Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Причины кризиса идеалистических концепций витализма, спиритуализма и преформизма в Новое время. Эпигенез против преформизма.



Витализм (от vitalis – жизненный, живой) – идеалистическое направление в биологии и философии. Истоки виталистических представлений находим у Платона (психея – бессмертная душа) и Аристотеля (энтелехия – нематериальная сила, управляющая живой природой). Нидерландский химик и биолог ван Гельмонт (17 в.) считал, что есть грань между телами неживой природы и живыми существами; он говорил об археях – духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Немецкий врач и химик Георг Шталь (18 в.) полагал, что жизнью организмов управляет душа, которая обеспечивает их целесообразное устройство.

В начале 19 в. немецкий естествоиспытатель Тревиранус ввел термин " vis vitalis" (жизненная сила), обозначающий нематериальное начало жизни; тогда же появилось название направления – витализм. Шведский химик Йенс Якоб Берцелиус в то время был приверженцем виталистических представлений. Он перенес их в химию, предположив (1809), что органические вещества в отличие от неорганических относятся к живой природе и содержат vis vitalis. Поэтому якобы органические вещества не могут быть получены из неорганических.

В 1828 г. немецкий химик Фридрих Вёлер получил мочевину упариванием водного раствора цианата аммония; типичное органическое (и притом " природное" ) вещество – мочевина – было получено из типичного неорганического вещества – цианата аммония. Однако и после этого сторонники витализма отстаивали свои позиции (мочевина – это " отход", не входящий в состав живых организмов) и продолжали утверждать, что такие составляющие живой материи, как углеводы, жиры, органические кислоты не могут быть синтезированы без участия жизненной силы. Сокрушительный удар витализму нанес немецкий химик Адольф Кольбе, который в 1845 г. получил уксусную кислоту из элементов (т.е. из углерода, кислорода и водорода) через сероуглерод. Окончательным опровержением витализма в химии стали многочисленные синтезы великого французского химика Марселена Бертло, среди которых следует особо отметить синтез метана из сероуглерода и сероводорода (1854), ацетилена из элементов, путем пропускания водорода через пламя вольтовой дуги между двумя угольными электродами (1862), а также синтез искусственных жиров (1854).

Во второй половине XIX в. и в начале XX в. виталистическую концепцию отстаивал немецкий биолог Ханс Дриш, который сначала пытался опираться на экспериментальные факты, а затем, разочаровавшись в таком подходе, построил теорию (неовитализм), согласно которой сущность жизненных явлений составляет " энтелехия" – термин, заимствованный у Аристотеля и обозначающий " нечто, в самом себе несущее цель". По мнению Дриша и его последователей, энтелехия действует вне времени и пространства и непознаваема. Проблема, таким образом, оказалась вне компетенции естествознания и в дальнейшем обсуждалась в рамках идеалистической философии.

Виталистические пережитки оказались, однако, чрезвычайно устойчивыми и вплоть до настоящего времени появляются в разнообразных псевдонаучных взглядах и " теориях", живут в широкораспространенных предрассудках. К их числу относятся, например, суеверия типа " всё искусственное, всё синтетическое вредно (особенно синтетические лекарства)" (хемофобия), " природное, натуральное – это хорошо", биополя, живительная энергия из космоса и т.п.

Спиритуали́ зм (от лат. spiritualis — духовный) — философское учение, в противоположность материализму считающее началом или субстанцией вещей не материю, а дух. Термин был введён в конце XVII века Лейбницем. Различают спиритуализм как психологическое и как метафизическое учение. В психологии спиритуализм утверждает существованиечеловеческого духа как субстанции психических явлений; в метафизике он предполагает, что и в основе физического мира лежит субстанция или субстанции, подобные человеческому духу. Представителями спиритуализма считаются Г. В. Лейбниц, Дж. Беркли, Мен де Биран, В. Кузен, Р. Г. Лотце, Г. Тейхмюллер, А. Бергсон, в России —Л. М. Лопатин, А. А. Козлов, Е. А. Бобров, С. А. Аскольдов и другие.

Обычное возражение против спиритуализма состоит в том, что он представляет собой такое же одностороннее учение, как и материализм. Как материализм пытается свести всю реальность к материи и её движениям, так и спиритуализм пытается свести её к духу и его деятельностям. Как материализм хочет упразднить дух, так спиритуализм хочет упразднить материю. Однако для такого упразднения нет достаточных оснований. Материальный мир, данный нам в ощущениях, не обнаруживает в себе никаких признаков духовности. Все явления физического мира хорошо объясняются движением материальных частиц и не требуют предположения о скрывающемся за ними духе. Поэтому спиритуалистическое учение можно рассматривать только как оригинальную гипотезу, основанную на аналогии и не имеющую в свою пользу никаких доказательств.

Другое возражение против спиритуализма основано на отрицании самого существования человеческого духа. Образец такого отрицания можно найти в трудах немецких философов В. Вундта и Ф. Паульсена. Спиритуалисты полагают, будто нам хорошо известно из внутреннего опыта о существовании в нас духовной субстанции. Между тем в действительности внутренний опыт открывает нам только отдельные психические явления, но не открывает никакой субстанции, которой они могли бы принадлежать. Само понятие субстанции берётся нами из физического мира и незаконно переносится на мир сознания. Но мир сознания не похож на физический мир: он состоит не из субстанций, а из процессов, протекающих с огромной быстротой и не имеющих в своей основе ничего неизменного. Этот взгляд, сводящий человеческий дух к совокупности психических явлений, был впервые высказан шотландским скептиком Д. Юмом и приобрёл большую популярность в философии XIX века.

Преформизм и эпигенез

Вопрос об индивидуальном развитии — онтогенезе — привлекал к себе внимание со времен Аристотеля. Благодаря усилиям многих исследователей к XVII в. был накоплен обширный материал по изменениям, происходящим с зародышами позвоночных на макроуровне. Появление в XVII столетии [микроскопа] перевело эмбриологию на качественно новый уровень, хотя несовершенство первых микроскопов и крайне примитивная техника изготовления микропрепаратов делали практически недоступными для изучения ранние стадии развития зародышей.

В XVII-XVIII вв. оформились два взгляда на онтогенез —преформизм и эпигенез. Сторонники преформизма полагали, что зародышевое развитие сводится к росту вполне сформированного зародыша. Предполагалось, что зародыш — уменьшенный вариант сложноустроенного взрослого организма — существовал в такой форме с момента творения. Преформисты, в свою очередь, разделились на две группы. Овисты — Я. Сваммердам, А. Валлиснери, М. Мальпиги, Ш. Бонне, А. Галлер, Л. Спаланзани и др. — считали, что уже сформированный зародыш находится в яйцеклетке, а мужское половое начало лишь дает толчок к развитию. Анималькулисты (А. Левенгук, Н. Хартсекер, И.Н. Либеркюн и др.) утверждали, что зародыш заключен в сперматозоиде, который развивается за счет питательных веществ яйца. А. Левенгук допускал существование " мужских" и " женских" сперматозоидов. Крайним выражением преформизма явилась теория вложений. Согласно ей, половые клетки зародышей, как матрешки, уже несут в себе зародышей следующего поколения, в тех содержатся зародыши последующих поколений, и так далее.

Воззрения преформистов базировались на некоторых фактических данных. Так, Я. Сваммердам, вскрыв куколку бабочки, обнаружил там вполне сформированное насекомое. Ученый воспринял это как доказательство того, что более поздние стадии развития " спрятаны" в более ранних и до поры до времени не видны. Ш. Боннеоткрыл партеногенез — размножение без оплодотворения — у тлей, что было воспринято овистами как довод в их пользу.

Ряд фактов с точки зрения преформизма получал не слишком удачное объяснение. В XVIII в. благодаря работам Р. Реомюра и А. Трамбле становится широко известным явление регенерации. Ш. Бонне сводил и регенерацию, и различные формы бесполого размножения к " предсуществованию" в организме особых, специально на сей предмет предобразованных зародышей. Таким образом, гидра вся целиком с точки зрения преформизма представляла собой яичник или собрание зародышей. Сходство детей с обоими родителями преформисты объясняли тем, что зародыш, происшедший из яйца или из семенного анималькуля, формируется по образу и подобию своих родителей под влиянием воображения матери в течение утробной жизни. Плохо согласовывалось с идеей преформизма и появление уродств. Впрочем, некоторые сторонники этой концепции допускали, что вложенные зародыши не обязательно идентичны друг с другом, вплоть до того, что и сам прогресс живых форм мог быть преформирован в момент творения.

Приверженцы альтернативного течения — эпигенетики — считали, что в процессе онтогенеза происходит новообразование структур и органов зародыша из бесструктурного вещества. Впервые идея эпигенеза встречается в труде В. Гарвея " Исследования о нарождении животных" (1651 г.), но в полной мере соответствующие взгляды были выражены К.Ф. Вольфом(1733-1794). К.Ф. Вольф исходил из того, что, если правы преформисты, то все органы зародыша, как только мы их можем увидеть, должны быть полностью сформированы. В своей работе " Теория зарождения" (1759 г.) ученый описывает картины постепенного возникновения различных органов из " неорганизованной массы" у животных и растений. К сожалению, К.Ф. Вольф работал с довольно плохим микроскопом, что породило многие фактические неточности, но это не умаляет значения созданной им теории эпигенеза.

Эпигенетической точки зрения в XVIII в. придерживались П. Мопертюи, Дж. Нидхэм, Д. Дидро, отчастиЖ. Бюффон.

Решающий перелом в споре между представителями двух течений произошел в XIX в. после работ К.М. Бэра (1792-1876), сумевшего снять альтернативу — или преформизм, или эпигенез. К.М. Бэр считал, что нигде в зародыше не происходит новообразований, имеют место лишь преобразования. При этом преобразование К.М. Бэр понимал отнюдь не в духе преформизма, а рассматривал его как подлинное развитие, с глубокими качественными преобразованиями от более простого и недифференцированного к более сложному и дифференцированному.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь