Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17 – 19 ВЕКОВ



На рубеже 16 – 17 вв. религия окончательно утрачивает своё влияние на науку и философию в большинстве стран Европы. Усиливается интерес к естественным и точным наукам, в частности, к биологии и физике. Ньютон открывает законы механики и закон всемирного тяготения, Гарвей исследует физиологию человека, Декарт и Лейбниц делают революционные открытия в физике и математике. Отныне наука опирается не на умозрительные обобщения, а на классификацию фактов и практику.

Основателем опытной науки стал Френсис Бэкон (1561 – 1626), автор произведения «Новый Органон». Высшей задачей познания Бэкон считал покорение природы, которая должна служить благу человечества. По его мнению, правильному познанию мира мешают четыре «идола»: 1) идолы рода – склонность человека примешивать к природе вещей свою собственную природу; 2) идолы пещеры – человеку мешает его субъективный мир, который искажает и представления, и суждения о мире; 3) идолы рынка – неправильное употребление слов, что приводит к ложному восприятию понятий и бесполезным спорам; 4) идолы театра – неправильное представление о мире в результате некритического усвоения философских взглядов. Бэкон чётко разделил теологию и науку: теология познаёт Бога, наука – природу. Признавая Бога творцом мира и человека, Бэкон считал его объектом не познания, а веры. Смешение знания и веры приводит к заблуждениям, которые были свойственны средневековым философам.

Единственно верным способом познания Бэкон называл индукцию. Он разработал собственный метод познания, состоявший из шести этапов: 1) наблюдение фактов; 2) систематизация и классификация фактов; 3) отсечение ненужного; 4) разложение явления на составные части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение.

К учению Бэкона примыкает материалистическая теория Томаса Гоббса (1588 – 1679). Его главный труд – «Левиафан». Объектом философского изучения он считал природу и человека. Мир материален, и никакой иной реальности нет. Материя вечна, меняются только тела, которые возникают и исчезают, но материя остаётся. Познание материального мира, по Гоббсу, сводится к геометрическим измерениям, т.к. все тела имеют количественные характеристики, и состоит из восприятия и знания об именах предметов.

В учении о государстве Гоббс придерживался теории «естественного договора»: создавая государство, люди договариваются о том, что они готовы поступиться своими правами взамен на гарантии своей безопасности.

Выдающимся мыслителем Нового времени стал Рене Декарт (1596 – 1650), создатель аналитической геометрии, автор работ «Начала философии» и «Рассуждения о методе». В отличие от Гоббса, Декарт признавал существование двух самостоятельных субстанций – материальной и духовной. Такая мировоззренческая позиция называется дуалистической.

Субстанцией Декарт называет вещь, которая нуждается только в самой себе. Поэтому, строго говоря, настоящей (бесконечной) субстанцией является только Бог. Однако в сотворённом мире тоже можно выделить две конечные субстанции – материальную и духовную. Свойство первой из них – протяжение, свойство второй – мышление. Все остальные свойства являются производными от протяжения и мышления: например, фигуры тел – производное свойство протяжения, а воображение и чувства – производные мышления. Объективно существующими Декарт признавал только такие качества материи, как объём и движение. Все остальные качества: вкус, цвет, теплота – он считал лишь человеческими ощущениями.

В человеке обе субстанции соединены, благодаря чему он способен познавать мир. Цель познания – господство над природой. Критерием истины Декарт считал очевидность. Если в процессе познания человек в чём-то имеет повод сомневаться, значит, истинного знания он не обретёт. Одним из революционных открытий Декарта было создание учения о научном методе, т.е. универсального способа познания мира. Метод позволит превратить познание в организованную деятельность, ориентированную не на отдельные открытия, а на создание целостной картины мира.

Сильное влияние Декарта испытал Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Он родился в бедной еврейской семье. Ещё в детстве, читая Библию, пришёл к выводу о том, что в этой книге немало противоречий, и таким образом пришёл к рациональной философии. За свои критические высказывания в адрес христианства был отлучён от церкви. Жил в Амстердаме, потом в Гааге, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз для микроскопов и телескопов.

Будучи последователем Декарта, Спиноза, тем не менее, не был сторонником дуализма и создал учение о единой субстанции, которую назвал богом, или природой. Это учение получило название монизм (от греч. monos – “один, единица”) – в противовес дуализму. Бог у Спинозы понимается не в религиозном смысле, не как личность, наделённая сознанием, а как безличная сущность, являющаяся причиной всего сущего. Иначе говоря, Спиноза ставит знак равенства между Богом и тем, что обычно называют природой. Представление о слиянии бога и природы называется пантеизмом. Природа как единая субстанция проявляет себя в бесконечном разнообразии свойств, но человек из всего этого способен познать только мышление и протяжение, т.е. мир конечных вещей. Мышление и протяжение присущи в разной степени всем вещам, в том числе неживой природе. Конечные вещи отличаются от единой субстанции тем, что их сущность зависит от других конечных вещей.

Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716) прославился как учёный, сделавший революционные открытия во многих областях знаний. В математику он ввёл понятие бесконечно малых величин. В области политики он создал проект египетской экспедиции, которую впоследствии осуществил Наполеон. Внёс существенный вклад в инженерно-строительные проекты. Был одним из основателей современной математической логики, открыл и сформулировал законы логического доказательства.

Философское учение Лейбниц построил на критике философии Декарта и Спинозы. В своей работе «Монадология» Лейбниц попытался доказать, что Вселенная состоит из множества субстанций – монад (от греч. «единица»). Под этим термином он понимал самостоятельно существующую субстанцию, которая обладает следующими качествами:

1) она неделима и является духовным началом всего существующего;

2) она нематериальна в силу своей неделимости, т.к. всё материальное делимо до бесконечности;

3) она вечна, т.е. не появляется и не исчезает;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь