятий, поскольку это единство служит правилом для рассудка».

 

Автономная этика. Практический разум

«До тех пор пока практический разум имеет право направлять нас, мы будем считать, поступки обязательными не потому, что они суть заповеди Бога, а будем считать их божественными заповедями, потому, что мы внутренне обязаны совершать их»

 

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

 

«Существует только один категорический императив, а именно: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

 

«Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли».

 

«Человек живет из чувства долга, а не потому что находит какое-то удовольствие в жизни».

 

«….заблуждающаяся совесть – это нелепость, и если что-либо подобное имело место, то никогда нельзя было бы быть уверенным, что ты поступаешь правильно, поскольку даже этот судья в последней инстанции сам мог бы заблуждаться».

 

Философская вера

«Но если следует мыслить самое строгое соблюдение морального закона как причину достижения высшего блага (как цели), - то поскольку человеческой способности недостаточно, для того чтобы привести счастье в мире в полное согласие с достойностью быть счастливым, необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира, промыслом которого это и совершается, т.е. мораль неизбежно ведет к религии»

 

«… вера не предписывается, она возникла из самого морального убеждения….»

 

«Под моральной верой я понимаю безусловную уверенность в том, что нам будет дарована божественная помощь и мы обретем то благо, которое при самых искренних наших усилиях не подвластно нашей воле».

 

«Я различаю учение Христа и сведения, которые мы имеем о Его учении, и, для того чтобы обрести первое во всей его чистоте, я пытаюсь прежде всего извлечь моральное учение очищенным от всех установлений Нового Завета».

 

Тема XII

Философия Гегеля

 

Тождество бытия и мышления как основной принцип философии Гегеля. Учение Гегеля об Абсолютной идее (общая характеристика Логики («бытия в себе), Природы («бытия для другого») и Духа («бытия в себе и для себя»). Учение Гегеля о единстве философской системы и метода. Концепция диалектического метода. Онтологические основания диалектики. Логика – как учение о бытии, сущности и понятии (система категорий в учении Гегеля и способы их выведения друг из друга). Философия природы: общая характеристика основных разделов (механика, физика, органическая физика). Философия духа: общая характеристика основных разделов (субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух). Концепция диалектического метода. Философия истории Гегеля: основные этапы развития истории. Философия религии: понимание христианства как абсолютной религии.

Вопросы

1. Учение Гегеля об Абсолюте и принцип тождества бытия и мышления.

2. Основные принципы построения и онтологический характер логики Гегеля. Логика и диалектика. Категории диалектики

3. Учение Гегеля о природе.

4. Концепция духа в философии Гегеля. Дух и проблема свободы.

5. Этика Гегеля и учение о праве и государстве. Абсолют и философия истории Гегеля (начало и конец истории).

6. Учение Гегеля о религии. Концепция богочеловечества и всеединства Гегеля.

 

Литература обязательная

Тексты: Антология мировой философии. М., 1971. Т.3. С.282-288, 304-347; Или – Электронная библиотека по философии. Т.9. Антология мировой философии.

Учебная литература: Соловьев В.С. Гегель // Вл. Соловьев. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.2. С. 419-440; Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. В 2-х т. Т.2. От Канта к Ницше. СПб., 1905 (М., 2000.).

 

Дополнительная литература

Для подготовки к семинарским занятиям могут быть использованы:

1) в качестве учебного пособия следующие книги: Овсянников М.Ф. Гегель (Серия «Мыслители прошлого»). М., 1976.

2) статьи из Энциклопедий и Словарей: Казарян А.Т. Гегель // Православная Энциклопедия. М., 2005. Т.X. С.491-507

3) дополнительные тексты: Гегель Г. Философия истории. СПб., 1993. С.339-353 (Христианство).

4) специальные исследования: Ильин И.А. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1-2. М., 1993.

Контрольные вопросы по Теме XII. для самостоятельной проверки знаний.

Объясните следующие положения:

«Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного…»

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь