Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Земная кора, ее состав и типы. Гипотезы, объясняющие происхождение и развитие земной коры.



Имени Франциска Скорины»

МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

для студентов специальности 1-31 02 01 02

«География (научно-педагогическая деятельность)»


Гомель

УО «ГГУ им.Ф.Скорины»

ВВЕДЕНИЕ

 

Сборник для подготовки к сдаче государственных экзаменов составлен для студентов, обучающихся по специальности «География (научно-педагогическая деятельность)». Сборник содержит ответы на основные экзаменационные вопросы. Сборник будет полезен студентам при изучении дисциплин «Землеведение», «Биогеография с основами экологии», «География населения», «Экономическая география зарубежных стран», «География Беларуси», «География туризма», предоставляя им дополнительный материал и способствуя систематизации полученных знаний. В сборнике значительное внимание уделено терминам и понятиям, раскрывающим причины возникновения и сущность различных географических явлений. Одним из достоинств сборника является строгая логика и последовательность изложения материала.

Сборник составлен для использования студентами при подготовке к экзаменам, а также для самостоятельной работы. Сборник издан с целью усвоения студентами специальности 1 – 31 02 01 02 «География (научно-педагогическая деятельность)» категорийного фонда по основным географическим дисциплинам.



ФИЗИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Земная кора, ее состав и типы. Гипотезы, объясняющие происхождение и развитие земной коры.

Земная кора – это комплекс поверхностных слоев твердого тела Земли. Понятие «земная кора» следует отличать от понятия «литосфера». Понятие «литосфера» является более широким, чем «земная кора». В литосферу современная наука включает не только земную кору, но и самую верхнюю мантию до астеносферы, то есть до глубины примерно около 100 км.

Существует два основных типа земной коры: океанская и материковая. Мощность океанской земной коры в современную геологическую эпоху колеблется от 5 до 10 км. Она состоит из следующих трех слоев:

1) верхний тонкий слой морских осадков (мощность не более 1 км);

2) средний базальтовый слой (мощность от 1, 0 до 2, 5 км);

3) нижний слой габбро (мощность около 5 км).

Материковая земная кора имеет более сложное строение и большую мощность, чем океанская земная кора. Ее мощность в среднем составляет 35-45 км, а в горных странах увеличивается до 70 км. Она состоит также их трех слоев, но существенно отличается от океанской:

1) нижний слой, сложенный базальтами (мощность около 20 км);

2) средний слой занимает основную толщу материковой коры и условно называется гранитным. Он сложен в основном гранитами и гнейсами. Под океаны этот слой не распространяется;

3) верхний слой – осадочный. Его мощность в среднем составляет около 3 км. В некоторых районах мощность осадков достигает 10 км (например, в Прикаспийской низменности). В отдельных районах Земли осадочный слой отсутствует вообще и на поверхность выходят гранитный слой. Такие районы называются щитами (например, Украинский щит, Балтийский щит).

Гранитный слой от базальтового отделен поверхностью Конрада, на которой скорость сейсмических волн возрастает от 6, 4 до 7, 6 км/сек. Граница между земной корой и мантией (как на материках, так и на океанах) проходит по поверхности Мохоровичича (линия Мохо). Скорость сейсмических волн на ней скачкообразно увеличивается до 8 км/сек.

Кроме двух основных типов – океанского и материкового – есть также участки смешанного (переходного) типа: на материковых отмелях или шельфах кора имеет мощность около 25 км и в целом сходна с материковой корой. Однако в ней может выпадать слой базальта. В Восточной Азии в области островных дуг (Курильские острова, Алеутские острова, Японские острова и др.) земная кора переходного типа. Наконец, весьма сложна и пока мало изучена земная кора срединных океанических хребтов. Здесь нет границы Мохо, и вещество мантии по разломам поднимается в кору и даже на ее поверхность.

Существует несколько концепций (гипотез), раскрывающих механизмы образования и развития земной коры:

1. Теория фиксизма (от лат. fixus – неподвижный, неизменный) утверждает, что материки всегда оставались на тех местах, которые они занимают в настоящее время. Данная теория отрицает всякое движение материков и крупных частей литосферы.

2. Теория мобилизма (от лат. mobilis – подвижный) доказывает, что блоки литосферы находятся в постоянном движении. Эта концепция особенно утвердилась в последние годы в связи с получением новых научных данных при исследовании дна Мирового океана.

3. Концепция роста материков за счет дна океана полагает, что первоначальные материки образовались в виде сравнительно небольших массивов, которые теперь составляют древние материковые платформы. Впоследствии эти массивы разрастались за счет образования гор на океаническом дне, примыкающем к краям первоначальных ядер суши. Исследование дна океанов, особенно в зоне срединно-океанических хребтов, дало основание сомневаться в правильности концепции роста материков за счет океанского дна.

4. Теория геосинклиналей утверждает, что увеличение размеров суши происходит путем образования гор в геосинклиналях. Геосинклинальный процесс, как один из основных в развитии земной коры материков, положен в основу многих современных научных объяснений процесса происхождения и развития земной коры.

5. Ротационная теория строит свое объяснение на положении о том, что поскольку фигура Земли не совпадает с поверхностью математического сфероида и перестраивается в связи с неравномерным вращением, зональные полосы и меридиональные секторы на вращающейся планете неизбежно тектонически неравнозначны. Они с разной степенью активности реагируют на тектонические напряжения, вызванные внутриземными процессами.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

III) Рыболовство.

Сельское хозяйство создаёт большее воздействие на природную среду, чем любая другая отрасль народного хозяйства. Причина этого в том, что сельское хозяйство требует огромных площадей. В результате меняются ландшафты целых континентов. На Великой Китайской равнине рос субтропический лес, переходя на севере в уссурийскую тайгу, а на юге в джунгли Индокитая. В Европе агроландшафт вытеснил широколиственные леса, на Украине поля заменили степи.

Сельскохозяйственные ландшафты оказались неустойчивы, что привело к ряду локальных и региональных экологических катастроф. Так неправильная мелиорация стала причиной засоления почв, и потери большей части, возделываемых земель Междуречья, глубокая распашка привела к пыльным бурям в Казахстане и Америке, перевыпас скота и земледелие к опустыниванию в зоне Сахель в Африке.

Сильнее всего на природную среду воздействует земледелие. Его факторы воздействия таковы:

– сведение природной растительности на сельхозугодья, распашка земель;

– обработка (рыхление) почвы, особенно с применением отвального плуга;

– применение минеральных удобрений и ядохимикатов;

– мелиорация земель.

И сильнее всего воздействие на сами почвы:

– разрушение почвенных экосистем;

– потеря гумуса;

– разрушение структуры и уплотнение почвы;

– водяная и ветровая эрозия почв;

Существуют определённые способы и технологии ведения сельского хозяйства, которые смягчают или полностью устраняют негативные факторы, например, технологии точного земледелия.

Животноводство влияет на природу меньше. Его факторы воздействия таковы:

– перевыпас – то есть выпас скота в количествах превышающих способности пастбищ к восстановлению;

– непереработанные отходы животноводческих комплексов.

К общим нарушениям, вызываемым сельскохозяйственной деятельностью можно отнести:

1) загрязнение поверхностных вод (рек, озёр, морей) и деградация водных экосистем при эвтрофикации; загрязнение грунтовых вод;

2) сведение лесов и деградация лесных экосистем (обезлесивание);

3) нарушение водного режима на значительных территориях (при осушении или орошении);

4) опустынивание в результате комплексного нарушения почв и растительного покрова;

5) уничтожение природных мест обитаний многих видов живых организмов и как следствие вымирание и исчезновение редких и прочих видов.

Во второй половине XX века стала актуальна ещё одна проблема: уменьшение в продукции растениеводства содержания витаминов и микроэлементов и накопление в продукции как растениеводства, так и животноводства вредных веществ (нитратов, пестицидов, гормонов, антибиотиков и т. п.). Причина − деградация почв, что ведёт к снижению уровня микроэлементов и интенсификация производства, особенно в животноводстве.

Выявлены и систематизированы основные факторы обострения проблемы устойчивости развития сельского хозяйства и осуществлена их классификация по ряду критериев: внутренние (производственные, социально-экономические, социально-физиологические) и внешние прямого и косвенного воздействия.

Поскольку устойчивость сельского хозяйства имеет воспроизводственный характер, то среди внутренних факторов необходимо выделить следующие группы: производственные, социально-экономические и социально-физиологические.

Первая из них связана непосредственно с процессом производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Во вторую группу включены факторы, проявляющиеся на стадии распределения и обмена произведенной продовольственной продукции, в третью – на стадии потребления продуктов питания.

Исходя из того, что сельское хозяйство является основным источником ресурсов для обеспечения населения продуктами питания, то главными факторами являются производственные. Они могут быть объединены в следующие основные группы: природные, биологические, организационно-экономические, технологические, научно-технические, экологические.

Так как процесс сельскохозяйственного производства связан с использованием ресурсов природы, то на него существенное воздействие оказывают природные факторы. Климатические условия, плодородие почв, наличие и достаточность водных ресурсов, и другие факторы существенно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота, трудоемкость и объемы производства продовольственной продукции.

Особенностью климатических факторов является то, что они изменяют свои значения, как в территориальном, так и во временных аспектах, образуя тем самым множество самых разнообразных сочетаний и комбинаций.

 

«РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

И ОХРАНА ПРИРОДЫ»

ЭКСКУРСИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Методические приемы показа

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, " видеть" не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность " зрительно" восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть " заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы). Прием абстрагирования построен на наблюдении: а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице; б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время затрачиваемое на объяснение.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта;

б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Это разные вещи.

Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.). В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т. п. Кроме этого движение в экскурсиях используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов.

Другой вариант движения как методического приема – обход вокруг здания, сооружения, памятника. Движение вокруг жилого микрорайона помогает выявить преимущество новой застройки города, показать рациональность расположения зданий – жилых, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и др., выявить их функциональные особенности. Третий вариант – движение к памятнику. Методически оно построено таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться, все явственней возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов. Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует прочитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Особые методические приемы

Помимо методических приемов показа и рассказа, на экскурсии используются особые приемы, которые помогают лучше усвоить содержание материала.

Встреча экскурсантов с одним из участников исторических событий и др. При этом должна обеспечиваться документальность выступлений участников событий. Фактический материал, который они используют, тщательно выверяется.

Иногда в экскурсиях используется прием исследования. Например, глубина колодца определяется при помощи горящего листа бумаги, который, падая, освещает сначала стенки, затем далекое дно, глубина ущелья измеряется брошенным камешком.

Прием исследования способствует активизации восприятия содержания экскурсии ее участниками, чаще он используется в экскурсиях с детьми и подростками.

Прием демонстрации наглядных пособий, включенных в «портфель экскурсовода». Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из «портфеля». Например, показ изображения корабля в разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

Прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды – эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся зданий, сооружений, памятников используются диапозитивы и диафильмы.

Могут быть прослушаны выступления участников событий в магнитофонной записи. При следовании группы по местам, где жили и творили выдающиеся писатели, поэты, композиторы, в экскурсию включают исполнение их произведений в звукозаписи. Такие музыкальные и литературные записи не должны быть длительными. Они являются частью экскурсии, подчинены ее теме и не представляют собой самостоятельного мероприятия.

 

Северный (Поозерье)

Белорусское Поозерье охватывает Витебщину и частично северные районы Минской области. В этом историко-этногарфическом регионе чрезвычайно живописный, холмистый рельеф с валунами, пригорками и низинами, в которых - многочисленные реки, озера, ручьи. Это обусловило особенности сельских поселений Поозерья, которые выделяются малодворностью и бессистемностью застройки. Именно потому экспозиционный сектор “Поозерье” представлен небольшой деревенькой и отдельно размещенным хутором - двумя характерными региону типами поселений.

Своеобразие культуры и социума Северной Белоруссии (Поозерья) во многом обусловлено ее более тесными связями с соседними русскими регионами (в равной мере это относится и к Восточной Белоруссии). Свое влияние оказала и общая древняя этноплеменная основа - культура кривичей. Даже входя в состав Великого княжества Литовского, Полоцкая и Витебская земля пользовались привилегиями, которые гарантировали им территориальную целостность и неприкосновенность владений феодалов и мещан. Эти земли являлись ареной постоянных выступлений против власти польских королей, за воссоединение с Россией. В 1771 г. в результате первого раздела Речи Посполитой северная и восточная части белорусского этнокультурного ареала отошли к России. Остальная часть Белоруссии вошла в состав Российской империи только после второго и третьего разделов Речи Посполитой в 1793 и 1795 годах.

Важной частью крестьянского хозяйственного комплексы были промысловые занятия - лесные промыслы, извоз, строительство, рыболовство. Большое значение играло отходничество в крупные городские центры.

При относительно неразвитом зерновом хозяйстве в Поозерье интенсивно развивалось льноводство. Лен был товарной культурой, выращивался как в крестьянских, так и в помещичьих хозяйствах. В течение ХIХ в. расширялись посевы картофеля, который постепенно занял очень важное место в структуре питания местного населения.

Для традиционной одежды жителей характерен прямой, свободный крой. Наиболее распространенными цветами одежды являлись белые и светло-серые. Из верхней одежды, кроме общебеларусских свит и кожухов, носили также кафтан, кабат. Женская поясная одежда определялась значительным типологическим разнообразием: льняная юбка, саяны, андараки. В технике украшения использовалась вышивка, складки, которые в женской одежде (сорочках, фартуках) гармонировали с кружевами. В вышивке доминировал красный цвет; юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Основу узорных мотивов складывали стилизованные ромашки, незабудки, горошек, земляника и др., что временами сочетались с геометрическим орнаментом. Керамика определялась массивностью форм и основательностью обработки, что не повышало функциональные качества.

Региональной особенностью определяются местная устно-поэтическое творчество и традиционная обрядность. Рядом с общебелорусской календарно-земледельческими и семейно-обрядовыми песнями расширены те жанры, которые в других районах имеют ограниченный ареал или совсем неизвестны, - масленичняе, льнодельческие, толочные. Для песенного фольклора Поозерья свойственно сольное исполнение: мелодия песен ровная, а плавными переходами, напевы неторопливые и свободные.

Для Поозерьи характерна дисперсная система расселения. Наиболее густонаселённым издавна был левый берег Днепра. Большая часть сельского населения проживала в малодворных деревнях (3-5 дворов) и на хуторах, образующих в целом сравнительно густую сеть расселения. Сельские поселения не имели четкой структуры, усадьбы располагались без особого плана в зависимости от рельефа местности. Аналогичная система расселения характерна и для южных районов Псковщины, примыкающих к белорусскому Поозерью.

Жилой комплекс, характерный для северной Белоруссии образуется тремя помещениями в одном ряду - хата+сени+истопка (истопка - помещение для хранения продуктов). Для усадеб характерны замкнутые планы (усадьбы веночного - весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом).

В Северном (а также и Восточном) регионе Белоруссии строили бани, тогда как в других регионах Белоруссии они были редкостью. Только в этих регионах строили просторные гумна с сушилками, где находилась печь.

В структуры поозерской деревеньки с бессистемной планировкой входят культовые построения, поозерские веночные дворы-комплексы с жилыми и хозяйственными построениями, построения пригуменьев, малые архитектурные формы. На сегодняшний день на экспозиционном секторе восстановлено много памятников. Среди них ветряная мельница из д. Янушовка Мядзельского района - памятник народной архитектуры нач. ХХ в. с интересными двойными махами, которые обеспечивали самостоятельный поворот мельницы по направлению ветра.

Также, хозяйственные построения пригуменья: сарай из д. Волковщина Мёрскоо района и гумно из д. Кемянцы Браславского района - большие срубные построения с низкими стенами над высокими крышами вальмовой конструкции, которые опускаются почти до земли.

Веночные дворы Поозерья представлены отреставрированными памятниками из д. Варашылки Мядзельского района и д. Будзичи Докшицкого района. Со стороны улицы дворы замыкают брамы с воротами и вешницами, в жилых и хозяйственных помещениях восстановлены интерьеры. Неподалёку от них еще один памятник пригуменья - сарай из д. Левановичи Поставского района - каркасно-столбовое построение с четырехскатной крышей для сушки и хранения сена, соломы.

В стадии воссоздания интересный памятник культового зодчества XVIII в. Поозерья - церковь со звонницей из д. Вялец Глыбокского района. Это типичный пример культового зодчества региона, церковь “клецкого” типа под двускатной крышей с крычолкам.

Ниже на заливном луге реки Птичь воссоздаются построения хутора из д. Цимошкава Миерского района: дом, хлевы, клеть, восстановлено построение бани.

Восточный (Поднепровье)

Историко-этнографический регион Беларуси Поднепровье охватывает территорию бассейна Днепра и его притоков. Кроме соответствующих районов Могилевской области сюда входят Оршанский и Дубровенский районы Витебской области и районы Гомельской области вдоль Днепра и Сожа. Равнинный ландшафт обусловил развитие деревень с уличной застройкой.

Обширные равнины, пересеченные руслами судоходных рек делали этот регион весьма доступным для заселения и разнонаправленных миграционных процессов. Верхнее Поднепровье в древнерусский период (IХ - ХII вв.) представляло собой в этнической плане широкую зону контактов различных славянских племен. В ХII - ХIII вв. основная территория Верхнего Поднепровья входила в состав Смоленского княжества. Исторические судьбы древнего Поднепровья тесно были связаны с историей других русских земель. В средние века северо-восточная область (территория Поднепровья и Подвинья) получила название Белой Руси.

По языку, этнокультурным особенностям население белорусского верхнего Поднепровья имеет много общего с населением соседних областей России - Смоленщины, западной Брянщины. Говоры региона выделяются в особую витебско-могилевскую группу.

Особыми группами в составе населения Придепровья выделялись так называемые панцирные и путные бояре (локализация - бассейны Сожа и Друти). Позднее они назывались также шляхтой и однодворцами. Их бытовая культура по ряду параметров (землепользование, застройка усадьбы, жилище, одежда и др.) отличалась от культуры окружающего населения.

С древних времен поднепровцы занимались пчеловодством, земледелием, животноводством, извозом, ткачеством, строительствам, гончарством. В регионе исторически сложились центры ряда традиционных ремесел и промыслов: ткачество на Ветковщине, гончарство на Мстиславщине, узорчатой резьбы по дереву.

Льноводство в Поднепровье хотя и было развито, но в меньшей степени, чем в Поозерье. Были различия и в технологии льноводства. Если в северном регионе льнотресту вымачивали в водоемах, то в Поднепровье ее расстилали на лугах. Значительное место, наряду со льном, отводилось также конопле.

Из промысловых занятий сельских жителей Поднепровья можно отметить поташное и смолокуренное производства, углежжение, извоз, различные виду отхожих промыслов.

Из животноводческих отраслей широко было развито скотоводство (крупный рогатый скот) и коневодство. В Поднепровье (а также в Пооозерье) именно лошадь была основной тягловой силой, в отличие от других регионов, где в качестве тягла использовались волы. Особенно коневодство было развито в Быховском и Рогачевском уездах Могилевской губернии. По данным на начало 1880-х годов здесь на одно крестьянское хозяйство приходилось в среднем 3, 4 лошади. Здесь лошадь использовалась не только в хлебопашестве, но и на лесных промыслах.

Широко занятием распространенным занятием жителей Поднепровья было пчеловодство. Наибольшее развитие это занятие получило в Гомельском и Рогачесвском уездах. Пчеловодством занимались не только крестьяне, но также шляхта и однодворцы.

Поселения Поднепровья отличаются большей величиной, чем в Поозерье. В ХVIII - ХIХ вв. на каждую деревню приходилось 15-30 дворов. В Поднепровья, в отличие от Северного региона значительно более четко прочитывается планировочная структура поселений. Здесь преобладает уличная застройка, выявляется центральная часть и концы поселения. В центре крупного поселения, как правило, располагались церковь, волостное правление, корчма, общинный амбар, колодец и др.

При строительстве усадеб в белорусском Поднепровье использовали в основном замкнутые планировочные схемы (усадьбы веночного типа). Реже встречается Г-образная и погонная застройка двора. Веночный двор во второй половине ХIХ в. мог эволюционировать в П-образную и двухрядную застройку. Жилое пространство образовывалось структурой типа хата+тристен. Тристен в такой системе иногда выполнял роль сеней, а иногда превращался в жилое помещение - приделом. Эта система могла эволюционировать в трехкамерное жилище: хата+придел+сени. Истопку в Поднепровье не строили, ее функции выполнял погреб. Главный фасад дома отличался богатым декоративным убранством, в основе которого - резьба по дереву, как сквозная, так и накладная. Здесь строили самые большие на территории Беларуси гумна и ветряные мельницы шатрового типа.

Народная одежда воплотила старинные черты, свойственные традиционному костюму славянских народов. Типичная лёгкая одежда – слегка приталенный кожух светло-серого цвета со стоячим воротником без пуговиц (подвязывался вокруг талии плетеным поясом), а также кафтан-армяк, укороченная полусвитка и кожушок (полушубок). В традиционной женской одежде ещё в начале ХХ вв. бытовали старинные панёвы, узорные андараки, безрукавки (гарсет) с вышивкой, кружевами, и саяны, аналогичные русские сарафаны. Женские сорочки шили с плечевыми вставками, нагрудную часть делали с более тонкого холщового холста. Их украшали вышивками и тканным орнаментом красного или комбинированного (красного с черным) цветов (могилевский строй), отделывали складками, кружевами. Самобытным узорно-декоративным стилем украшения выделяется одежда южных районов. В орнаменте праздничной одежды и ткани доминировали относительно крупные геометризованные узоры, в Посожье частей встречались растительные мотивы. В образцовом ткачестве употреблялась бранная техника, в производстве андараковой ткани предпочиталось 2-нитевое ткачество. Своеобразными приемами отделки выделяются традиционные неглюбские ручники и будо-кошелевские ручники.

Региональной особенностью определялась керамика. Посуда была легкая и грациозная. Ее делали преимущественно из красной глины с тонкими стенками и отделывали на горловинах или плечиках волнистыми поясками, которые наносились заостренным прутиком по сырой глине.

Лингвистическая карта Беларуси выделяет диалектные особенности речи Поднепровья, которые выделены в восточно-могилевскую группу северо-восточного диалекта. Неоднородность культурных ландшафтов разрешает выделить в Поднепровье несколько локальных регионов (подрайонов) – левобережье и правобережье Днепра, Посожье и Березинский район – со свойственным каждому из них комплексом местных этнокультурных примет.

Именно Поднепровье является своеобразным заповедником такого красивого и древнего вида танцевального искусства, как хоровод. Здесь бытовали различные типы хороводов: хороводы весенне-летней и зимней приуроченности; хороводы разных функций (обрядовые и игровые), разных рисунков (круговые, ленточные, " стенка на стенку" и др.), разных исполнительских стилей (медленные, подвижные, плясовые).

Экспозиционный сектор “Поднепровье” размещается на относительно ровном плато территории музея, что соответствует ландшафту этого региона. В будущем можно будет пройти по улице экспозиционной поднепровской деревни с двусторонней застройкой, которую образуют замкнутые веночные дворы. Перспектива улицы завершается силуэтом Преоброженской церкви, памятником 1707 года постройки.

Экспозиция недавно началась: восстановлены веночные дворы из д. Волева Дубровенского района (конец XIX в.) и деревни Бракава Слобода Чаусского района (нач. XX в.), подвал из д. Бракава Слобода. В стадии реставрации находятся Преображенская церковь из д. Барань Оршанского района и мельница из д. Зеленец Хотимского района (нач. XX в.). Веночные дворы — интересные памятники народной архитектуры, в которых жилые и хозяйственные построения размещены вокруг пространства открытого внутреннего двора.

В памятниках восстановлены традиционные интерьеры, созданы выставки “Дубровенская керамика” и “Чаусский наряд”.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь